Налоговая политика в РБ

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Ноября 2011 в 21:46, курсовая работа

Описание работы

Налоги возникли на заре человеческой цивилизации. Они стали необходимым звеном экономических отношений в обществе с момента возникновения государства. Если сначала налоги взимались в виде различных натуральных податей и служили дополнением к трудовым повинностям или формой дани с покоренных народов, то по мере развития товарно-денежных отношений налоги приобрели денежную форму.

Работа содержит 1 файл

Курсовая.doc

— 159.50 Кб (Скачать)

     В конкретном  отношении  контрольная  функция  налогов  проявляется  в обязательном  исполнении  налогового  законодательства,  в   полноте   сбора налоговых платежей и  действенности  и  эффективности  штрафных   санкций  и ответственности тех, кто  не  выполняет  или  не  в  полной  мере  выполняет обязательства перед государством, предписываемые законом.

     Контрольная функция налоговой  системы  предопределяет  и  определяет, как и  уже  отмечено,  эффективность  других  функций.  Следовательно,  если контрольная  функция  налогов  ослаблена,  то  это  соответственно   снижает эффективность налоговой системы в целом [9]. 
 
 

2 НАЛОГИ КАК ЭЛЕМЕНТ НАЛОГОВОЙ СИСТЕМЫ И ИХ ВИДЫ

     Налоги  выступают одной из экономических  предпосылок существования государства. По мере изменения его хозяйственных  потребностей и возникновения новых  направлений деятельности появлялись новые виды налогов. В настоящее время налоги являются преобладающим источником государственных доходов и инструментом государственного регулирования. Государство, изменяя виды, ставки, механизм изъятия налогов, структуру налогообложения, предоставляя льготы, скидки и пр., воздействует на микро- и макроэкономические процессы.

     Необходимость налогов вытекает из функций и  задач государства (политических, экономических, внешнеэкономических, оборонных, социальных и др.), выполнение которых требует средств. Кроме налогов у государства нет иных методов мобилизации средств. Для покрытия расходов оно может использовать государственные займы, но их необходимо возвращать и уплачивать проценты, что также требует дополнительных расходов по их обслуживанию. При особых обстоятельствах государство прибегает к выпуску денег в обращение. Однако это чревато тяжелыми экономическими последствиями для страны - инфляцией. Таким образом, на долю налогов, являющихся важнейшим средством формирования финансовых ресурсов государства, приходится 80-90 % всех бюджетных поступлений (в развитых странах).

     Что касается сущности налогов, то она связана  с тем, что государство, выражая  интересы общества в различных сферах деятельности, вырабатывает и осуществляет соответствующую политику. При этом для государственного регулирования социально-экономических процессов в качестве средства взаимодействия используется финансово-бюджетный механизм и его составная часть - налоги.

     Налоги  можно определить по-разному: как  платеж, взнос, сбор, как цену за государственные услуги, которые подлежат обязательной уплате со стороны физических и юридических лиц в пользу государства.

     Главное назначение налогов - пополнять бюджет и обеспечивать выполнение функций  государства. За счет налоговых взносов формируются финансовые ресурсы государства. Экономическое содержание налогов выражается, таким образом, взаимоотношениями хозяйствующих субъектов и граждан, с одной стороны, и государства - с другой, по поводу формирования обще государственных денежных фондов [6, с. 22]. 

     По  своей форме их можно определить как обязательные денежные платежи, которые взимаются в бюджет. Это  понятие характеризует весьма важную особенность налогов, их форму и  внешнее проявление. Если рассмотреть  их материальное содержание, то налоги - та часть валового национального дохода, которая взимается у субъектов хозяйствования и населения на общегосударственные нужды. Отсюда видно, что экономическая природа налогов затрагивает более глубинные связи, отношения между государством и его членами и звеньями хозяйствования по поводу перераспределения национального дохода.

