Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2010 в 21:40, курсовая работа
Целью работы - является теоретический анализ современной налоговой системы Республики Беларусь, основных принципов ее построения, а также путей ее совершенствования.
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………..………………………4
1. Понятие налоговой системы, ее элементы и принципы формирования………6
2. Система налогообложения Республики Беларусь на современном этапе…………………………………………………………………………………12
3 Пути совершенствования налоговой системы Республики Беларусь………..18
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………….…………………………….23
СПИСОК СПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ…………….…………………..25
ПРИЛОЖЕНИЕ…………………………………………………………………….27
Налоговые льготы - согласно НКРБ (статья 43) «налоговыми льготами признаются предоставляемые отдельным категориям плательщиков предусмотренные налоговым законодательством преимущества по сравнению с другими плательщиками, включая возможность не уплачивать налог, сбор (пошлину) либо уплачивать их в меньшем размере».
Налоговый период - время начисления налога или сбора, в течение которого налогоплательщик имеет обязанности по их оплате. В Беларуси налоговыми периодами, как правило, являются месяц, квартал, календарный год. Для отдельных категорий плательщиков подоходного налога с физических лиц и налога на добавленную стоимость – месяц [1, с. 53].
Для достижения оптимального налогообложения важно соблюдать общие принципы его построения, которые были сформированы Адамом Смитом в 1776г. в “Исследованиях о природе и причинах богатства народов”.
1. Принцип равномерности - требует, что бы граждане каждого государства принимали материальное участие в обеспечении правительства соразмерно доходам, которые они получают под покровительством правительства. Часто данное правило называют принципом справедливости, требующим, чтобы обложение было достаточно жестким для богатых и щадящим для социально слабо защищенных слоев населения.
2. Принцип определенности - означает, что сумма, способ, и время платежа должно быть заранее известны плательщику.
3. Принцип удобства - предполагает, что налог должен взиматься в такое время и таким способом, которые представляют наибольшее удобства для плательщиков, т. е. государство должно устранить формальности и упростить акт уплаты налога, а также приурочить налоговый платеж ко времени получения дохода.
4. Принцип экономичности - предполагает сокращение издержек взимания налогов: расходы по их сбору должны быть минимальными.
5. Принцип эффективности - состоит в следующем: налоги должны оказывать влияние на принятие экономических решений; налоговая структура должна содействовать проведению политики стабилизации и развития экономики страны; налоговая система должна быть понятной налогоплательщикам и принята большей частью общества, не вызывая произвольного толкования; административные расходы по управлению налогами и соблюдению налогового законодательства должны быть минимальными [4, с. 152].
Кроме классических принципов с течением времени сложился комплекс требований, предъявляемых как со стороны государства так и плательщиков.
Данные
принципы, несомненно, сделают налоговую
систему более близкой к
Кроме всего выше сказанного, можно отметить, что налоговая система может быть двух- или трёхзвённой. Это зависит от степени разделения власти в стране. В Беларуси налоговая политика осуществляется на двух уровнях: общегосударственном и местном [18, с. 25].
Таким образом, действующая в Республике
Беларусь налоговая система еще не отвечает
всем перечисленным выше принципам. Главная
причина этого - отсутствие стабильности
в проведении общей экономической политики.
2.
система налогообложения
республики беларусь
на современном этапе
Налоговая система представляет собой совокупность налогов, на законном основании взимаемых на территории страны; компетенцию органов власти и управления в отношении налогов, включая распределение поступающих платежей по звеньям бюджетной системы; государственные налоговые органы, обеспечивающие сбор налогов.
Перечень налогов, взимаемых в Республике Беларусь, ежегодно конкретизируется (как правило, в сторону уменьшения) при принятии закона о бюджете Республики Беларусь на очередной финансовый год. Кроме того, с целью создания благоприятного налогового климата и оптимизации процедуры исполнения налоговых обязательств для отдельных категорий плательщиков действуют особые налоговые режимы: упрощенная система налогообложения для субъектов малого предпринимательства, налогообложение в рамках свободных экономических зон, единый налог для производителей сельскохозяйственной продукции, единый налог с индивидуальных предпринимателей и иных физических лиц.
