Налоговая реформа и реформирование доходной части бюджетной системы РФ

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Февраля 2012 в 20:50, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования:
Изучить доходную часть бюджетной системы
Выявить положительные и отрицательные факторы, влияющие на общество и государство в целом
Обосновать методы по повышению доходной части бюджетной системы страны с помощью реформирования налоговой системы.

Содержание

Введение
Глава 1. Доходная часть бюджетной системы РФ
Общие положения о доходах бюджета
Классификация доходов бюджета
Косвенные налоги их значение и виды
Глава 2. Налоговая реформа РФ
Налоговые реформы. История развития налоговых реформ
Современное состояние налоговой реформы
Плюсы и минусы проведения налоговой реформы
Глава 3. Реформирование доходной части бюджетной системы
Совершенствование налоговой системы РФ
Основные направления совершенствования и развития налоговой системы РФ
Заключение
Список использованных источников

Работа содержит 1 файл

дох бюдж.doc

— 188.50 Кб (Скачать)

     4110000 - Федеральный фонд восстановления  и охраны водных объектов.

     Доходы  бюджетов формируются в соответствии с бюджетным и налоговым законодательством  Российской Федерации. В доходах  бюджетов могут быть частично централизованы доходы, зачисляемые в бюджеты  других уровней бюджетной системы  Российской Федерации для целевого финансирования централизованных мероприятий, а также безвозмездные перечисления. Нормативы централизации доходов утверждаются федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год, законом субъекта Российской Федерации о бюджете на очередной финансовый год. . [1.1, с 187.]

     1.3 Косвенные налоги. Их значение. Виды косвенных налогов

 

     Прямые  налоги играют важную роль в росписях доходов большинства государств; но косвенные налоги имеют не меньшее  значение.

     Как прямые, так и косвенные налоги имеют и свои хорошие стороны и свои недостатки, а потому ни те, и не другие не заслуживают безусловного предпочтения. Оба вида налогов одинаково необходимы в податных системах. Прямые налоги более ясно напоминают гражданам об их податной обязанности перед государством и дают возможность к более сильному обложению зажиточных классов общества. При сравнительной простоте организации и дешевизне взимания, прямые налоги являются и более справедливыми с принципиальной точки зрения, так как они дают более возможности сообразоваться непосредственно с податной способностью плательщиков. Но высокие прямые налоги переносятся плательщиками с большим трудом, и одним прямым обложением невозможно добыть всех потребных для государственного хозяйства средств.

     И косвенные налоги, несмотря на присущие им темные стороны, являются необходимым элементом в хозяйстве каждого государства.Главным недостатком косвенных налогов является то, чти при них о податной способности плательщиков приходится судить на основании посредствующих моментов, напр., по расходам или потреблению лица, тогда как истинная платежная способность не всегда и не вполне соответствует таким моментам. Далее в косвенном обложении весьма трудно осуществить равномерность обложения. При обложении же предметов первой необходимости, косвенные налоги становятся обратно пропорциональными средствам плательщиков.

     Но, с другой стороны, косвенные налоги помогают осуществить общность обложения, которая при настоящем складе народного хозяйства недостижима  при посредстве одного прямого обложение доходов и капиталов; косвенные налоги отличаются сравнительною нечувствительностью для плательщиков и дают возможность собирать средства для покрытие огромных современных государственных расходов.

     К достоинствам косвенных налогов  некоторые относят и то, что эти налоги уплачиваются как бы добровольно и что они, не распространяясь на сберегаемые доли доходов, способствуют бережливости. Но это никак не может относиться к налогам на предметы первой необходимости, при которых не может быть речи о добровольности уплаты их.

     Главное достоинство косвенных налогов  заключается в их высоких фискальных качествах, которыми объясняется широкое  распространение и сильное развитие этих налогов.

     В настоящее время косвенные налоги имеют огромное значение в государственном хозяйстве России, Франции, Англии, Германии, Австро-Венгрии, Италии, Соединенных Штатов и многих других менее значительных государств.

     Имперский бюджет Германии и союзный бюджет Соединенных Штатов основаны почти  целиком на косвенных налогах. В других названных государствах косвенные налоги дают около половины или даже более половины всех их доходов. В России по отчету Государственного контроля по исполнению государственной росписи в 1901 г. косвенные налоги (питейный, табачный, сахарный, нефтяной, спичечный и таможенный) дали 686630 т. р. при 130890 т. р. доходов от прямых налогов и 1799451 т. р. всех обыкновенных государственных доходов. Но доход от казенной продажи нитей, являющийся, в сущности, также косвенным налогом, в наших росписях причислен к доходам от регалий. В 1901 г. он составил и 153387 м. р. Таким образом, в названном году косвенные налоги дали около 1/2 всех наших обыкновенных государственных доходов.

