Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Ноября 2012 в 11:10, реферат
С 1992 года в нашей стране действует новая налоговая система.
Основные принципы её построения определил закон об "Основах налоговой
системы в РФ" от 28.12.91 (введён с 01.01.92). Он устанавливает перечень
идущих в бюджетную систему налогов, сборов, пошлин и других платежей,
определяет плательщиков, их права и обязанности, а также права и
обязанности налоговых органов.
Установление и отмена налогов, сборов, пошлин и других платежей, а
также льгот их плательщикам осуществляется высшим органом законодательной
власти и в соответствии с вышеуказанным законом.
Введение.
Сущность понятия «налог» и объективная необходимость его существования.
Принципы и механизм налогообложения.
Усовершенствование налоговой системы в 1997г.
Заключение.
всего в том, что сумма прибыли, направленная на техническое
перевооружение, реконструкцию, расширение производства товаров
народного потребления, оборудование для производства продуктов питания и
ряда других освобождается от налогообложения.
Эта льгота, кончено, очень существенная. В прежнем Законе о налогах
этой льготы не было. Сделан очевидный шаг вперед. Очевидный, но
непоследовательный. Во многих развитых странах освобождаются от
налогообложения затраты на наyчно-исследовательские и опытно-
констрyкторские работы. Делается это по-разномy. Так, в Германии указанные
затраты включаются в себестоимость продукции и тем самым автоматически
освобождаются от налогов. В других странах эти затраты полностью или
частично исключаются из облагаемой налогом прибыли. Аналогичная норма
была предусмотрена и у нас в прежнем законодательстве: облагаемая
прибыль уменьшалась на сумму, составлявшую 30 % затрат на проведение
наyчно-исследовательских и опытно-констрyкторских работ. Было бы
целесообразно и сейчас установить, что в состав затрат, освобождаемых от
налога, полностью или частично (например, 50 %) входят расходы на НИИ и
ОКР. Другой путь - включать эти расходы в затраты на производство.
Идея всемерной поддержки сельскохозяйственного производства,
стремление способствовать возрождению российской деревни пронизывает все
наше налоговое законодательство. Например, Законом "О налогообложении
доходов банков" предусмотрено, что ставка налога на доход банка
составляет 30 %. В то же время установлено, что коммерческим банкам,
имеющим удельный вес кредитных вложений в сельскохозяйственную
деятельность не менее 50 % всех вложений, ставка налога на доходы
устанавливается на треть ниже общей - 20 %.
Объективно это значит, что если при типовой процентной ставке,
например, 18 % можно предоставлять ссуды сельскохозяйственным предприятиям
и фермерам под 15 % годовых и при этом кредитор (банк) не только не теряет
часть прибыли, но даже выигрывает за счет льготного налогообложения.
Следующая функция налогов - распределительная, или, вернее,
перераспределительная. Посредством налогов в государственном бюджете
концентрируются средства, направляемые затем на решение
народнохозяйственных проблем, как производственных, так и социальных,
финансирование крупных
технических, экономических и др.
С помощью налогов государство перераспределяет часть прибыли
предприятий и предпринимателей, доходов граждан, направляя ее на развитие
производственной и социальной инфраструктуры, на инвестиции и
капиталоемкие и фондоемкие отрасли с длительными сроками окупаемости
затрат: железные дороги и автострады, добывающие отрасли, электростанции и
др. В современных условиях значительные средства из бюджета должны быть
направлены на развитие сельскохозяйственного производства, отставание
которого наиболее болезненно отражается на всем состоянии экономики и
жизни населения.
Перераспределительная функция налоговой системы носит ярко
выраженный социальный характер. Соответствующим образом построенная
налоговая система позволяет придать рыночной экономике социальную
направленность, как это сделано в Германии, Швеции, многих других странах.
Это достигается путем
направления значительной части бюджета средств на социальные нужды
населения, полного или частичного освобождения от налогов граждан,
нуждающихся в социальной защите.
Наконец, последняя функция налогов - фискальная, изъятие части
доходов предприятий и граждан для содержания государственного
аппарата, обороны страны и той части непроизводственной сферы,
которая не имеет собственных источников доходов (многие учреждения культуры
- библиотеки, архивы и др.), либо они недостаточны для обеспечения
должного уровня развития - фундаментальная наука, театры, музеи и многие
учебные заведения и т.п.
Систему налогообложения можно считать стабильной и, соответственно,
благоприятной для предпринимательской деятельности, если остаются
неизменными основные принципы налогообложения, состав налоговой
системы, наиболее значимые льготы и санкции (если, естественно, при этом
ставки налогов не выходят за
пределы экономической
Частные изменения могут вноситься ежегодно, но при этом желательно,
чтобы они были установлены и были известны предпринимателям хотя бы за
месяц до начала нового хозяйственного года. Например, состояние бюджета на
очередной год, наличие бюджетного дефицита и его ожидаемые размеры могут
определить целесообразность снижения на 2-3 пункта или необходимость
повышения на 2-3 пункта ставок налога на прибыль или доход. Такие
частные изменения не нарушают стабильности системы хозяйствования, а
вместе с тем не препятствуют эффективной предпринимательской
деятельности.
Стабильность налогов
означает относительную
ряда лет основных принципов системы налогообложения, а также наиболее
значимых налогов и ставок,
определяющих взаимоотношения
предприятий с государственным бюджетом. Если иметь в виду сегодняшний день,
то речь должна идти о
налоге на добавленную
прибыль и доходы. Многие же другие налоги и сам состав системы
налогообложения могут и должны меняться вместе с изменением
экономической ситуации в стране и в общественном производстве.
