Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Февраля 2013 в 18:17, дипломная работа
На данном этапе развития общества тема налогов и налогового законодательства является наиболее актуальной и значимой, так как все страны заняты поиском лучшей системы налогообложения, поэтому ей посвящено большое количество научных работ и трудов. Каждый автор предлагает свой способ построения налоговой системы , но все сходятся во мнении, что без налоговой системы не может существовать ни одно государств.
В написании работы использовались следующие методы исследования : логического и системного анализа, сравнительного и нормативного анализа, табличный и графический метод, а также другие научные приемы.
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………….4
ГЛАВА 1 ОСНОВЫ НАЛОГОВЫХ ОТНОШЕНИЙ…………………………7
1.1 Понятие налоговой системы, ее задачи, функции и принципы построения………………………………………………………………………....7
1.2 Элементы налоговой системы………………………………………………15
ГЛАВА 2 НАЛОГОВАЯ СИСТЕМА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ ………26
2.1 Формирование и структура национальной налоговой системы в Республике Беларусь…………………………………………………………..26
2.2 Виды налогов, сборов (пошлин), действующих на территории Республики Беларусь, их динамика…………………………………………….31
2.3 Совершенствование налогового законодательства………………………..45
ГЛАВА 3 ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ НАЛОГОВОЙ СИСТЕМЫ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ ………………………………...…..59
3.1 Особенности налоговых систем развитых стран мира……………………59
3.1.1 Особенности налоговой системы США………………………………….60
3.1.2 Особенности налоговой системы Франции……………………………...67
3.1.3 Особенности налоговой системы Японии…………………………….....71
3.2 Сравнительный анализ и перспективы развития налоговой системы Республики Беларусь……………………………………………….....76
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………...98
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ…………………………104
ПРИЛОЖЕНИЯ………………………………………………………………….108
При проведении налоговых реформ должна анализироваться взаимосвязь всех видов налогов, обеспечиваться взаимная компенсация изменений их влияния на экономическое поведение потребителей и производителей, соблюдаться интересы бюджета, а, следовательно, и общества в целом.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1 Адаменкова, С.И. Налоги
и их применение в финансово-
2 Адаменкова, С.И. Налоговая система Республики Беларусь: Учеб.пособие/ С.И. Адаменкова. – Минск: Тонпик, 2006. – 200с.
3 Вешторт, В. Налогообложение. До идеала далеко/ В. Вешторг// Национальная экономическая газета. – 2005. – 29 марта. – С.6.
4 Главное требование
к проекту бюджета на 2007год-его
социальная направленность//[
5 Головачев, А.С. Налогообложение: Учеб.пособие. / А.С. Головачев, Л.П. Пацкевич.– Минск: Академия управления при Президенте Республики Беларусь, 2007. – 132с.
6 Дадалко В.А. Налогообложение
в системе международных
7 Ермак, Д. Холодно, местами заморозки/ Д. Ермак// Национальная экономическая газета. – 2005. – 7 июня. – С.6.
8 О бюджете Республики Беларусь на 2004 год:Закон Респ.Беларусь от 29 дек.2004 г. № 259-3 // Нац. реестр правовых актов Респ. Беларусь. –2004. – №3. –2/1008.
9 О бюджете Республики Беларусь на 2005 год: Закон Респ.Беларусь от 18 нояб.2004 г. № 339-з// Нац. реестр правовых актов Респ. Беларусь. –2004. – №6. –2/1008.
10 О бюджете Республики Беларусь на 2006 год: Закон Респ.Беларусь от 31.12.2005 г. № 81-3 // Нац. реестр правовых актов Респ.Беларусь. –2006. –№7. –2/1178.
11 О бюджете Республики Беларусь на 2007 год: Закон Респ.Беларусь от29.12.2006 г. №191-3 // Наци. реестр правовых актов Респ. Беларусь. – 2007. – №16. – 3/1288.
12 Заяц, Н.А., Налог как экономическая категория/ Н.А. Заяц // Финансы. Учет. Аудит. – 2007. – №9. – С.28-30.
13 Карякина, О.А. Налоги
и налогообложение: курс
14 Киреева, Е., Киселев, С. Налоговая политика. Выбор форм и приоритетов/ Е.Киреев,С.Киселев//Финансы. Учет. Аудит. – 2006. – №13. – С.17-20.
15 Киреева, Е. Пути
реформирования национальной
16 Козырин, А.Н.
Налоговое право зарубежных
17 Коновалов, Ю.В. Об упрощении и совершенствовании налоговой системы/ Ю.В. Коновалов// Вестник Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь. –2007. – №1. – С.4-6.
