Налоговая политика в Республике Беларусь

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Марта 2012 в 17:34, курсовая работа

Описание работы

Цель данной работы ‑ выявить особенности структуры налоговой системы и современного налогообложения в Республике Беларусь.
Для достижения этих целей определены следующие задачи:
 изучить сущность, классификацию и основные понятия налогообложения;
 определить влияние налоговой политики на экономику государства;
 изучить налоги по способу их начисления и объекту обложения;
 проанализировать изменения налоговой системы Республики Беларусь за последнее десятилетие.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ ……………………………………………………………….. 3
1 НАЛОГОВАЯ ПОЛИТИКА КАК ИНСТРУМЕНТ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СОЦИАЛЬНОЙ И ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКИ ………………… 5
1.1 Основные понятия и сущность налогообложения ………….. 5
1.2 Классификация налогов ………………………………………. 8
2 СИСТЕМА НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ … 11
2.1. Налоги, уплачиваемые из выручки …………………………….. 11
2.2. Налоги, относимые на себестоимость …………………………. 18
2.3. Налоги, уплачиваемые из прибыли ……………………………. 21
3 ВЛИЯНИЕ НАЛОГОВОЙ ПОЛИТИКИ НА ЭКОНОМИКУ РБ ……. 22
4 РАЗВИТИЕ НАЛОГОВОЙ ПОЛИТИКИ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ 26
ЗАКЛЮЧЕНИЕ …………………………………………………………… 27
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ ……………………. 30

Работа содержит 1 файл

курсач Налоговая политика в Республике Беларусь.doc

— 144.00 Кб (Скачать)


2

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

 

На тему: НАЛОГОВАЯ ПОЛИТИКА В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ

 

 

 

 

 

 

 

2009


СОДЕРЖАНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ  ………………………………………………………………..     3

1 НАЛОГОВАЯ ПОЛИТИКА КАК ИНСТРУМЕНТ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СОЦИАЛЬНОЙ И ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКИ …………………    5

              1.1  Основные понятия и сущность налогообложения  …………..     5

1.2  Классификация налогов  ……………………………………….     8

2  СИСТЕМА НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ …  11

2.1. Налоги, уплачиваемые из выручки  ……………………………..  11

2.2. Налоги, относимые на себестоимость  ………………………….  18

2.3. Налоги, уплачиваемые из прибыли  …………………………….  21

3    ВЛИЯНИЕ НАЛОГОВОЙ ПОЛИТИКИ НА ЭКОНОМИКУ РБ …….   22

4   РАЗВИТИЕ НАЛОГОВОЙ ПОЛИТИКИ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ 26

ЗАКЛЮЧЕНИЕ  ……………………………………………………………    27

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ   …………………….     30


ВВЕДЕНИЕ

 

Налоги являются необходимым звеном экономических отношений в обществе с момента возникновения государства, развитие и изменения форм которого неизменно сопровождается преобразованием налоговой системы. В современном обществе налоги - основной источник доходов государства. Кроме этой чисто финансовой функции налоги используются для экономического воздействия государства на  общественное производство, его динамику и структуру, на развитие научно-технического прогресса, поэтому данная тема курсовой работы является актуальной в настоящее время.

Система налогообложения регламентируется Налоговым кодексом Республики Беларусь, указами и декретами Президента РБ, постановлениями Министерства Финансов РБ и Совета Министров РБ. Вопросы налогообложения рассматриваются на страницах Национальной Экономической Газеты, «Финансы, анализ, аудит», в журнале «Вестник Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь», на официальном сайте Министерства финансов Республики Беларусь и в других периодических изданиях.

Цель данной работы ‑ выявить особенности структуры налоговой системы и современного налогообложения в Республике Беларусь.

Для достижения этих целей определены следующие задачи:

      изучить сущность, классификацию и основные понятия налогообложения;

      определить влияние налоговой политики на экономику государства;

      изучить налоги по способу их начисления и объекту обложения;

      проанализировать изменения налоговой системы Республики Беларусь за последнее десятилетие.

Объектом изучения в данной работе выступает налоговая система государства.

Предметом изучения выступает современная система налогообложения в Республике Беларусь.


