Налоговая система РФ

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2013 в 20:37, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является исследование налоговой системы России.
Названная цель определила необходимость решения следующих задач работы:
1. проанализировать основные задачи, принципы построения и элементы налоговой системы государства;
2. определить структуру налогообложения и понятие правового регулирования налоговой системы;
3. перечислить проблемы и ограничения развития современной налоговой системы;
4. определить тенденции дальнейшего развития налоговой системы России.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ……………………...………………………………………………3
Глава1. Понятие налоговой системы РФ
1.1 Сущность налогов и их роль в экономике государства…………………..5
1.2 Задачи и принципы построения налоговой системы РФ…………………7
1.3 Элементы налоговой системы РФ…………………………………………10
Глава 2. Налоговая система РФ
2.1 Структура налогообложения РФ…………………………………………..13
Глава 3. Основные направления развития налоговой системы РФ
3.1 Перспективы развития налоговой системы государства…………………16
Приложение А «Расчетная часть»……………………………………………...20
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….28
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………………………….30

Работа содержит 1 файл

Налоги и налогообложение контрольная работа.doc

— 227.00 Кб (Скачать)

 



Негосударственное образовательное учреждение

Высшего профессионального  образования

«Западно-Сибирский  Институт Финансов и Права»

 

 

 

 

 

Экономико-правовой факультет

Кафедра финансы и кредит

 

Контрольная  работа

 

По дисциплине: Налоги и налогообложение

 

 

Вариант № 3

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выполнила: студентка 4 курса

заочного отделения

экономического факультета

группа  Ф - 951

Ф.И.О.  Елисеева Ксения Игоревна

Руководитель:  Маслихова  Е.А.

 

 

 

 

 

 

 

 

Нижневартовск

2013

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ……………………...………………………………………………3

Глава1. Понятие налоговой системы РФ

1.1 Сущность налогов и их роль в экономике государства…………………..5

1.2 Задачи и принципы  построения налоговой системы  РФ…………………7

1.3 Элементы налоговой  системы РФ…………………………………………10

Глава 2. Налоговая система РФ

2.1 Структура налогообложения РФ…………………………………………..13

Глава 3. Основные направления развития налоговой системы РФ

3.1 Перспективы развития налоговой системы государства…………………16

Приложение А «Расчетная часть»……………………………………………...20

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….28

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………………………….30

Введение

 

Актуальность  темы исследования. Любому государству  для реализации своих функций  необходимы фонды денежных средств, основным источником формирования которых  могут быть только средства, которые государство собирает со своих подданных посредством установления и взимания обязательных платежей в казну с граждан и организаций. Указанные платежи выражают обязанность частных лиц участвовать в формировании государственных централизованных финансовых ресурсов и в совокупности выступают важнейшим звеном финансовой политики государства.

Государство заинтересовано в том, чтобы денежные средства, получаемые путем взимания налогов с имущества  граждан и организаций, поступали  в казну постоянно и равномерно в соответствии с планами наполнения доходной части бюджета. Такое равномерное поступление денежных средств в бюджетные и внебюджетные фонды обеспечивает бесперебойное расходование денежных средств на запланированные цели, предупреждает ситуации несовпадения фактических сроков поступления платежей и выдачи бюджетных ассигнований, способствует выплате в установленные сроки заработной платы работникам.

Развитие экономики  страны во многом зависит от качества налоговой системы. В России за последние  годы для ее совершенствования сделано немало – сформирована налоговая система, заметно снижена налоговая нагрузка, введена плоская шкала налога на доходы физических лиц, эффективнее стало налоговое администрирование. Уменьшено количество малоэффективных налогов. Однако, принимая во внимание тот факт, что в настоящее время в РФ совершается множество налоговых правонарушений, необходимым является дальнейшее реформирование налоговой системы России. В связи с этим особую актуальность приобретает вопрос о сущности и строении налоговой системы.

Степень разработанности  проблемы. Вопросам налоговой системы  РФ посвящены работы очень многих авторов: Брызгалина А.В., Берника В.Н., Винницкого Д.В., Головкина А.Н., Горского К.В., Гудимова В.И., Дадашева А.З., Карасевой  М.В., Кузнеченковой В.Е., Лобанова А.В., Мамыкиной Н.Н., Ногиной О.А., Староверовой О.В. и др. Однако многие проблемы так и остались нерешенными. Так, дискуссионным является само понятие "налоговая система". С одной стороны, термин "налоговая система" является очень распространенным и постоянно используется в нормативных актах, судебных решениях, научных исследованиях и в СМИ. И в то же время авторы мало где раскрывают, что они понимают под налоговой системой.

