Налоговая система Франции

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2011 в 18:50, реферат

Описание работы

Цель работы – изучение особенностей налоговой системы во Франции.
В ходе работы была дана общая характеристика налоговой системы во Франции, были выделены ее особенности, изучены функции налоговой службы, рассмотрены федеральные и местные налоги, прямые и косвенные, дан сравнительный анализ процентного соотношения различных видов налогов в доходной части бюджета Франции, затронут вопрос о международных налоговых соглашениях Франции.

Содержание

Введение 3
1 Современное состояние налоговой системы Франции 4
2 Проблемы и перспективы налоговой системы Франции 13
Заключение 21
Библиографический список 22

Работа содержит 1 файл

nc francii.doc

— 147.00 Кб (Скачать)

    Три налога на семью уплачивают все проживающие  на территории местного органа управления. Каждая коммуна голосует за свои ставки налога. Налог на здания и постройки, в основе которого их стоимость, уплачивается всеми владельцами этого вида собственности. Он вносится по дифференцированным ставкам в бюджет коммуны (большая часть), департамента (0,5 взноса в коммуну) и региона (3% от ставки коммуны).

    Базой расчета налога на жилье является оценка жилищного фонда (проводилась в 70 году). Выделяют 8 категорий жилья. Налог слагается из тарифа за один кв. метр, надбавок за дополнительные удобства и поправочного коэффициента, связанного с территориальным расположением. В стране насчитывается 25 млн. человек – плательщиков этого налога. Около 20% из них получают государственную помощь на оплату этого налога путем снижения подоходного налога. Налог на землю платят все землевладельцы.

    База  расчета – оценка стоимости 1 га земли или возможная стоимость арендной платы. Местные налоги выполняют перераспределительные функции, однако бюджеты каждой территориальной единицы независимы друг от друга. Местное управление имеет ограничения. Степень свободы в принятии решений базируется на законных актах по налогообложению и директив республиканских и региональных органов.

    Самофинансирование  регионов основано на принципе бюджетного равновесия, то есть местный бюджет не может быть принят с дефицитом  или излишком. Поэтому первичным  в бюджетном планировании регионов является определение расходов. Перераспределение средств между коммунами осуществляется департаментами, а из госбюджета выделяются целевые субсидии для выравнивания экономического положения отдельных территорий. Помощь государства осуществляется путем предоставления льгот по уплате налогов [8, с. 136-138].

    Международные налоговые соглашения Франции

    Среди стран-членов ЕС Франция занимает второе место после Великобритании по числу  международных налоговых соглашений – 89 соглашений по состоянию на 96 год. Этот факт говорит о значительной интеграции страны в международные налоговые отношения и об осознании ею необходимости максимально возможной унификации налоговых систем стран мира.

    Рассматривая  налоговые соглашения Франции в  территориальном аспекте, можно  выделить три региона основных экономико-политических интересов страны. Прежде всего, это развитые страны Европы, США и Япония. По числу соглашений с ними (27) Франция занимает 2-е место в ЕС. По 24 международных налоговых соглашения Франция имеет со странами Африки и со странами Азии. Среди стран–членов ЕС это лучший показатель. Можно предположить, что этот факт обусловлен не только экономической целесообразностью, но и историческими особенностями отношений Франции с этими регионами. Что касается Латинской Америки и государств Карибского бассейна, то Франция имеет соглашения только с 7 из них (4-ое место в ЕС). Относительную незаинтересованность Франция также проявляет Центральной и Восточной Европе, имея лишь 7 соглашений с государствами этого региона.

      Франция и Россия подписали  конвенцию об устранении двойного  налогообложения. Последний вариант  ее был подписан в Париже 26.11.96. и вступил в силу 1.01.2000. До этого  страны обходились более лаконичным  соглашением от 4.10.85. Первое соглашение  между Францией и Россией было подписано в 1970 году. Оно и последующее соглашение прекратили свое действие с вступлением в силу нового 1.01.2000 года.

    2 Проблемы и перспективы налоговой системы Франции

    Налоговый контроль – одна из конституционных  функций государства. Он обеспечивает поддержание баланса между правами и обязанностями налогоплательщиков. Следует отметить одну из основных характеристик французской налоговой системы: налогоплательщик сам предоставляет данные для определения налогового платежа, при этом 90% налоговых сумм уплачивается добровольно. В качестве исходного принципа принято, что любой налогоплательщик является честным, развитие налогового законодательства осуществляется, исходя из этой презумпции. В Минфине Франции идет налоговая реформа, рассчитанная на ближайшие 5-10 лет, в рамках которой приняты решения об упрощении налогового законодательства, инструкций, реорганизации налоговых служб. Уже в течение трех лет налоги сокращаются, при этом не вводится никаких новых налогов.