     Классификация налогов - это группировка налогов по различным признакам. Она важна для организации рационального управления налогообложением. Наибольшее распространение получило деление налогов по способу изъятия - на прямые и косвенные [2, с. 74]. В теории и практике налогообложения существуют и другие, не менее важные, классификационные признаки. Они универсальны, а их применение зависит от состояния общественно-экономических отношений в стране.

     Состав  налогов можно  классифицировать, объединив  группы налогов по определенным признакам: объекту обложения, особенностям ставки, полноте прав соответствующих бюджетов в использовании поступающих налоговых сумм и др. группы по отношению к республиканскому и местным бюджетам, к финансовому состоянию как налогоплательщиков, так и государства. Это облегчает систематизацию учета налогов и налоговых групп, введение на этой основе классификационных кодификаторов и идентификационных номеров налогоплательщиков.

     Классификационные кодификаторы позволяют получать оперативную  информацию о состоянии налоговых  процессов, выявлять негативные стороны  налоговой техники и исправлять их.

     Классифицируя налоги по различным признакам, следует  отметить, что по характеру взаимоотношений между государством и субъектами налогов, то есть по способу изъятия, различают прямые и косвенные налоги.

     Прямые  налоги - это налоги, взимаемые государством непосредственно с доходов или имущества налогоплательщика.

     В свою очередь прямые налоги делятся  на реальные и личные.

     Реальные  налоги построены без учета личности плательщика и уровня доходности объекта обложения. Сам факт наличия имущества является основанием для обложения. Первыми видами реальных налогов были поземельный и подомовой. К реальным налогам относятся также промысловый налог, налог на ценные бумаги.

     Личные  налоги в мировой практике налогообложения представлены следующими видами: подоходный налог с населения, поимущественный налог, подушный налог, налог с наследства и дарений, налог на прибыль с корпораций, налог на сверхприбыль, налог на прирост капитала и др.

     Косвенные налоги - это налоги на товары и услуги, устанавливаемые в виде надбавки к цене или тарифу и взимаемые в процессе потребления товаров и услуг.

     К косвенным налогам относятся  акцизы, государственные фискальные монополии, таможенные пошлины [10, с. 132].

     Косвенные налоги имеют длинную историю. В  настоящее время акцизы делятся  на индивидуальные (обложение по сырью, по полуфабрикатам, по готовой продукции, по мощности оборудования) и универсальные. Универсальные косвенные налоги часто называют налогами с оборота; они делятся на однократные, многократные и налог на добавленную стоимость.

     Государственные фискальные монополии делятся на полные и частичные, что зависит от того, представляют они полную или частичную монополию государства на производство и продажу некоторых товаров (спиртные напитки, табачные изделия, соль, спички, пиво) с целью увеличения за этот счет доходов государственного бюджета.

     Самую сложную структуру имеют таможенные пошлины. Они классифицируются по четырем  признакам: по происхождению, целям, характеру  взимания и характеру отношений.

     По  происхождению таможенные пошлины  бывают внутренние, транзитные, экспортные (вывозные) и импортные (ввозные).

     По  целям различают восемь видов  таможенных пошлин: фискальные, протекционные, сверхпротекционные, уравнительные, антидемпинговые, дискриминационные, преференциальные и статистические.

     По  характеру взимания (по ставкам) таможенные пошлины делятся на специфические, адвалорные (взимаемые в процентном отношении к таможенной стоимости товара) и кумулятивные (смешанные).

     По  характеру отношений их разделяют  на конвенционные (платеж по международному договору, устанавливающему принципы таможенного режима присоединившихся к конвенции стран с общими правилами осуществления таможенного контроля и взимания таможенных пошлин) и автономные (вид таможенного тарифа, который устанавливается правительством страны в законодательном порядке; для него характерны более высокие ставки в отличие от договорного тарифа).