18 Курайши, Е.В. Итоги работы налоговой службы за январь-ноябрь 2005г./ Е.В. Курайши// Вестник Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь. – 2006. – №2. – С.3-4.
19 Мельникова, Н.А. Бюджетная и налоговые системы Республики Беларусь: Учеб.пособие/ Н.А.Мельникова.- Минск: БГУ, 2005. – 262с.
20 Мещерякова, О.В. Налоговые системы развитых стран мира: Справочник / О.В. Мещерякова.– М.: Фонд «Правовая культура»,2007. – 240с.
21 Михайлов, А.А. Итоги работы налоговой службы за 2006г./ А.А. Михайлов// Вестник Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь. – 2007. – №6. – С.4-6.
22 Муравьева, З.А. Налоги и налогообложение: учебно-методический комплекс/ З.А. Муравьева. – Минск: МИУ, 2006. –360 с.
23 Муравьева, З.А. Финансово-кредитные системы зарубежных стран:Учеб.-метод.комплекс/ З.А. Муравьева. – Минск: МИУ, 2005. – 311с.
24 Налоги: Учебник / Н.Е.Заяц, М.К.Фисенко, Т.И. Василевская[и др.]; под общ.ред. Н.Е.Заяц, Т.И.Василевской. – Минск: БГЭУ, 2008. –368с.
25 Налоги и налогообложение: Учебник/ Д.Г.Черник [и др.];под общ.ред.В.И.Кудашова. – Минск: ИНФРА-М, 2003. – 328с.
26 Налоговый Кодекс Республики Беларусь (Общая часть и особенная части) от 29.12.2009г. №71-з (с изм. и доп.)// Вестник – ИНФО. Налоговое законодательство. – 2010- №1. С. 97–137.
27 Налоговые системы
зарубежных стран: Учебник/
28 Об итогах работы
налоговой службы за 2005 год[Электронный
ресурс]: Режим доступа: http://www.nalog.by/news/ arhnewsministries/mnsnews02-
29 О налоговых платежах и величине налоговой нагрузки в
Республике Беларусь в 2006г. [Электронный
ресурс]: Режим доступа: //www.nalog.by/ndok/use/
30 Очерки экономики США: пер. с англ. – Б.м.,[2001]. 160с.
31 Пансков, В.Г. Налоги и налогообложение: Учебник /В.Г. Пансков, В.Г. Князев.– М.: МЦФЭР, 2008. – 336с.
32 Программа социально-экономического развития Республики Беларусь на 2006 – 2010гг.
33 Псолых , В. Проще не бывает, или Как упростить оптимальное/ В.Псолых// Национальная экономическая газета. – 2005. – 4 окт. – С.6.
34 Радюк, А. Снижение налогов предусматривается в Особенной части кодекса/ А.Радюк// Национальная экономическая газета. – 2005. – 15 марта. – С.8.
35 Романчук, Я. Налогооблагалище/ Я.Романчук // Белгазета. Информационно - аналитический ежедневник. – 2007. – 2 июня. – С.12.
36 Рудый, К.В. Финансово-кредитные системы зарубежных стран: Учебник/К.В. Рудый. – М.: Новое знание, 2005. – 301с.
37 Симонов, Г., Сложности упрощения и цели налогообложения/ Г.Симонов// Национальная экономическая газета. – 2007. – 25 июня – С.12.
38 Филатова, И. Акцизы в Беларуси: динамика сбора и спроса/ И.Филатова// Национальная экономическая газета. – 2006. – 25 янв. – С.6.
39 Филиппович, Е. Управление налоговыми платежами – основа для эффективного формирования доходов бюджета/ Е. Филиппович //Финансы. Учет. Аудит. Июнь– 2006. – №6. – С. 64-66.
40 Финансовый менеджмент: Учебник/Н.Ф.Самсонов [и др.]; под.ред. Н.Ф.Самсонова. – М.: ЮНИТИ – ДАНА, 2008. – 415с.
41 Финансы: Учеб. пособ./ под ред. В.В.Ковалева. М.: ТК Велби, 2003, 512с.
42 Фридкин, Л. Налоговая нагрузка: надежда на лучшее/ Л.Фридкин// Национальная экономическая газета. – 2007. – апр. – С.8.
43 Ханкевич, Л.А. Финансовое право Республики Беларусь: Практ. Пособ./Л.А.Ханкевич. – Минск: 2004. – 282с.
44 Худяков, А.И. Основы налогообложения: Учеб. Пособие/ Л.А.Худяков. – СПб.: Изд-во "Европ. Дом", 2008. –445 с.
