Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Марта 2012 в 17:34, курсовая работа
Цель данной работы ‑ выявить особенности структуры налоговой системы и современного налогообложения в Республике Беларусь.
Для достижения этих целей определены следующие задачи:
изучить сущность, классификацию и основные понятия налогообложения;
определить влияние налоговой политики на экономику государства;
изучить налоги по способу их начисления и объекту обложения;
проанализировать изменения налоговой системы Республики Беларусь за последнее десятилетие.
ВВЕДЕНИЕ ……………………………………………………………….. 3
1 НАЛОГОВАЯ ПОЛИТИКА КАК ИНСТРУМЕНТ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СОЦИАЛЬНОЙ И ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКИ ………………… 5
1.1 Основные понятия и сущность налогообложения ………….. 5
1.2 Классификация налогов ………………………………………. 8
2 СИСТЕМА НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ … 11
2.1. Налоги, уплачиваемые из выручки …………………………….. 11
2.2. Налоги, относимые на себестоимость …………………………. 18
2.3. Налоги, уплачиваемые из прибыли ……………………………. 21
3 ВЛИЯНИЕ НАЛОГОВОЙ ПОЛИТИКИ НА ЭКОНОМИКУ РБ ……. 22
4 РАЗВИТИЕ НАЛОГОВОЙ ПОЛИТИКИ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ 26
ЗАКЛЮЧЕНИЕ …………………………………………………………… 27
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ ……………………. 30
2 СИСТЕМА НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ
2.1 Налоги, уплачиваемые из выручки
Налоги, уплачиваемые из выручки, подразделяются на:
1. «Налог на добавленную стоимость - косвенный налог, форма изъятия в бюджет части добавленной стоимости, которая создается на всех стадиях процесса производства товаров, работ и услуг и вносится в бюджет по мере реализации». [14,c.49]
Плательщиками налога являются организации и физические лица, признаваемые плательщиками в связи с перемещением товаров через таможенную границу РБ в соответствии с таможенным законодательством РБ, филиалы, представительства и иные обособленные подразделения белорусских организаций, имеющих отдельный баланс и текущий либо иной другой банковский счет. Объектами налогообложения являются: обороты по реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав на объекты интеллектуальной собственности на территории РБ; обороты по реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав на объекты интеллектуальной собственности за пределы РБ; товары, ввозимые на таможенную территорию РБ.
Зачетный метод исчисления налога на добавленную стоимость заключается в том, что налогоплательщик вместе с выручкой за реализованные товары (работы, услуги) получает от своих покупателей не только стоимость своих товаров (работ, услуг), но и дополнительно налог, причитающийся к уплате в бюджет. В свою очередь каждый налогоплательщик сам производит различные платежи за товары (работы, услуги) в пользу других субъектов хозяйствования и при этом также, кроме стоимости товара (работы, услуги) уплачивает поставщику и НДС. Разница между полученным и уплаченным налогом уплачивается в бюджет, если она положительная, или возвращается (зачитывается) государством налогоплательщику, если она отрицательная. [14]
С 01.01.2005г. вступило в силу Соглашение между Правительством РБ и Правительством Российской Федерации о принципах взимания косвенных налогов при экспорте или импорте товаров, выполнения работ, оказании услуг, следовательно, с 2005 года при экспорте товаров применяется принцип взимания налога на добавленную стоимость по стране назначения – освобождение от налога экспортируемых (ввозимых) товаров и взимание налога по импортируемым (ввозимым) товарам.
Ставки налога на добавленную стоимость:
0%: при реализации экспортируемых товаров; работ (услуг) по сопровождению, погрузке, перегрузке и иных подобных работ (услуг), непосредственно связанных с реализацией экспортируемых товаров; экспортируемых транспортных услуг, включая транзитные перевозки, а также экспортируемых услуг по производству товаров из давальческого сырья (материалов).
10%: при реализации производимой на территории РБ продукции растениеводства, животноводства, рыбоводства и пчеловодства; при реализации предприятиями продовольственных товаров и товаров для детей по перечням, определяемым Советом Министров РБ по согласованию с Президентом РБ; при ввозе на таможенную территорию РБ продовольственных товаров и товаров для детей по перечням, определяемым Советом Министров РБ по согласованию с Президентом РБ.
18%: во всех других случаях реализации товаров (работ, услуг),
9.09%: при реализации товаров (работ, услуг) по регулируемым розничным ценам с учетом НДС,
15.25%: при реализации товаров (работ, услуг) по регулируемым розничным ценам с учетом НДС.
