Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Марта 2012 в 17:34, курсовая работа
Цель данной работы ‑ выявить особенности структуры налоговой системы и современного налогообложения в Республике Беларусь.
Для достижения этих целей определены следующие задачи:
изучить сущность, классификацию и основные понятия налогообложения;
определить влияние налоговой политики на экономику государства;
изучить налоги по способу их начисления и объекту обложения;
проанализировать изменения налоговой системы Республики Беларусь за последнее десятилетие.
ВВЕДЕНИЕ ……………………………………………………………….. 3
1 НАЛОГОВАЯ ПОЛИТИКА КАК ИНСТРУМЕНТ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СОЦИАЛЬНОЙ И ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКИ ………………… 5
1.1 Основные понятия и сущность налогообложения ………….. 5
1.2 Классификация налогов ………………………………………. 8
2 СИСТЕМА НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ … 11
2.1. Налоги, уплачиваемые из выручки …………………………….. 11
2.2. Налоги, относимые на себестоимость …………………………. 18
2.3. Налоги, уплачиваемые из прибыли ……………………………. 21
3 ВЛИЯНИЕ НАЛОГОВОЙ ПОЛИТИКИ НА ЭКОНОМИКУ РБ ……. 22
4 РАЗВИТИЕ НАЛОГОВОЙ ПОЛИТИКИ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ 26
ЗАКЛЮЧЕНИЕ …………………………………………………………… 27
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ ……………………. 30
Объемы размещения товаров, помещенных под таможенный режим уничтожения и утративших свои потребительские свойства, а также отходов, образующихся в результате уничтожения товаров, помещенных под этот режим;
Объемы полезных ископаемых, добытых на разведанных за счет средств бюджета месторождениях, в стоимостном выражении.
Налог состоит из:
Платежей за использование (изъятие, добычу) природных ресурсов, платежей за выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух, сбросы сточных вод или загрязняющих веществ в окружающую среду, платежей за размещение отходов производства в пределах установленных лимитов, сверх установленных либо без установленных лимитов в случаях, предусмотренных законодательством;
Платежей за переработку нефти и нефтепродуктов организациями, осуществляющими переработку нефти;
Платежей за перемещение по территории РБ нефти и нефтепродуктов;
Платежей за геологоразведочные работы, выполненные за счет средств бюджета.
Ставки налога за использование природных ресурсов и за выбросы загрязняющих веществ в окружающую среду устанавливаются Советом Министров РБ по представлению специально на то уполномоченных государственных органов. Ставки экологического налога утверждены Постановлением Совета Министров РБ от 5 февраля 2002г. №146 «О ставках экологического налога, лимитах добычи природных ресурсов и допустимых выбросов (сбросов) загрязняющих веществ».
3. Платежи за землю (земельный налог).
Плательщиками налога являются юридические и физические лица (включая иностранные), которым земельные участки предоставлены во владение, пользование либо в собственность.
Земельным налогом облагаются земли:
сельскохозяйственного назначения,
населенных пунктов,
промышленности, транспорта, связи, обороны и иного назначения,
лесного фонда,
водного фонда.
Размер земельного налога определяется в зависимости от качества и местоположения земельного участка и не зависит от результатов хозяйственной и иной деятельности землевладельца, землепользователя и собственника земель. Размер земельного налога на земли сельскохозяйственного назначения определяется по данным кадастровой оценки земли. Земельный налог устанавливается в виде ежегодных фиксированных платежей за гектар земельной площади. В 2005 году ставки земельного налога индексируются на 34%.
2.3 Налоги, уплачиваемые из прибыли
Налоги, уплачиваемые из прибыли включают в себя:
1. Налог на прибыль.
Плательщиками налога являются: юридически лица РБ, иностранные юридические лица и международные организации, простые товарищества, хозяйственные группы; филиалы, представительства и иные обособленные подразделения юридических лиц РБ, имеющие отдельный баланс и текущий либо иной банковский счет. Прибыль организации облагается налогом по ставке 24%. Облагаемая налогом прибыль исчисляется исходя из суммы прибыли от реализации товаров (работ, услуг), иных ценностей, имущественных прав и доходов от внереализационных операций, уменьшенных на сумму расходов по этим операциям.
