Налоговая система РФ и её история

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Января 2011 в 16:06, контрольная работа

Описание работы

Налоговая система Российской Федерации уже в течение более чем полутора десятков лет находится на стадии реформирования. Изменения затрагивают практически все стороны современной налоговой системы нашей страны – изменяются ставки налогов, их состав, методики расчета, налоговое законодательство, система налогового администрирования и так далее.

Содержание

Введение…………………………………………………...…………………3

История налоговой системы РФ с 1991г…………………………….….5
Сущность налога. Основные принципы налогообложения……………8
Классификация и виды налогов…………………………………..........11
Роль и функции налоговой системы. Налоги и налоговая ставка как инструменты государственного регулирования……………………………….14
Заключение………………………………………………………………….22

Список источников………………………………………………………....23

Практическая часть………………………………………………………....24

Работа содержит 1 файл

контрольная работа по налогам и налогооблажению.doc

— 96.50 Кб (Скачать)

    Налогообложение относится к числу давно известных способов регулирования доходов и источников пополнения государственных средств. Еще А.Смит сформулировал четыре основных требования к  налоговой системе, которые верны и сегодня:

    1. Подданные государства должны, по возможности, соответственно своим способностям и силам участвовать в содержании правительства, т.е. соответственно доходу, каким они пользуются под покровительством государства.

    2. Налог, который обязывается уплачивать  каждое отдельное лицо, должен  быть точно определен, а не произволен. Срок уплаты, способ платежа, сумма платежа, - все это должно быть ясно и определено для плательщика и всякого другого лица...

    3. Каждый налог должен взиматься  в то время и тем способом, когда и как плательщику должно  быть удобнее всего платить его.

    4. Каждый налог должен быть так  задуман и разработан, чтобы он  брал и удерживал из кармана  народа возможно сверх того, что  он приносит  казначейству государства... 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    3. Классификация и  виды налогов 

    Налоги  весьма разнообразны по видам и образуют довольно разветвленную совокупность. Попытки унифицировать налоги, уменьшить количество их видов пока не имели успеха. Возможно это происходит потому, что правительствам удобнее вместо одного большого налога взимать множество не столь больших, в этом случае налоговые поборы станут менее заметными и чувствительными для населения.

    Налоги  делятся на разные группы по многим признакам. Прежде всего налоги делятся  на прямые и косвенные в зависимости  от источника их взимания.

    Прямые налоги взимаются непосредственно с дохода налогоплательщика, так что он ощущает их в виде недополучения дохода.

    Косвенные налоги взимаются иным, менее заметным методом, посредством введения государственных  надбавок к ценам на товары и услуги, уплачиваемых покупателем и поступающих в госбюджет. Это в основном акцизные налоги, фискальные монопольные налоги и таможенные пошлины (налог на экспорт и импорт). К косвенным могут быть отнесены также налог на добавленную стоимость и применявшиеся в советские времена налог с оборота и налог с продаж. Косвенные налоги именуют еще безусловными в связи с тем, что они взимаются вне зависимости от конечных результатов деятельности, получения прибыли.

    Виды  налогов различаются также в  зависимости от характера налоговых  ставок.

    Налоговой ставкой называется процент или  доля подлежащих к уплате средств, а  еще точнее - размер налога в расчете  на единицу объекта налогообложения (на рубль дохода, на автомобиль, на рубль имущества и т.д.). В зависимости  от налоговых ставок, налоги делятся на пропорциональные, прогрессивные и регрессивные.

    Налог называется пропорциональным, если налоговая  ставка неизменна, не зависит от величины дохода, от масштаба объекта налогообложения. В этом случае говорят о твердых  налоговых ставках на единицу объекта.

    При прогрессивном налоге, налоговая  ставка повышается по мере возрастания  величины объекта налогообложения.

    Ставка  регрессивного налога, наоборот,  понижается по мере увеличения объекта  налогообложения. Регрессивный налог  вводится с целью  стимулирования роста дохода, прибыли, имущества.

    В зависимости от того, кто взимает  налог и в какой бюджет он поступает, налоги делятся на государственные  и местные. В свою очередь, при  федеральном устройстве государства  государственные налоги разделяются  на  федеральные налоги и налоги субъектов федерации.

