Налоговая система Кыргызской Республики

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Марта 2012 в 06:13, реферат

Описание работы

“В Кыргызской Республике одной из первых на пост советском пространстве был принят Налоговый кодекс. Налоговый кодекс Кыргызской Республики вступил в действие с 1 июля 1996 года.В нем определены основные обязанности и полномочия налоговых органов, процедуры исчисления и взимания налогов, взимания финансовых и штрафных санкций, а также права и обязанности налогоплательщика.

Работа содержит 1 файл

Реферат.docx

— 97.64 Кб (Скачать)

Реферат: Налоговая  система Кыргызской Республики

Название: Налоговая система  Кыргызской Республики 
Раздел: Рефераты по юридическим наукам 
Тип: реферат Добавлен 15:46:39 21 ноября 2003 Похожие работы 
Просмотров: 2505 Комментариев: 0 Оценило: 3 человек Средний балл: 4 Оценка: неизвестно     Скачать

В Кыргызской Республике одной из первых на пост советском пространстве был принят Налоговый кодекс. Налоговый кодекс Кыргызской Республики вступил в действие с 1 июля 1996 года.В нем определены основные обязанности и полномочия налоговых органов, процедуры исчисления и взимания налогов, взимания финансовых и штрафных санкций, а также права и обязанности налогоплательщика.

За период действия Налогового кодекса, начиная с 1996 года были внесены следующие изменения и дополнения:

*уменьшены размеры применяемых  штрафных санкций,

*снижена максимальная  ставка подоходного налога с  40 до 33 %, а количество ставок с  6 до 4.

*установлена нулевая ставка  НДС на поставки работ и  услуг, связанных с международными  перевозками, и др.

*увеличен регистрационный  порог НДС со 100 до 300 тыс. сомов.

*исключен порядок перехода  обязательства за неуплаченный  налог к третьим лицам.

Отрицательным фактором является, то что общее количество поправок и дополнений составило более 500, что говорит о не проработанности документа на стадии принятия или борьбе различных кланов.

Особенности

Прежде чем перейти  к рассмотрению налогов, необходимо так же отметить, что согласно Налогового кодекса Кыргызской Республики:

* право введения или  отмены налогов на территории  Кыргызской Республики принадлежит исключительно Жогорку Кенешу Кыргызской Республики.

*задолженность по налогам,  сборам, начисленным процентам и  штрафным санкциям списанию не  подлежат;

*срок проверки налоговой  инспекцией не может превышать  30 дней, в исключительных случаях  с письменного разрешения Государственной  налоговой инспекции срок может  быть продлен еще на 10 дней;

*налоговая инспекция имеет  право при определенных условиях  провести перепроверку у ранее  проверенного налогоплательщика;

*банки и другие финансово-кредитные  учреждения обязаны:

а) в первоочередном порядке  выполнять поручения по уплате налогов;

б) по письменному обращению  разрешать должностным лицам  Налоговой службы производить аудит  прошлых или настоящих операций с коммерческими и другими  счетами и проверять наличие  средств на счетах юридических лиц, а так же производить аудит  операций и проверять наличие  средств на счетах конкретных лиц.

в) представлять информацию Налоговой службе об операциях с  коммерческими счетами, о наличии  средств на счетах плательщиков и  о выплаченных процентах.

*товарные и фондовые  биржи также обязаны представлять  информацию налоговым инспекциям.

*налогоплательщик определяет  выручку в целях налогообложения  по следующим методам:

а) на основе счетов-фактур;

б) на основе платежей;

в) на комбинированной основе.

*налогоплательщик имеет  право переоценивать остатки  ТМЦ на уровень инфляции, сумма  переоценки налогообложению не  подлежит.

*Нормы амортизации определяют  по 5-ти группам, % ставка колеблется  от 10 до 30%.

*размеры штрафов:

а) за несвоевременную подачу деклараций и просроченные платежи - не более 25% от неуплаченных сумм у  юридических лиц и 10% у физических лиц.

