- Налог на прибыль, которым облагается прибыль от реализации товаров (работ, услуг), иных ценностей,
имущественных прав и доходов от внереализационных
операций, уменьшенных на сумму расходов
по этим операциям. Ставка налога на прибыль
составляет 24 %.
- Налог на доходы от дивидендов и приравненных к ним доходов, удерживаемый у источника дохода в размере 15 %.
- Налог на доходы иностранных юридических лиц, не осуществляющих деятельность
в Республике Беларусь через постоянное
представительство. Этим налогом облагаются
дивиденды, роялти, лицензии, другие доходы
по перечню, определенному Советом Министров,
по ставке 15 %; доходы от долговых обязательств
(требований) любого вида, в частности
облигаций (кроме государственных), векселей,
займов (вкладов, депозитов, кредитов,
пользования временно свободными средствами
на счетах в банках Республики Беларусь)
(10%; плата за фрахт в связи с осуществлением
международных перевозок (6%); стоимость
товаров, ввезенных и реализованных на
выставках, выставках-продажах, ярмарках
(10 %).
- Подоходный налог с физических лиц, уплата которого осуществляется из совокупного дохода физических
лиц в денежной и натуральной форме, полученного
в течение календарного года. Ставки подоходного
налога составляют 9, 15, 20, 25, 30 %, а также
существуют фиксированные суммы налога.
- Налоги, сборы и отчисления, относимые юридическими лицами на себестоимость продукции (работ,
услуг):
- Чрезвычайный налог и обязательные отчисления
в государственный фонд содействия занятости.
Налоговой базой является фонд заработной
платы, а ставка равняется 5 %.
- Обязательные страховые взносы в Фонд социальной защиты населения Министерства труда и социальной
защиты. Нужно отметить, что этот фонд
с 2004 года включен в состав республиканского
бюджета. Объектом налогообложения для
работающих граждан выступают все виды
выплат. Ставки варьируются в зависимости
от рода деятельности.
- Земельный налог, который взимается с земельного участка, предоставленного
в установленном порядке во владение,
пользование или собственность.
- Налог за пользование природными ресурсами (относится на себестоимость в пределах установленных
лимитов). Им облагаются объемы используемых
природных ресурсов, объемы выводимых
в окружающую среду выбросов (сбросов)
загрязняющих веществ и объемы переработанных
нефти и нефтепродуктов в размере 1 евро
за тонну.
- Плата за размещение отходов производства и потребления в окружающей среде (также относится
на себестоимость в пределах установленных
лимитов), взимаемая с объема этих отходов.
- Отчисления за геологоразведочные работы, выполненные за счет средств бюджета по ставке 1,6 % от стоимости добытых полезных ископаемых из разведанных за счет средств бюджета месторождений.
- Плата, взимаемая за древесину, отпускаемую на корню.
- Сбор за проезд автомобильных транспортных средств иностранных государств по автомобильным дорогам общего пользования.
- Плата за проезд тяжеловесных и крупногабаритных автомобильных транспортных средств по автомобильным дорогам общего
пользования.
- Сборы, относимые юридическими лицами на финансовые результаты:
- Оффшорный сбор. Он взимается по ставке 15 % с перечисленных денежных средств резидентом Республики Беларусь нерезиденту, зарегистрированному в оффшорной зоне, иному
лицу, по обязательству перед этим нерезидентом
или на счет, открытый в оффшорной зоне;
с исполненного обязательства в неденежной
форме перед нерезидентом Республики
Беларусь, зарегистрированным в оффшорной
зоне; с переходящих в соответствии с законодательством
имущественных прав и (или) обязанностей
в связи с переменой лиц в обязательстве,
сторонами которого выступают резидент
Республики Беларусь и нерезидент, зарегистрированный
в оффшорной зоне.
- Налоги и сборы, уплачиваемые юридическими лицами за счет средств, остающихся
в их распоряжении:
- Налог на недвижимость. Этим налогом облагается стоимость основных средств, являющихся собственностью
или находящихся во владении плательщиков,
объектов незавершенного строительства
по годовой ставке 1 %, а также стоимость
принадлежащих физическим лицам жилых
домов, садовых домиков, дач, жилых помещений
(квартир, комнат), надворных построек,
гаражей, иных зданий и строений по годовой
ставке 0,1 %
- Налог на приобретение транспортных средств, налоговой базой которого является цена приобретения
автомобильного транспортного средства
без учета НДС, а ставка равна 5 %.
- Местные налоги и сборы. Нужно отметить, что не все эти налоги и сборы уплачиваются за счет средств, остающихся в распоряжении субъектов хозяйствования, а именно налог с продаж
товаров в розничной торговле и налог
за услуги, оказываемые объектами сервиса,
включаемые в выручку, а также сбор с заготовителей,
относимый на себестоимость. В 2004 году
областные, Минский городской Советы депутатов,
Советы депутатов базового территориального
уровня вправе вводить на территории соответствующих
административно-территориальных единиц
следующие местные налоги и сборы:
- Налог с продаж товаров в розничной торговле. Ставка налога не может превышать 5 % выручки от реализации товаров отечественного
производства и 15 % выручки от реализации
товаров иностранного производства.
