Налоговая система Республики Беларусь

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2010 в 21:40, курсовая работа

Описание работы

Целью работы - является теоретический анализ современной налоговой системы Республики Беларусь, основных принципов ее построения, а также путей ее совершенствования.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………..………………………4
1. Понятие налоговой системы, ее элементы и принципы формирования………6
2. Система налогообложения Республики Беларусь на современном этапе…………………………………………………………………………………12
3 Пути совершенствования налоговой системы Республики Беларусь………..18
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………….…………………………….23
СПИСОК СПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ…………….…………………..25
ПРИЛОЖЕНИЕ…………………………………………………………………….27

Работа содержит 1 файл

4 курсНалоговая система Республики Беларусь.doc

— 160.00 Кб (Скачать)

       Указанные выше недостатки отражают  необходимость дальнейшего совершенствования  налоговой системы Республики  Беларусь. Необходимо создать такую модель налоговой системы, которая бы полностью отвечала интересам государства и налогоплательщиков. Налоги должны являться “признаком не рабства, а свободы”. Для этого необходимо, чтобы налоговые ставки устанавливались на приемлемо низком уровне, чтобы налогоплательщику было выгоднее полностью рассчитаться с государством, чем уклоняться от своих обязательств. 
 
 
 
 
 
 

     3. Пути совершенствования  налоговой системы  Республики Беларусь 

     Правильно установленные налоги в сочетании  с другими финансово-кредитными рычагами являются важнейшим фактором повышения эффективности общественного  производства. 

     Для успешного функционирования налоговой  системы должны быть созданы соответствующие  экономические условия. Особое значение приобретает устойчивость, стабильность налоговой системы, позволяющая  товаропроизводителям прогнозировать результаты хозяйственной деятельности, обеспечивать гарантии для долгосрочных инвестиционных проектов.

     К механизму налогообложения предъявляют  очень высокие требования. Он должен, прежде всего, содействовать высокой  деловой активности предпринимателей, обеспечивать заинтересованность в результатах своего труда производителей и работников. И в то же время он должен побуждать предприятия эффективно использовать фонды, товарно-материальные запасы, сокращать производственные расходы.

     С целью совершенствования налогообложения в Республики Беларусь предлагаются следующие меры:

     1. Следует больше внимания уделять  стимулирующей функции налогообложения,  расширению налоговой базы. Постепенно  снижая налоговую нагрузку и  обеспечивая тем самым стабилизацию  экономической ситуации в республике необходимо последовательно сокращать количество налогов с оборота и смещать акценты на прямое налогообложение;

     2. Представляется возможным отмена  отчислений в государственные  целевые фонды, включаемые в  цену или себестоимость, а необходимость  осуществления целевых мероприятий и программ может финансироваться за счет формирования в бюджете отдельных фондов исходя из общего объема бюджетных ресурсов.

     3. Целесообразно ввести регрессивные  ставки налога на прибыль, когда  при увеличении суммы налогооблагаемой прибыли ставка понижается. При таком методе понижающая прогрессия ставок должна стимулировать показывать налогооблагаемую базу в полном объеме, так как чем больше сумма полученной прибыли, тем меньше ставка налога.

     4. Следует установить более ранние  сроки уплаты налогов, одновременно дифференцируя их в зависимости от размеров исчисленных сумм. Наряду с помесячной уплатой основной части платежей в бюджет при малых суммах налогов целесообразно установит сроки их уплаты раз в квартал или раз в год;

     5. Целесообразно осуществить некоторое упрощение налоговой отчетности предприятий: следует ввести один расчет, в котором бы нашли отражение все показатели финансово-хозяйственной деятельности предприятия, а компьютерный контроль при приемке расчетов исключил бы возможность арифметических ошибок;

     6. Возможность комментировать и  разъяснять законодательные акты  предоставить исключительно органам,  их принявшим;

     7. Целесообразно введение двухуровневой  шкалы подоходного налога со  ставками 9 и 15%, что позволит легализовать доходы населения;