Целью курсовой работы является исследование налоговой системы России.

Названная цель определила необходимость решения  следующих задач работы:

  1. проанализировать основные задачи, принципы построения и элементы налоговой системы государства;
  2. определить структуру налогообложения и понятие правового регулирования налоговой системы;
  3. перечислить проблемы и ограничения развития современной налоговой системы;
  4. определить тенденции дальнейшего развития налоговой системы России.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1. Понятие  налоговой системы Российской Федерации.

 

1.1 Сущность налогов и их роль в экономике России.

 

В широком смысле под налогами понимаются обязательные платежи в бюджет, осуществляемые юридическими и физическими лицами. Социально-экономическая сущность, внутреннее содержание налогов проявляется через их функции.

Налоги  выполняют три важнейшие функции:

1. Обеспечение  финансирования государственных  расходов (фискальная функция);

2. Поддержание  социального равновесия путем  изменения соотношения между  доходами отдельных социальных  групп с целью сглаживания  неравенства между ними (социальная функция);

3. Государственное  регулирование экономики (регулирующая функция).

Во всех государствах, при всех общественных формациях  налоги в первую очередь выполняли  фискальную функцию, т.е. обеспечивали финансирование общественных расходов, прежде всего расходов государства.

Все налоги содержат следующие элементы:

- объект налога – это имущество или доход, подлежащие обложению;

- субъект налога – это налогоплательщик, т.е. физическое или юридическое лицо;

- источник налога – т.е. доход, из которого выплачивается налог;

- ставка налога – величина налога с единицы объекта налога;

- налоговая льгота – полное или частичное освобождение плательщика от налога.

Налоги  бывают двух видов:

Первый  вид – налоги на доходы и имущество: подоходный налог и налог на прибыль корпораций (фирм); на социальное страхование и на фонд заработной платы и рабочую силу (так называемые социальные налоги, социальные взносы); поимущественные налоги, в том числе налоги на собственность, включая землю и другую недвижимость; налог на перевод прибыли и капиталов за рубеж и другие. Они взимаются с конкретного физического или юридического лица, их называют прямыми налогами.

Второй  вид – налоги на товары и услуги: налог с оборота – в большинстве развитых стран заменен налогом на добавленную стоимость; акцизы (налоги, прямо включаемые в цену товара или услуги); на наследство; на сделки с недвижимостью и ценными бумагами и другие. Это – косвенные налоги. Они частично или полностью переносятся на цену товара или услуги.

Прямые налоги трудно перенести на потребителя. Из них легче всего дело обстоит с налогами на землю и на другую недвижимость: они включаются в арендную и квартирную плату, цену сельскохозяйственной продукции.

Косвенные налоги переносятся на конечного потребителя  в зависимости от степени эластичности спроса на товары и услуги, облагаемые этими налогами. Чем менее эластичен спрос, тем большая часть налога перекладывается на потребителя. Чем менее эластично предложение, тем меньшая часть налога перекладывается на потребителя, а большая уплачивается за счет прибыли. В долгосрочном плане эластичность предложения растет, и на потребителя перекладывается все большая часть косвенных налогов.

В случае высокой  эластичности спроса увеличение косвенных  налогов может привести к сокращению потребления, а при высокой эластичности предложения – к сокращению чистой прибыли, что вызовет сокращение капиталовложений или перелив капитала в другие сферы деятельности.

Налоги – это один из экономических рычагов, при помощи которых государство воздействует на рыночную экономику. В условиях рыночной экономики любое государство широко использует налоговую политику в качестве определенного регулятора воздействия на негативные явления рынка. Налоги, как и вся налоговая система, являются мощным инструментом управления экономикой в условиях рынка.

Применение  налогов является одним из экономических  методов управления и обеспечения  взаимосвязи общегосударственных  интересов с коммерческими интересами предпринимателей, предприятий независимо от ведомственной подчиненности, форм собственности и организационно- правовой формы предприятия. С помощью налогов определяются взаимоотношения предпринимателей, предприятий всех форм собственности с государственными и местными бюджетами, с банками, а также с вышестоящими организациями. При помощи налогов регулируется внешнеэкономическая деятельность, включая привлечение иностранных инвестиций, формируется хозрасчетный доход и прибыль предприятия.