    В соответствии с Налоговым кодексом РФ от 1998г., статьи 8, 12, 13:

    I. К Федеральным налогам и сборам относятся:

  1. Налог на добавленную стоимость
  2. Акцизы
  3. Налог на прибыль предприятия
  4. Налог на доходы от капитала
  5. Федеральный подоходный налог с физических лиц
  6. Социальный
  7. Государственные пошлины
  8. Таможенные пошлины  и сборы
  9. Плата за право использования недрами
  10. Платежи за воспроизводство минерально-сырьевой базы
  11. Платежи за загрязнение окружающей природной среды
  12. Сбор за использование государственной символики РФ
  13. Федеральные лицензионные сборы

    II. К Региональным налогам и сборам относятся:

  1. Региональный налог на прибыль предприятия
  2. Региональный подоходный налог с физических лиц
  3. Налог на имущество предприятия
  4. Региональный налог с владельцев транспортных средств
  5. Лесной налог
  6. Налог, связанный с использованием инфраструктуры региона
  7. Региональный лицензионный сбор
  8. Сбор за использование региональной символики

    III. К местным налогам и сборам относятся:

  1. Налог на землю
  2. Налог на имущество физических лиц
  3. Налог, связанный с использованием муниципального жилищного фонда и других объектов инфраструктуры города (района)
  4. Налог на рекламу
  5. Местные лицензионные сборы
  6. Сбор за получение имущества в собственность в порядке наследования или дарения
  7. Курортный сбор
  8. Налог на воду, забираемую из водохозяйственных систем
  9. Гостиничный сбор
  10. Сбор за использование местной символики

    Если  же в качестве классификационного признака налогов рассматривать, кто есть налогоплательщик, т.е. субъект налогообложения, то различают налоги на юридических и физических лиц. 
 
 
 
 
 
 
 

    4. Роль и функции  налоговой системы.  Налоги и налоговая  ставка как инструменты  государственного  регулирования. 

    В рыночной экономике налоги выполняют  столь важную роль, что можно с  уверенностью  сказать:  без  хорошо  налаженной,  четко действующей налоговой системы, отвечающей условиям развития общественного производства, эффективная рыночная экономика невозможна.

    В чем же конкретно состоит роль налогов в рыночной  экономике, какие функции они выполняют в хозяйственном механизме?

    Отвечая на эти вопросы, обычно начинают с  того, что налогам принадлежит  решающая  роль  в  формировании  доходной  части госyдарстенного  бюджета. Это,  конечно, так. Но не это  главное для характеристики роли налогов: государственный бюджет можно сформировать и без них.  Хотя бы с помощью экономических нормативов отчислений от  прибыли  в бюджет,  применявшихся в нашей стране ряд лет. На первое место следует поставить функцию, без которой в экономике, базирующейся на товарно-денежных отношениях, нельзя обойтись. Эта функция налогов - регулирующая.

    Рыночная  экономика  в  развитых  странах  - это регyлирyемая экономика. Представить  себе эффективно фyнкционирyющyю рыночную экономику в современном мире,  не регyлирyемyю  государством, невозможно.  Иное дело - как она регyлирyется, какими способами, в каких формах и т.д.  Здесь,  как говорят, возможны варианты. Но каковы бы ни были эти формы и методы,  центральное место в самой системе регулирования принадлежит налогам.

    Государственное регулирование осуществляется в двух основных направлениях:

    - регулирование  рыночных,  товарно-денежных  отношений.  Оно состоит главным  образом в определении "правил  игры",  то  есть разработка  законов, нормативных актов, определяющих  взаимоотношения действующих на рынке лиц, прежде всего предпринимателей, работодателей и наемных рабочих. К ним относятся законы, постановления, инструкции государственных органов, регyлирyющие взаимоотношение товаропроизводителей, продавцов и покупателей, деятельность банков,  товарных и фондовых бирж, а также бирж труда, торговых домов,  устанавливающие порядок проведения аукционов, ярмарок, правила обращения ценных бумаг и т.п.. Это направление государственного  регулирования рынка  непосредственно с налогами не связано;

    - регулирование развития народного  хозяйства,  общественного производства  в условиях,  когда основным  объективным  экономическим законом,  действующим в обществе,  является  закон стоимости. Здесь речь  идет  главным  образом  о  финансово - экономических методах   воздействия  государства  на  интересы людей, предпринимателей с целью направления их деятельности в  нужном, выгодном обществу направлении.