     8. При расчете подоходного налога  следует исключать сумму установленного  минимального потребительского  бюджета, а не минимальной заработной  платы;

     9.  Необходимо упорядочить предоставление  льгот особенно в отношении  налогов и сборов, которые напрямую сказываются на уровне конкурентоспособности предприятий-налогоплательщиков;

     10. Заменить льготы социального  характера по косвенным налогам  механизмом начисления налогов  на общих условиях, но не перечислять  в бюджет, а оставлять этим  субъектам на целевые мероприятия и развитие собственной материальной базы [13, с. 23].

     Большую роль в упорядочении налоговых отношений  и унификации налогового законодательства должен выполнить налоговый кодекс Республики Беларусь Кодификация налогового законодательства и принятие налогового кодекса Республики Беларусь позволят придать налогообложению действительно законодательный характер, сформировав в республике единую правовую базу налогообложения, гарантирующую стабильность и предсказуемость налоговой системы. [7, с. 13].

     Именно  кодекс должен устранить правовые пробелы, устаревшие предписания, противоречия и множественность нормативных  актов по вопросам налогообложения, а также качественно улучшить структуру налоговой системы  с одновременным обеспечением на этой основе снижения совокупной налоговой нагрузки. Крайне важное значение для этого будет иметь определение исчерпывающего перечня республиканских и местных налогов, сборов (пошлин); установление единых принципов исчисления налоговой базы, конкретных ставок соответствующих платежей; повышение эффективности налогового контроля; улучшение работы с налогоплательщиками. В этих целях позитивные результаты от изменений налоговой системы должны быть получены не путем введения новых налогов или повышения налоговых ставок, а посредством рационализации налоговой системы, расширения налоговой базы, равномерного распределения налоговой нагрузки и улучшения налоговой дисциплины [14, с. 264].

         В период с 2006-20010 г. предполагается  снижение налогового давления  на экономику за счет полной отмены так называемых оборотных налогов и сборов, взимаемых с выручки от реализации товаров и услуг, совокупная ставка которых в настоящее время составляет 3,9%. В то же время будут предприняты меры по существенному расширения налоговой базы каждого из основных применяемых налогов и сборов за счет сокращения ненужных налоговых льгот и расширения состава плательщиков, чтобы сохранить уровень налоговых поступлений в бюджет по отношению  к ВВП.

          В Беларуси в 2009-2010 годах планируется полностью отменить отчисления в республиканский фонд поддержки производителей сельскохозяйственной продукции, продовольствия и аграрной науки, размер которых в настоящее время составляет 2% от выручки. Также не  исключается возможность снижения отчислений в Фонд социальной защиты населения и это будет зависеть от принятия решения о необходимости усовершенствования пенсионной системы в государстве. Одновременно с этим будут усовершенствованы механизмы взимания основных налогов и сборов. Основу налоговой системы в 2006-2010 гг. составят налог на добавленную стоимость, акцизы, налоги на доходы и прибыль, подоходный налог с физических лиц, имущественные налоги, таможенные платежи.[13, c.615]

     Также рассматривается возможность отмены некоторых целевых местных сборов (сбора на развитие транспорта и сбора на содержание и развитие инфраструктуры), повысить фискальное значение налогов, связанных с использованием природных ресурсов, а также имущественных налогов, которые должны стать основой формирования местных бюджетов. [19]

     Основными направлениями дальнейшей реформы  налоговой системы должны стать:

     • улучшение налоговой структуры  за счет повышения доли и значения прямого налогообложения и применения общепринятых моделей построения основных налогов и сборов, пересмотра применяемых налоговых льгот и расширения налоговой базы каждого из установленных налогов и сборов;

     • оптимизация соотношения  республиканских  и местных налогов и сборов с ориентацией на повышение роли и расширение самостоятельности местных бюджетов за счет увеличения удельного веса имущественных налогов, экологических платежей, которые будут являться основой формирования местных бюджетов.

