Налоговая реформа и реформирование доходной части бюджетной системы РФ

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Февраля 2012 в 20:50, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования:
Изучить доходную часть бюджетной системы
Выявить положительные и отрицательные факторы, влияющие на общество и государство в целом
Обосновать методы по повышению доходной части бюджетной системы страны с помощью реформирования налоговой системы.

Содержание

Введение
Глава 1. Доходная часть бюджетной системы РФ
Общие положения о доходах бюджета
Классификация доходов бюджета
Косвенные налоги их значение и виды
Глава 2. Налоговая реформа РФ
Налоговые реформы. История развития налоговых реформ
Современное состояние налоговой реформы
Плюсы и минусы проведения налоговой реформы
Глава 3. Реформирование доходной части бюджетной системы
Совершенствование налоговой системы РФ
Основные направления совершенствования и развития налоговой системы РФ
Заключение
Список использованных источников

Работа содержит 1 файл

дох бюдж.doc

— 188.50 Кб (Скачать)

     С другой стороны, структура и содержание налоговой системы должны быть адаптированы к ныне существующим в России условиям, так чтобы величина и значимость отдельных видов налогов для  фискальной и бюджетной систем соответствовала  их реальной собираемости на федеральном и местном уровнях. Для этого, в свою очередь, необходима серьезная предварительная аналитическая работа по определению степени уклонения от тех или иных видов налогов как в отраслевом, так и в территориальном разрезах с привлечением к ней квалифицированных экспертов из частных структур и академической среды. Нынешние манипуляции со ставками основных налогов – это на самом деле игра вслепую, поскольку истинные размеры базы, подлежащей обложению (а значит, и степень реальной собираемости того или иного налога), остаются неизвестными не только для налоговых ведомств, но и для аналитиков.

     Параллельно необходимо тщательно продумать  систему мер для мотивации  выполнения налогового законодательства субъектами хозяйствования. В частности, наряду с мерами репрессивного характера в отношении неплательщиков реальная практика должна предусматривать определенные положительные стимулы в виде обусловливания некоторых хозяйственных прав и привилегий (например, получение государственных и муниципальных заказов, участие в публичных тендерах, возможность легально осуществлять инвестиции за рубежом и др.) определенным уровнем налоговых платежей. Одновременно злостное уклонение от уплаты налогов, в том числе относительно легальными методами (проведение операций через фирмы-«однодневки», использование подставных лиц, оффшорных схем и пр.), должно служить основанием для занесения предпринимателей в «черные списки» лиц, в отношении которых может применяться практика запрета на привлечение их к любым сделкам с участием государственных организаций и предприятий или бюджетных средств.

     Для того чтобы система стимулов и  наказаний в этой области реально  функционировала, необходимо также  юридическое урегулирование в той  или иной форме вопроса об ответственности за налоговые нарушения, совершенные в прошлом. Учитывая, что фактически те или иные нарушения налогового законодательства имеются в работе большей части хозяйствующих субъектов, а также то, что многие из положений этого законодательства были заведомо невыполнимы в существовавших условиях, без подведения определенной черты под прошлым невозможно реализовать главный стимул к законопослушному поведению – гарантию от уголовного преследования со стороны государства.

     Естественно, одним из главных условий и важнейшей предпосылкой налоговой реформы является также повышение эффективности налоговых служб, четкое определение их прав и полномочий, искоренение коррупции в их рядах, без чего расширение полномочий налоговых органов приведет к повышению собираемости не налогов, а взяток. Уточнение и кодификация правил налогообложения в процессе разработки и принятия Налогового кодекса – важный, но недостаточный шаг в этом направлении.

     Наконец, в вопросе об оптимизации совокупного  налогового бремени необходимо понимание того, что нельзя сводить задачу государственной политики к простому снижению доли налогов в ВВП.

     Во-первых, как уже было сказано выше, для  экономики вопрос о том, кто и  как несет это бремя, не менее  важен, чем его величина. Даже сравнительно невысокие налоги могут оказывать на экономический рост удушающее воздействие, если они сосредоточены на тех экономических субъектах, на которые приходится большая часть совокупной занятости и инвестиционной активности. В то же время грамотный (как с чисто экономической, так и с социальной точки зрения) выбор точек и относительной тяжести налогообложения может позволить серьезно уменьшить негативное влияние даже очень значительных налоговых сборов на динамику производства инвестиций.