    В условиях рынка отмирают или,  по крайней мере,  сводятся  к минимyмy методы административного подчинения предпринимателей.

    Таким образом, развитие рыночной экономики  регyлирyется финансово - экономическими методами  -  путем применения отлаженной системы налогообложения,  маневрирования  ссудным  капиталом  и процентными ставками, выделения  из бюджета капитальных вложений и дотаций,  государственных закупок и осуществления  народнохозяйственных программ и т.п.. Центральное место в этом комплексе экономических методов занимают налоги.

    Маневрируя  налоговыми ставками, льготами и штрафами, изменяя условия налогообложения,  вводя одни и отменяя  другие  налоги, государство создает условия для ускоренного развития определенных отраслей и производств, способствует решению актуальных для общества проблем. Удачным примером является способствование  развитию малого бизнеса, всемерно поддерживать его. Формы такой поддержки разнообразны: создание специальных  фондов финансирования малых предприятий, льготное кредитование  их  деятельности  и т.п.. Но главное средство оказания  содействия  малому бизнесу – особые льготные условия налогообложения.

    В России  к  малым  относятся  предприятия всех организационно-правовых форм, имеющих среднесписочную численность  работающих в промышленности и строительстве  до 200 чел., в науке и научном  обслуживании - до 100  чел., в других отраслях производственной сферы  - до 50 чел.,  в отраслях непроизводственной сферы - до 15 чел.  Для таких предприятий установлены две очень существенные налоговые льготы. Первая из них состоит в том, что прибыль, направляемая малыми  предприятиями  на строительство, реконструкцию и обновление основных  производственных фондов, освоение новой техники, полностью  освобождается  от  налогов. Не менее существенна другая льгота,  предусматривающая учет одновременно двух параметров - не только размеров  предприятия, но и рода  деятельности.

    Другая  функция  налогов - стимулирующая. С  помощью налогов, льгот и санкций  государство стимулирует  технический  прогресс, увеличение числа рабочих  мест,  капитальные вложения в  расширение производства и др.. Стимулирование технического прогресса с помощью налогов проявляется прежде всего в том,  что сумма прибыли, направленная на техническое  перевооружение,  реконструкцию, расширение производства товаров народного  потребления, оборудование для производства продуктов питания и ряда других, освобождается от налогообложения. Эта льгота,  кончено, очень существенная.

    Следующая функция налогов -  распределительная, или, вернее, перераспределительная. Посредством  налогов в государственном бюджете  концентрируются средства, направляемые затем на решение народнохозяйственных проблем, как производственных, так и социальных, финансирование крупных межотраслевых, комплексных целевых программ - научно-технических, экономических и др..

    С помощью налогов государство  перераспределяет часть прибыли предприятий и предпринимателей,  доходов граждан,  направляя ее на развитие производственной  и социальной инфраструктуры, на инвестиции и капиталоемкие и фондоемкие отрасли  с  длительными сроками окупаемости затрат: железные дороги и автострады, добывающие отрасли, электростанции и др.. В  современных  условиях значительные средства из бюджета должны быть направлены на развитие сельскохозяйственного производства,  отставание  которого наиболее болезненно отражается  на  всем состоянии экономики и жизни населения.

    Перераспределительная функция налоговой системы носит  ярко выраженный социальный характер. Соответствующим образом построенная  налоговая  система позволяет  придать рыночной экономике социальную направленность,  как это сделано  в Германии, Швеции многих других странах. Это достигается путем установления прогрессивных ставок  налогообложения, направления значительной части бюджета  средств  на социальные нужды населения,  полного или частичного освобождения от налогов граждан,  нуждающихся  в социальной защите.

Информация о работе Налоговая система РФ и её история