Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Ноября 2011 в 21:46, курсовая работа
Налоги возникли на заре человеческой цивилизации. Они стали необходимым звеном экономических отношений в обществе с момента возникновения государства. Если сначала налоги взимались в виде различных натуральных податей и служили дополнением к трудовым повинностям или формой дани с покоренных народов, то по мере развития товарно-денежных отношений налоги приобрели денежную форму.
Трансформация налоговой системы в Республике Беларусь осуществляется на стадии развития рыночных отношений. Это и должно стать отправным пунктом при проведении налоговой политики.
Разгосударствление собственности, снятие с государства обязательств по финансовому обеспечению отраслей национального хозяйства позволит освободить государственный бюджет от значительной доли расходов и уменьшить уровень централизации денежных средств. Поэтому первый этап реконструкции налоговой системы связывается с преобразованием собственности, развитием малого и среднего предпринимательства, воздействием на платежеспособный спрос и цены. Задача, в принципе, состоит в том, чтобы, во-первых, сформировать контингент реальных налогоплательщиков, получающих доход от предпринимательской деятельности и отдающих часть его на государственные нужды, во-вторых, создать условия расширения налоговой базы, в-третьих, усовершенствовать налоговый механизм таким образом, чтобы он обеспечивал полноту и своевременность перечислений платежей в бюджет, делал невыгодным уклонение от налогов Основной целью на этом этапе является воздействие налогового механизма на стабилизацию экономики.
Одновременно должны закладываться основы налогового стимулирования структурной перестройки экономики с привлечением отечественного и иностранного капитала для технического и технологического переоснащения производства.
Задачи подъема и развития приоритетных отраслей экономики на базе научно-технического прогресса, увеличения экспортного потенциала республики требуют переориентации на их решение всего хозяйственного механизма, и, прежде всего налоговой системы. Налоги по своей сущности должны выполнять не только фискальную функцию, но и оказывать регулирующее воздействие на отраслевые пропорции, инвестиционную активность, расширение малого и среднего бизнеса, оживление предпринимательской инициативы [13, с. 215].
Помимо фискальных целей налоговая система должна выполнять функции, регулирующие и стимулирующие развитие приоритетных для государства отраслей экономики и отдельных производств, а также выполнять роль важнейшего механизма непрямого государственного воздействия на товаропроизводителей в интересах всего общества, быть выразителем налоговой политики правительства, от обоснованности, которой во многом зависит общественный прогресс и рост благосостояния населения.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1 Базылев Н. И., Базылева М. Н. Основы бизнеса: Учеб. пособие. – Мн.: Мисанта, 2003. – 253 с.
2 Государственный бюджет: Учеб. пособие / Т. В. Сорокина. – Мн.: БГЭУ, 2003. – 289 с.
3 Киреева Е.Ф. Основные тенденции в развитии налоговой системы РБ ФУА. 2005 №9 - с.59
4 Киреева Е.Ф. Проблемы налоговой политики государств входящих в экономические союзы. БЭВС, 2004 №4 – с.119-125
5 Киреева Е.Ф. Налоговые пространства: проблемы становления и развития БЭЖ ,2000 №1.
6 Киреева Е.Ф. Формирование налоговой пространства в условиях экономической интеграции. Мн. БГЭУ, 2002.
7 Кишкевич А. Д. Налоговое право Республики Беларусь. – Мн.: Тесей, 2002. – 304 с.
8 Лемешевский И. М. Экономическая теория (в трех частях). Ч. 1. Основы. Вводный курс: Учеб. пособие для вузов. – Мн.: ООО «ФУАинформ», 2002. – 632 с.
9 Лемешевский И. М. Микроэкономика (экономическая теория Ч. 2.). Учебное пособие для вузов. – Мн.: ООО «ФУАинформ», 2003. – 720 с.
10 Налоги в Республике Беларусь: Теория и практика в цифрах и комментариях. Под ред. Гюрджан В. А. – Мн.: ПЧУП «Светоч», 2002. – 256 с.
11 Налоги и их применение в финансово-экономических расчетах (теория, практика, комментарии) / С. И. Адаменкова, О. С. Евменчик. – Мн.: ЕГУ, 2002. – 396 с.
12 Тарасов В. И. Деньги, кредит, банки: Учебное пособие. – Мн.: Мисанта, 2003. – 512 с.
13 Теория налогов: Учеб./ Н. Е. Заяц. Мн.: БГЭУ, 2002. – 220 с.
14 Ханкевич Л.А. Финансовое право Республики Беларусь. Практ. пособ. – Мн.: Молодежное научное общество, 2000. – 250 с.
15 Закон Республики Беларусь “О бюджете Республики Беларусь на 2009 год” от 13 ноября 2008 г. № 450-З
16
Закон Республики Беларусь “О налогах
и сборах, взимаемых в бюджет Республики
Беларусь” от 13.11.1997 г. № 84-З
17 Налоговый кодекс Республики Беларусь (Общая часть) от 19 декабря 2002 г. № 166 З. (В редакции 18.11.2004) // Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь. 2003. № 4. 2/920.