1 НАЛОГОВАЯ ПОЛИТИКА КАК ИНСТРУМЕНТ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СОЦИАЛЬНОЙ И ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКИ

 

1.1    Основные понятия и сущность налогообложения

 

Обширные функции современного государства в экономической сфере и высокий уровень социальных обязательств, наряду с традиционными задачами государственной власти по поддержанию внешней обороноспособности и внутреннего правопорядка, требуют прочной финансовой базы, основным средством обеспечения которой являются налоги. [7]

«Налог — обязательный безвозмездный платёж, взимаемый органами государственной власти различных уровней с организаций и физических лиц в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований. Налоги следует отличать от сборов (пошлин), взимание которых носит не безвозмездный характер, а является условием совершения в отношении их плательщиков определенных действий». [2,c.116]

«Налогообложение – это процесс установления и взимания налогов в стране, определение величин налогов, их ставок, а также порядок уплаты налогов и круга юридических и физических лиц, облагаемых налогами.

Субъект налога (плательщик) -  это юридическое или физическое лицо, которое обязано платить налог.

Объект налога – это предмет, действие или явление (доход, имущество, товар, добавленная стоимость и так далее), которые в соответствии с законом подлежат обложению налогом.

Источник налога – это доход субъекта (прибыль, заработная плата, проценты, дивиденды и так далее), из которого уплачивается налог.

Налоговая база – это часть объекта обложения, которая образуется в результате  учета всех льгот и изъятий и служащая  предметом непосредственного применения налоговой ставки.

Налоговая ставка- это величина налога в расчете на единицу налогообложения. Она устанавливается в процентах, либо в твердых суммах.

Налоговая льгота – это предоставление отдельным категориям налогоплательщиков при наличии возможностей не  уплачивать налог или уплачивать его в меньшем по сравнению с другими налогоплательщиками размере, установленных законодательно.

Уплата налога – это совокупность действий налогоплательщика по фактическому внесению суммы налога в бюджет или во внебюджетный фонд.

Налоговая система государства - совокупность налогов, построенных на основании чётко сформулированных принципов, правил и процедур их установления, введения в действие, контроля над своевременностью и полнотой уплаты и ответственностью за их неуплату». [10,c.16]

Сущность налогов выражается в отношениях  между государственной властью, хозяйствующими субъектами и отдельными гражданами по поводу перераспределения  национального дохода на  общегосударственные нужды.  Специфичность этих отношений состоит в том, что они не являются равноправными. В них государство выступает главным действующим лицом, устанавливая в законодательном порядке правила изъятия в свое  распоряжение части доходов населения на условиях  безвозвратности. По своей сути налог – это одностороннее  движение средств в бюджет, а  приводным механизмом к его осуществлению служит принудительный и бесспорный характер взимания.

Налогообложение в структуре общественных отношений выполняет ряд чрезвычайно важных и сложных задач. Принципиально их можно свести к трем основным функциям:

фискальная – налоги являются преимущественной составляющей доходов государственного бюджета. Реализация фискальной функции осуществляется за счет налогового контроля и налоговых санкций, которые обеспечивают максимальную собираемость установленных налогов и создают препятствия к уклонению от уплаты налогов.

регулирующая - состоит в способности налогов воздействовать на развитие экономики, обеспечивая ей устойчивый рост, устраняя возникающие диспропорции между объемом производства и платежеспособным спросом. Регулирующая функция реализуется преимущественно путем установления налоговых льгот либо снижением налоговых ставок в целом. [7,c.51]

распределительная -  обеспечивает выравнивание доходов и расходов налогоплательщиков, перенаправление потоков рефинансирования между различными отраслями экономики, распределение доходов между центральными, региональными и местными бюджетами. Эта функция реализуется путем изменения налоговых ставок, изменения соотношения объемов налоговых изъятий между бюджетами различных уровней, изменением структуры налоговых изъятий по их видам, регулирования налоговой базы. [14]

Система налогообложения государства базируется на определенных принципах, основными из которых являются:

      Каждое лицо обязано уплачивать законно установленные налоги, сборы (пошлины), по которым это лицо признается плательщиком.

      ни на кого не может быть возложена  обязанность уплачивать налоги, сборы (пошлины) и  иные взносы и платежи.

      налогообложение в РБ основывается на признании всеобщности и равенства.

      не допускается установление налогов, сборов (пошлин) и льгот по их уплате, наносящих ущерб  национальной безопасности  РБ, ее территориальной целостности, политической и экономической стабильности.

