Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Января 2011 в 16:06, контрольная работа
Налоговая система Российской Федерации уже в течение более чем полутора десятков лет находится на стадии реформирования. Изменения затрагивают практически все стороны современной налоговой системы нашей страны – изменяются ставки налогов, их состав, методики расчета, налоговое законодательство, система налогового администрирования и так далее.
Введение…………………………………………………...…………………3
История налоговой системы РФ с 1991г…………………………….….5
Сущность налога. Основные принципы налогообложения……………8
Классификация и виды налогов…………………………………..........11
Роль и функции налоговой системы. Налоги и налоговая ставка как инструменты государственного регулирования……………………………….14
Заключение………………………………………………………………….22
Список источников………………………………………………………....23
Практическая часть………………………………………………………....24
Налогообложение относится к числу давно известных способов регулирования доходов и источников пополнения государственных средств. Еще А.Смит сформулировал четыре основных требования к налоговой системе, которые верны и сегодня:
1. Подданные государства должны, по возможности, соответственно своим способностям и силам участвовать в содержании правительства, т.е. соответственно доходу, каким они пользуются под покровительством государства.
2.
Налог, который обязывается
3.
Каждый налог должен взиматься
в то время и тем способом,
когда и как плательщику
4.
Каждый налог должен быть так
задуман и разработан, чтобы он
брал и удерживал из кармана
народа возможно сверх того, что
он приносит казначейству государства...
3.
Классификация и
виды налогов
Налоги весьма разнообразны по видам и образуют довольно разветвленную совокупность. Попытки унифицировать налоги, уменьшить количество их видов пока не имели успеха. Возможно это происходит потому, что правительствам удобнее вместо одного большого налога взимать множество не столь больших, в этом случае налоговые поборы станут менее заметными и чувствительными для населения.
Налоги делятся на разные группы по многим признакам. Прежде всего налоги делятся на прямые и косвенные в зависимости от источника их взимания.
Прямые налоги взимаются непосредственно с дохода налогоплательщика, так что он ощущает их в виде недополучения дохода.
Косвенные налоги взимаются иным, менее заметным методом, посредством введения государственных надбавок к ценам на товары и услуги, уплачиваемых покупателем и поступающих в госбюджет. Это в основном акцизные налоги, фискальные монопольные налоги и таможенные пошлины (налог на экспорт и импорт). К косвенным могут быть отнесены также налог на добавленную стоимость и применявшиеся в советские времена налог с оборота и налог с продаж. Косвенные налоги именуют еще безусловными в связи с тем, что они взимаются вне зависимости от конечных результатов деятельности, получения прибыли.
Виды налогов различаются также в зависимости от характера налоговых ставок.
Налоговой
ставкой называется процент или
доля подлежащих к уплате средств, а
еще точнее - размер налога в расчете
на единицу объекта
Налог называется пропорциональным, если налоговая ставка неизменна, не зависит от величины дохода, от масштаба объекта налогообложения. В этом случае говорят о твердых налоговых ставках на единицу объекта.
При прогрессивном налоге, налоговая ставка повышается по мере возрастания величины объекта налогообложения.
Ставка регрессивного налога, наоборот, понижается по мере увеличения объекта налогообложения. Регрессивный налог вводится с целью стимулирования роста дохода, прибыли, имущества.
В зависимости от того, кто взимает налог и в какой бюджет он поступает, налоги делятся на государственные и местные. В свою очередь, при федеральном устройстве государства государственные налоги разделяются на федеральные налоги и налоги субъектов федерации.
В соответствии с Налоговым кодексом РФ от 1998г., статьи 8, 12, 13:
I. К Федеральным налогам и сборам относятся:
II. К Региональным налогам и сборам относятся:
III. К местным налогам и сборам относятся:
Если
же в качестве классификационного признака
налогов рассматривать, кто есть
налогоплательщик, т.е. субъект налогообложения,
то различают налоги на юридических и
физических лиц.
4.
Роль и функции
налоговой системы.
Налоги и налоговая
ставка как инструменты
государственного
регулирования.
В рыночной экономике налоги выполняют столь важную роль, что можно с уверенностью сказать: без хорошо налаженной, четко действующей налоговой системы, отвечающей условиям развития общественного производства, эффективная рыночная экономика невозможна.
В чем же конкретно состоит роль налогов в рыночной экономике, какие функции они выполняют в хозяйственном механизме?
Отвечая на эти вопросы, обычно начинают с того, что налогам принадлежит решающая роль в формировании доходной части госyдарстенного бюджета. Это, конечно, так. Но не это главное для характеристики роли налогов: государственный бюджет можно сформировать и без них. Хотя бы с помощью экономических нормативов отчислений от прибыли в бюджет, применявшихся в нашей стране ряд лет. На первое место следует поставить функцию, без которой в экономике, базирующейся на товарно-денежных отношениях, нельзя обойтись. Эта функция налогов - регулирующая.
Рыночная экономика в развитых странах - это регyлирyемая экономика. Представить себе эффективно фyнкционирyющyю рыночную экономику в современном мире, не регyлирyемyю государством, невозможно. Иное дело - как она регyлирyется, какими способами, в каких формах и т.д. Здесь, как говорят, возможны варианты. Но каковы бы ни были эти формы и методы, центральное место в самой системе регулирования принадлежит налогам.
Государственное регулирование осуществляется в двух основных направлениях:
-
регулирование рыночных, товарно-денежных
отношений. Оно состоит главным
образом в определении "правил
игры", то есть разработка
законов, нормативных актов,
-
регулирование развития
В условиях рынка отмирают или, по крайней мере, сводятся к минимyмy методы административного подчинения предпринимателей.
Таким образом, развитие рыночной экономики регyлирyется финансово - экономическими методами - путем применения отлаженной системы налогообложения, маневрирования ссудным капиталом и процентными ставками, выделения из бюджета капитальных вложений и дотаций, государственных закупок и осуществления народнохозяйственных программ и т.п.. Центральное место в этом комплексе экономических методов занимают налоги.
Маневрируя
налоговыми ставками, льготами и штрафами,
изменяя условия
В
России к малым относятся
предприятия всех организационно-правовых
форм, имеющих среднесписочную
Другая функция налогов - стимулирующая. С помощью налогов, льгот и санкций государство стимулирует технический прогресс, увеличение числа рабочих мест, капитальные вложения в расширение производства и др.. Стимулирование технического прогресса с помощью налогов проявляется прежде всего в том, что сумма прибыли, направленная на техническое перевооружение, реконструкцию, расширение производства товаров народного потребления, оборудование для производства продуктов питания и ряда других, освобождается от налогообложения. Эта льгота, кончено, очень существенная.
Следующая
функция налогов - распределительная,
или, вернее, перераспределительная. Посредством
налогов в государственном
С помощью налогов государство перераспределяет часть прибыли предприятий и предпринимателей, доходов граждан, направляя ее на развитие производственной и социальной инфраструктуры, на инвестиции и капиталоемкие и фондоемкие отрасли с длительными сроками окупаемости затрат: железные дороги и автострады, добывающие отрасли, электростанции и др.. В современных условиях значительные средства из бюджета должны быть направлены на развитие сельскохозяйственного производства, отставание которого наиболее болезненно отражается на всем состоянии экономики и жизни населения.
Перераспределительная
функция налоговой системы