Таблица 1.Налоги, уплачиваемые в Республике Беларусь | |||
Наименование | Объект обложения | Ставки | Источник уплаты налогов |
1. Косвенные налоги (включаемые в отпускную цену) | |||
1.1. Акцизы | Объем реализации произведенных (у производителя) либо ввозимых (у импортера) подакцизных товаров | устанавливаются Советом Министров РБ по согласованию с Президентом РБ | Выручка от реализации |
1.2. отчисления в государственные целевые бюджетные фонды | Обороты по реализации товаров (работ, услуг) (с учетом уплаченных ранее налогов) | 3% | Выручка от реализации |
1.3.
Налог на добавленную |
Обороты по реализации товаров (работ, услуг) (с учетом уплаченных ранее налогов) | 18 % (10%, 0% для
льготных категорий |
Выручка от реализации |
1.4. Местные налоги и сборы : | Обороты по реализации товаров (работ, услуг) (с учетом уплаченных ранее налогов) | 3% | Выручка от реализации |
§ Налог с продаж товаров в розничной сети | |||
§ Налог на услуги, оказываемые объектами сервиса и др. | |||
2. Налоги, включаемые в себестоимость продукции | |||
2.1. Земельный налог | Размер земельного участка, подлежащий налогообложению | Устанавливаются Советом Министров РБ (в зависимости от кадастровой оценки, категории н/п и др.) | - |
2.2. Экологический налог | Объемы добычи из естественной среды и вывода в нее загрязняющих веществ; объемы переработанных нефти и нефтепродуктов | Устанавливаются Советом Министров РБ и местными советами депутатов | - |
2.4. Отчисления в Фонд социальной защиты населения | Фонд заработной платы | 35% | - |
2.5.
отчисления в инновационные |
Полная себестоимость продукции | 0,25% (усредненная ставка) | - |
3. Налоги, уплачиваемые из прибыли | |||
3.1. Налог на недвижимость | Стоимость основных производственных и непроизводственных фондов, находящихся в собственности или владении плательщика; стоимость объектов незавершенного строительства | 1% (годовая ставка) | Налогооблагаемая прибыль |
3.2. Налог на прибыль | Налогооблагаемая прибыль | 24% | - |
3.3. Налог на доходы | Дивиденды и приравненные к ним доходы | 15% | - |
3.4 Подоходный налог с граждан | Совокупный доход физических лиц | От 9 до 30% | - |
4. Особые режимы налогообложения (при наличии определенных условий) | |||
4.1.
Упрощенная система |
Валовая выручка предприятия | 10% | - |
4.2.
Единый налог с ИП и иных
физических лиц, |
Обороты по реализации товаров (работ, услуг) | Устанавливаются Областными и Минским городским Советом депутатов, в евро | |
4.3.
Единый налог для |
Валовая выручка предприятия | 2% | - |
4.4. Налог на игорный бизнес | Игровые столы; игровые автоматы; кассы тотализаторов; кассы букмекерских контор | устанавливаются Советом Министров РБ по согласованию с Президентом РБ, в евро | Доходы, полученные от игорного бизнеса |
4.5.
Налог на лотерейную |
Выручка от организации лотерейного процесса | 8% | - |
4.6. Налогообложение доходов, полученных в отдельных сферах деятельности | Общая сумма доходов (для банков и страховых организаций); общая сумма дохода от реализации(погашения) ценных бумаг в налоговом периоде | 30% - для банков и страховых компаний; организаций по доходом от операций с ценными бумагами | Чистый доход |
Примечание: Источник: (собственная разработка).