     Главную часть косвенных налогов составляют налоги с потребления разных предметов. Потребление является необходимым моментом в каждом частном хозяйстве; при этом потребление одних предметов служит для удовлетворения простых физических потребностей человека, другие предметы служат для удовольствия, наслаждения и удовлетворения стремления к роскоши. По-видимому, очень просто разграничить насущные потребности от потребностей роскоши и предметы необходимые от необходимых; между тем оказывается, что точной границы между ними провести нельзя, так как круг человеческих потребностей постоянно меняется и расширяется, а равно, под влиянием обстоятельств места и времени, меняется взгляд на необходимость тех или иных предметов. Тем ни менее, всегда можно различать в массе предметов, предназначенных для удовлетворение разных потребностей человека, такие, которые при данном строе народной жизни в известном государстве являются предметами общего потребления, и такие, на которые в обществе смотрят как на предметы роскоши, и которые имеют ограниченный круг потребления. В последнем случае потребителями являются лица более или менее состоятельные. Обложение предметов первой категории должно происходить на других началах, чем обложение предметов второй категории. При обложении предметов насущных надо действовать крайне осторожно, так как высокие налоги на таковые могут отразиться на благосостоянии и даже на здоровье народа. А если возможно по финансовым обстоятельствам, то лучше всего отказаться совершенно от обложения предметов первой необходимости. Что же касается налогов на предметы роскоши, то эти налоги могут быть повышаемы без вреда для народного хозяйства до тех пор, пока оно совместимо с финансовыми интересами государства, т. е. до такой степени, чтобы от этого не происходило сокращение казенных доходов. Соблюдение последнего правила необходимо ввиду того, что повышение косвенных налогов не всегда увеличивает их доходность . Иногда, вследствие увеличение налога, настолько сокращается потребление обложенного предмета, что казна при повышенном налоге получает меньше прежнего. Взимание налогов на предметы потребление представляет несколько видов:

     1) Оно может практиковаться в  виде акцизов, т. е. налогов  на предметы внутреннего производства. При этом может быть облагаемо  производство известных предметов,  или торговля ими, или, наконец,  самое их потребление.

     2) В виде таможенных пошлин, т.  е. налога на товары, перевозимые  через границу государства.

     3) Государство может облагать предметы  потребление посредством удержание  за собою права монопольного  производства, монополия торговли  или ввоза известных предметов из-за границы.

     Наибольшим  разнообразием отличаются акцизы. Эти  налоги взимаются либо с потребителей обложенных предметов, либо с их производителей, либо, наконец, с посредников между  теми и другими. Казалось бы, что  непосредственное обложение потребителей более всего соответствует истинному назначению налогов потребления. Но такая форма взимания сопряжена с массой неудобств и затруднений и мало распространена в финансовой практике. Она применяется при обложении потребления предметов собственного производства, а главным образом при взимании налогов с предметов роскоши, причем принимает характер обложения пользования этими предметами.

     Гораздо чаще практикуется взимание налогов  с потребления при производстве, передвижении и продаже обложенных предметов. Обложение производства последних, являющееся самым распространенным способом взимания акцизов, принимает разные формы: либо происходит обложение готовых продуктов по их действительному количеству, либо налог взимается сообразно с предполагаемым количеством облагаемых продуктов, о котором заключают на основании разных внешних признаков и по отдельным моментам производства, напр., по количеству перерабатываемых сырых материалов, по силе употребляемых при производстве снарядов, по продолжительности производства и т. п.

     Налог с готового продукта представляет самую  правильную форму взимания налогов  с потребления; при этом облагается действительное количество произведенных  предметов в точно определенном разрезе. Но эта форма обложения  требует тщательного надзора  над производством, и часто бывает стеснительна для последнего. Она трудно выполнима также при разбросанности производства по всей стране и при участии в нем массы мелких промышленников.

     Вследствие  трудности осуществления этой формы  обложения, часто отказываются от нее и облагают предметы потребление по отдельным моментам их производства, по которым заключают о вероятных количествах вырабатываемых продуктов. Одним словом, отказавшиеся от точного обложения, довольствуются приблизительным. При этом равномерность обложение недостижима. Разница в качестве сырых материалов и в технике производства представляет столько оттенков, что трудно и не всегда возможно предусмотреть зависящие от них результаты производства. И получается не одинаково полное обложение изготовляемых продуктов, что особенно тяжело при высоком обложении последних, так как конкуренция между не одинаково обложенными производителями их становится весьма неравною.

     Приблизительное обложение предметов потребления  представляет еще то неудобство, что  оно затрудняет расчеты при практикующемся в известных случаях возврате налогов с потребления. Эти налоги по идее должны быть обложением потребления определенных предметов, по которому судят о наличности известных, платежных средств у потребителей. Между тем такие предметы не всегда полностью поступают в потребление внутри страны; они иногда вывозятся за границу или служат для иных целей, помимо потребления, напр., применятся в качестве материалов в разных производствах. Но общему правилу в обоих случаях налог с них не взимается, а если был взят, - возвращается.

