Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Февраля 2012 в 11:44, реферат
В условиях рыночной экономики налоги являются основным источником финансирования деятельности государства и содержания его аппарата. Используя налоговые рычаги, государство в состоянии активно воздействовать на экономически процессы, происходящие в стране, подталкивая их развитие в направлениях, выгодных обществу. Денежные средства, собранные посредством налогов, дают государству возможность проводить социальную политику, в том числе оказывать материальную помощь тем слоям и группам населения, которые не в состоянии обеспечить свое существование на минимальном уровне.
ВВЕДЕНИЕ 3
1. НАЛОГОВАЯ СИСТЕМА РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ 4
1.1 Анализ налоговой системы Республики Казахстан в период с 1995 – 2009гг. 4
1.2 Основные проблемы и недостатки налоговой системы Республики Казахстан 16
2. ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ И ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ НАЛОГОВОЙ СИСТЕМЫ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН 21
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 30
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 32
ПРИЛОЖЕНИЯ 33
-спаду
отечественного производства, ухудшению
его структуры и ослаблению
позиций казахстанских
-тотальному
стремлению производителей
-утечка капиталов за рубеж;
-криминализации
хозяйственной жизни,
Негативные
последствия действующей
По некоторым оценкам, из-под налогообложения уводится до 45-50 % доходов фирм. В теневой экономике, не включая потребительский рынок и банковский бизнес, сегодня вращается около 23 млрд. наличных долларов.
Уходу от уплаты налогов способствует также достаточно высокий уровень штрафных санкций. Широко применяются на практике такие способы ухода от налогового пресса, как выдача беспроцентных ссуд сотрудникам, имитация неплатежеспособности, привлечение подставных лиц и «фирмишек» при осуществлении коммерческих операций, расчеты наличной валютой. Таким образом, с одной стороны, вне государственного контроля оказываются огромные суммы доходов населения, концентрируемые в руках незначительной его части, с другой – растущие недоимки налогов с юридических лиц. В результате существенно падают поступления средств в государственный бюджет.
Сужению доходной базы государственного бюджета и созданию дополнительных возможностей ухода от налогов способствует огромное число налоговых льгот.
Цель установления льгот, казалось бы, благая – достичь определенных общественных целей:
- стимулирования экономического роста;
- поддержки отдельных отраслей, малого предпринимательства;
- ускоренной амортизации.
Однако
отсутствие достаточно ясной, утвержденной
на государственном уровне экономической
стратегии привело к тому, что
льготы все больше становятся тормозом
эффективной экономической
Концептуальное
изменение фискальной политики государства
в переходной экономике должно осуществляться
в комплексе мер реформирования
во всех других сферах государственного
регулирования и, прежде всего, в
области денежно-кредитного регулирования,
индикативного планирования и др.
Локальное же преобразование какой-либо
сферы, приносит значительно больше
негативных результатов, нежели позитивных.
В рыночной экономике, неопределенность
в налогообложении, сдерживает инвестиции.
Если предприниматель знает, что
в случае нахождения им способа заработать
больше денег, правительство найдет
способ изъять их в виде налогов, старается
или уклониться от налогообложения,
или свернуть свою деятельность. Причиной
свертывания деловой
Правительство Казахстана не исключает также и более радикальных изменений налоговой системы в будущем, в частности отмены НДС и замены его налогом с продаж. Но это дело будущего, пока же в различных рейтингах Казахстан занимает место, пусть и не в первых рядах, но, надо отметить, достаточно привилегированное.
Таким образом, ныне действующая налоговая система, являясь реальным инструментом реализации экономической политики, отражающей концепцию Министерства Финансов, направлена на низкое снижение экономической безопасности Казахстана, на завершение сползания отечественного производства в периферийную экономику, сопровождаемую консервацией низкого уровня жизни основной массы населения и образованием пропасти между нею и элитной группой сверх богатых людей.. Вот почему, в зависимости от конкретной ситуации, в том числе специфики и состояния развития экономики, стабильности государственной власти страны, этот фактор может выступать либо в качестве средства, обеспечивающего его хозяйственную безопасность, либо, напротив, - источника повышенного для него риска, либо даже угрозы. Другими словами, налоговая система требует коренного реформирования. Но этого можно добиться при условии коренного изменения курса экономических реформ.