    Все необходимые меры для борьбы с уклонением от уплаты налогов предусмотрены в Налоговом кодексе. Подобный целостный документ существует в немногих странах. Во Франции он ежегодно уточняется при утверждении Закона о бюджете. К кодексу прилагаются два тома разъяснений (ежегодных комментариев}. Согласно оценкам ГНУ Франции, вследствие уклонения от уплаты налогов казна ежегодно недополучает от 15 до 25% годового сбора. Так, за 2000 г. запланировано 250 млрд. дол. налоговых поступлений в бюджет, но фактически поступит, по оценкам. на 50 млрд. меньше. В результате реализации мероприятий по налоговому контролю часть недобора возмещается

    После создания ЕС сотрудничество между налоговыми администрациям и позволяет лучше  отслеживать проблему недобора налогов. США. Великобритания и Германия создали специальную группу для борьбы с уклонением от уплаты налогов в международном масштабе. Уклонению от уплаты налогов способствует создание офшорных зон, перевод прибылей за рубеж. Эти зоны создавались метрополиями преимущественно по политическим причинам и сейчас существуют только благодаря политической воле государств, «государственному эгоизму».

    Любой перевод средств в такие зоны должен облагаться налогом «у источника  доходов». Поскольку, как правило, суть дела – в «отмывании» средств. Такие положения уже заложены в Налоговый кодекс Франции на том основании, что финансово-экономические отношения с зонами не изъяты из общего режима налогообложения. Данное положение было благосклонно воспринято всеми членами ЕС, кроме Великобритании. Остановимся на конкретных вопросах функционирования французской системы налогового контроля. Налогообложение малых предприятий и физических лиц. Во Франции малые предприятия (с оборотом, эквивалентным сумме до 2 млн. руб.} освобождаются от НДС. Если оборот выше указанного уровня, плательщик подвергается строгому контролю независимо от формы осуществления платежей. 

    Действует сложная система налоговых деклараций. До недавнего времени малые предприятия  должны были ежегодно сообщать сведения об обороте, количестве работающих, величине прибыли, которую они могут получить. В настоящее время эта система применяется только по отношению к фермерам, а малые предприятия должны ежегодно декларировать только свой оборот. Предполагается, что прибыль составляет определенный процент от оборота в зависимости от сферы деятельности, например, в торговле–50%. Рассчитанная таким образом прибыль облагается по ставкам подоходного налога. Налогоплательщик может выбрать обычный режим обложения; в этом случае применяется та же ставка налога, что и для крупных предприятий–33%. Кроме того, предприятия вносят временный социальный взнос с целью покрытия дефицита бюджета социального страхования. Для некоторых видов деятельности – продажи табачных изделий, для бистро – существует также система патентов (приобретаемых разрешений), которая в скором времени будет отменена.

    Налог с физических лиц взимается только с доходов, полученных во Франции. Налог  рассчитывается, исходя из совокупных доходов семьи; налогооблагаемой единицей является именно семья. В целях налогообложения суммируются доходы всех членов семьи мужа, жены, работающих детей, в толк числе зарплата, дивиденды, доходы от коммерческой деятельности, сдачи внаем недвижимости. Если какие-либо виды доходов уже облагались, существует система, позволяющая это учитывать. Налогоплательщики обязаны ежегодно (до 1 марта) представлять декларацию, с указанием поступлений в адрес всех членов семьи. Чем больше членов семьи–иждивенцев, тем меньше сумма налога.

    Декларацию  обязаны представлять все физические лица, независимо от величины их доходов. Военные, пенсионеры уплачивают небольшие суммы налогов, а прил1ерно 15 млн. человек с очень низкими доходами (уплата налога начинается с совокупногo годового дохода семьи в 60 тыс. франков) его вообще не платят. Эти лица в городах пользуются значительными льготами (бесплатный транспорт, жилищная помощь).

    Основанием  для предоставления льгот является запись в декларации; «доход не облагается налогом». Граждане должны указывать  в декларации все свои доходы, в  том числе в натуральной форме. Это в их интересах, поскольку при начислении пенсий в расчет принимаются только задекларированные доходы. Если иностранный гражданин проживает во Франции более 6 месяцев в году, он также обязан подавать декларацию. При несоответствии между доходами и расходами надо ждать углубленной проверки.