В условиях перехода от административно-директивных методов  управления к экономическим резко возрастают роль и значение налогов как регулятора рыночной экономики, поощрения и развития ее приоритетных отраслей. Через налоги государство может проводить энергичную политику в развитии наукоемких производств и ликвидации убыточных предприятий.

 

1.2 Принципы  построения и основные задачи  налоговой системы.

 

На протяжении всей истории  человечества ни одно государство не смогло существовать без налогов. Налоговый  опыт подсказал и главный принцип  налогообложения: “ Нельзя резать курицу, несущую золотые яйца ”, т.е. как бы велики ни были потребности в финансовых средствах на покрытие мыслимых и немыслимых расходов, налоги не должны подрывать заинтересованность налогоплательщиков в хозяйственной деятельности.

Для того, чтобы глубоко  вникнуть в суть налоговых платежей, важно определить основные принципы налогообложения. Качества, с экономической точки зрения желательные в любой системе налогообложения, были сформулированы Адамом Смитом (в XVIIIв.) в форме четырех положений, ставшими классическими принципами, с которыми, как правило, соглашались последующие авторы. Они сводятся к следующему:

1. Подданные государства  должны участвовать в покрытии  расходов правительства, каждый  по возможности, т.е. соразмерно  доходу, которым он пользуется  под охраной правительства. Соблюдение этого положения или пренебрежение им ведет к так называемому равенству или неравенству обложения.

2. Налог, который обязан  уплачивать каждый, должен быть  точно определен, а не произволен. Размер налога, время и способ  его уплаты должны быть ясны и известны как самому плательщику, так и всякому другому.

3. Каждый налог должен  взиматься в такое время и  таким способом, какие наиболее  удобны для плательщика.

4. Каждый налог должен  быть так устроен, чтобы он  извлекал из кармана плательщика возможно меньше сверх того, что поступает в кассы государства.

Принципы Адама Смита, благодаря их простоте и ясности, не требуют никаких иных разъяснений  и иллюстраций, кроме тех, которые  содержатся в них самих, они стали  « аксиомами » налоговой политики.

Сегодня эти принципы расширены и дополнены в соответствии с духом нового времени.

Современные принципы налогообложения таковы:

1. Уровень налоговой  ставки должен устанавливаться  с учетом возможностей налогоплательщика,  т.е. уровня доходов. Налог с  дохода должен быть прогрессивным. Принцип этот соблюдается далеко не всегда, некоторые налоги во многих странах рассчитываются пропорционально.

2. Необходимо прилагать  все усилия, чтобы налогообложение  доходов носило однократный характер. Многократное обложение дохода или капитала недопустимо. Примером осуществления этого принципа служит замена в развитых странах налога с оборота, где обложение оборота происходило по нарастающей кривой, на НДС, где вновь созданный чистый продукт облагается налогом всего один раз вплоть до его реализации.

3. Обязательность уплаты  налогов. Налоговая система не  должна оставлять сомнений у  налогоплательщика в неизбежности  платежа.

4. Система и процедура  выплаты налогов должны быть  простыми, понятными и удобными  для налогоплательщиков и экономичными для учреждений, собирающих налоги.

5. Налоговая система  должна быть гибкой и легко  адаптируемой к меняющимся общественно-политическим  потребностям.

6. Налоговая система  должна обеспечивать перераспределение  создаваемого ВВП и быть эффективным инструментом государственной экономической политики.

Основными задачами налоговой системы являются:

  1. налоговая система должна успешно решать фискально-перераспределительную задачу, т.е. путем перераспределения доходов предпринимателей и населения обеспечивать финансовыми ресурсами доходную часть государственного бюджета (в развитых странах налоги покрывают в среднем до 90% доходов госбюджета).
  2. налоговая система должна действовать таким образом, чтобы, как минимум, не подрывать стимулы к производственной и всякой экономической деятельности, а в лучшем случае способствовать формированию и усилению подобных стимулов.
  3. система налогообложения достаточно органично связывается и с принципом социальной справедливости.
  4. на формирование систем налогообложения большое влияние оказывают требования организационной и расчетной легкости в определении тех или иных налогов, эффективности их сбора, возможности сохранения стабильности налогообложения, т.е. отсутствия необходимости частых и тем более резких изменений тех или иных налогов, и т.п.
  5. должно осуществляться умелое распределение налогового бремени между различными бюджетными уровнями: в федеративных государствах — между тремя уровнями — федеральным, региональным (субъектов федерации) и местным; в унитарных государствах — между общегосударственным и местным уровнями.

Информация о работе Налоговая система РФ