б) за занижение суммы налога - от 50 до 100% от суммы недоимки, что  не освобождает от уплаты самой недоимки и пени по ней, а также административной ответственности должностных лиц.

Налоги:

В Кыргызской Республике сложилась двухуровневая система налогов, которые разделяются на:

1.Общегосударственные;

2.Местные.

Общегосударственные налоги

Подоходный налог с  физических лиц.

Совокупный годовой доход  отличается от привычного для граждан  Украины тем, что в него:

включают: 

полученные скидки на приобретение товаров; 

суммы перечисленные третьей стороне в качестве взаиморасчета по задолженностям налогоплательщика третьей стороне и расчета в связи с прямыми или косвенными расходами, понесенными третьей стороной за налогоплательщика.

не включают: 

собственность, полученная за оказание услуги, либо выполнение какого-либо обязательства (ст.88 п.1.1.2.), вот уж где  велика сила получения бакшиша.

Ставки налога от 5% до 33%.

Срок уплаты совокупного  подоходного налога по итогам года до 15 марта года, следующего за отчетным.

Налог на прибыль юридических  лиц. подлежат налогообложению: 

субсидии; 

средства, полученные за согласие ограничить предпринимательскую деятельность или закрыть предприятие.

Ставки налога:

а) основная ставка 30%;

б) предприятия инвалидов  – 15%;

в) юридические лицо, для  которого земля является основным средством  производства и основным источником дохода налог на прибыль не уплачивают.

Отдельно для нерезидентов, не имеющих постоянного представительства  в Кыргызской Республике, установлены следующие ставки налога:

а) дивиденды и проценты – 10%;

б) страховые платежи, полученные по договорам страхования или  перестрахования рисков–5%;

в) телекоммуникационные или  транспортные услуги в международной  связи и перевозках между Кыргызской Республикой и другими государствами – 5%.

г) все остальные виды доходов  облагаются налогом по основной ставке –30%.

Юридические лица ежемесячно вносят в бюджет суммы текущего налога на прибыль не Позднее 20-го числа, месяца следующего за отчетным.

Налог на добавленную стоимость:

*НДС подлежит зачету(уменьшению) в сумме уплаченного налога другим государствам СНГ в отношении всего импорта товаров, поставок, работ, услуг при условии целевого использования импорта на цели связанные с хозяйственной деятельностью (ст.121п.3 НК КР).

*принимается в зачет(уменьшение) в размере 10% от стоимости приобретенных материальных ресурсов, связанных с землей, сельхозпродукцией и зданиями.

*принимается в зачет  12% от стоимости поставляемого  хлопка-сырца.

*в зачет принимают суммы  на основании накладных или  счетов-фактур по НДС установленного  образца(аналог украинской налоговой накладной)в зависимости от метода начисления, который выбрал налогоплательщик.

*при поставке товаров,  работ, услуг, связанных с сельскохозяйственным  производством, НДС оплачивается  по факту поставки, но не позднее  10 месяцев со дня поставки.

*Освобождены от НДС:

-поставка и экспорт  золотого сплава и аффинированного  золота;

-услуги транспорта(кроме такси) по перевозке людей;

-услуги почты;

-коммунальные услуги населению;

-поставки услуг, осуществляемые  учреждениями здравоохранения, образования,  культуры и спорта;

-импортируемые для собственных  производственных нужд Основные  Средства;

-при продаже ниже цены  приобретения НДС взимается с  рыночной цены, т.е. на уровне  покупки.

Основная ставка НДС – 20%.

Налоговым периодом по НДС  считается один месяц с первого  числа. Отчет по НДС должен быть представлен  не позднее 2 месяцев после окончания  отчетного периода. Ко дню предоставления отчета по НДС налог должен быть уплачен. Таким образом, без уплаты налога, отчет не принимается, а в  случае несвоевременной подачи отчета, уплачивается штраф.

Акцизы:

Необходимо отметить, что  экспорт подакцизных товаров  в государства-участники СНГ, применяющих  в отношении Кыргызской Республики принцип страны назначения, не облагается акцизами (Украина относится к таким странам).

