Налоговая система РФ

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2013 в 20:37, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является исследование налоговой системы России.
Названная цель определила необходимость решения следующих задач работы:
1. проанализировать основные задачи, принципы построения и элементы налоговой системы государства;
2. определить структуру налогообложения и понятие правового регулирования налоговой системы;
3. перечислить проблемы и ограничения развития современной налоговой системы;
4. определить тенденции дальнейшего развития налоговой системы России.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ……………………...………………………………………………3
Глава1. Понятие налоговой системы РФ
1.1 Сущность налогов и их роль в экономике государства…………………..5
1.2 Задачи и принципы построения налоговой системы РФ…………………7
1.3 Элементы налоговой системы РФ…………………………………………10
Глава 2. Налоговая система РФ
2.1 Структура налогообложения РФ…………………………………………..13
Глава 3. Основные направления развития налоговой системы РФ
3.1 Перспективы развития налоговой системы государства…………………16
Приложение А «Расчетная часть»……………………………………………...20
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….28
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………………………….30

Работа содержит 1 файл

Налоги и налогообложение контрольная работа.doc

— 227.00 Кб (Скачать)

 

1.3 Элементы  налоговой системы РФ

В Налоговом кодексе Российской Федерации  используется термин «элемент налогообложения». Под элементом обычно понимается составная часть сложного целого. Элементами налогообложения следует считать отдельные нормы законодательства, правила, процедуры, категории, понятия, которые в совокупности определяют условия обложения налогом.

Для всех видов налогов установлены  обязательные элементы налогообложения:

  • объект налогообложения, налоговая база;
  • налоговый период;
  • налоговая ставка;
  • порядок исчисления налога;
  • порядок и сроки уплаты налога.

Для того чтобы считаться  объектом обложения, объект должен соответствовать  двум условиям:

1) он должен иметь  либо стоимостную, либо количественную, либо физическую характеристикихарактеристики;

2) с наличием этого  объекта у налогоплательщика  законодательство о налогах и  сборах должно связывать возникновение  обязанности по уплате налогов.

Налогоплательщики-организации  исчисляют налоговую базу по итогам каждого налогового периода на основе данных регистров бухгалтерского учета и (или) на основе иных документально подтвержденных данных об объектах, подлежащих налогообложению либо связанных с налогообложением. При обнаружении ошибок (искажений) в исчислении налоговой базы, относящихся к прошлым налоговым (отчетным) периодам, в текущем (отчетном) налоговом периоде перерасчет налоговых обязательств производится в периоде совершения ошибки. В случае невозможности определения конкретного периода, в котором выявлены искажения.

Индивидуальные предприниматели  исчисляют налоговую базу по итогам каждого налогового периода на основе данных учета доходов и расходов и хозяйственных операций в порядке, определяемом Министерством Финансов России.

Остальные налогоплательщики - физические лица - исчисляют налоговую базу на основе получаемых в установленных случаях от организаций, данных об облагаемых доходах, а также данных собственного учета облагаемых доходов, осуществляемых доходов, осуществляемого по произвольным формам.

Налоговая ставка представляет собой величину налоговых начислений на единицу измерения налоговой базы.

Под налоговым периодом понимается календарный год или иной период времени применительно к отдельным налогам, по окончании которого определяется налоговая база и исчисляется сумма налога, подлежащая уплате. Налоговый период может состоять из одного или нескольких отчетных периодов, по итогам которых уплачивается авансовые платежи.

Льготами по налогам  и сборам признаются предоставляемые отдельным категориям налогоплательщиков и плательщиков сборов предусмотренные законодательством о налогах и сборах преимущества по сравнению с другими налогоплательщиками или плательщиками сборов, включая возможность не уплачивать налог или сбор, либо уплачивать их в меньшем размере.

Сроки уплаты налогов  и сборов устанавливаются применительно  к каждому налогу и сбору. Изменение  установленного срока уплаты налога и сбора допускается только в  порядке, предусмотренном Налоговым  кодексом Российской Федерации.

При уплате налога и сбора  с нарушением срока уплаты налогоплательщик (плательщик сбора) уплачивает пени.