      допускается установление особых видов таможенных пошлин либо дифференцированных ставок таможенных пошлин в зависимости от страны  происхождения товаров  в соответствии с налоговым кодексом и таможенным законодательством. [5,c.24]

Принципы и задачи налогообложения базируются на налоговом законодательстве, которое включает в себя: Налоговый Кодекс  РБ;  Декреты, указы и распоряжения Президента РБ, Постановления Правительства РБ, Нормативные правовые акты республиканских органов государственного управления, органов местного управления и самоуправления, регулирующие и содержащие  вопросы налогообложения. [18]

 

1.2   Классификация налогов

 

Множество объектов налогообложения требует классификации налогов по различным признакам. Основными классификационными признаками являются каналы поступления, виды плательщиков и способ изъятия.

в зависимости от каналов поступления различают:

республиканские или общегосударственные налоги (взимаются центральным правительством на основании государственного законодательства РБ и направляются в государственный бюджет), к которым относятся:

налог на добавленную стоимость;

акцизы;

налог на прибыль;

налоги на доходы;

подоходный налог с физических лиц;

экологический налог;

налоги с пользователей природных ресурсов;

налоги на имущество;

земельный налог;

дорожные налоги и сборы;

таможенная пошлина и таможенные сборы;

гербовый сбор;

оффшорный сбор;

консульский сбор;

экологический сбор за проезд автотранспортных средств по территориям национальных парков и заповедников;

государственная пошлина;

регистрационные и лицензионные сборы;

патентные пошлины. [13]

  местные или региональные налоги (взимаются местными органами управления на соответствующей территории и поступают в местный бюджет), к которым относятся:

налог с розничных продаж;

налог за услуги;

налог на рекламу;

сборы с пользователей.

по видам плательщиков:

взимаемые с юридических лиц,

взимаемые с физических лиц.

по способу изъятия:

прямые – направлены на имущественные объекты или доходы юридических и физических лиц, к которым относятся:

реальные – взимаются с отдельных видов имущества налогоплательщиков на основе перечня, учитывающего среднюю, а не действительную доходность налогоплательщика. К ним относятся: земельный налог, налог с объектов строений, налог с владельцев транспортных средств, сельскохозяйственный налог.

личные – это налоги на доход или имущество физических и юридических лиц, взимаемые с источников дохода или по декларации, при исчислении которых принимается во внимание финансовое положение налогоплательщика. К ним относятся: подоходный налог с населения, налог на прибыль предприятий, налог на прибыль иностранных юридических лиц от деятельности на территории РБ, налог на доходы.

косвенные – это платежи, включаемые в цену товара. К ним относятся:

акциз – налог с оборота, взимаемый  со  стоимости товаров массового производства,

налог на добавленную стоимость, который является частью вновь созданной  стоимости,

таможенная пошлина – косвенный налоги на импортные или экспортные товары, поступающие в доход бюджета государства.

по объекту обложения:

платежи, уплачиваемые из выручки от реализации: НДС, акцизы,  платежи по общему нормативу (сельскохозяйственный сбор, отчисление в жилищно-инвестиционный фонд), налог на продажу в розничной торговле, налог с продаж автомобильного топлива, таможенные сборы.

платежи, включаемые в себестоимость продукции, работ, услуг: единый платеж от фонда оплаты труда, отчисления в Фонд социальной защиты населения, платежи за землю, экологический налог, отчисления в центральные инновационные фонды, сбор на содержание и размещение отходов, государственная пошлина.

платежи, уплачиваемые из прибыли: налог на недвижимость, налог на доходы, налог на прибыль, транспортный сбор, сбор на содержание и развитие инфраструктуры города.

сборы, относимые юридическими лицами на финансовый результат:

оффшорный сбор – объектом налогообложения является перечисление денежных средств резидентом РБ нерезиденту, зарегистрированному в оффшорной зоне. [11] 

Таким образом, рассмотрев выше указанную классификацию, можно сказать, что  налоговая система Республики Беларусь представляет собой совокупность предусмотренных налоговым законодательством сборов (пошлин);  порядка их установления, введения и отмены; установления прав и  обязанностей плательщиков, налоговых органов и других участников отношений, регулируемых актами налогового законодательства;  а так же форм и методов налогового контроля.

Информация о работе Налоговая политика в Республике Беларусь