Налоговая система Республики Беларусь

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2010 в 21:40, курсовая работа

Описание работы

Целью работы - является теоретический анализ современной налоговой системы Республики Беларусь, основных принципов ее построения, а также путей ее совершенствования.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………..………………………4
1. Понятие налоговой системы, ее элементы и принципы формирования………6
2. Система налогообложения Республики Беларусь на современном этапе…………………………………………………………………………………12
3 Пути совершенствования налоговой системы Республики Беларусь………..18
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………….…………………………….23
СПИСОК СПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ…………….…………………..25
ПРИЛОЖЕНИЕ…………………………………………………………………….27

Работа содержит 1 файл

4 курсНалоговая система Республики Беларусь.doc

— 160.00 Кб (Скачать)

     Налоговые льготы - согласно НКРБ (статья 43) «налоговыми льготами признаются предоставляемые отдельным категориям плательщиков предусмотренные налоговым законодательством преимущества по сравнению с другими плательщиками, включая возможность не уплачивать налог, сбор (пошлину) либо уплачивать их в меньшем размере».

     Налоговый период - время начисления налога или сбора, в течение которого налогоплательщик имеет обязанности по их оплате. В Беларуси налоговыми периодами, как правило, являются месяц, квартал, календарный год. Для отдельных категорий плательщиков подоходного налога с физических лиц и налога на добавленную стоимость – месяц [1, с. 53].

     Для достижения оптимального налогообложения  важно соблюдать общие принципы его построения, которые были сформированы Адамом Смитом в 1776г. в “Исследованиях о природе и причинах богатства народов”.

     1. Принцип равномерности - требует, что бы граждане каждого государства принимали материальное участие в обеспечении правительства соразмерно доходам, которые они получают под покровительством правительства. Часто данное правило называют принципом справедливости, требующим, чтобы обложение было достаточно жестким для богатых и щадящим для социально слабо защищенных слоев населения.

     2. Принцип определенности  - означает, что сумма, способ, и время платежа должно быть  заранее известны плательщику.

     3. Принцип удобства - предполагает, что налог должен взиматься в такое время и таким способом, которые представляют  наибольшее удобства для плательщиков, т. е. государство должно устранить формальности и упростить акт уплаты налога, а также приурочить налоговый платеж ко времени получения дохода.

     4. Принцип экономичности - предполагает сокращение издержек взимания налогов: расходы по их сбору должны быть минимальными.

     5.  Принцип эффективности - состоит в следующем: налоги должны оказывать влияние на принятие экономических решений; налоговая структура должна содействовать проведению политики стабилизации и развития экономики страны; налоговая система должна быть понятной налогоплательщикам и принята большей частью общества, не вызывая произвольного толкования; административные расходы по управлению налогами и соблюдению налогового законодательства должны быть минимальными [4, с. 152].

     Кроме классических принципов с течением времени сложился комплекс требований, предъявляемых как со стороны государства так и плательщиков.

  • принцип всеобщности, выражающий единый подход к налогоплательщикам независимо от источников доходов;
  • принцип однократности, обложения одного и того же объекта за определенный период;
  • принцип стабильности налоговой системы в течении длительного времени;
  • принцип оптимальности налоговых изъятий, т. е. обеспечение государства налоговыми доходами при относительно небольшом количестве налогов и справедливости тяжести обложения юридических и физических лиц;
  • принцип множественности налогов и их исчерпывающий перечень;
  • принцип подвижности налогов.

     Данные  принципы, несомненно, сделают налоговую  систему более близкой к идеальной. К настоящему времени сформировались две основные концепции налогообложения: налогоплательщики должны увеличивать налоги пропорционально тем выгодам, которые они получают; налоги должны зависеть от размера получаемого дохода: у кого они больше, тот и уплачивает большую сумму налога.

     Кроме всего выше сказанного, можно отметить, что налоговая система может быть двух- или трёхзвённой. Это зависит от степени разделения власти в стране. В Беларуси налоговая политика осуществляется на двух уровнях: общегосударственном и местном [18, с. 25].

          Таким образом, действующая в Республике Беларусь налоговая система еще не отвечает всем перечисленным выше принципам. Главная причина этого  - отсутствие стабильности в проведении общей экономической политики. 
 
 

2. система налогообложения   республики беларусь  на современном этапе 

          Налоговая система представляет собой совокупность налогов, на законном основании взимаемых на территории страны; компетенцию органов власти и управления в отношении налогов, включая распределение поступающих платежей по звеньям бюджетной системы; государственные налоговые органы, обеспечивающие сбор налогов.