2. налоги на доходы подразделяются на:
налог на доходы по дивидендам и приравненным к ним доходам.
Плательщиками налога являются юридически лица (включая иностранные юридические лица). Дивиденды и приравненные к ним доходы, начисленные организациями, облагаются по ставке 15%.
налог на доходы, полученные в отдельных сферах деятельности.
Плательщиками налога являются банки, небанковские кредитно-финансовые учреждения, страховые и перестраховочные организации, а также иные юридические лица, получившие доходы от операций с ценными бумагами. Налог на доходы кредитно-финансовыми учреждениями и страховыми организациями исчисляется и уплачивается по ставке 30%, а иными организациями по доходам от операций с ценными бумагами – по ставке 40%.
3. Налог на недвижимость.
Плательщиками налога являются юридические лица РБ, иностранные юридические лица и международные организации, простые товарищества, хозяйственные группы; филиалы, представительства и иные обособленные подразделения юридических лиц РБ, имеющих отдельный баланс и текущий либо иной банковский счет. Налогом облагается стоимость основных средств, являющихся собственностью или находящихся во владении плательщиков, объектов незавершенного строительства, и также стоимость принадлежащих физическим лицам жилых домов, садовых домиков, дач, жилых помещений, гаражей и иных зданий и строений. Годовая ставка для организаций установлена в размере 1%; для физических лиц – в размере 0,1%.
4. Целевой сбор на содержание и развитие инфраструктуры городов и районов.
Плательщиками налога являются организации и индивидуальные предприниматели. Ставка сбора установлена в размере 2% от налоговой базы.
5. Целевой транспортный сбор на обновление и восстановление городского, пригородного пассажирского транспорта, автобусов междугородного сообщения и содержание ведомственного городского электрического транспорта.
Плательщиками сбора являются организации и индивидуальные предприниматели. Ставка сбора установлена в размере 2% от налоговой базы.
Таким образом, рассмотрев налоги по способу их начисления и объекту обложения, необходимо отметить, что система налогообложения в Республике Беларусь очень обширна и во многом усложнена, следовательно, нуждается в доработке и упрощении. [16]
3 ВЛИЯНИЕ НАЛОГОВОЙ ПОЛИТИКИ НА ЭКОНОМИКУ РБ
Под фактической налоговой нагрузкой на экономику понимают долю реально выплаченных обязательных платежей в пользу государства в ВВП страны. Различают фактическую и номинальную налоговую нагрузку. Номинальная налоговая нагрузка — доля обязательных платежей в ВВП, которую налогоплательщики должны выплатить в случае полного выполнения ими налогового законодательства.
Таблица 1
Темп роста ВВП и динамика уровня
налоговой нагрузки в РБ в 2001-2006 гг.
| 2001 | 2002 | 2003 | 2004 | 2005 | 2006 |
Темп роста ВВП, в % к предыдущему году | 104,7 | 105 | 107 | 111,4 | 109,2 | 109,9 |
Налоговая нагрузка (с учетом внебюджетных фондов, без учета ФСЗН) | 34,3 | 33,9 | 34,1 | 34,2 | 34,3 | 33,9 |
Источник: [15 ]
Разница между номинальной и фактической нагрузкой характеризует степень уклонения от налогов. Чем выше номинальная нагрузка — тем выше уклонение.
Сопоставления с другими странами показали, что только в двух странах Евросоюза — Швеции (52%) и Дании (49,9%) — налоговая нагрузка выше, чем в Беларуси (48,8%). В странах с переходной экономикой уровень налогового бремени существенно ниже, чем в РБ.
Налоговая нагрузка в РБ значительно выше, чем в странах с сопоставимым уровнем ВВП на душу населения.