Сроки уплаты налогов  и сборов определяются календарной  датой или истечением периода  времени, исчисляемого годами, кварталами, месяцами, неделями и днями, а также указанием на событие, которое должно наступить или произойти, либо действие, которое должно быть совершено.

Конкретный порядок  уплаты налога устанавливается применительно  к каждому налогу. Порядок уплаты федеральных налогов устанавливается  Налоговым кодексом Российской Федерации. Порядок уплаты региональных и местных налогов устанавливается соответственно законами субъектов РФ и нормативно-ыми правовыми актами представительных органов местного самоуправления с Налоговым кодексом Российской Федерации.

 

 

 

Глава 2. Налоговая  система Российской Федерации

2.1 Структура  налогообложения РФ

С 1992 года в нашей стране действует новая налоговая система. Основные принципы ее построения определил  Закон « Об основах налоговой  системы в РФ » от 27.12.91 г. Он установил перечень идущих в бюджетную систему налогов, сборов, пошлин и других платежей; определил плательщиков, их права и обязанности, а также права и обязанности налоговых органов.

В соответствии с законом  под налогом, сбором, пошлиной и другими  платежами понимается обязательный взнос в бюджет соответствующего уровня или во внебюджетный фонд, осуществляемый плательщиками в порядке и на условиях, определенных законодательными актами. Совокупность налогов, сборов, пошлин и других платежей, взимаемых в установленном порядке, образуют налоговую систему.

Возглавляет налоговую  систему Государственная налоговая  служба РФ, которая входит в систему  центральных органов государственного управления России, подчиняется Президенту и Правительству РФ и возглавляется  руководителем в ранге министра.

Главной задачей Государственной  налоговой службы РФ является контроль за соблюдением законодательства о  налогах, правильностью их исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующие бюджеты государственных  налогов и других платежей, установленных законодательством.

Под термином « налоговое  законодательство » понимаются только законы Российской Федерации, решения  органов власти субъектов Федерации, которые изданы на основе Конституции  и федеральных законов и в  пределах полномочий, предоставленных этим органам Конституцией Российской Федерации.

Согласно ст. 57 Конституции  РФ каждый обязан платить законно  установленные налоги. Конституционный  суд РФ в постановлении от 04.04.96 г. указал, что “ установить налог  или сбор можно только законом. Налоги, взимаемые не на основе закона, не могут считаться « законно установленными ». Данное положение имеет значение как для признания конституционного закона, в том числе закона субъекта Российской Федерации, устанавливающего конкретный налог, так и при оценке конституционности полномочия органа государственной власти на установленные налоги. Конституция РФ исключает установление налогов органами исполнительной власти ” (п. 4 Постановления).

Таким образом, понятие  « законно установленный » включает в себя и вид правового акта, на основании которого взимается налог и сбор. Таким актом может быть только закон. Конституция РФ не допускает взимания налога или сбора на основе указа, постановления, распоряжения и т.п.

Установить налог не значит дать ему название. Нельзя выполнить обязанность по уплате налога, если не известны обязанное лицо, размер налогового обязательства и порядок его исполнения.

Установить налог –  значит установить и определить все  существенные элементы его конструкции (налогоплательщик, объект и предмет налога, налоговый период и т.д.). Согласно ч. 1 ст. 11 Закона « Об основах налоговой системы в Российской Федерации » в целях определения обязанностей налогоплательщика законодательные акты устанавливают и определяют налогоплательщика (субъекта налога), объект и источник налога, единицу налогообложения, налоговую ставку, сроки уплаты налога, бюджет или внебюджетный фонд, в который зачисляется налоговый оклад.

Законом « Об основах  налоговой системы в Российской Федерации » впервые в России вводится трехуровневая система налогообложения.

1. Федеральные налоги взимаются по всей территории России. При этом все суммы сборов от 6 из 14 федеральных налогов должны зачисляться в федеральный бюджет Российской Федерации.