К подакцизным относят следующие группы товаров:

1. Спиртные напитки;

2. Табакосодержащие изделия;

3. Ювелирные изделия из  золота, платины и серебра;

4. Шкуры, меха и изделия  с применением отделки из них;

5. Изделия из хрусталя, в том числе хрустальные осветительные  приборы;

6. Огнестрельное и газовое  оружие;

7. Нефтепродукты;

8. Кофе и какао;

9. Ковры и ковровые изделия  (кроме ковролина).

Ставки акцизного налога (акцизов) принимаются ежегодно по представлению  Правительства Кыргызской Республики Законодательным собранием Жогорку Кенеша Кыргызской Республики отдельным законом и одобряются Собранием народных представителей Жогорку Кенеша Кыргызской Республики.

Формы, методы и сроки уплаты акцизов устанавливаются Правительством Кыргызской Республики. Налогоплательщик обязан предоставлять в органы Налоговой службы ежемесячную декларацию не позднее 15 числа месяца, следующего за отчетным.

Земельный налог

Размер земельного налога по сельскохозяйственным угодьям устанавливается  в зависимости от качества почв, месторасположения и площади  земельного участка, а по землям несельскохозяйственного  назначения дополнительно с учетом инфраструктуры и различной градостроительной  ценности. Базовые ставки налога и  порядок его уплаты принимаются  ежегодно по представлению Правительства  Кыргызской Республики Законодательным собранием Жогорку Кенеша Кыргызской Республики отдельным законом и одобряются Собранием народных представителей Жогорку Кенеша Кыргызской Республики. Для высокогорных и отдаленных территорий применяется ставка 50% от базовой.

Сроки уплаты земельного налога:

1. За земли сельхозугодий:

10%- до 25 июня;

35%- до 25 сентября;

55%- до 25 декабря.

2. За земли в пределах  населенных пунктов и земли  не сельскохозяйственного назначения  Налог уплачивается равными долями  не позднее 20 числа каждого  месяца.

3. Налог с приусадебных  участков уплачивается до 1 сентября. Освобождаются от уплаты земельного  налога с приусадебных участков  льготные категории населения,  к которым в отличии от Украины отнесены пенсионеры.

Местные налоги и  сборы

Курортный налог

Районный кенеш, на территории которого находятся курортные местности, определяет размер ставки налога, который не может превышать5% от установленного законом размера минимальной месячной заработной платы за каждый день проживания.

Налог на рекламу

Объектом налогообложения  является стоимость работ и услуг  за исключением НДС на изготовление и распространение рекламы. Ставка налога устанавливается в размере  не более 3% стоимости рекламных услуг. Средства от налога на рекламу зачисляются  в бюджет местного органа власти по месту источника выплат. Взимание и перечисление в соответствующий  бюджет налога на рекламу производит организация, оказывающая рекламные  услуги, ежемесячно до 20 числа следующего за отчетным.

Сбор с владельцев собак

Плательщиками сбора являются граждане, содержащие собак в домах  общего пользования. Ставка налога устанавливается  в размере, не превышающем двух минимальных  месячных зарплат в год за одну собаку и уплачивается в соответствующий до 1 апреля текущего года.

Сбор за право проведения местных аукционов и лотерей, конкурсов и выставок, проводимых в коммерческих целях.

Сбор вносят устроители в  размере 10% призового фонда, а для  лотерей 10% реализованных лотерейных билетов. Уплата сбора в бюджет производится до 20 числа месяца, следующего за отчетным месяцем, в котором проведено  мероприятие.

Сбор за парковку автотранспорта

Устанавливается местными кенешами в размере не более3% минимальной месячной зарплаты.

Налог за право использования  местной символики

Ставка налога устанавливается  местными кенешами в размере не более 0,1% стоимости реализованной продукции. Уплата сбора ежемесячно до 20 числа следующего за отчетным.

Сбор со сделок, совершаемых  на товарно-сырьевых биржах.