Рис. 1 Налоговая нагрузка в РБ и других странах [17]
Совершенно очевидно, что перспективы долгосрочного экономического роста связаны со снижением налоговой нагрузки. Вместе с тем эффект от ее снижения может быть достигнут только при наличии определенных предпосылок. Ключевыми условиями достижения такого эффекта во всех странах мира являются преобладание частного сектора в экономике, развитая инфраструктура финансовых рынков, обеспечивающая оптимальный межотраслевой перелив капитала, необходимые объемы банковского и страхового капитала в стране, наличие эластичного рынка труда.
Однако отсутствие этих и еще целого ряда предпосылок приводят к тому, что налоговая система, строящаяся на принципах либерализма, может иметь неоднозначные эффекты в странах с различными экономическими моделями.
Специфика белорусской модели заключается в высоком уровне государственного регулирования. С помощью налоговой системы перераспределяются значительные финансовые ресурсы между отраслями и отдельными предприятиями. Это перераспределение имеет не рыночный, а административный характер. Причем ресурсы достаются, как правило, не самым эффективным предприятиям. Это позволяет поддерживать, а часто и увеличивать, объемы производства, решать некоторые социальные задачи, но вместе с тем сдерживает прогрессивные структурные преобразования в экономике.
Идеально государство должно отказаться от любых косвенных налогов. Путем увеличения базы налогоплательщиков и стимуляцией экономического роста государство будет способно покрывать расходы собственного бюджета
На начальном этапе проведения реформ государство нуждается в значительном объеме централизованных финансовых ресурсов и соответственно увеличивает налоговое бремя. Однако долгосрочной эта стратегия быть не может, поскольку сдерживает экономический рост и не способствует привлечению инвестиций. Ее должна сменить налоговая политика, направленная на стимулирование экономического роста, создание благоприятного инвестиционного климата.
Формирование доходной части государственного бюджета осуществляется, в основном, за счет платежей субъектов хозяйствования.
Однако их доля постепенно понижается при одновременном росте платежей в бюджет физических лиц. С уменьшением доли субъектов хозяйствования в
формировании доходной части бюджета происходило снижение налоговой нагрузки для субъектов хозяйствования. На физические же лица следует отметить рост налоговой нагрузки.
Как показывает анализ, оптимальным количественным показателем налогообложения является уровень налоговой нагрузки в пределах 30 % к ВВП.
Это позволяет, с одной стороны, обеспечить стабильные поступления доходов в бюджет, а значит ритмичное финансирование запланированных программ и мероприятий, с другой стороны – реализовать на практике стимулирующую функцию налогообложения для дальнейшего роста производства, инвестиций и экспортного потенциала белорусских товаропроизводителей. [12]
В заключение можно сказать, что влияние налоговой политики на экономику весьма велико и разносторонне. Но необходимо учитывать, что снижение налогового давления на экономику может быть достигнуто только за счет сокращения количества применяемых налогов или снижения их ставок (при условии качественного построения моделей взимания каждого из налогов). Такие решения как раз и составляют основу налоговой политики государства и всегда зависят от состояния текущей экономической конъюнктуры (при высокой конъюнктуре и инфляции более полезно для экономики увеличивать налоговую нагрузку).
4 РАЗВИТИЕ НАЛОГОВОЙ ПОЛИТИКИ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
Упрощение системы налогообложения стимулирует экономический рост, создает благоприятный инвестиционный и социальный климат в государстве. Именно с этой целью в законах Республики Беларусь «О внесении изменений и дополнений в некоторые законы Республики Беларусь по вопросам налогообложения» и Указах Президента были реализованы мероприятия по упрощению налоговой системы и совершенствованию налогового законодательства.
Так, с 1 января 2007 года были отменены чрезвычайный налог для ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС и обязательные отчисления в государственный фонд содействия занятости.
Изменен порядок налогообложения доходов в виде дивидендов и доходов страховых организаций.
Принят Указ Президента Республики Беларусь № 162 «О некоторых вопросах применения льгот и вычетов по подоходному налогу с физических лиц», который направлен на оказание дополнительной государственной поддержки и улучшение материального положения многодетных семей и семей, воспитывающих детей-инвалидов. [18]
Информация о работе Налоговая политика в Республике Беларусь