Налоговая политика в РБ

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Ноября 2011 в 21:46, курсовая работа

Описание работы

Налоги возникли на заре человеческой цивилизации. Они стали необходимым звеном экономических отношений в обществе с момента возникновения государства. Если сначала налоги взимались в виде различных натуральных податей и служили дополнением к трудовым повинностям или формой дани с покоренных народов, то по мере развития товарно-денежных отношений налоги приобрели денежную форму.

Работа содержит 1 файл

Курсовая.doc

— 159.50 Кб (Скачать)

     Трансформация налоговой системы в Республике Беларусь осуществляется на стадии развития рыночных отношений. Это и должно стать отправным пунктом при проведении налоговой политики.

     Разгосударствление  собственности, снятие с государства  обязательств по финансовому обеспечению  отраслей национального хозяйства  позволит освободить государственный бюджет от значительной доли расходов и уменьшить уровень централизации денежных средств. Поэтому первый этап реконструкции налоговой системы связывается с преобразованием собственности, развитием малого и среднего предпринимательства, воздействием на платежеспособный спрос и цены. Задача, в принципе, состоит в том, чтобы, во-первых, сформировать контингент реальных налогоплательщиков, получающих доход от предпринимательской деятельности и отдающих часть его на государственные нужды, во-вторых, создать условия расширения налоговой базы, в-третьих, усовершенствовать налоговый механизм таким образом, чтобы он обеспечивал полноту и своевременность перечислений платежей в бюджет, делал невыгодным уклонение от налогов Основной целью на этом этапе является воздействие налогового механизма на стабилизацию экономики.

     Одновременно  должны закладываться основы налогового стимулирования структурной перестройки  экономики с привлечением отечественного и иностранного капитала для технического и технологического переоснащения производства.

     Задачи  подъема и развития приоритетных отраслей экономики на базе научно-технического прогресса, увеличения экспортного  потенциала республики требуют переориентации на их решение всего хозяйственного механизма, и, прежде всего налоговой системы. Налоги по своей сущности должны выполнять не только фискальную функцию, но и оказывать регулирующее воздействие на отраслевые пропорции, инвестиционную активность, расширение малого и среднего бизнеса, оживление предпринимательской инициативы [13, с. 215].

     Помимо  фискальных целей налоговая система  должна выполнять функции, регулирующие и стимулирующие развитие приоритетных для государства отраслей экономики  и отдельных производств, а также  выполнять роль важнейшего механизма непрямого государственного воздействия на товаропроизводителей в интересах всего общества, быть выразителем налоговой политики правительства, от обоснованности, которой во многом зависит общественный прогресс и рост благосостояния населения.

СПИСОК  ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

     1 Базылев Н. И., Базылева М. Н. Основы бизнеса: Учеб. пособие. – Мн.: Мисанта, 2003. – 253 с.

     2 Государственный бюджет: Учеб. пособие / Т. В. Сорокина. – Мн.: БГЭУ, 2003. – 289 с.

     3 Киреева Е.Ф. Основные тенденции в развитии налоговой системы РБ ФУА. 2005 №9 - с.59

     4 Киреева Е.Ф. Проблемы налоговой политики государств входящих в экономические союзы. БЭВС, 2004 №4 – с.119-125

     5 Киреева Е.Ф. Налоговые пространства: проблемы становления и развития БЭЖ ,2000 №1.

     6 Киреева Е.Ф. Формирование налоговой пространства в условиях экономической интеграции. Мн. БГЭУ, 2002.

     7 Кишкевич А. Д. Налоговое право Республики Беларусь. – Мн.: Тесей, 2002. – 304 с.

     8 Лемешевский И. М. Экономическая теория (в трех частях). Ч. 1. Основы. Вводный курс: Учеб. пособие для вузов. – Мн.: ООО «ФУАинформ», 2002. – 632 с.

     9 Лемешевский И. М. Микроэкономика (экономическая теория Ч. 2.). Учебное пособие для вузов. – Мн.: ООО «ФУАинформ», 2003. – 720 с.

     10 Налоги в Республике Беларусь: Теория и практика в цифрах и комментариях. Под ред. Гюрджан В. А. – Мн.: ПЧУП «Светоч», 2002. – 256 с.

     11 Налоги и их применение в финансово-экономических расчетах (теория, практика, комментарии) / С. И. Адаменкова, О. С. Евменчик. – Мн.: ЕГУ, 2002. – 396 с.

     12 Тарасов В. И. Деньги, кредит, банки: Учебное пособие. – Мн.: Мисанта, 2003. – 512 с.

     13 Теория налогов: Учеб./ Н. Е. Заяц. Мн.: БГЭУ, 2002. – 220 с.

     14 Ханкевич Л.А. Финансовое право Республики Беларусь. Практ. пособ. – Мн.: Молодежное научное общество, 2000. – 250 с.

     15 Закон Республики Беларусь “О бюджете Республики Беларусь на 2009 год” от 13 ноября 2008 г. № 450-З

     16 Закон Республики Беларусь “О налогах и сборах, взимаемых в бюджет Республики Беларусь” от 13.11.1997 г. № 84-З 

     17 Налоговый кодекс Республики Беларусь (Общая часть) от 19 декабря 2002 г. № 166 З. (В редакции 18.11.2004) // Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь. 2003. № 4. 2/920.