     Освобождение  от налога предметов, потребление которых  обложено, при предназначении их для  промышленных целей, объясняется крайне просто: если не предполагается облагать продукты производств употребляющих  такие предметы, то нет основание облагать и эти последние. Более сложным представляется вопрос о возврате налога с вывозимых за границу предметов.

     На  первый взгляд кажется, что подобный возврат не справедлив по отношению  к туземным потребителям: в то время, как последним приходится оплачивать налогами потребление известных предметов, эти самые предметы при направлении их за границу к иностранным потребителям освобождаются от налога. Ни не всегда во власти государства облагать иностранных потребителей. При вывозе за границу каких-либо произведений, последним обыкновенно приходится конкурировать с такими же предметами, привозимыми из других стран. И обложение их наравне с предметами, потребляемыми внутри страны, равносильно взиманию с них вывозной пошлины и суживают рынок для их сбыта. Таким образом, если государство производит какие-либо продукты в избытке и нуждается в сбыте таковых, то наиболее рациональным представляется освобождение их при вывозе за границу от всякого налога, иначе обстоит дело, если государство обладает естественною монополиею какого-либо продукта или поставлено в исключительно выгодные условие для снабжение своими произведениями определенных рынков. Тогда открывается возможность облагать иностранных потребителей.

     При отсутствии же таких благоприятных обстоятельств общим правилом является возврат акцизов при вывозе за границу обложенных ими произведений. А некоторые государства идут еще дальше в поддержке отдельных отраслей своей промышленности и не только возвращают акцизы, но выдают сверх того премии за вывоз известных предметов за границу. Подобные премии сводятся к подарку, делаемому нескольким промышленникам на счет всех плательщиком податей. Возврат акцизов должен состоять в сложении с вывозимых предметов взятых с них налогов. При приблизительном же обложении предметов потребления, эта величина неизвестна, так что и возвращать приходится не то, что взято в действительности, а только предполагаемую сумму уплаченных налогов. Возврат акциза или не достигает полного размера налога или превышает таковой; в последнем случае получаются скрытые вывозные премии.

     Устройство  и взимание косвенных налогов  гораздо труднее, нежели устройство прямых налогов. Податной объект здесь  легко ускользает от обложения. Нужен  большой персонал податной администрации. Все это повышает издержки взимание косвенных налогов. Наиболее дорогой формой взимание налогов с потребление являются казенные монополии. Напр., во Франции расходы по эксплуатации табачной монополии поглощают около 1/5 ее валового дохода, а в Италии и Австро-Венгрии - более 1/4. Вообще же при взимании налогов с потребления наиболее дорого обходится организации податного контроля. Последний особенно дорог и труден при многочисленных и высоких налогах с потребления и при сложном их устройстве.

     Чем выше налоги, тем более соблазн к уклонениям от них и тем вреднее их влияние на общественную нравственность. При устройстве косвенного обложение очень важен выбор облагаемых предметов. Таковой следует производить с расчетом, чтобы по возможности соблюсти интересы и финансового и народного хозяйства. Это достижимо через обложение таких предметов, которые не относятся к числу предметов первой необходимости, но потребление которых имеет широкое распространение, и которые нелегко могут быть заменены какими-нибудь суррогатами, с другой стороны, - чрез умеренность в обложении предметов общего потребления. Если обратиться к рассмотрению предметов, которые служили и служат объектами косвенных налогов в разных государствах, то оказывается, что их можно разбить на 2 категории:

     1) предметы насущного питания, истребление которых происходит почти в каждом частном хозяйстве, напр., хлеб, соль и др.; здесь плательщиками налога является вся масса население государства, которое может получить большие суммы и при низких окладах налога на эти предметы.

     2) Предметы утонченного питание  и предметы роскоши, напр., напитки,  сахар, табак, биллиарды и др.; здесь плательщиками является  сравнительно ограниченный круг  лиц. Конечно, твердой границы  между ними провести нельзя, и  часто известные предметы переходят из одной категории в другую: напр., с распространением потребления сахара, последний из числа предметов утонченного питания приближается к категории предметов обыкновенного питания.  
Глава 2. Налоговая реформа РФ
 

     2.1 Налоговые реформы. История развития налоговой реформы 

     Первые  реформы появились в Древнем  мире. Были обязательные платежи, которые, в принципе, напоминают ныне существующие налоги в их современном понимании. Первые реформы были обращены на решение  задач максимизации государственных доходов.

Информация о работе Налоговая реформа и реформирование доходной части бюджетной системы РФ