     Будет продолжена работа по приведению действующего налогового законодательства в соответствие с требованиями Всемирной торговой организации, упорядочению ставок таможенных пошлин в условиях подготовки Республики Беларусь к вступлению в эту организацию.

     Таким образом, успешная реализация данных направлений приблизит характеристики налоговой системы страны к международным стандартам, позволит более эффективно использовать бюджетно-налоговый механизм для повышения эффективности и конкурентоспособности национальной экономики.[13,c.616] 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

     В результате изучения системы налогообложения и проведенных исследований можно сделать следующие выводы.

      Налоги  представляют собой обязательные платежи, взимаемые государством с юридических и физических лиц с целью удовлетворения общественных потребностей. Налог является необходимым звеном экономических отношений в обществе, основной формой доходов государства, используется для экономического воздействия государства на общественное производство, его динамику и структуру, на состояние научно-технического прогресса, служит удовлетворению общественных потребностей, которые устанавливаются государством, и взимается на правовом основании по юридически закрепленным правилам.

      В зависимости от объекта обложения  налоги подразделяются на прямые и  косвенные. В зависимости от органов  взимания различают также государственные и местные налоги, а с появлением межрегиональных организаций появились и межгосударственные налоги. По дальнейшему использованию налоги также делятся на общие и специальные. В зависимости от распределения взысканных сумм между бюджетами взысканных сумм налоги подразделяются на закрепленные и регулирующие доходные источники.

     В качестве основных требований к организации  налоговой системы в условиях рыночной экономики можно выделить следующие:

     1. Она должна создавать возможности  и стимулировать процессы на предприятиях, способствующие созданию вновь созданной стоимости, поскольку это позволит обеспечить необходимые темпы экономического роста объема производства, максимальную занятость населения, устойчивость денежной единицы и предпосылки сохранения сложившегося уровня цен.

     2. Быть предельно простой, легко  доступной для восприятия любым  плательщиком;

     3. Должна быть цельной. Отдельные  элементы налогообложения должны  бать взаимосвязаны, согласованы  между собой и дополнять, а  не дублировать друг друга;

     4. Иметь справедливый, нейтральный  по отношению ко всем плательщикам  налогов характер, обеспечивать  равные требования к субъектам  хозяйствования с точки зрения  их участия в формировании  фонда денежных ресурсов;

     5. Обладать гибкостью, создавать  в случае необходимости через систему льгот предпочтительные условия развития для тех направлений деятельности, в которых в данный период в наибольшей мере заинтересовано общество;

     6. Нормативные ставки налоговых платежей и порядок исчисления налогов должны оставаться длительное время стабильным и устойчивыми.

      Совершенствование налоговой системы не является разовым  мероприятием. Это непрерывный процесс, обусловленный изменениями экономических условий. В переходный период налоговая система должна быть направлена на стимулирование производства и реализацию продукции, и создание предпосылок для устойчивого экономического роста и благоприятных условий для внутреннего накопления и привлечения иностранного капитала.

      Действующая в Республике Беларусь налоговая  система еще не отвечает всем перечисленным выше требованиям и принципам. Главная причина этого  - отсутствие стабильности в проведении общей экономической политики. Очевидно, что наша налоговая система устарела и нуждается в совершенствовании и развитии.  
 
 
 
 
 
 
 

    СПИСОК  ИСПОЛЬЗОВАННЫХ  ИСТОЧНИКОВ  

  1. Адаменкова  С. И., Евменчик О. С. Налоги и их применение в финансово-экономических расчетах, ценообразовании: (теория и практика). - 3-е изд., доп. и перераб. - Мн.: Элайла, 2005. - 568с.
  2. Балацкий Е.  Стабильность налоговой системы как фактор экономического роста. // Общество и экономика. - 2005. № 2 . С. 100 - 119.
  3. Демчук Н.Н. Налоги: функции, структура, пути совершенствования.

Информация о работе Налоговая система Республики Беларусь