- Налог на услуги, оказываемые объектами сервиса. Ставка этого налога составляет 10 %, хотя в 2003 году она была 5 %.
- Целевые сборы (транспортный сбор на обновление и восстановление
городского, пригородного пассажирского
транспорта, автобусов междугородного
сообщения и содержание ведомственного
городского электрического транспорта,
сбор на содержание и развитие инфраструктуры
города (района)). Ставка по целевым сборам
составляет 4 % суммы прибыли, остающейся
в распоряжении после налогообложения
(в 2003 году – 5 %).
- Сборы с пользователей инфраструктуры соответствующих административно-территориальных
единиц.
- Сбор с заготовителей (за осуществление промысловой заготовки (закупки) дикорастущих
растений, грибов, технического и лекарственного
сырья растительного происхождения, сельскохозяйственной
продукции в целях их промышленной переработки
или реализации), ставка по которому равна
5 % стоимости объема заготовки (закупки).
- Курортный сбор (за нахождение физических лиц в санаторно-курортных и оздоровительных учреждениях, расположенных на территории соответствующих административно-территориальных
единиц). Ставка по сбору – 3 % от стоимости
путевки.
- Сборы с физических лиц при пересечении ими Государственной
границы Республики Беларусь через пункты
пропуска в размере 0,5 базовой величины
на одно физическое лицо на день уплаты
(в 2003 году – 3 евро).
- Налоги на доходы, полученные в отдельных сферах деятельности:
- Налог на доходы, полученные в отдельных
сферах деятельности. Объектом налогообложения
выступают доходы банков, кредитно-финансовых
учреждений, страховых и перестраховочных
организаций, а также доходы иных юридических
лиц от операций с ценными бумагами. Налоговая
ставка составляет 30 % для кредитно-финансовых
учреждений и страховых организаций и
40% для иных юридических лиц.
- Налог на доходы от осуществления лотерейной деятельности. Налоговой базой выступает разность
между суммой выручки от организации лотерейного
процесса и суммой начисленного призового
фонда лотереи, а ставка равна 8 %.
- Налог на игорный бизнес. Объекты налогообложения: игровые столы, игровые автоматы, кассы тотализаторов
и кассы букмекерских контор.
- Упрощенная система налогообложения, в которую входят:
- Единый налог для производителей сельскохозяйственной продукции. Налоговой базой является
валовая выручка, а ставка составляет
2 %.
- Налог для субъектов хозяйствования, применяющих упрощенную систему налогообложения. Налоговая ставка равна 10 % валовой выручки.
- Единый налог с индивидуальных предпринимателей и иных физических лиц. Базовые ставки этого
налога установлены в евро за месяц осуществления
деятельности.
- Другие налоги и сборы:
- Государственная пошлина, которая взимается с юридических действий и документов, имеющих юридическую
силу, выдаваемых в специальных учреждениях,
имеющих на то полномочия. Ставки госпошлины
устанавливаются Советом Министров.
- Платежи во внебюджетные фонды:
- Отчисления в инновационные фонды, уплачиваемые в размере до 0,25 % себестоимости товаров (работ, услуг).
В зависимости от специфики деятельности
могут устанавливаться повышенные нормативы
отчислений.
- Отчисления в фонд развития строительной науки, взимаемые в размере 0,5 % стоимости строительно-монтажных
работ.
- Платежи в государственный внебюджетный фонд
гражданской авиации.
Необходимо отметить, что в 1992 году
налоговая система формировалась
в условиях нарастающего экономического
кризиса, который обострил проблему
мобилизации доходов в государственный
бюджет, и потому налоговая политика
того периода приобрела исключительно
фискальный характер, который выразился
в чрезмерном изъятии доходов у налогоплательщиков
и в недостаточно эффективных способах
его осуществления. С 1992 года проводились
многочисленные корректировки налогового
законодательства, которые несколько
уменьшали уровень налоговых изъятий,
но принципиально не улучшали саму налоговую
систему. Уровень налоговой нагрузки на
экономику снизился по сравнению с 1992
годом, но все равно остается достаточно
высоким (табл. 1).