Например, налог на перепродажу вычислительной техники и
персональных компьютеров
области реализации указанных товаров, отечественные цены на них приблизятся
к мировым, и налог этот потеряет смысл. Сейчас в России действует почти
три десятка налогов и сборов, не считая различных пошлин. Не все из них
выдержат испытание временем, но в целом нынешняя система налогообложения
наиболее близка к принятой на Западе, учитывая, что и там имеются
существенные различия по странам, и налоговая система Швеции отличается
от действующей в Германии, а налоги в Англии заметно отличаются от принятых
в Дании и т.п. Правда, в странах
ЕЭС налоговая система
1 января 1993 года остались лишь несущественные различия.
Но стабильность системы налогообложения - не догма и не самоцель.
Ради нее нельзя жертвовать ни одной из присущих этой системе и
выполняемых ею функций - регулирующей, стимулирующей и др. Если
экономическое положение страны, решаемые в данном периоде задачи требуют
внесения определенных изменений в налоговую систему, то они, естественно,
должны быть внесены, но по возможности - с нового хозяйственного года.
За последние годы система взаимоотношений предприятий с
государственным бюджетом претерпевала неоднократные серьезные изменения.
Хотя эти изменения были различными по своему характеру, но можно
утверждать, что они отличались определенной внутренней логикой. Это
утверждение базируется на том факте, что каждое последующее изменение было
шагом вперед по пути предоставления предприятиям широкой хозяйственной
самостоятельности. Началось это движение с экономической реформы 1965-1966
гг., когда впервые в нашей хозяйственной практике предприятиям было
разрешено создавать за счет своей прибыли фонды экономического
стимулирования: фонд развития производства, фонд социально-кyльтyрынх
мероприятий и жилищного строительства, фонд материального поощрения. По
сравнению с прежним порядком, когда предприятия были совершенно бесправны в
распоряжении своей прибылью, это был принципиально важный шаг, впервые
подводивший под юридически провозглашенные лозунги самостоятельности
предприятий реальную экономическую базу. Реальную, но явно недостаточную,
так как отчисления от прибыли в государственный бюджет не ограничивались
установленными нормативами, в него отчислялся "свободный остаток прибыли",
то есть часть прибыли, оставшаяся после отчислений в бюджет, вышестоящим
органам и в фонды экономического стимулирования предприятий. Это означало,
что принятый порядок распределения прибыли предприятий явно отдавал
предпочтение государственному бюджету.
Следующим существенным шагов в совершенствовании системы
взаимоотношений предприятий с государственным бюджетом был переход к так
называемому полному хозяйственному расчету и самофинансированию. Его
главное достоинство, на мой взгляд, состояло в том, что порядок
распределения прибыли приобретал нормативный характер: не часть, а вся
прибыль предприятий распределялась по утвержденным вышестоящими органами
экономическим нормативам, в результате чего автоматически устранялся так
раздражавший предприятия "свободный" остаток прибыли, никогда в
действительности не являвшийся свободным. Одновременно признавалось
равенство интересов предприятия и государства при распределении прибыли,
поскольку нормативы формировались с учетом потребностей предприятий в
средствах не только на простое, но и на расширенное воспроизводство, а
также на содержание социально-бытовой сферы (принадлежащего предприятию
детского сада, пионерлагеря, базы отдыха) и жилищное строительство.
Однако, система экономических нормативов страдала существенными
недостатками. Прежде всего, нормативы, которые по идее должны быть
едиными, то есть предъявлять ко всем предприятиям одинаковые общественные
требования, не деле были не только дифференцированными, но и практически
индивидуальными. Вместо еденных требований ко всем предприятиям получалось
наоборот: сами эти требования как бы приспосабливались к положению,
возможностям каждого предприятия. Единство принципов формирования
нормативов было подменено явным субъективизмом, размеры нормативов больше
зависели от взаимоотношений с министерскими чиновникам, чем от объективных
условий и требований.
Поэтому замена
экономических нормативов
на прибыль была логическим продолжением курса на устранение из системы
экономических взаимоотношений предприятий и государства элементов
субъективизма и волюнтаризма.
Налоги - это те же экономические нормативы, но только подлинно
единые и стабильные, независящие от воли отдельных лиц. Индивидуализация
налоговых ставок, льгот и санкций запрещена, их можно дифференцировать по
отраслям, производствам, регионам, но никак не по отдельным предприятиям.
Налоги относятся
к классу экономических
принципам, присущим нормативам. Например, ставку налога на прибыль
можно рассматривать как норматив отчислений от прибыли в бюджет, но
установленный на общегосударственном уровне.
Замена нормативов отчислений от прибыли в бюджет системой
налогообложения прибыли была целесообразна, даже необходима, независимо
от перехода к рыночным отношениям в стране, но последний ускорил эту
замену и сделал ее
не может развиваться
взаимоотношений с государством, с бюджетом.
Нормально функционирующая
система налогов является
борьбы с теневой экономикой: ведь уплата налога с того или иного дохода
означает признание его легальности, законности, в то время как наличие
дохода, укрываемого от налогообложения ввиду его незаконности преследуется
государством.
Повышение роли налогов в нашей стране, превращение их в основной
способ изъятия части доходов физических и юридических лиц в
государственный и местные бюджеты - свидетельство роста финансовой
культуры общества. При достижении определенного уровня грамотности
населения налоги будут восприниматься им с пониманием, как форма участия
Информация о работе Налоговая система России и основные направления ее совершенствования