Применение целевых видов налогообложения увеличивают налоговую нагрузку в республике и снижают гибкость бюджета. Несмотря на ряд проводимых мероприятий по снижению налоговых ставок и отмене отдельных платежей, величина налогового бремени на экономику республики остается довольно высокой. Официальная статистика оценивает тяжесть налогового времени на макроуровне как отношение общей суммы налогов и сборов к ВВП. При характеристике национальной налоговой системы следует особо обратить внимание на динамику платежей. [Приложение А]
Необходимо отметить, что налоговая нагрузка в Беларуси значительно увеличилась в 2005 году. В среднем за предшествующие пять лет она составила 42,3 процента, а в 2005 году — 46,4 процента. Отчасти источником данного роста (на 1,6 процента ВВП) послужил переход на взимание косвенных налогов по принципу страны назначения во взаимной торговле с Российской Федерацией. В остальном увеличение налоговой нагрузки по всем группам налогов — прямым, косвенным и смешанным — связано с расширением налоговых баз и внесением изменений в налоговое законодательство. [19]
В 2007 г. налоговая нагрузка на экономику Республики Беларусь с учетом отчислений в Фонд социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты составила 47,3% к валовому внутреннему продукту и по сравнению с 2006 г. возросла на 1,6 процентных пункта. Без учета отчислений в ФСЗН уровень налоговых изъятий из ВВП составил 35,6%.
Вводя новые или отменяя прежние налоги и сборы, манипулируя ставками и используя систему льгот, пропагандируя принципы налоговой культуры и ответственности, государство не просто формирует бюджет, а создает в обществе соответствующую социально-экономическую базу и нравственную атмосферу. Целесообразно рассмотреть динамику, структуру и роль налоговых поступлений в формировании доходной части бюджета. [Приложение Б]
На сегодняшний день в Беларуси "тяжелая налоговая система" и налоговая нагрузка выше, чем в России. Но постепенно наблюдается снижение налоговой нагрузки при том, что НДС в этом году не поднялся.
За последние
три года в Беларуси было отменено 12 налоговых
платежей в бюджет, еще 5 отменены с 1 января
2008 года:
отменены налог с пользователей автомобильных
дорог, отчисления в государственный бюджетный
фонд развития строительной науки, местные
сборы с пользователей по трем объектам
обложения (за осуществление торговли
на территории соответствующих административно-
Кроме того, значительно упрощены расчеты
по экологическому налогу, внесены изменения
в методику исчисления НДС и других налогов.
Современная налоговая система Республики Беларусь до сих пор оказывает угнетающее воздействие на производственный сектор экономики. Многие предприятия вынуждены использовать различные нелегальные схемы ухода от налогов, связанные с обращением наличных денег.
Одной из проблем белорусской налоговой системы является большое количество налогов и сборов, а также их нестабильность. Хаотическое нагромождение налоговых и неналоговых платежей не только создает трудности в финансовом планировании, но и в самих расчетах.
Большое количество налогов усложняет механизм налогообложения в целом, порождает излишний документооборот и увеличивает затраты, связанные с взиманием налогов, ведет к многократному обложению одной и той же налоговой базы (в частности, фонда заработной платы), к инфляционному повышению цен. Особенно негативно отражается на неконкурентоспособности белорусских предприятий многочисленные налоги, исчисляемые на фонд заработной платы и включаемые в себестоимость продукции. Эти налоги выступают мощным фактором роста цен, что ведет к трудностям быта, замедлению оборачиваемости капитала, уменьшению прибыли и другим негативным последствиям для предприятий.[6, с. 24].
Также сложность для плательщиков создает и нестабильность налоговых законов, нередки случаи, когда законодательные акты вводятся задним числом, противоречивость отдельных статей законов, инструкций не дают уверенности в правильности совершаемых действий, и оставляют возможность вольного их толкования.
"Разбросанность"
налоговых вопросов по
Одной из проблем существующей налоговой системы является применение различных внебюджетных (целевых бюджетных) фондов. Общая налоговая ставка применяемых на территории республики отчислений в целевые бюджетные фонды, включаемых в выручку, в настоящее время составляет 4,5%, в то время как по западной теории ставки выше 2% считаются неэффективными, поскольку могут привести к значительным негативным последствиям.
В связи с этим необходимо отметить, что сложившаяся ситуация вызывает серьезные опасения, поскольку множественность целевых налогов даже при умеренных ставках по каждому виду в сумме приводит к значительному усилению налогового бремени. Кроме того, используемый механизм включения отчислений в целевые бюджетные фонды в цену продукции влечет увеличение стоимости продукции и, как следствие, неконкурентоспособность белорусской продукции, как на внешнем, так и на внутреннем рынке [15, с. 17].