     Таможенные  пошлины бывают возвратные (сумма  ввозных таможенных пошлин, подлежащая возврату при вывозе продукции, полученной в результате переработки ввезенного товара; применяется как способ повышения конкурентоспособности) и дифференциальные (вид пошлины, предусматривающий различные ставки на один и тот же товар, например, импортируемый из разных стран либо экспортируемый в разное время года) [13, с. 150-153].

     Одним из классификационных признаков налогов является их деление на общие и специальные (целевые).

     Общие налоги обезличиваются и поступают в единую кассу государств. Они предназначены для общегосударственных мероприятий.

     Специальные (целевые) налоги имеют строго определенное назначение и обычно формируют внебюджетные фонды (пенсионный, социального страхования, обязательного медицинского страхования, дорожные фонды и др.). Такое деление сложилось исторически, когда не существовало бюджета, а функционировали фонды, счета и действовали преимущественно целевые налоги.

     Налоги  классифицируются и  в зависимости  от принадлежности и  уровня управления органов, взимающих налог  и в распоряжение которых он поступает.

     1) В унитарных (единых) государствах бюджетная система состоит, как правило, из двух основных звеньев - республиканского бюджета и местных бюджетов. Соответственно существуют государственные налоги, устанавливаемые верховной властью (они взимаются на основе государственного законодательства и поступают в госбюджет), и местные налоги (взимаются местными органами самоуправления на соответствующей территории и поступают в местные бюджеты). Такая бюджетная система функционирует во Франции, Италии, Японии, где имеются центральный и местные бюджеты; таково бюджетное устройство и в Республике Беларусь.

     2) В федеральных государствах бюджетная система состоит из трех основных звеньев. В США, например, есть федеральный бюджет, бюджеты штатов (членов федерации) и местные бюджеты. Аналогичная бюджетная система в Германии, где членами федерации являются земли, имеющие бюджеты земель. В России также трехзвенное бюджетное устройство: федеральный бюджет, региональные бюджеты (центральные бюджеты субъектов федерации) и местные бюджеты. Соответственно и налоги в федеральном государстве делятся на федеральные, налоги субъектов федерации и местные [8, с. 239].

     В последние годы появился особый вид  межгосударственных налогов: в Европейском  сообществе действует единый налог  на импортную продукцию (из третьих  стран) сельскохозяйственного производства, средства которого поступают в бюджет этого сообщества. В рамках СНГ для финансирования совместных межгосударственных программ могут возникнуть новые виды межгосударственных налогов.

     По  классификационному признаку, отражающему  полноту прав использования налоговых сумм, различаются налоги закрепленные и регулирующие.

     Закрепленные  налоги полностью, в твердо фиксированной доле (в процентах), на постоянной либо долговременной основе поступают в бюджет, за которым они закреплены.

     Регулирующие  налоги используются для регулирования поступлений в нижестоящие бюджеты в виде процентных отчислений от налогов по ставкам (нормативам), утвержденным в установленном порядке на очередной финансовый год (см. приложение 1).

     Применение  налогов является одним из экономических  методов управления и обеспечения взаимосвязи общегосударственных интересов с коммерческими интересами предпринимателей, форм собственности и организационно-правовой формы предприятия.

     С помощью налогов определяются взаимоотношения  субъектов предпринимательской деятельности с государственными и местными бюджетами, с банками, а также с вышестоящими организациями. При помощи налогов регулируется внешнеэкономическая деятельность налогоплательщиков, включая привлечение иностранных инвестиций путем предоставления налоговых льгот инвесторам.

     В условиях перехода от административно-директивных  методов управления к экономическим  резко возрастают роль и значение налогов как регулятора рыночной экономики, поощрения и развития приоритетных отраслей народного хозяйства  путем предоставления им налоговых льгот. Государство, приводящее в жизнь грамотную налоговую политику, имеет возможность развивать наукоемкие производства и осуществлять ликвидацию убыточных предприятий.

     Посредством налогов государство воздействует на определенные общественные процессы, выполняет контрольные функции, выступает гарантом Конституционного права. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Информация о работе Налоговая политика в РБ