       Перечень налогов, взимаемых в Республике Беларусь, ежегодно конкретизируется (как правило, в сторону уменьшения) при принятии закона о бюджете Республики Беларусь на очередной финансовый год. Кроме того, с целью создания благоприятного налогового климата и оптимизации процедуры исполнения налоговых обязательств для отдельных категорий плательщиков действуют особые налоговые режимы: упрощенная система налогообложения для субъектов малого предпринимательства, налогообложение в рамках свободных экономических зон, единый налог для производителей сельскохозяйственной продукции, единый налог с индивидуальных предпринимателей и иных физических лиц.

 
Таблица 1.Налоги, уплачиваемые в Республике Беларусь
Наименование Объект  обложения Ставки Источник  уплаты налогов
1. Косвенные налоги (включаемые  в отпускную цену)
1.1. Акцизы Объем реализации произведенных (у производителя) либо ввозимых  (у импортера)  подакцизных  товаров устанавливаются  Советом  Министров  РБ по согласованию с Президентом РБ Выручка от реализации
1.2. отчисления в государственные  целевые бюджетные фонды  Обороты по реализации товаров (работ, услуг) (с  учетом уплаченных ранее налогов) 3% Выручка от реализации
1.3. Налог на добавленную стоимость  Обороты по реализации товаров (работ, услуг) (с учетом уплаченных ранее налогов) 18 % (10%, 0% для  льготных категорий плательщиков) Выручка от реализации
1.4. Местные налоги и сборы : Обороты по реализации товаров (работ, услуг) (с учетом уплаченных ранее налогов) 3% Выручка от реализации
§   Налог с продаж товаров в розничной сети
§   Налог на услуги, оказываемые объектами сервиса и др.
2. Налоги, включаемые  в себестоимость  продукции
2.1. Земельный налог Размер земельного участка, подлежащий налогообложению Устанавливаются Советом Министров РБ (в зависимости  от кадастровой оценки, категории  н/п и др.) -
2.2. Экологический налог Объемы добычи из естественной среды и вывода в  нее загрязняющих веществ; объемы переработанных нефти и нефтепродуктов Устанавливаются Советом Министров РБ и местными советами депутатов -
2.4. Отчисления в Фонд социальной  защиты населения Фонд заработной платы 35% -
2.5. отчисления в инновационные фонды Полная себестоимость  продукции 0,25% (усредненная  ставка) -
3. Налоги, уплачиваемые  из прибыли
3.1. Налог на  недвижимость Стоимость основных производственных и непроизводственных фондов, находящихся в собственности  или владении плательщика; стоимость  объектов незавершенного строительства 1% (годовая  ставка) Налогооблагаемая  прибыль
3.2. Налог на прибыль Налогооблагаемая  прибыль 24% -
3.3. Налог на доходы Дивиденды и  приравненные к ним доходы 15% -
3.4 Подоходный налог с граждан Совокупный  доход физических лиц От 9 до 30% -
4. Особые режимы налогообложения (при наличии определенных условий)
4.1. Упрощенная система налогообложения Валовая выручка  предприятия 10% -
4.2. Единый налог с ИП и иных  физических лиц, осуществляющих  реализацию товаров (работ, услуг) Обороты по реализации товаров (работ, услуг) Устанавливаются Областными и Минским городским  Советом депутатов, в евро  
4.3. Единый налог для производителей  с/х продукции Валовая выручка  предприятия 2% -
4.4. Налог на игорный бизнес Игровые столы; игровые автоматы; кассы тотализаторов; кассы букмекерских контор устанавливаются  Советом  Министров  РБ по согласованию с Президентом РБ, в евро Доходы, полученные от игорного бизнеса
4.5. Налог на лотерейную деятельность Выручка от организации  лотерейного процесса 8% -
4.6. Налогообложение доходов, полученных в отдельных сферах деятельности Общая сумма  доходов (для банков и страховых организаций); общая сумма дохода от реализации(погашения) ценных бумаг в налоговом периоде 30% - для  банков и страховых компаний; организаций по доходом от  операций с ценными бумагами Чистый  доход
 

Примечание: Источник: (собственная разработка).