45 Шакутин, А. Налоговая система Республики
Беларусь: где проходят пути упрощения/
А.Шакутин //[Электронный ресурс]. – 2010.
– Режим доступа: www.neg.by/publication/2006_
46 Экономика и управление в зарубежных странах (по материалам иностранной печати)//Информационный бюллетень. ВИНИТИ. М.2000г. С.36 – 47.
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
Таблица 1.1- Структура и роль налоговых поступлений в формировании доходной частибюджета Республики Беларусь в 1993 - 2004 гг. (млрд. руб.)
2000 |
2001 |
2002 |
2003 |
2004 |
2006 | |
Доходы государственного бюджета |
3179,3 |
5720,9 |
7165,9 |
9643,7 |
11 385,4 |
29000,0 |
Налоговые поступления |
2898,5 |
5103,0 |
6263,4 |
8757,4 |
10570,4 |
23800,0 |
% налоговых поступлений в доходах бюджета |
91,2 |
89,2 |
87,4 |
90,8 |
92,8 |
82,1 |
- прямые налоги и сборы |
887,1 |
1607,6 |
2075 |
2801,7 |
3732,2 |
7092,4 |
% прямых налогов в доходах бюджета |
27,9 |
28,1 |
29,0 |
29,1 |
32,8 |
33,6 |
- косвенные налоги и сборы |
1862,6 |
3192,3 |
3531,8 |
4894,8 |
5375.1 |
13589,8 |
% косвенных налогов в доходах бюджета |
58,6 |
55,8 |
49,3 |
50,8 |
47,2 |
50,2 |
- прочие (смешанные) налоги и сборы |
148,8 |
297,5 |
656,55 |
1060,9 |
1463,1 |
3117,8 |
% прочих (смешанных) налогов в доходах бюджета |
4,7 |
5,2 |
9,2 |
11.0 |
12,9 |
16,2 |
Примечание- Источник :[1],[21].
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
Таблица 1.2-Поступление платежей, контролируемых налоговыми органами, в разрезе видов плательщиков за 2002-2004гг.
2002 |
2003 |
2004 |
||||
млн.руб. |
% |
млн.руб. |
% |
млн.руб. |
% | |
1. Государственный сектор |
||||||
Государственные унитарные предприятия |
2435228,4 |
35,06 |
3122375,6 |
31,19 |
4538442 |
32,34 |
Объединения |
464907,8 |
6,69 |
603659,3 |
6,03 |
826031,4 |
5,89 |
Акционерные общества |
1608582,3 |
23,16 |
2574742,4 |
25,72 |
3489301,2 |
24,86 |
Учреждения |
279374,2 |
4,02 |
378870,2 |
3,78 |
516409,1 |
3,68 |
Банки |
0,0 |
0,00 |
2692,1 |
0,03 |
3818,5 |
0,03 |
Государственные унитарные с/х предприятия |
0,0 |
0,00 |
60302,3 |
0,60 |
78551,2 |
0,56 |
Прочие с/х предприятия |
123715,0 |
1,78 |
77845,7 |
0,78 |
121922,5 |
0,87 |
Потребительские кооперативы |
115708,9 |
1,67 |
169376,9 |
1,69 |
194870,2 |
1,39 |
Прочие с/х предприятия |
262746,6 |
3,78 |
429109,8 |
4,29 |
554655,1 |
3,95 |
ИТОГО |
5290263,2 |
76,16 |
7418974,3 |
74,10 |
10324001,2 |
73,57 |
2. Негосударственный сектор |
||||||
Банки |
183011,6 |
2,63 |
230592,0 |
2,30 |
300324,4 |
2,14 |
Страховые организации |
28069,8 |
0,40 |
31530,9 |
0,31 |
44618,4 |
0,32 |
Коммерческие организации с иностранными инвестициями |
394288,1 |
5,68 |
676535,6 |
6,76 |
907536,8 |
6,47 |
Иностранные юридические лица |
30825,6 |
0,44 |
21480,404458,6 |
0,21 |
35088,2 |
0,25 |
Фермерские хозяйства |
2523,4 |
0,04 |
4458,6 |
0,04 |
5990,5 |
0,04 |
Другие коммерческие и некоммерческие организации |
748439,7 |
10,77 |
1159391,2 |
11,58 |
1826149,9 |
13,01 |
Общественные и религиозные организации |
21938,4 |
0,32 |
34009,7 |
0,34 |
37917,0 |
0,27 |
Индивидуальные предприниматели |
181657,4 |
2,62 |
330239,2 |
3,30 |
410466,2 |
2,92 |
Физические лица |
42651,9 |
0,61 |
75668,6 |
0,76 |
107852,7 |
0,77 |
Сдающие в аренду, в наем помещения |
1120,6 |
0,02 |
1874,7 |
0,02 |
2921,6 |
0,02 |
иностранные граждане и лица без гражданства |
2045,4 |
0,03 |
2793,1 |
0,03 |
2550,5 |
0,02 |
другие физ. лица, в т.ч. сдающие декларации по совокуп. доходу |
39485,9 |
0,57 |
71000,8 |
0,71 |
102380,6 |
0,73 |
ИТОГО |
1642001,6 |
23,64 |
2564023,1 |
25,61 |
3676087,4 |
26,20 |
Всего поступило налогов |
6946085,4 |
100,0 |
10012226,2 |
100,0 |
14033495,4 |
100,0 |
Примечание – Источник:[42].