     18 Национальный центр правовой информации Республики Беларусь  
e-mail:
portal@ncpi.gov.by 
 
 
 

Защита1 СУЩНОСТЬ НАЛОГОВОЙ СИСТЕМЫ, ЕЕ ФУНКЦИИ И СТРУКТУРА

     Под налоговой системой понимается совокупность налогов, пошлин, сборов, взимаемых на территории государства в соответствии с налоговым законодательством, а также совокупность норм и правил, форм и методов, определяющих правомочие и систему ответственности сторон, участвующих в налоговых правоотношениях.

     Экономическая и юридическая наука выделяют следующие общие характеристики налоговой системы:

     - порядок установления и ввода  в действие налогов;

     - виды налогов или система налогов,  классификация налогов в соответствии  с национальной бюджетной классификацией;

     - порядок распределения налогов  между звеньями бюджетной системы;

     - налоговые органы;

     -права  и обязанности налогоплательщиков;

     - права и обязанности налоговых  органов;

     - ответственность участников налоговых  отношений;

     - защита прав и интересов налогоплательщиков;

     - налоговое законодательство.

     В налоговой системе  выделяют следующие  элементы:

      1)субъект налога 

    1. носитель налога
    2. объект налога 
    3. источник налога
    4. единица обложения 
    5. ставка налога

     В числе налоговых функций обычно выделяются: фискальная, регулирующая, распределительная, социальная, стимулирующая, контрольная.

       Посредством фискальной функции системы налогообложения удовлетворяются общенациональные необходимые потребности.

     Макроэкономическая  (регулирующая)  функция  -  это роль  налогов и налоговой политики в системе факторов регулирования макроэкономических процессов, совокупного спроса и предложения, темпов  роста  и  занятости. 

 

     Распределительная функция налоговой  системы  проявляется  в  сложном взаимодействии с ценами, доходами, процентом, динамикой курсов акций и т. д.

     Социальная  функция   налогов  проявляется   и непосредственно через механизмы налоговых льгот и налоговых ставок,  что входит  во  внутренний механизм действия налога (НДС, налога на прибыль и т.д.).

     Стимулирующая функция налоговой системы проявляется   через специфические формы и элементы налогового  механизма,  систему  льгот  и  поощрений,   запретительных   или ограничивающих ставок и другие инструменты налогового механизма и  налоговой  политики.

Контрольная функция обеспечивает воспроизводство налоговых отношений   государства и предприятий, реализацию и действенность силы   государственной   власти.  

     2

     Главное назначение налогов - пополнять бюджет и обеспечивать выполнение функций  государства.

     Состав  налогов можно  классифицировать, объединив  группы налогов по определенным признакам: объекту обложения, особенностям ставки, полноте прав соответствующих бюджетов в использовании поступающих налоговых сумм и др. группы по отношению к республиканскому и местным бюджетам, к финансовому состоянию как налогоплательщиков, так и государства.

     Классифицируя налоги по различным признакам, следует отметить, что по характеру взаимоотношений между государством и субъектами налогов, то есть по способу изъятия, различают прямые и косвенные налоги.

     Прямые  налоги - это налоги, взимаемые государством непосредственно с доходов или имущества налогоплательщика.

     В свою очередь прямые налоги делятся  на реальные и личные.

     Реальные  налоги построены без учета личности плательщика и уровня доходности объекта обложения.

     Личные  налоги представлены следующими видами: подоходный налог с населения, поимущественный налог, подушный налог, налог с наследства и дарений, налог на прибыль с корпораций, налог на сверхприбыль, налог на прирост капитала и др.

     Косвенные налоги - это налоги на товары и услуги, устанавливаемые в виде надбавки к цене или тарифу и взимаемые в процессе потребления товаров и услуг.

     К косвенным налогам относятся  акцизы, государственные фискальные монополии, таможенные пошлины.

     Самую сложную структуру имеют таможенные пошлины. Они классифицируются по четырем признакам: по происхождению, целям, характеру взимания и характеру отношений.

     Одним из классификационных признаков  налогов является их деление на общие и специальные (целевые).

     Общие налоги обезличиваются и поступают в единую кассу государств. Они предназначены для общегосударственных мероприятий.

     Специальные (целевые) налоги имеют строго определенное назначение и обычно формируют внебюджетные фонды (пенсионный, социального страхования, обязательного медицинского страхования, дорожные фонды и др.).

     Налоги  классифицируются и  в зависимости  от принадлежности и  уровня управления органов, взимающих налог  и в распоряжение которых он поступает.

     По  классификационному признаку, отражающему  полноту прав использования налоговых  сумм, различаются налоги закрепленные и регулирующие.

     Закрепленные  налоги полностью, в твердо фиксированной доле (в процентах), на постоянной либо долговременной основе поступают в бюджет, за которым они закреплены.

     Регулирующие  налоги используются для регулирования поступлений в нижестоящие бюджеты в виде процентных отчислений от налогов по ставкам (нормативам), утвержденным в установленном порядке на очередной финансовый год .

     Государство, приводящее в жизнь грамотную  налоговую политику, имеет возможность  развивать наукоемкие производства и осуществлять ликвидацию убыточных предприятий.

     Посредством налогов государство воздействует на определенные общественные процессы, выполняет контрольные функции, выступает гарантом Конституционного права. 
 

3.

     В настоящее время системы налогообложения основываются на общих чертах и принципах, среди которых можно выделить:

     - обязательность - принудительность  и неизбежность изъятия налогов  для финансового обеспечения  государства и местных органов  власти;

     - равномерность и справедливость  по отношению ко всем налогоплательщикам; -

     - всеобщность - охват всех субъектов,  располагающих доходами;

Информация о работе Налоговая политика в РБ