     А во-вторых, эффективная налоговая политика – это постоянный поиск баланса между тяготами налогового бремени и эффектом от производимых за его счет общественных благ, в первую очередь общей и хозяйственной инфраструктуры и институциональных условий экономической деятельности (безопасность, поддержание порядка и законности, соблюдения правил игры в сфере отношений между хозяйствующими субъектами и т.п.). С этой точки зрения облегчение налогового бремени за счет урезания государственных расходов на дорожное строительство, обустройство границ и таможенной инфраструктуры, общее образование, поддержку НИОКР в профильных технических областях и т.п. фактически ведут к снижению, а не увеличению темпов роста экономики в средне- и долгосрочной перспективах.[3.2, с 1-2.]

 

      Глава 3. Реформирование доходной части бюджетной системы 

     3.1 Совершенствование налоговой системы РФ 

     Налоговая реформа в России продолжается уже  более пятнадцати лет. Были и положительные, и отрицательные результаты этой реформы. Прежде чем давать рекомендации по совершенствованию налоговой системы нашей страны, попробуем дать оценку предыдущих налоговых реформ.

     Итак, нельзя не отметить, что ситуация в  налоговой сфере российской экономики  в последние 5-6 лет значительно  улучшилась за счет целенаправленной политики правительства по снижению и оптимизации структуры налогового бремени, улучшения администрирования и совершенствования законодательства. Среди последних мероприятий по снижению налогового бремени следует отметить снижение ставки НДС (с 20 до 18 %), и, конечно же, значительное снижение ставки единого социального налога (с 35,6 до 26 %). Значительно сократилась налоговая нагрузка на малый бизнес (за счет введения специальных налоговых режимов), что дало малым предприятиям дополнительные денежные средства для развития, на сельскохозяйственные предприятия (за счет введения единого сельскохозяйственного налога), на обрабатывающие отрасли промышленности.

     Одним из главных достижений налоговой  реформы в нашей стране стало  принятие Налогового кодекса РФ –  до этого, порядок исчисления и уплаты налогов регулировался множеством законодательных актов, что очень сильно усложняло систему налогового администрирования.

     В качестве положительного момента можно  отметить и введение презумпции невиновности для налогоплательщиков (в 1 части  Налогового кодекса РФ).

     Одним из главных успехов отечественной  налоговой системы является успешное сокращение налогообложения фонда  заработной платы. С уменьшением  ставки налога на доходы физических лиц  его сборы в 2001-2002 увеличились  более чем на 40 %. Сборы единого социального налога после уменьшения ставки ЕСН выросли на 30 %, а заработная плата выросла на 4-6 %. Многие налогоплательщики стали «выходить из тени», сократились выплаты заработной платы «в конвертах».

     В 2005 году принят ряд федеральных законов, реализация которых позволила обеспечить совершенствование налогового администрирования с одной стороны, а также снижение налоговой нагрузки и, следовательно, стимулирование создания условий для притока инвестиций в реальный сектор экономики, с другой стороны.

     Так, по налогу на прибыль организаций с 2006 года введен новый порядок налогового учета определенных видов расходов. В частности, разрешено единовременно признавать расходами в целях налогообложения 10% стоимости введенных в эксплуатацию объектов основных средств.

     Начиная с 2006 года в составе расходов, учитываемых  при расчете налоговой базы по налогу на прибыль организаций, в  полной сумме учитываются затраты  на осуществление опытно-конструкторских  и научно-исследовательских работ (НИОКР), не давших положительного результата. Одновременно срок, в течение которого относятся на расходы затраты на НИОКР, результаты которых используются в производственной деятельности, уменьшился с 3 до 2 лет.

     Кроме того, убытки прошлых налоговых периодов могут быть приняты в уменьшение налоговой базы текущего налогового периода в 2006 году в размере не выше 50% налоговой базы (до 2006 года применялось ограничение в 30%). Начиная с 2007 года указанное ограничение было снято полностью.