Освобождаются от налогообложения НДС обороты от реализации на территории РБ:
лекарственные средства, а также медицинская техника,
услуги по уходу за больными,
услуги по содержанию детей в дошкольных учреждениях,
услуги в сфере образования, связанные с учебным процессом,
жилищно-коммунальные услуги, оказываемые населению,
услуги по перевозке пассажиров государственным транспортом,
услуги связи населению,
услуги адвокатов населению. [5]
2. Акциз ‑ один из видов косвенного налога, устанавливаемый преимущественно на предметы массового потребления внутри страны, в отличие от таможенных платежей, несущих ту же функцию но на товарах, доставляемых из-за границы, а также коммунальные, транспортные и другие распространённые услуги. Включается в цену товаров или тариф за услуги и тем самым фактически уплачивается потребителем.
Плательщиками акцизов являются: организации и индивидуальные предприниматели производящие подакцизные товары, ввозящие их на таможенную территорию РБ и (или) реализующие ввезенные на таможенную территорию РБ подакцизные товары; филиалы, представительства и иные обособленные подразделения белорусских организаций, имеющие отдельный баланс и текущий либо иной банковский счет.
При исчислении акцизов (кроме акцизов, взимаемых при ввозе подакцизных товаров) в облагаемый оборот включается фактически отгруженные (переданные, использованные на собственные нужды) в отчетном периоде подакцизные товары.
Акцизы не уплачиваются по подакцизным товарам, вывозимым за пределы РБ. Указанное положение не распространяется на подакцизные товары, экспортируемые из РБ в государства – участники Содружества Независимых Государств (кроме государств, в торговых отношениях с которыми осуществляется взимание акцизов по принципу страны назначения). Подакцизные товары, вывозимые в порядке товарообмена, подлежат обложению акцизами.
Сумма акцизов, подлежащая уплате по подакцизным товарам, происходящим и ввозимым с территорий государств – участников Содружества Независимых Государств, уменьшатся на сумму акцизов, фактически уплаченную в стране их происхождения. Настоящее положение применяется на условиях взаимности в порядке, определяемом Советом Министров РБ.
Акцизами облагаются следующие товары:
спирт технический,
алкогольная продукция,
табачная продукция,
нефть и нефтепродукты,
ювелирные изделия,
легковые автомобили и микроавтобусы.
На всей территории РБ действуют единые ставки акцизов как для товаров, произведенных плательщиками акцизов, так и для товаров, ввозимых плательщиками акцизов на таможенную территорию РБ и (или) реализуемых на таможенной территории РБ. Ставки акцизов на товары могут устанавливаться в абсолютной сумме на физическую единицу измерения подакцизных товаров (твердые (специфические) ставки) или в процентах от стоимости товаров (адвалорные ставки). Ставки акцизов устанавливаются Советом Министров РБ по согласованию с Президентом РБ. [16]
3. Единый платеж (сбор на формирование местных целевых бюджетных жилищно-инвестиционных фондов, сбор в республиканский фонд поддержки производителей сельскохозяйственной продукции, продовольствия и аграрной науки, налог с пользователей автомобильных дорог в дорожные фонды и сбор на финансирование расходов, связанных с содержанием и ремонтом жилищного фонда).
Плательщиками являются организации, филиалы, представительства и иные обособленные подразделения белорусских организаций, имеющие отдельный баланс и текущий либо иной банковский счет.
Освобождаются от уплаты налога:
организации, осуществляющие предпринимательскую деятельность по производству продукции растениеводства, животноводства, рыбоводства, пчеловодства и продуктов детского питания,
организации бытового обслуживания, располагающиеся в сельской местности,
организации, осуществляющие научную деятельность,
организации, финансируемые из госбюджета,
организации, осуществляющие лотерейную деятельность,
организации, применяемые упрощенную систему налогообложения,
Национальный Банк РБ.
Сумма налога определяется по следующей формуле:
(1.1)
Где Н – сума налога, руб.;
НБ – налогооблагаемая база;
С – ставка налога
4. Налог с продаж товаров в розничной торговле.
Плательщиками сбора являются организации и индивидуальные предприниматели в соответствии с законодательством; филиалы, представительства и иные обособленные подразделения организаций, как имеющие, так и не имеющие обособленного баланса и текущего и иного банковского счета, которые уплачивают налог в бюджет по месту получения выручки. Объектом обложения являются операции по реализации в розничной торговой сети товаров.