Таблица 1. Динамика реальной и номинальной
налоговой нагрузки на экономику
Беларуси, %
Показатель |
1993г. |
1994г. |
1995г. |
1996г. |
1997г. |
1998г. |
1999г. |
2000г. |
2001г. |
Темпы роста ВВП |
92,4 |
83,3 |
89,6 |
102,8 |
111,4 |
108,4 |
103,4 |
105,8 |
104,0 |
Номинальная налоговая нагрузка на экономику (с учетом
ФСЗН) |
65,0 |
62,8 |
47,2 |
46,9 |
43,1 |
41,6 |
42,7 |
42,7 |
42,4 |
Реальная налоговая нагрузка на экономику (с учетом
ФСЗН) |
49,6 |
49,4 |
42,6 |
39,2 |
41,9 |
41,1 |
42,4 |
42,2 |
41,5 |
Недоимки по платежам
в бюджет и внебюджетные фонды |
15,4 |
13,4 |
4,6 |
7,7 |
1,2 |
0,5 |
0,3 |
0,5 |
0,9 |
Примечание. Лит. источник: [20, стр. 52]
Отчасти такой уровень налоговой
нагрузки на экономику объясняется
тем, что налоговые поступления
являются основным источником доходов
бюджета Республики Беларусь. В 2000 году
они составляли 76,5 % доходов консолидированного
бюджета, в 2002 – 72,5 %. [27, стр. 111]. А если сюда
добавить доходы целевых бюджетных фондов,
то и вовсе получается более 90 %. В тоже
время в развитых странах основу доходов
бюджета также составляют налоги, однако,
уровень налоговой нагрузки на экономику
в большинстве из них ниже.
Важнейшей характеристикой налоговой
системы на микроуровне является
налоговая нагрузка на предприятия, характеризующая
степень налоговых изъятий из выручки.
Реальная налоговая нагрузка на предприятия
в среднем по республике увеличилась с
16,1 % в 1993 г. до 19,2 % в 2001 г. [33, стр. 84] Высокая
налоговая нагрузка на предприятия –
один из факторов ухудшения состояния
реального сектора экономики.
Не мене важной характеристикой
налоговой системы является ее эластичность.
Сопоставление темпов роста ВВП с темпами
роста налогов и сборов в бюджет свидетельствует
о снижении эластичности налоговой системы
(таблица 2).
Таблица 2. Характеристика эластичности
налоговой системы Республики Беларусь
Показатель |
1999г. |
2000г. |
2001г. |
Темпы роста ВВП, % к
предыдущему году |
103,4 |
105,8 |
104,0 |
Темпы роста налогов
и сборов в бюджет и внебюджетные
фонды (без ФСЗН), % к предыдущему
году |
108,8 |
110,0 |
103,9 |
Коэффициент эластичности налоговой системы |
2,6 |
1,7 |
0,98 |
Примечание. Лит. источник [34, стр. 84]
Необходимо также остановится
на такой стороне налоговой системы
как соотношение прямого и
косвенного налогообложения. Наибольшая
и непрерывно увеличивающаяся часть
налоговых поступлений в Республике Беларусь
приходится на косвенные налоги (таблица
3). Структура налоговых поступлений в
Беларуси существенно отличается от большинства
развитых стран, где преобладают прямые
налоги.
Таблица 3. Структура прямых и косвенных
налогов в Республике Беларусь
Налоги |
1998г. |
1999г. |
2000г. |
2001г. |
% в доходах бюджета |
% в ВВП |
% в доходах бюджета |
% в ВВП |
% в доходах бюджета |
% в ВВП |
% в доходах бюджета |
% в ВВП |
НДС |
25,8 |
9,2 |
25,1 |
9,1 |
26,2 |
9,0 |
25,3 |
8,8 |
Акцизы |
11,1 |
3,9 |
9,5 |
3,5 |
8,0 |
2,8 |
7,6 |
2,6 |
Налоги с продаж |
0,7 |
0,3 |
0,7 |
0,3 |
0,8 |
0,3 |
1,3 |
0,5 |
Сборы и отчисления, уплачиваемые с выручки |
12,1 |
4,3 |
19,3 |
7,0 |
22,9 |
8,1 |
20,6 |
7,2 |
Прочие |
0,2 |
0 |
0,2 |
0 |
0,8 |
0,2 |
0,9 |
0,4 |
Всего косвенных налогов |
49,9 |
17,7 |
54,8 |
19,9 |
58,7 |
20,4 |
55,7 |
19,5 |
Налог на недвижимость |
2,6 |
0,9 |
0,9 |
0,3 |
2,3 |
0,8 |
3,4 |
1,2 |
Подходный налог |
10,5 |
3,7 |
8,5 |
3,2 |
8,7 |
3,0 |
9,1 |
3,2 |
Налог на прибыль и
доходы |
12.6 |
4,5 |
13,8 |
5,0 |
14,0 |
4,9 |
13,0 |
4,6 |
Прочие |
2,1 |
0,8 |
2,4 |
0,8 |
2,9 |
1,0 |
2,5 |
0,9 |
Всего прямых налогов |
27,8 |
9,9 |
25,6 |
9,3 |
27,9 |
9,7 |
28,0 |
9,9 |
Чрезвычайный налог и отчисления в фонд занятости |
5,5 |
1,9 |
5,3 |
1,9 |
3,1 |
1,1 |
3,3 |
1,1 |
Земельный налог |
1,1 |
0,4 |
0,7 |
0,3 |
0,6 |
0,2 |
0,8 |
0,3 |
Экологические налоги |
1,4 |
0,5 |
1,2 |
0,4 |
1,0 |
0,3 |
1,1 |
0,4 |
Всего смешанных налогов |
8,0 |
2,8 |
7,2 |
2,6 |
4,7 |
1,6 |
5,2 |
1,8 |