     Внесены существенные изменения в порядок  исчисления и уплаты НДС. Так, в частности, с 1 января 2006 года отменено налогообложение авансовых платежей по экспортным поставкам, осуществляется переход на метод отгрузки и т.д.

     Важнейшим шагом на пути создания благоприятного инвестиционного климата и стимулирования развития высокотехнологичных отраслей производства явилось принятие в 2005 году Федерального закона о создании в Российской Федерации свободных экономических зон.

     Был законодательно определен правовой режим особых экономических зон  на территории Российской Федерации, порядок их создания и прекращения, а также особенности ведения предпринимательской деятельности, установлен ряд существенных налоговых льгот и преференций для резидентов особых экономических зон. 

     3.2 Основные направления совершенствования и развития налоговой системы РФ 

     Анализ  налоговой системы РФ, показал что налоговая система нашей страны нуждается в дальнейшем реформировании. Основные направления совершенствования налоговой системы РФ:

     1) по мере снижения обязательств  государства в сфере оптимизации расходов на нужды государства и общества добиваться снижения уровня налоговых изъятий за счет уменьшения числа налогов и снижения налоговых ставок – сокращение числа налогов и налоговых ставок вполне может привести к тому, что многие налогоплательщики «выйдут из тени», перестанут скрывать свои налоги. Так, например, было в 2005 году, когда произошло значительное снижение ставки единого социального налога, что не только не привело к уменьшению собираемости указанного налога, а, наоборот, к значительному росту его поступлений в бюджет. Сокращение налогов благоприятно скажется и на финансовом состоянии предприятий, и на их инвестиционной деятельности – часть денежных средств, которые будут оставаться в результате уменьшения налоговых ставок, будет направляться на развитие хозяйствующих субъектов.

     2) сделать налоговую систему более  справедливой по отношению к  налогоплательщикам, находящимся не  только в разных экономических  условиях, но и с учетом единого  экономического пространства для  всех субъектов налога и единого механизма регулирования налогообложения.

     3) налоговая система должна обеспечить  снижение уровня издержек исполнения  налогового законодательства, как для государства, так и для субъектов налога. Действительно, система налогового администрирования является, по сути, одним из слабых мест современной налоговой системы России. Большое количество налогов, сложные методики их исчисления, необходимость предоставления ежеквартальных налоговых деклараций делают налоговую систему неэкономичной и малоэффективной как для предприятий и граждан, так и для государства.

     В этой связи, интересным будет привести результаты исследования «Уплата налогов», ежегодно проводимого PricewaterhouseCoopers, IFC и Всемирным банком. Исследование является частью крупной программы "Удобство ведения бизнеса", которая посвящена оценке комфортности ведения предпринимательской деятельности в 178 странах мира.

     Россия  в рейтинге стран по уровню сложности  налоговой системы занимает лишь 130 место. Для того, чтобы уплатить все налоги в нашей стране, заполнив при этом все необходимые декларации, налогоплательщикам в среднем потребуется 448 часов в год. При этом полная налоговая ставка в нашей стране по итогам прошлого года достаточно высока и составляет 51,4 %.

     Для эффективной работы налоговой системы в стране необходимо законодательно и практически решить следующие проблемы:

     - законодательно ликвидировать многочисленные  налоговые льготы как по отдельным  видам налогов и сборов, так  и по категориям налогоплательщиков;

     - законодательно и организационно обеспечить полноту и эффективность сбора платежей со всех категорий субъектов налога;

     - ликвидировать в налоговом законодательстве  все условия, способствующие легитимным  способом избежать снижения сумм  уплаты налогов и сборов;

     - законодательно и организационно упростить налоговую систему за счет уменьшения числа налогов и сборов, заменив их единым налогом на доход, сокращения и ликвидации всевозможных внебюджетных и бюджетных фондов, сокращения органов, ответственных за собираемость налоговых платежей.

     Реализация  указанных мероприятий будет  способствовать созданию рациональной (оптимальной), эффективной, справедливой, стабильной и предсказуемой налоговой  системы, что позволит:

Информация о работе Налоговая реформа и реформирование доходной части бюджетной системы РФ