Налоговая система Франции

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2011 в 18:50, реферат

Описание работы

Цель работы – изучение особенностей налоговой системы во Франции.
В ходе работы была дана общая характеристика налоговой системы во Франции, были выделены ее особенности, изучены функции налоговой службы, рассмотрены федеральные и местные налоги, прямые и косвенные, дан сравнительный анализ процентного соотношения различных видов налогов в доходной части бюджета Франции, затронут вопрос о международных налоговых соглашениях Франции.

Содержание

Введение 3
1 Современное состояние налоговой системы Франции 4
2 Проблемы и перспективы налоговой системы Франции 13
Заключение 21
Библиографический список 22

Работа содержит 1 файл

nc francii.doc

— 147.00 Кб (Скачать)

    Федеральное агентство  по образованию 

    ГОУ ВПО «Сибирский государственный технологический университет» 
 
 

Гуманитарный факультет 

Кафедра экономики и менеджмента 
 
 
 
 

Курсовая работа

    НАЛОГОВАЯ СИСТЕМА ФРАНЦИИ 
 
 
 
 
 
 
 

    Руководитель:

    _________________

    (подпись)

    ___________________________________

    (оценка, дата) 

    Разработал:

    Студент группы 75-

    ____________

    (подпись)

    _________________

    (дата)

    __________________________________

    (оценка) 
 
 
 
 
 
 

    Красноярск 2011

    Содержание 

    Введение

 

    Налоговая система это – совокупность налогов, построенных на основании чётко сформулированных принципов, правил и процедур их установления, введения в действие, контроля за своевременностью и полнотой уплаты и ответственностью за их неуплату.

    Франция – страна, в которой в отдельных  отраслях доминирует государственная собственность. Правительство делает серьезные шаги в изменении налоговой политики. Среди развитых стран Францию отличает высокая доля налоговых поступлений в валовом внутреннем продукте и взносов в фонды социального значения.

    Налоговая система Франции представляет собой в рамках реализации экономической (регулирующей) функции точное отражение ее государственного устройства и основана не столько на использовании механизмов экономического регулирования, сколько на централизованном перераспределении фискальных ресурсов.

    Налоговая система Франции имеет много  общего с российской налоговой системой, несмотря на то, что это государство  не является ни законодательно, ни фактически федеративным и с точки зрения организации государственных финансов представляет собой жестко централизованную систему, построенную на государственном и местном уровнях.

    Среди главных черт французской налоговой  системы следовало бы выделить такие, как социальная направленность, преобладание косвенных налогов, особая роль подоходного налога, учет территориальных аспектов, гибкость системы в сочетании со строгостью, широкая система льгот и скидок, открытость для международных налоговых соглашений. Рассматривая налоговую систему Франции в сравнении с российской, можно говорить о ее большей эффективности. Многие ее достоинства почти зеркально проецируются в область проблем российской налоговой системы: слабый территориальный аспект, низкая собираемость, слабо выраженные социальные функции, противоречивость многих налогов.

    Но  здесь следует учитывать период времени, в течение которого развивались  системы. Российская налоговая система  только формируется. Ее преимущества в  том, что в собственном развитии она может использовать опыт многих стран мира. И французский опыт также был бы полезен, т.к. многое из французского опыта можно было бы использовать в России.

    Объектом  исследования является налоговая система  Франции.

    Цель  работы – изучение особенностей налоговой  системы во Франции.

    В ходе работы была дана общая характеристика налоговой системы во Франции, были выделены ее особенности, изучены функции налоговой службы, рассмотрены федеральные и местные налоги, прямые и косвенные, дан сравнительный анализ процентного соотношения различных видов налогов в доходной части бюджета Франции, затронут вопрос о международных налоговых соглашениях Франции.

    В результате исследования на основании  результатов анализа особенностей налоговой системы Франции сформулированы выводы.

    1 Современное состояние налоговой системы Франции

    Налоги  и сборы формируют около 90% бюджета государства. Сборы осуществляются единой службой. Основные виды налогов – косвенные, прямые, гербовые сборы. Преобладают косвенные налоги. 50% от косвенных налогов составляют НДС. Существует строгое деление на местные налоги и налоги, идущие в центральный бюджет.

    Основные  Федеральные налоги: НДС, подоходный налог с физических лиц, налог  на прибыль предприятий, пошлины  на нефтепродукты, акцизы (кроме обычных  продуктов к акцизным относят: спички, мин. вода, услуги авиатранспорта), налог на собственность, таможенные пошлины, налог на прибыль от ценных бумаг и др.

    Основные  местные налоги: туристский сбор, налог  на семью (состоит из трех налогов: на жилье, земельный налог на здания и постройки, налог на землю), налог  на профессию, налог на уборку территории, налог на использование коммуникаций, налог на продажу зданий. В целом, местные налоги составляют 30% общего налогового бремени, они же наполняют 40% местных бюджетов [2, с.34].

    Характерные черты налоговой системы Франции:

  • стимулирующее воздействие на повышение эффективности экономики;
  • социальная направленность;
  • учет территориальных аспектов.

    Все меры по налогообложению находятся  в компетенции Парламента (Национальная Ассамблея). Там ежегодно уточняются ставки.

    Для французской системы характерны жесткая законодательная регламентация, сочетающаяся, вместе с тем, с гибкостью. Правила применения налогов стабильны в течение ряда лет. Французские налоги взаимоувязаны в целостную систему, в которой существует механизм защиты от двойного налогообложения. Местные органы имеют достаточно широкие права в этой области, но ограничены рядом условий.

    В течение ряда последних лет наблюдается  тенденция снижения ставок с одновременным  расширением базы за счет отмены льгот  и привилегий. Организацией налогообложения в стране занимается налоговая служба, функционирующая в составе Министерства экономики, финансов и бюджета. Ее возглавляет Главное налоговое управление. В его   подчинении находится 80 000 служащих. Они сконцентрированы в налоговых центрах (их 830) и в 16 информационных центрах.