ПРИЛОЖЕНИЕ 3
Рисунок 1.3-Структура доходов консолидированного бюджета Республики Беларусь, контролируемых налоговыми органами, в разрезе основных налогов за 2007-2008 гг.
Примечание – Источник:собственная разработка на основе [30], [31].
ПРИЛОЖЕНИЕ 4
Таблица 1.4-Поступление платежей, контролируемых налоговыми органами, в разрезе видов плательщиков за 2002-2004гг.
2002 |
2003 |
2004 |
||||
млн.руб. |
% |
млн.руб. |
% |
млн.руб. |
% | |
1. Государственный сектор |
||||||
Государственные унитарные предприятия |
2435228,4 |
35,06 |
3122375,6 |
31,19 |
4538442 |
32,34 |
Объединения |
464907,8 |
6,69 |
603659,3 |
6,03 |
826031,4 |
5,89 |
Акционерные общества |
1608582,3 |
23,16 |
2574742,4 |
25,72 |
3489301,2 |
24,86 |
Учреждения |
279374,2 |
4,02 |
378870,2 |
3,78 |
516409,1 |
3,68 |
Банки |
0,0 |
0,00 |
2692,1 |
0,03 |
3818,5 |
0,03 |
Государственные унитарные с/х предприятия |
0,0 |
0,00 |
60302,3 |
0,60 |
78551,2 |
0,56 |
Прочие с/х предприятия |
123715,0 |
1,78 |
77845,7 |
0,78 |
121922,5 |
0,87 |
Потребительские кооперативы |
115708,9 |
1,67 |
169376,9 |
1,69 |
194870,2 |
1,39 |
Прочие с/х предприятия |
262746,6 |
3,78 |
429109,8 |
4,29 |
554655,1 |
3,95 |
ИТОГО |
5290263,2 |
76,16 |
7418974,3 |
74,10 |
10324001,2 |
73,57 |
2. Негосударственный сектор |
||||||
Банки |
183011,6 |
2,63 |
230592,0 |
2,30 |
300324,4 |
2,14 |
Страховые организации |
28069,8 |
0,40 |
31530,9 |
0,31 |
44618,4 |
0,32 |
Коммерческие организации с иностранными инвестициями |
394288,1 |
5,68 |
676535,6 |
6,76 |
907536,8 |
6,47 |
Иностранные юридические лица |
30825,6 |
0,44 |
21480,404458,6 |
0,21 |
35088,2 |
0,25 |
Фермерские хозяйства |
2523,4 |
0,04 |
4458,6 |
0,04 |
5990,5 |
0,04 |
Другие коммерческие и некоммерческие организации |
748439,7 |
10,77 |
1159391,2 |
11,58 |
1826149,9 |
13,01 |
Общественные и религиозные организации |
21938,4 |
0,32 |
34009,7 |
0,34 |
37917,0 |
0,27 |
Индивидуальные предприниматели |
181657,4 |
2,62 |
330239,2 |
3,30 |
410466,2 |
2,92 |
Физические лица |
42651,9 |
0,61 |
75668,6 |
0,76 |
107852,7 |
0,77 |
Сдающие в аренду, в наем помещения |
1120,6 |
0,02 |
1874,7 |
0,02 |
2921,6 |
0,02 |
иностранные граждане и лица без гражданства |
2045,4 |
0,03 |
2793,1 |
0,03 |
2550,5 |
0,02 |
другие физ. лица, в т.ч. сдающие декларации по совокуп. доходу |
39485,9 |
0,57 |
71000,8 |
0,71 |
102380,6 |
0,73 |
ИТОГО |
1642001,6 |
23,64 |
2564023,1 |
25,61 |
3676087,4 |
26,20 |
Всего поступило налогов |
6946085,4 |
100,0 |
10012226,2 |
100,0 |
14033495,4 |
100,0 |