Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2010 в 21:40, курсовая работа
Целью работы - является теоретический анализ современной налоговой системы Республики Беларусь, основных принципов ее построения, а также путей ее совершенствования.
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………..………………………4
1. Понятие налоговой системы, ее элементы и принципы формирования………6
2. Система налогообложения Республики Беларусь на современном этапе…………………………………………………………………………………12
3 Пути совершенствования налоговой системы Республики Беларусь………..18
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………….…………………………….23
СПИСОК СПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ…………….…………………..25
ПРИЛОЖЕНИЕ…………………………………………………………………….27
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
УО «БЕЛОРУССКИЙ
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ
УНИВЕРСИТЕТ»
Кафедра финансов и
финансового менеджмента
КУРСОВАЯ
РАБОТА
на
тему: Налоговая система Республики
Беларусь
Выполнила:
студентка О.В. Бояровская
ФФБД, 4 курс, ДФК-2
Руководитель:
Т.Е. Бондарь
МИНСК 2008
РЕФЕРАТ
Курсовая
работа: 26с., 1 табл., 20 источников, 3 прил.
НАЛОГОВАЯ
СИСТЕМА, ЭЛЕМЕНТЫ НАЛОГОВОЙ СИСТЕМЫ,
ПРИНЦИПЫ ПОСТРОЕНИЯ, НАЛОГИ, ФУНКЦИИ
НАЛОГОВ
Объектом и предметом исследования является налоговая система Республики Беларусь, ее элементы, принципы построения, а также пути совершенствования.
Целью работы - является теоретический анализ современной налоговой системы Республики Беларусь, основных принципов ее построения, а также путей ее совершенствования.
При
выполнении работы использованы такие
методы, как расчетно-аналитический метод,
метод сравнения, классификации.
Автор
работы подтверждает, что приведенный
в ней расчетно-аналитические
материал правильно и объективно
отражает состояние исследуемого процесса,
а все заимствованные из литературы
и других источников теоретические, методологические
и методические положения и концепции
сопровождаются ссылками на их авторов.
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………..…
1. Понятие налоговой системы, ее элементы и принципы формирования………6
2. Система налогообложения
Республики Беларусь на современном этапе…………………………………………………………………
3 Пути совершенствования налоговой системы Республики Беларусь………..18
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………….…………
СПИСОК СПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ…………….…………………..25
ПРИЛОЖЕНИЕ……………………………………………………
Введение
Среди
множества экономических
На Западе налоговые вопросы давно уже занимают почетное место в финансовом планировании предприятий. В условиях высоких налоговых ставок неправильный или недостаточный учет налогового фактора может привести к весьма неблагоприятным последствиям или даже вызвать банкротство предприятия. С другой стороны, правильное использование предусмотренных налоговым законодательством льгот и скидок может обеспечить не только сохранность и полученных финансовых накоплений, но и возможности финансирования расширения деятельности, новых инвестиций за счет экономии на налогах или даже за счет возврата налоговых платежей из казны.
Применение налогов является одним из экономических методов управления и обеспечения взаимосвязи общегосударственных интересов с коммерческими интересами предпринимателей и предприятий, независимо от ведомственной подчиненности, форм собственности и организационно-правовой формы предприятия.
Целью данной курсовой работы является теоретический анализ современной налоговой системы Республики Беларусь, основных принципов ее построения, выявление недостатков налоговой системы на современном этапе и путей ее совершенствования.
Реализация поставленной цели осуществляется путем решения следующих задач:
- охарактеризовать налоговую систему Республики Беларусь;
- изучить основы и принципы построения налоговой системы;
- оценить перспективы развития налоговой системы Республики Беларусь на современном этапе.
Информационную
основу работы составили Проект бюджета
Республики Беларусь на 2008 год, периодические
издания таких журналов как Финансы, учет,
аудит, Финансовое право. Теоретическая
часть написана на основе следующих учебных
пособий: под редакцией Н.Е. Заяц, М.К. Фисенко
«Теория финансов», С. И. Адаменкова “Налоги
и их применение в финансово-экономических
расчетах, ценообразовании”, Н. Е. Заяц
“Налоги и налогообложение”, В. А. Гюрджан
“Налоги в Республике Беларусь”.
1.Понятие
налоговой системы,
ее элементы и принципы
формирования.
Одной из ключевых задач нашего государства на современном этапе его развития является преобразование экономики, адаптация к ней механизмов, созданных мировой практикой к началу XXI века. Важнейшим из них является налоговая система. Можно с уверенностью сказать, что до начала 90-х годов XX века кроме обложения личных доходов граждан и кооперации, играющей скромную роль в системе государственных финансов, у нас не существовало налоговой системы.
Понятие “налоговая система” является дальнейшим развитием и конкретизацией понятия “налоги”. Если налоги рассматриваются как финансовые отношения налогоплательщиков с бюджетом по поводу формирования централизованных фондов финансовых ресурсов и их концентрация в госбюджете и во внебюджетных фондах, то налоговая система развивает и конкурирует этот процесс, определяя задачи, формы, методы и принципы.