Ставка налога устанавливается  местными кенешами в размере не более 0,1% от суммы сделки. Уплата сбора ежемесячно до 20 числа следующего за отчетным. Плательщики юридические и физические лица, участвующие в сделках по реализации продукции через биржи, независимо от расположения биржи.

Сбор за вывоз мусора с  территорий населенных пунктов

Плательщиками сбора являются юридические и физические лица (владельцы  строений). Размер налога в городах  и районах устанавливаются местными кенешами, а в поселках, селах и аулах на собраниях и сходах граждан. Ставка налога не может превышать 25% минимальной месячной зарплаты и уплачивается раз в год до 1 апреля текущего года.

Налог с граждан, выращивающих цветы в тепличных условиях и  реализующих их населению

Плательщиками налога являются физические лица, занимающиеся выращиванием цветов в тепличных условиях и реализующих их населению. Объектом налогообложения являются доходы от реализации. Размер налога определяется местным кенешем, а порядок и сроки уплаты - местной государственной администрацией.

Гостиничный налог

Имеет разовый характер и  устанавливается в тех местностях, где не установлен курортный налог. Размер налога не может превышать 3% минимальной месячной зарплаты за каждый день оказания услуг.

Налог на право охоты и  рыболовства

Размер не может превышать 30% минимальной зарплаты. Оплата производится при получении путевки в обществах  рыболовов-охотников.

Налог с туристов, выезжающих в дальнее зарубежье

Ставка налога не может  превышать 20% минимальной заработной платы. Уплата производится в момент получения выездных документов.

Налогообложение видеосалонов, концертно-зрелищных мероприятий

Предельной ставки не установлено. Размер определяет местный кенеш. Уплачивается владельцами видеосалонов и организаторами культурно-зрелищных мероприятий до 20 числа месяца следующего за отчетным.

Налог за оказание платных  услуг населению и с розничных  продаж (Налог с оборота)

Ставка налога устанавливается  местными кенешами в пределах не более 2% от товарооборота розничной торговли и суммы оказанных услуг населению. Уплата производится до 20 числа месяца следующего за отчетным.

Налог на неиспользуемые производственные и торгово-бытовые площади или  их части.

Плательщиками налога являются юридические и физические лица. Ставки налога устанавливаются местными кенешами и могут быть дифференцированы в зависимости от расположения недвижимости, его благоустроенности и занимаемой площади, но не могут превышать 0,4% от балансовой стоимости неиспользуемых производственных и торгово-бытовых площадей или их частей. Порядок исчисления определяется Правительством Кыргызской Республики. Сумма налога перечисляется ежемесячно в соответствующий бюджет до 20 числа месяца, следующего за отчетным.

Налог с владельцев транспортных средств

Размер налога установлен 0,03-0,60 сомов с каждого 1 куб.см рабочего объема двигателя в зависимости от вида транспорта. Сроки уплаты налога устанавливаются местными кенешами, но не позднее 1 августа текущего года

Общегосударственные налоги и сборы, которые не определены Налоговым кодексом Кыргызской республики, но действуют на её территории

Налог на пользование автомобильными дорогами

Размер налога: 0,8 % от объема товарной продукции (для промышленных предприятий) или 0,08 % от товарооборота (для торговых предприятий). Уплачивается ежемесячно до 20 числа месяца следующего за отчетным.

Отчисление средств для предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций

Размер налога: 1,5 % от стоимости  реализованной продукции. Уплачивается ежемесячно до 20 числа месяца следующего за отчетным.

Отчисления на развитие и  воспроизводство минерально-сырьевой базы

Размер налога: В процентах  от стоимости выпущенной товарной продукции  от 2 до 15 %. Уплачивается ежемесячно до 20 числа месяца следующего за отчетным.

Список литературы

А.Репа, внутренний аудитор, г.Донецк . Налоговая система Кыргызской Республики.


 

 

 

 

 

 

 

 

 

инистерство образования Кыргызской Республики.