К федеральным налогам и сборам относятся(согласно ст.13 НК РФ):

    • Налог на добавленную стоимость (НДС);
    • Акцизы;
    • Налог на доходы физических лиц (НДФЛ);
    • Единый социальный налог (ЕСН);
    • Налог на прибыль организации;
    • Налог на добычу полезных ископаемых (НДПИ);
    • Водный налог;
    • Сборы за право пользования объектами животного мира и объектами водных биологических ресурсов;
    • Государственная пошлина.

2. Региональные налоги являются общеобязательными. При этом сумма платежей, например, по налогу на имущество предприятий, равными долями зачисляется в бюджет республики, края, автономного образования, а также в бюджеты города и района, на территории которого находится предприятие.

К региональным налогам относятся (согласно ст.14 НК РФ):

    • Налог на имущество организации;
    • Налог на игорный бизнес;
    • Транспортный налог.

3. Из местных налогов  (а их всего 22) общеобязательны только 2 – налог на имущество физических лиц и земельный налог (согласно ст.15 НК РФ).

К местным налогам относятся:

Земельный налог;

Налог на имущество физических лиц.

 

 

 

 

Глава 3. Основные тенденции развития налоговой системы РФ.

3.Проблемы и ограничения развития современной налоговой системы.Говоря о проблемах современной налоговой системы РФ, прежде всего, стоит отметить проблему налогового администрирования – налоговая система РФ по-прежнему остается очень громоздкой, неэкономичной и малоэффективной. Большое количество налогов, сложные методики их расчета, наличие большого количества бюрократических процедур приводят к значительному увеличению трудоемкости, как налогового учета, так и налогового инспектирования.Решение проблемы стимулирующего влияния системы налогообложения на экономическую деятельность предприятий, развитие производства и экономическое развитие страны в целом являются в настоящее время одной из первоочередных задач государства.Эффективное налогообложение, возможно, обеспечить путем гармоничного сочетания выбранного налогового механизма с целями и задачами, которые ставит перед собой государство при управлении экономикой страны.Эффективность налогообложения определяется соотношением налоговых поступлений в бюджеты с общими затратами на сбор налогов, в том числе и в отношении к каждому конкретному налогу. Эффективность налогообложения заключается в следующем:– для государства – в увеличении доходов бюджета за счет налоговых поступлений и развитии налогооблагаемой базы;– для хозяйствующих субъектов – в получении максимально возможных доходов (прибыли) при минимизации налоговых платежей;– для населения – в получении достаточных доходов для существования при уплате установленных налогов, за счет которых государство предоставляет необходимые социальные услуги.Доходы федерального бюджета за январь-март 2009 года, по предварительным данным Минфина России, составили 1 729,9 млрд. рублей или 21,1 % ВВП, что на 0,7 п.п. ВВП ниже величины за аналогичный период 2008 года. Общий объем налоговых и других платежей, администрируемых ФНС России, составил 734,2 млрд. рублей в 2009 году или 8,9% ВВП, что полностью соответствует показателю доходов, администрируемых ФНС России, в процентах ВВП в 2008 году. Доходы, администрируемые ФТС России, поступили по итогам января-марта 2009 года в объеме 655,0 млрд. рублей или 8,0% ВВП (11,3% ВВП в 2008 году). Доходы, администрируемые другими администраторами, за отчетный период 2009 года составили 340,7 млрд. рублей, или 4,1 % ВВП (1,6% ВВП).Поступление доходов в январе-марте составило 25,8% от объема доходов федерального бюджета, учтенного при разработке поправок в закон о федеральном бюджете на 2009 год и плановый период 2010 и 2011 годов. К наиболее существенным факторам, оказавшим негативное влияние на доходы федерального бюджета, прежде всего, относится падение мировых цен на энергоносители на фоне снижения физобъемов добычи и экспорта нефти и газа. Цена нефти марки Urals в январе-марте 2009 года снизилась более чем в 2 раза по сравнению с аналогичным показателем прошлого года и составила 43,0 доллара за баррель. Наряду с этим произошло существенное снижение импорта. Налоговые реформы, связанные со снижением налоговой нагрузки, в частности, сокращение федеральной ставки налога на прибыль, вступившие в силу в 2009 году также способствовали сокращению доходов федерального бюджета в первом квартале 2009 года.С учетом исполнения бюджета по доходам и расходам дефицит федерального бюджета в январе-марте 2009 года составил -50,5 млрд. рублей или -0,6% ВВП (в аналогичном периоде прошлого года 600,0 млрд. рублей или 6,7% ВВП). В январе-марте 2009 значительный объем поступлений, согласно предварительным данным Минфина России, обеспечили «другие федеральные органы» - 340,7 млрд. рублей, что составляет 19,7% от общего объема доходов, поступивших за этот период. Основную их часть составляет процентный доход за пользование денежными средствами, размещенными на счетах в иностранной валюте, открытых в Центральном Банке Российской Федерации для учета средств Резервного фонда и Фонда национального благосостояния, в сумме 205,1 и 66,0 млрд. рублей соответственно. Без учета указанных средств, поступление доходов по прочим администраторам в январе-марте 2009 года составили 69,6 млрд. рублей, что ниже доходов за январь-февраль 2008 года на 44,7 млрд. рублей.При формировании проекта бюджета учитывалось налоговое законодательство, действующее на момент составления проекта бюджета, а также одобренные основные направления налоговой политики, предусматривающие внесение изменений и дополнений в законодательство Российской Федерации о налогах и сборах.Налоговый механизм является наиболее действенным и эффективным рычагом государственного регулирования. От того, насколько эффективной будет налоговая система государства, зависит и эффективность функционирования страны и народного хозяйства в цел3.12 Перспективы развития налоговой системы РФ.