Налоговые системы современных государств - это результат многовековой эволюции. С точки зрения структуры экономики, институтов государственной власти, правовой доктрины, а именно они придают колорит национальном налоговым системам, национальная налоговая система в каждом государстве индивидуальна, так как нет абсолютно одинаковых государств. Однако налоги как интернациональная экономическая категория, сохраняя национальные особенности, имеет ряд общих признаков. Без этого было бы невозможно сравнивать налоговые системы различных государств, а главное, - международная торговля и движение капиталов требует если не равных, то приблизительно одинаковых налоговых условий. Налоговые системы различных стран отличаются друг от друга набором налогов и иных платежей, их видами и структурой, способами взимания, налоговыми базами, ставками, льготами, полномочиями контролирующих органов в налоговой сфере. В связи с этим представляется проблематичным определить единую структуру (состав) налоговой системы [2, с. 105].
Прежде чем перейти к описанию налоговой системы, необходимо сделать следующее замечание. Нередко понятия “налоговая система” и “система налогов” смешиваются, понимаются как синонимы, но это не правильно. Во-первых, “система налогов” - это перечень (каталог) налогов, действующих в данном государстве в определенной время; во-вторых, - это одна из характеристик налоговой системы.
Налоговая система - единство экономических, правовых и организационных принципов, обусловливающих ее самостоятельность и функционирование [1, с. 38].
Налоговая система - это совокупность предусмотренных законодательством налогов, сборов и пошлин, принципов и порядка их установления, изменения, отмены, исчисления и уплаты, а так же форм и методов налогового контроля и ответственности за нарушение налогового законодательства [11, с. 31].
Авторы Т.И. Василевская и Т.Е. Бондарь указывают на следующие принципы рациональной налоговой политики:
1. При построении и оценке эффективности налоговой системы следует исходить не столько из прямого ее фискального эффекта, сколько из совокупного влияния на развитие экономики.
2. Установление налога и его сбор не должны сопровождаться созданием гигантских бюрократических машин, применением неисчислимых форм отчетности и непосильной работой бухгалтерских служб предприятий.
3. Расходы государства и налогоплательщиков, связанные с взиманием налогов, должны быть многократно меньше сумм налоговых поступлений.
4. При введении того или иного налога и установлении процедур его взимания необходимо обеспечить невозможность уклонения от его уплаты (либо невыгодность для налогоплательщика нарушений закона).
5. Ставки налогообложения и нормативы распределения доходов между бюджетами разного уровня должны быть максимально унифицированы, подходить для различных категорий налогоплательщиков, отраслей, регионов и видов деятельности.
6. Защищенность доходов не только бюджета, но и налогоплательщиков от инфляции. Учитывание фактора инфляции лишь в интересах бюджета приводит к разорению налогоплательщиков, и, как следствие, к сокращению налоговой базы. [11, с. 46]
Основным
элементом налогообложения
Принципиальным в налоговой системе является её логичность, отлаженность, эффективность и эластичность. Налогоплательщики - это хозяйственные субъекты и избиратели; они оценивают не преимущества и недостатки формализованной в юридических актах налоговой системы, а конкретный механизм обложения и размеры взимаемых налогов. Увеличение или уменьшение налоговой ставки приведет к увеличению или уменьшению поступлений средств в бюджет. Увеличение налоговой ставки приведет к увеличению финансовых поступлений в бюджет, однако слишком большая ставка стремительно уменьшит поступления.
Выявляют следующие элементы налоговой системы:
Субъект налога - в соответствии с НК РБ (статья 13) «плательщиками налогов, сборов (пошлин) признаются организации и физические лица, на которых в соответствии с Кодексом возложена обязанность уплачивать налоги, сборы (пошлины). В отдельных случаях уплата налога, реализация прав и обязанностей налогоплательщика может осуществляться налоговым агентом или представителем налогоплательщика». Признание субъекта в качестве налогоплательщика означает возложение на него бремени обязательств перед налоговыми органами и включение его в сферу косвенного государственного регулирования. Исключение хозяйствующих субъектов из перечня налогоплательщиков, наоборот, дает им большую экономическую свободу для ускоренного развития. Поэтому вопрос о субъектах налогообложения имеет особый смысл.
Предмет налогообложения - это имущество и нематериальные блага, с наличием которых закон связывает возникновение налоговых обязательств, а также экономическая и неэкономическая деятельность.
Объект налогообложения – НК РБ (статья 28) «объектами налогообложения признаются обстоятельства, с наличием которых у плательщика налоговое законодательство связывает возникновение налогового обязательства».
База налогообложения - НК РБ (статья 41) «налоговая база представляет собой стоимостную, физическую или иную характеристику объекта налогообложения. Налоговая база и порядок ее определения (исчисления) устанавливаются применительно к каждому налогу, сбору (пошлине)».
Источник налога - доход субъекта либо носителя налога, из которого вносится оклад налога.
Налоговая ставка - согласно НК РБ (статья 41) «налоговая ставка представляет собой величину налоговых начислений на единицу измерения налоговой базы, если иное не установлено настоящим Кодексом. Налоговые ставки и порядок их применения устанавливаются применительно к каждому налогу, сбору (пошлине)».