Кыргызский Технический Университет

им. И. Раззакова.

Кафедра философии и социальных наук

Факультет Информационных Технологий

ДОКЛАД

по экономической теории на тему:

Налоговая система Кыргызстана  

 

 

  

 

 

  

 

Выполнил: студент группы ТКМ-1-99                    

Курманов С.К.

Бишкек-2001г.

Налоговая система Кыргызской республики.

Нет налогов - нет государства          

1. Что такое налоги, нельзя  ли вообще обойтись без них?        

Открыв любой экономический  словарь, можно прочитать примерно следующее:

"Налоги – обязательные             платежи,           взимаемые государством       с физических   и    юридических лиц              для финансирования  государственных расходов (прежде всего, на здравоохранение, народное образование, оборону, содержание государственного аппарата), но также служащий мощным экономическим регулятором". Физические лица - это мы с вами, каждый гражданин государства, юридические - предприятия, организации, самостоятельно ведущие хозяйственную или иную деятельность. Мы с вами имеем паспорта. А каждое юридическое лицо имеет официальное наименование, устав, юридический адрес, печать и расчетный счет в банке, обязательно проходит государственную регистрацию и должно быть занесено в государственный реестр. Физические и юридические лица являются налогоплательщиками. Налоги - своего рода складчина для оплаты тех дел, которые общество берет на себя, потому что это по каким-либо причинам оказывается лучше и эффективнее, чем если бы каждое лицо (физическое или юридическое лицо) производило затраты самостоятельно, за свой счет. Самый наглядный пример: оборона от внешнего противника. Можно ли представить себе, что каждый гражданин купит себе автомат или танк, встанет на границу и грудью заслонит ее от агрессора? Конечно, здесь нужны объединенные действия, организованная и вооруженная армия, поэтому нужно собрать деньги на оборону в один кошелек. Управление государством тоже немыслимо без сбора налогов: откуда иначе брать деньги для оплаты труда чиновников, на их обслуживание связью и транспортом, на полицию и таможенную службу. Вспомнив монархию, увидим, что изрядная доля налогов, собиравшихся с населения, шла на содержание двора его величества, не счесть, сколько средств ушло на строительство Зимнего дворца, Версаля, Прадо и других чудес света. Одним словом, нет налогов - нет государства. Впрочем, есть не столь очевидные примеры,  скажем, забота о здоровье людей. Почти всюду существенную часть забот о нем берет на себя государство, потому и собирает налоги. Но каждый может и должен также сам позаботиться о себе. Поэтому могут сочетаться "бесплатное" лечение - за счет налогов, собранных со всех вместе (больных и здоровых), и платное - за счет самого заболевшего. То же относится к образованию (диапазон не менее широк: от всеобщего бесплатного до частного) и пенсионному обеспечению (государственные пенсии и добровольное дополнительное пенсионное обеспечение).

В принципе любой сбор денег  для финансирования какой-то конкретной задачи может быть налогом на все  общество или складчиной лишь для  тех, кто непосредственно заинтересован  в решении этой задачи. Характерный  пример: скандал, разразившийся в  связи с введением платы за пересечение границ. Инициаторы объясняли  ее необходимость стремлением лучше  финансировать пограничную службу за счет лиц, пересекающих границу; противники же доказывали, что это задача республиканского бюджета (т.е. всего общества, включая  тех, кто никогда за границу не ездит). Обе точки зрения имеют  право на существование. Окончательный  вердикт поможет вынести экономический  анализ, который показывает, что  общество может понести ощутимый ущерб в тех случаях, когда  новым сбором будут облагаться приграничные перевозки. Плата, хотя и не очень  большая, может оказаться соизмеримой  с себестоимостью транспортировки  грузов и сделает ее

невыгодной, а значит, приведет к свертыванию важной для многих районов приграничной торговли. Все  сказанное относится к налогам  государственным. Но они могут быть и местными. Например, сбор на содержание колодцев с  жителей какого-то села является                  своего рода местным налогом.  
        