Совершенствование системы
налогообложения заключается в
совершенствовании
Отдавая
должное содержанию налоговой и
бюджетной политики, следует отметить,
что существующая система налогообложения,
в свете стратегических планов развития
Казахстана, требует дальнейшего
совершенствования и
Законодательная
база Республики Казахстан, необходимая
для успешного ведения своего
бизнеса, в основном уже сформирована.
Но, вместе с тем, практика показала,
что абсолютное большинство проблем
возникает именно из-за несовершенства
принятых законов и других документов
республиканского уровня. Чтобы досконально
разобраться в налоговом
Налоговая система Республики Казахстан в ее конечном виде рассчитана на очень законопослушных граждан. В настоящее время механизм исчисления подоходного налога с юридических и физических лиц сталкивается с препятствиями, приобретающими постепенный государственный характер. Во-первых, цель, которую преследует налогоплательщик — это уплатить как можно меньше налога. Данная цель достигается очень простым способом: при увеличении суммарной величины вычетов юридических лиц, происходит уменьшение налогооблагаемого дохода, что приводит к уменьшению суммы налога. Запрещающие меры, на наш взгляд, не в состоянии изменить ситуацию. Во-вторых, у отечественных хозяйствующих субъектов не в полной мере сформировалось понятие налоговой дисциплины. Ярким примером тому может служить то, что плательщики сетуют на несвоевременное перечисление причитающихся им сумм, уклоняются от уплаты или отсрочивают уплату налогов, хотя осознают, что решение данной проблемы лежит в них же самих. В-третьих, на сегодняшний день мы имеем в своем распоряжении практически полностью убыточные отрасли народно-хозяйственного комплекса.
Одним из
главных условий успешного
В свою очередь
налогоплательщики, юридические и
физические лица, должны быть полностью
уверены, что налоговое
Следующим
критерием, отражающим привлекательность
налоговой реформы в социально-
Исследования по налогам на сегодня показывают, что совокупное налоговое бремя составляет при нынешних экономических условиях более 50 процентов. Из истории становления налоговых систем зарубежных государств с развитой рыночной экономикой известно, что если доля налоговых изъятий в общей сумме валовых доходов производителей (за вычетов сумм издержек) составляет более половины, это приводит к свертыванию производства, в пределах 45-50% - обеспечивается процесс простого воспроизводства, ну а для обеспечения расширенного воспроизводства необходимо, чтобы удельный вес налогов в валовом доходе товаропроизводителей не превышал 30%.
Важно заметить
также, что лишь посредством ослабления
налогового бремени и упрощения
действующей налоговой системы,
возможно, разрешить одну из злободневных
проблем казахстанской
Налоговая
система тесно связана с
Но, если в условиях рынка рассматривать этот вопрос системно, то увидим, что налоговая система также влияет на расходную часть бюджета.
Одна
из предпосылок нормального
Все это
дестабилизирует хозяйственную
деятельность, усиливает риски
Подавляющее большинство налогоплательщиков предпочитает использовать метод учета доходов по мере поступления выручки на расчетный счет предприятия, что обусловлено следующими особенностями экономической ситуации в Республике Казахстан:
-инфляция
делает невыгодным
-кризис
неплатежей в экономике
Таким образом,
необходимо, для простоты и удобства,
чтобы налоговый и
По мнению
первого заместителя директора
Института экономических
В настоящее время экономистам Казахстана, СНГ и зарубежными экономистами обсуждается, идея единого налога на доход. Идея справедливости в налогообложении впервые прозвучала в теории единого налога. Практический аспект теории единого налога был связан с преобразованиями в налоговой системе. Во все времена и эпохи человеческий ум много изощрялся над изобретением налогов и целых податных систем. Как выразился один политический деятель: В основе теории единого налога лежит, безусловно, правильная мысль о том, что налоги уплачиваются из одного источника - доходов. Но если так, то единый налог представляется теоретически более целесообразным, простым и коротким путем, чем множество отдельных налогов. Идея единого налога появилась еще в средние века, когда в целях привлечения к несению налогового бремени привилегированных слоев общества, была создана теория единого акциза.
Против единого налога в своё время выступал П. Прудон. По его мнению, все налоги несправедливы. Единый налог был бы сумой фискальных несправедливостей, идеально несправедливым налогом. При нем, считал он, будут видны все негативные моменты, свойственные каждому налогу, но которые не так заметны, поскольку они раздроблены. Неравномерность обложения при едином налоге усилится, при этом недостатки одного налога не будут компенсироваться достоинствами другого. Против единого налога выступал и Ф. Нитти, который считал, что введение его не позволит реализовать принципы равномерности и всеобщности.