    Как правило, подоходный налог рассчитывается за прошлый год. В течение года могут вноситься авансовые платежи. По окончании первого полугодия  становится известна точная величина доходов за истекший год и производится соответствующая корректировка. Другой способ уплаты данного налога – автоматическое перечисление с банковского счета 1/10 суммы налога за прошлый период. Большинство плательщиков во Франции выбирает этот метод. Он проще авансового метода, благодаря ему улучшаются финансовые потоки для Минфина и Казначейства. Еще лучше было бы удерживать налог «у источника дохода», но пока во Франции этого нет.

    Налоговые проверки Осуществление проверок возложено  на созданные в каждом департаменте налоговые центры, которые направляют уведомления плательщикам, изучают подаваемые в добровольном порядке декларации. Налоговые работники осуществляют два вида контроля. На своих рабочих местах они осуществляют работу с декларациями (камеральный контроль).

    Во  Франции проверяется примерно 50 тыс. деклараций в год: 45 тыс. – от юридических лиц и 5 тыс. – от физических. Имеющаяся в базе I информация сравнивается с представленной декларацией, часто уже на этом этапе обнаруживаются расхождения и инспектор обращается к налогоплательщику, требуя соответствующих объяснений. Если эти объяснения не удовлетворяют налоговую инспекцию, она может потребовать доплаты налогов либо обратиться в другие контролирующие подразделения для проведения более достаточного контроля.

    Контроль  с выездом на место обычно осуществляется при наличии серьезных оснований для подозрений в сокрытии крупных сумм доходов. Проверки обычно осуществляются за три предшествующих года. Специальных положений о частоте проверок в законе нет. За редчайшими исключениями, повторные проверки в отношении одного периода обычно не проводятся.

    Выбор предприятия. подлежащего проверке, осуществляется по многим критериям, в  основе лежит анализ риска. Во-первых, выбираются те предприятия, которые  являются потенциальными нарушителями и, во-вторых, используется информация от осведомителей.

    Налоговые проверки с выездом на место подчиняются  определенным строгим правилам. Так, налогоплательщик должен быть предупрежден о ней как минимум за 8 дней. Без предупреждения внезапная проверка может быть проведена лишь при наличии достоверной информации о том, что предприятие уклоняется от уплаты налогов.

    Длительность  процедуры проверки зависит от раз  – мера проверяемого предприятия  для мелких предприятий–не более  трех месяцев, для крупных сроки  не устанавливаются. Единственное исключение касается частных лиц: срок их проверки не может превышать 12 месяцев. В ходе ревизии проверяющий должен встретиться с руководством предприятия, получить доступ к бухгалтерским документам. По окончании проверки налогоплательщик получает соответствующие рекомендации по устранению выявленных в ходе проверки недостатков, что требует ответных действий с его стороны; в течение 30 дней он должен представить свои замечания. С учетом этих замечаний принимается окончательное решение по результатам проверки. В случае несогласия с решением налогоплательщик может обратиться сначала к руководителю проверяющего подразделения, а затем, при неудовлетворительном решении, – в суд.

    Отношения между налоговым органом и  налогоплательщиком строятся в форме обмена мнениями: каждая сторона отстаивает свою правоту. Налоговая администрация обязана в письменном виде отвечать на вопросы налогоплательщика, последний может использовать эти ответы для своей зашиты.

    В ходе контроля в девяти из десяти случаев выявляется, что декларации не безупречны. в результате налоговые органы применяют различные санкции. За просрочку подачи декларации взимается 9% в год от просроченной суммы. При выявлении умышленных действий по сокрытию доходов, при представлении неправильных бухгалтерских данных штраф может составлять от 40 до 80% от суммы налога. При регулярном невыполнении плательщиком своих обязанностей налоги могут быть взысканы в бесспорном порядке, с обращением взыскания на счета налогоплательщика.

    Санкции зависят от того, были ли действия плательщика умышленными или неумышленным, а также от того. помогает ли налогоплательщик налоговым органам. В случае простых ошибок применяются более мягкие наказания. Доначислепие налогов. в основном, осуществляется в административном порядке. При выявлении особо изощренных способов уклонения от налогов, при противодействии проверке со стороны плательщика и других серьезных нарушениях налоговая администрация применяет значительные штрафные санкции и может выступить с предложением уголовного преследования. Уголовное наказание носит символический характер, но к этой мере прибегают все чаше, при этом обвинение в уклонении от уплаты налогов предъявляется лично руководителю.

Информация о работе Налоговая система Франции