            Применение целевых видов налогообложения увеличивают налоговую нагрузку в республике и снижают гибкость бюджета. Несмотря на ряд проводимых мероприятий по снижению налоговых ставок и отмене отдельных платежей, величина налогового бремени на экономику республики остается довольно высокой. Официальная статистика оценивает тяжесть налогового времени на макроуровне как отношение общей суммы налогов и сборов к ВВП. При  характеристике национальной налоговой системы следует особо обратить внимание на динамику платежей. [Приложение А]

     Необходимо  отметить, что налоговая нагрузка в Беларуси значительно увеличилась  в 2005 году. В среднем за предшествующие пять лет она составила 42,3 процента, а в 2005 году — 46,4 процента. Отчасти  источником данного роста (на 1,6 процента ВВП) послужил переход на взимание косвенных налогов по принципу страны назначения во взаимной торговле с Российской Федерацией. В остальном увеличение налоговой нагрузки по всем группам налогов — прямым, косвенным и смешанным — связано с расширением налоговых баз и внесением изменений в налоговое законодательство. [19]

     В 2007 г. налоговая нагрузка на экономику  Республики Беларусь с учетом отчислений в Фонд социальной защиты населения  Министерства труда и социальной защиты составила 47,3% к валовому внутреннему продукту и по сравнению с 2006 г. возросла на 1,6 процентных пункта. Без учета отчислений в ФСЗН уровень налоговых изъятий из ВВП составил 35,6%.

     Вводя новые или отменяя прежние  налоги и сборы, манипулируя ставками и используя систему льгот, пропагандируя принципы налоговой культуры и ответственности, государство не просто формирует бюджет, а создает в обществе соответствующую социально-экономическую базу и нравственную атмосферу. Целесообразно рассмотреть динамику, структуру и роль налоговых поступлений в формировании доходной части бюджета. [Приложение Б]

     На  сегодняшний день в Беларуси "тяжелая налоговая система" и налоговая нагрузка выше, чем в России. Но  постепенно наблюдается снижение налоговой нагрузки при том, что НДС в этом году не поднялся.

     За последние три года в Беларуси было отменено 12 налоговых платежей в бюджет, еще 5 отменены с 1 января 2008 года:  
отменены налог с пользователей автомобильных дорог, отчисления в государственный бюджетный фонд развития строительной науки, местные сборы с пользователей по трем объектам обложения (за осуществление торговли на  территории соответствующих административно-территориальных единиц, за осуществление строительства объектов на территории таких единиц и за размещение наружной рекламы на иностранных  языках). 
Кроме того, значительно упрощены расчеты по экологическому налогу, внесены изменения в методику исчисления НДС и других налогов.

     Современная налоговая система Республики Беларусь до сих пор оказывает угнетающее воздействие на производственный сектор экономики. Многие предприятия вынуждены использовать различные нелегальные схемы ухода от налогов, связанные с обращением наличных денег.

     Одной из проблем белорусской налоговой системы является большое количество налогов и сборов, а также их нестабильность. Хаотическое нагромождение налоговых и неналоговых платежей не только создает трудности в финансовом планировании, но и в самих расчетах.

     Большое количество налогов усложняет механизм налогообложения в целом, порождает  излишний документооборот и увеличивает затраты, связанные с взиманием налогов, ведет к многократному обложению одной и той же налоговой базы (в частности, фонда заработной платы), к инфляционному повышению цен. Особенно негативно отражается на неконкурентоспособности белорусских предприятий многочисленные налоги, исчисляемые на фонд заработной платы и включаемые в себестоимость продукции. Эти налоги выступают мощным фактором роста цен, что ведет к трудностям быта, замедлению оборачиваемости капитала, уменьшению прибыли и другим негативным последствиям для предприятий.[6, с. 24].

     Также сложность для плательщиков создает  и нестабильность налоговых законов, нередки случаи, когда законодательные  акты вводятся задним числом, противоречивость отдельных статей законов, инструкций не дают уверенности в правильности совершаемых действий, и оставляют возможность вольного их толкования.

     "Разбросанность" налоговых вопросов по многочисленным  документам, за появлением или  отменой которых трудно уследить, недостаточная ясность правовых  предписаний, противоречивость их интерпретации, отсутствие нормативного закрепления применяемых понятий - пожалуй, одни из основных причин налоговых нарушений.

     Одной из проблем существующей налоговой  системы является применение различных  внебюджетных (целевых бюджетных) фондов. Общая налоговая ставка применяемых на территории республики отчислений в целевые бюджетные фонды, включаемых в выручку, в настоящее время составляет 4,5%, в то время как по западной теории ставки выше 2% считаются неэффективными, поскольку могут привести к значительным негативным последствиям.

     В связи с этим необходимо отметить, что сложившаяся ситуация вызывает серьезные опасения, поскольку множественность  целевых налогов даже при умеренных  ставках по каждому виду в сумме  приводит к значительному усилению налогового бремени. Кроме того, используемый механизм включения отчислений в целевые бюджетные фонды в цену продукции влечет увеличение стоимости продукции и, как следствие, неконкурентоспособность белорусской продукции, как на внешнем, так и на внутреннем рынке [15, с. 17].

Информация о работе Налоговая система Республики Беларусь