 

Создание эффективной, сбалансированной налоговой системы, отказ от необоснованных мер в области увеличения налогового бремени, предусмотрено Основными направлениями налоговой политики РФ на 2012 год и на плановый период 2013 и 2014 годов, одобренными Правительством РФ 07.07.2011 г. (далее – Основные направления). Предложенные мероприятия составлены с учетом преемственности базовых целей и задач, выработанных в предыдущие годы.

В 3-летней перспективе 2012 - 2014 гг. приоритеты Правительства РФ в области налоговой политики остаются такими же, как и ранее - создание эффективной и стабильной налоговой системы, обеспечивающей бюджетную устойчивость в среднесрочной  и долгосрочной перспективе. Основными целями налоговой политики продолжают оставаться поддержка инновационной деятельности, в том числе и путем предоставления новых льгот, направленных на ее стимулирование, а также поддержка инвестиций в области образования и здравоохранения.

Налоговая политика государства  в указанные годы будет по-прежнему проводиться в условиях дефицита федерального бюджета. В этой связи  важнейшей задачей Правительства  РФ является создание эффективной и  стабильной налоговой системы, обеспечивающей бюджетную устойчивость в среднесрочной и долгосрочной перспективе. Планируется, в частности, предпринимать усилия, направленные на увеличение доходного потенциала налоговой системы (повышение доходов бюджетной системы от налогообложения потребления, ренты, возникающей при добыче природных ресурсов, а также от перехода к новой системе налогообложения недвижимого имущества). Отдельным направлением политики в области повышения доходного потенциала налоговой системы будет оптимизация существующей системы налоговых льгот, и освобождений и ликвидация имеющихся возможностей для уклонения от налогообложения. Выделены меры:

1. Налоговое стимулирование  инновационной деятельности и  развития человеческого капитала. Планируется дальнейшее снижение  тарифов страховых взносов, совершенствование амортизационной политики, предоставление налоговых преференций при осуществлении социально значимых расходов.

2. Мониторинг эффективности налоговых льгот. Необходимо регулярное проведение анализа востребованности установленных механизмов налогового стимулирования и налоговых льгот. Планируется уточнение перечня доходов, освобождаемых от обложения НДФЛ, также устранение имеющихся неточностей и противоречий, приводящих к неоднозначному толкованию норм.

3. Акцизное налогообложение. В плановом периоде будет проводиться периодическая индексация ставок акциза с учетом реально складывающейся экономической ситуации, при этом повышение акцизов на алкогольную, спиртосодержащую и табачную продукцию будет производиться опережающими темпами по сравнению с уровнем инфляции (приведены конкретные цифры ставок акцизов, планируемые к введению в период до 2015 г.).

Информация о работе Налоговая система РФ