Освобождаются от уплаты налога:
организации розничной торговли, расположенные в сельской местности, за исключением реализации ликероводочных и табачных изделий,
организации общественного питания, уплачивающие налог на услуги,
организации и индивидуальные предприниматели, используемые труд инвалидов, численность которых составляет более 50% списочной численности работников в среднем за отчетный месяц,
религиозные организации.
Налогом на продажу не облагается:
ритуальные принадлежности,
книжная и печатная продукция,
медицинская техника,
зоологические товары,
обручальные кольца.
телефонные карточки,
лотерейные билеты.
Налог с продаж рассчитывается по следующей формуле:
(1.2)
где НБ – налогооблагаемая база;
С – ставка налога. [16,с.14]
5. налог с продаж автомобильного топлива.
Плательщиками налога являются реализующие на территории РБ автомобильное топливо организации и индивидуальные предприниматели; филиалы, представительства и иные обособленные подразделения белорусских организаций, имеющие отдельный баланс и текущий либо иной банковский счет. Объектом налогообложения признаются операции по реализации автомобильного топлива на территории РБ. Налог исчисляется по ставке 25% от стоимости реализуемого автомобильного топлива, исчисленной исходя из цен без учета НДС.
Налоги, уплачиваемые из валовой выручки, включают в себя:
1. налог при упрощенной системе налогообложения.
Плательщиками налога являются предприятия, предприниматели и организации, у которых количество наемных работников не превышает 100 человек, а годовая выручка – 2 млрд. рублей. Вновь созданные предприятия с указанной численностью работников или вновь зарегистрированные предприниматели могут применять упрощенную систему налогообложения со дня своего создания. Объектом налогообложения при упрощенной системе налогообложения является валовая выручка, полученная от реализации продукции, товаров (работ, услуг) за отчетный период. Валовая выручка определяется как сумма выручки от реализации продукции, товаров (работ, услуг), иного имущества и доходов от внереализационных операций. Ставка налога при упрощенной системе налогообложения устанавливается в размере 8% от валовой выручки. [19]
2. единый налог для производителей сельскохозяйственной продукции.
Плательщиками налога являются производители сельскохозяйственной продукции, у которых выручка от реализации произведенной ими продукции растениеводства (кроме цветов и декоративных растений), животноводства (кроме пушного звероводства), рыбоводства и пчеловодства составляет не менее 70% от общей выручки за предыдущий финансовый год. Объектом налогообложения является валовая выручка, которая определяется как сумма выручки от реализации продукции, товаров (работ, услуг), иного имущества и доходов от внереализационных операций. Ставка единого налога установлена в размере 2% от валовой выручки.
2.2 Налоги, относимые на себестоимость
Налоги, относимые на себестоимость продукции, включают:
1. Чрезвычайный налог и обязательные отчисления в государственный фонд содействия занятости.
Плательщиками налога являются: юридические лица РБ, иностранные юридические лица и международные организации, простые товарищества, хозяйственные группы; филиалы, представительства и иные обособленные подразделения юридических лиц РБ, имеющие отдельный баланс и текущий либо иной банковский счет.
Объектом налогообложения выступает фонд заработной платы, определенный Советом Министров РБ, для исчисления чрезвычайного налога и обязательных отчислений в государственный фонд содействия занятости.
С 2005 года чрезвычайный налог и обязательные отчисления в государственный фонд содействия занятости уплачиваются единым платежом в размере 4% от фонда заработной платы. При этом ставка чрезвычайного налога составляет 3%, обязательных отчислений в государственный фонд содействия занятости - 1%.[16]
2. Налог за пользование природными ресурсами (экологический налог).
Плательщиками налога являются: юридические лица РБ, иностранные юридические лица и международные организации, простые товарищества, хозяйственные группы; филиалы, представительства и иные обособленные подразделения юридических лиц РБ, имеющие отдельный баланс и текущий либо иной банковский счет; организации, финансируемые из госбюджета.
Налогом облагаются:
Объемы используемых (изымаемых, добываемых) природных ресурсов;
Объемы выбросов (сбросов) загрязняющих веществ в окружающую среду;
Объемы переработанной нефти и нефтепродуктов;
Объемы перемещаемых по территории РБ нефти и нефтепродуктов;
Объемы отходов производства, размещенных на объектах размещения отходов;
Информация о работе Налоговая политика в Республике Беларусь