Еще в конце XVIII века великий  английский экономист Адам Смит сформулировал  основные требования к налоговой  системе. Они признаются и сегодня. Напомним их: налоги не должны быть чрезмерно обременительными; они должны быть понятны налогоплательщикам; каждый налогоплательщик должен знать, какую сумму, в какой срок он должен уплатить и почему; налоги должны быть справедливыми и при сходных обстоятельствах разные налогоплательщики должны платить примерно одинаковые налоги; государство должно уметь собирать налоги, не расходуя на это слишком большие средства. Исходя из этого потолкуем об облагаемых налогах в Кыргызстане.

ВЫБОР ПРАВИТЕЛЬСТВА: НАЛОГИ ИЛИ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ РОСТ?

В данное время народом  много говорится, что налоговая  среда в Кыргызстане препятствует развитию отечественного производства и не способствует привлечению инвестиционных ресурсов. Несмотря на то, что налоги в Кыргызстане по составу и  ставкам почти такие же, как  в других развитых странах, они подавляют  рыночную активность предприятий и  граждан. С чем это связано? Я взял анализ экспертов журнала «АКИpress» принципиального отличия западной налоговой системы от нашей.  

Н


а Западе налоговая система ориентирована на налогообложение личных доходов граждан. Основным налогоплательщиком является так называемый средний класс, имеющий достаточно высокий уровень доходов. Причем получают они доходы большей частью в форме заработной платы путем безналичного перечисления на банковские счета, что значительно облегчает администрирование налогов. В большинстве западных стран экономика находится на подъеме, доходы населения растут. Основная масса произведенного общественного продукта поступает непосредственно в руки частных лиц в виде заработной платы. К примеру. доля заработной платы наемных работников в структуре себестоимости продукции предприятия в среднем достигает 70-80 процентов. Таким образом, западная система налогообложения основана на высоких доходах граждан и ее прозрачности, Причем налогами облагается не весь доход, а только его часть, которая остается после вычета из дохода суммы, необходимой для нормального удовлетворения основных жизненных потребностей граждан. По некоторым оценкам, эта сумма достигает 12-14 тысяч долларов США в год. В большинстве стран эта сумма и установлена в качестве необлагаемого налогами прожиточного минимума. (Для сравнения, у нас необлагаемая база составляет 1200 сомов в год или около 41 долларов в год.)

В Кыргызстане производство находится в критическом финансовом состоянии, у большинства предприятий нет средств даже на выплату заработной платы своим работникам. В структуре себестоимости продукции доля заработной платы не превышает 30"'о. Значительная часть доходов имеет полулегальный характер, их величина на весьма низком уровне, в обороте велика доли наличных денег, учет на предприятиях отстает западных стандартов. Поэтому, если одни и те же налоги па Западе не считаются чрезмерно обременительными и не тормозят развитие производства и инвестиций, в Кыргызстане превращаются в фактор, грозящий экономической безопасности государства,

У нас в результате налоговых  реформ доходы работающих оказались "урезанными" не только за счет подоходного налога, удерживаемого по прогрессивно растущим налоговым ставкам, В Социальный фонд идут налоги с доходов работающих – 5% (от них в пенсионный фонд - 4.5°.) и фонд занятости - 0.5%).

По большому счету доходы работающих облагаются еще и 34% (из них в пенсионный фонд- 27.5%, соцстрах - 3%, фонд занятости -1.5%,медицинское страхование –2%), несмотря на то, что он удерживается с производителя, то есть работодателя. Таким образом, общая станка "социального" налога составляет 39%., из них в пенсионный фонд - 32%. Для сравнения, в Западной Европе платежи в пенсионные фонды в среднем не превышают 15-20°'в. Причем средняя продолжительности жизни населения 70 лет. У нас же работающие всю жизнь платят за будущую пенсию по очень высокой ставке, при этом многие из них не доживают до пенсии (особенно мужчины, средняя продолжительность жизни которых не больше 65 лет),

Высокая ставка налога в Соцфонд не стимулирует наших производителей расширять производство, увеличивать заработную плату или создавать новые рабочие места. Во всем мире социальные взносы рассматриваются как средство уменьшения выплат по корпорационному налогу (или налогу на прибыль) за счет сокращения облагаемой прибыли и как средство уменьшения налогов за счет переложения ил на потребителя через цену товара. В наших условиях, когда каждое первое предприятие убыточно, сохранение существующих грабительских ставок налогов в Соцфонд продолжает ухудшать финансовое положение предприятий.