    Налоговые центры рассчитывают налоговую базу по каждому налогу, собирают платежи  и контролируют правильность уплаты. Налогообложение основывается на декларации о доходах и контроле за ее правильным составлении. Существует контроль двух видов:

  • по данным документов;
  • детальный контроль – по имеющимся у инспектора документам, если выявляется несоответствие в декларации.

    В случае укрытия существует жесткая  система ответственности:

  • при ошибке заполнения налог взимается в полной сумме и налагается штраф в размере 0,75% в месяц или 9% в год;
  • если нарушение умышленное, налог взимается в двойном размере;
  • при серьезном нарушении возможно тюремное заключение.

Налогообложение опирается на государственную систему бухучета, которая является обязательной. Существует и упрощенная система.

    Налог на добавленную стоимость

    Налог на добавленную стоимость (НДС) – косвенный налог, форма изъятия в бюджет государства части добавленной стоимости, которая создаётся на всех стадиях процесса производства товаров, работ и услуг и вносится в бюджет по мере реализации.

    Впервые НДС был введён 10 апреля 1954 года во Франции. Его изобретение принадлежит французскому экономисту Морису Лоре (в 1954 году директор Дирекции по налогам, сборам и НДС Министерства экономики, финансов и промышленности Франции).

    НДС обеспечивает 45% всех налоговых поступлений. Он взимается методом частичных  платежей. Существует 4 вида ставок НДС:

  • 18,6%–нормальная ставка на все виды товаров и услуг;
  • 33,33–предельная ставка на предметы роскоши, машины, алкоголь, табак;
  • 7%–сокращенная ставка на товары культурного обихода (книги);
  • 5,5%–на товары и услуги первой необходимости (питание, за исключением алкоголя и шоколада; медикаменты, жилье, транспорт).

    Сейчас  наблюдается тенденция к снижению ставок и переходу к двум ставкам–18,6% и 5,5%. Законами Франции предусмотрено два вида освобождения от НДС:

    Окончательное: компенсация НДС по экспорту и  в результате различных ставок при  покупке и продаже. От уплаты НДС  освобождается три вида деятельности:1) медицина и медицинское обслуживание; 2) образование; 3) деятельность общественного и благотворительного характера. Так же освобождаются все виды страхования, лотереи, казино.

    Существует  список видов деятельности, где предусмотрено право выбирать между НДС и подоходным налогом: 1) сдача в аренду помещений для любого вида экономической деятельности; 2) финансы и банковское дело; 3) литературная, спортивная, артистическая деятельность, муниципальное хозяйство.

    Во  Франции 3 млн. плательщиков НДС. Расчет ведется самими предприятиями; при упрощенном учете – налоговой службой. Мелкие предприятия (с товарооборотом менее 3 млн. франков и менее 0,9 млн. франков в сфере услуг) могут заполнять декларацию в течение года расчетно. НДС вносится в бюджет ежемесячно, на основе декларации. Предприятия предоставляют в налоговые центры декларацию и чек на уплату налога.

      Существуют квартальные и годовые  сроки уплаты НДС в зависимости  от товарооборота. Компенсация  НДС в случае экспорта происходит ежемесячно. Для остальных видов деятельности – ежеквартально. Если предприятие имеет товарооборот менее 300 000 франков, то НДС платится.

    Предприятия вносят в бюджет постоянную сумму. Если сумма НДС меньше 1350 франков, то подобные предприятия освобождаются от его уплаты. Скидка предоставляется мелким ремесленникам, если НДС меньше 20000 франков.

    Льготы  по НДС имеют предприятия, делающие инвестиции. Они заключаются в  вычете из НДС сумм, направляемых на инвестиции. В целом, французский  НДС представляет собой более гибкую структуру, нежели российский. Это проявляется в широкой системе скидок и льгот. Во много эти льготы идентичны российским, например, как в случае освобождения от уплаты НДС экспортной деятельности, медицины, страхования. Но есть и отличительные черты: это освобождение от уплаты НДС предприятий с незначительным оборотом, льготы по уплате, предоставляемые мелким ремесленникам [4, с. 148-150].

    Важная  особенность французского НДС – это возможность его уменьшения на сумму, направленную на инвестиции. Но при всей своей гибкости французский НДС обеспечивает 45% всех налоговых поступлений, что говорит о его эффективности. Рассматривая этот налог с точки зрения мировой налоговой гармонизации, нужно отметить положительную тенденцию к его снижению т к переходу от использования 4-х ставок к использованию 2-х.

    Подоходный  налог

    Ежегодно  он обеспечивает около 20 % налоговых  поступлений, принося почти 300 млрд. франков. Он был введен в действие в 1914 году министром финансов правительства  Гастона Думерга Жозефом Кайо, а позднее неоднократно преобра­зовывался. Поначалу налоговые ставки варьировались от 0 до 10%, а ныне – от 0 до 56%. Выплачивается на основе декларации о доходах, подаваемой в начале каждого года, как правило, в первой декаде февраля, фактически подоходным налогом облагается лишь каждая вторая французская семья, остальные либо пользуются многочисленными льготами (например, в связи с семейным положением и т.д.), или их доходы не достигают нижней планки, начиная с которой вы­плачивается подоходный налог.

    Данный  налог составляет 20% налоговых доходов  бюджета. Это связанно с историческими  особенностями, с тем, что правительство  использует подоходный налог для  проведения своей социальной политики: в условиях неразвитости общественных фондов потребления подоходный налог является инструментом стимулирования семьи, оказания помощи малоимущим.

Информация о работе Налоговая система Франции