18 Национальный центр
правовой информации Республики Беларусь
e-mail: portal@ncpi.gov.by
Под налоговой системой понимается совокупность налогов, пошлин, сборов, взимаемых на территории государства в соответствии с налоговым законодательством, а также совокупность норм и правил, форм и методов, определяющих правомочие и систему ответственности сторон, участвующих в налоговых правоотношениях.
Экономическая и юридическая наука выделяют следующие общие характеристики налоговой системы:
- порядок установления и ввода в действие налогов;
-
виды налогов или система
-
порядок распределения налогов
между звеньями бюджетной
- налоговые органы;
-права
и обязанности
- права и обязанности налоговых органов;
-
ответственность участников
-
защита прав и интересов
- налоговое законодательство.
В налоговой системе выделяют следующие элементы:
1)субъект налога
В числе налоговых функций обычно выделяются: фискальная, регулирующая, распределительная, социальная, стимулирующая, контрольная.
Посредством фискальной функции системы налогообложения удовлетворяются общенациональные необходимые потребности.
Макроэкономическая (регулирующая) функция - это роль налогов и налоговой политики в системе факторов регулирования макроэкономических процессов, совокупного спроса и предложения, темпов роста и занятости.
Распределительная функция налоговой системы проявляется в сложном взаимодействии с ценами, доходами, процентом, динамикой курсов акций и т. д.
Социальная функция налогов проявляется и непосредственно через механизмы налоговых льгот и налоговых ставок, что входит во внутренний механизм действия налога (НДС, налога на прибыль и т.д.).
Стимулирующая функция налоговой системы проявляется через специфические формы и элементы налогового механизма, систему льгот и поощрений, запретительных или ограничивающих ставок и другие инструменты налогового механизма и налоговой политики.
Контрольная
функция обеспечивает воспроизводство
налоговых отношений государства
и предприятий, реализацию и действенность
силы государственной власти.
2
Главное назначение налогов - пополнять бюджет и обеспечивать выполнение функций государства.
Состав налогов можно классифицировать, объединив группы налогов по определенным признакам: объекту обложения, особенностям ставки, полноте прав соответствующих бюджетов в использовании поступающих налоговых сумм и др. группы по отношению к республиканскому и местным бюджетам, к финансовому состоянию как налогоплательщиков, так и государства.
Классифицируя налоги по различным признакам, следует отметить, что по характеру взаимоотношений между государством и субъектами налогов, то есть по способу изъятия, различают прямые и косвенные налоги.
Прямые налоги - это налоги, взимаемые государством непосредственно с доходов или имущества налогоплательщика.
В свою очередь прямые налоги делятся на реальные и личные.
Реальные налоги построены без учета личности плательщика и уровня доходности объекта обложения.
Личные налоги представлены следующими видами: подоходный налог с населения, поимущественный налог, подушный налог, налог с наследства и дарений, налог на прибыль с корпораций, налог на сверхприбыль, налог на прирост капитала и др.
Косвенные налоги - это налоги на товары и услуги, устанавливаемые в виде надбавки к цене или тарифу и взимаемые в процессе потребления товаров и услуг.
К косвенным налогам относятся акцизы, государственные фискальные монополии, таможенные пошлины.
Самую
сложную структуру имеют
Одним из классификационных признаков налогов является их деление на общие и специальные (целевые).
Общие налоги обезличиваются и поступают в единую кассу государств. Они предназначены для общегосударственных мероприятий.
Специальные (целевые) налоги имеют строго определенное назначение и обычно формируют внебюджетные фонды (пенсионный, социального страхования, обязательного медицинского страхования, дорожные фонды и др.).
Налоги классифицируются и в зависимости от принадлежности и уровня управления органов, взимающих налог и в распоряжение которых он поступает.
По классификационному признаку, отражающему полноту прав использования налоговых сумм, различаются налоги закрепленные и регулирующие.
Закрепленные налоги полностью, в твердо фиксированной доле (в процентах), на постоянной либо долговременной основе поступают в бюджет, за которым они закреплены.
Регулирующие налоги используются для регулирования поступлений в нижестоящие бюджеты в виде процентных отчислений от налогов по ставкам (нормативам), утвержденным в установленном порядке на очередной финансовый год .
Государство, приводящее в жизнь грамотную налоговую политику, имеет возможность развивать наукоемкие производства и осуществлять ликвидацию убыточных предприятий.
Посредством
налогов государство
3.
В настоящее время системы налогообложения основываются на общих чертах и принципах, среди которых можно выделить:
-
обязательность - принудительность
и неизбежность изъятия
-
равномерность и
- всеобщность - охват всех субъектов, располагающих доходами;