Вторым важнейшим принципом  западной налоговой системы является приоритет производства перед интересами бюджета. Это означает, что власти оказывают поддержку национальному производству в самых разных формах, в том числе и налогами. Вопрос в том, что для общества важнее: обеспечить устойчивость и развитие национального, производства или текущие, в основном, фискальные интересы исполнительной власти. В Кыргызстане потерпевшая крах экономическая модель не определялась интересами частных компаний, бюджетом занимается правительство, поэтому интересы бюджета преобладали.

На Западе производство находится, в основном. в частных руках, и приоритет частных интересов перед бюджетом там сформулирован в простой форме - как бессрочные "налоговые каникулы" для капиталов, вложенных в производство и остающихся в нем. Если же доходы предприятия вкладываются в производство, то они вычитаются из налогооблагаемой базы. Если предприятие не имеет прибыли, то оно совершенно законно не платит никаких налогов, кроме НДС, который перекладывается на потребителя, а при экспорте полностью компенсируется. Налоговые правила таковы, что позволяют предприятиям списывать из выручки приобретение оборудования и амортизационные отчисления, формирование резервов. Предприятию, направившему свою прибыль на новые капиталовложения, часто возвращают уже уплаченные налоги. Таким образом, основной принцип налогообложения западной модели - исключение из налогообложения капиталов, вложенных в производство, и прибыли, реинвестируемой на развитие производства.

В Кыргызстане же налоговая  политика основана на том. что как можно большая часть доходов общества должна аккумулироваться в бюджете. При этом считается,

что государство через  бюджет более эффективно и справедливо распорядится этими ресурсами. Власти ошибаются, считая, что чрезмерная социальная нагрузка нашего бюджета оправдывает существующую налоговую систему. В условиях неразвитости отечественного производства приоритет бюджета означает лишь одно - тяжелую налоговую удавку, которая давит на производство тем сильнее, чем хуже дела у правительства с бюджетом.

Правительство берет на себя обязательства, которые оно не может исполнить при нынешнем состоянии отечественного производства. Что оно делает? Оно увеличивает ставки налогов, ужесточает администрирование, что, в свою очередь, еще больше сужает производственную активность. Вкладывать новые инвестиции, расширять производство, осваивать новые технологии становится невыгодно - чем больше производство, тем больше налоги. Даже если производство не приносит доход его собственнику, оно облагается налогами. Таким образом, убыточные предприятия в будущем заведомо убыточны, выйти из этого состояния без государственной поддержки (в форме кредитов на пополнение оборотных средств н т.д.) уже невозможно.

Но большому счету. приоритет  интересов бюджета  перед интересами производителя означает приоритет бюджета перед инвестициями, необходимость которых в Кыргызстане Ощущается все сильнее.

Для того. чтобы налоговая среда в Кыргызстане не тормозила развитие инвестиционной активности, необходимо, по мнению экспертов, принять ряд постулатов на основе которых строиться будущая эффективная налоговая система. Во-первых, включить из налогооблагаемой базы капиталы, применяемые в производстве, включая прибыль, реинвестируемую в производство. Кроме этого, необходимо отказаться от налогов на импорт, когда предметом ввоза  становится технологическое оборудование, комплектующие и т.д. Во-вторых, остановить прямую государственную помощь субсидии, льготные кредиты, государственные инвестиционные программы (в тех областях, где без этого можно обойтись). Нельзя допускать конкуренции государственных инвестиций с частным капиталом, как это происходит в последнее время.

Информация о работе Налоговая система Кыргызской Республики