Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Февраля 2012 в 11:44, реферат
В условиях рыночной экономики налоги являются основным источником финансирования деятельности государства и содержания его аппарата. Используя налоговые рычаги, государство в состоянии активно воздействовать на экономически процессы, происходящие в стране, подталкивая их развитие в направлениях, выгодных обществу. Денежные средства, собранные посредством налогов, дают государству возможность проводить социальную политику, в том числе оказывать материальную помощь тем слоям и группам населения, которые не в состоянии обеспечить свое существование на минимальном уровне.
ВВЕДЕНИЕ 3
1. НАЛОГОВАЯ СИСТЕМА РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ 4
1.1 Анализ налоговой системы Республики Казахстан в период с 1995 – 2009гг. 4
1.2 Основные проблемы и недостатки налоговой системы Республики Казахстан 16
2. ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ И ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ НАЛОГОВОЙ СИСТЕМЫ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН 21
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 30
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 32
ПРИЛОЖЕНИЯ 33
а) бонусное (подписного, коммерческого обнаружения);
б) роялти;
в) доли Республики Казахстан по разделу продукции;
г)
дополнительного платежа
Недропользователи, осуществляющие добычу полезных ископаемых до заключения контракта на недропользование, производят отчисления за пользование недрами в доход республиканского бюджета в виде роялти в размерах, устанавливаемых Правительством Республики Казахстан. Таким образом, совершенствование системы налогообложения недропользователей позволило значительно увеличить доходы государственного бюджета.
В Республике Казахстан Указом президента РК за № 402 от 23 августа 2003 года был создан Национальный фонд Республики Казахстан целях обеспечения стабильного социально-экономического развитии страны, накопления финансовых средств для будущих поколений, снижения зависимости экономики от воздействия неблагоприятных внешних факторов. Позднее (2004г.) в Бюджетном Кодексе Республики Казахстан в главе 5 дана более подробная характеристика Национального фонда РК, который наполняется за счет средств, поступающих от экспортов нефти, а также сверхплановых поступлений от продажи пакетов акций крупных государственных предприятий, работающих в стратегических отраслях экономики.
Согласно статье 22 Бюджетного Кодекса РК Фонд формируется за счет следующих поступлений:
1) поступлений в Национальный фонд Республики Казахстан;
2) инвестиционных доходов от
управления Национальным
3) иных поступлений и доходов,
не запрещенных
Поступления в Национальный фонд Республики Казахстан состоят из:
1) прямых налогов от организаций
нефтяного сектора (за
корпоративный подоходный налог, налог на сверхприбыль;
налог на добычу полезных ископаемых, бонусы, доля по разделу продукции;
рентный налог на экспорт;
дополнительный платеж недропользователя, осуществляющего деятельность по контракту о разделе продукции;
2) других поступлений от
3) поступлений от приватизации
государственного имущества,
4) поступлений от продажи
Согласно статье 23 Бюджетного Кодекса РК средства Фонда расходуются:
1) в виде гарантированного
2) в виде целевых трансфертов,
передаваемых из Национального
фонда Республики Казахстан в
республиканский бюджет на
3) на покрытие расходов, связанных
с управлением Национальным
2. Национальный фонд Республики
Казахстан размещается в
1) сохранности Национального
2) поддержания достаточного
3) высокого уровня доходности
Национального фонда
4) получения инвестиционных
С 1 июля 2006 года в Республике Казахстан введен новый механизм формирования Национального фонда, что обеспечило увеличение его активов за счет увеличения перечня предприятий нефтяного сектора с 6 до 55, а также перечисления денежных средств от приватизации государственного имущества горнодобывающей и обрабатывающей отраслей, находящегося в республиканской собственности и от продажи земельных участков сельскохозяйственного значения.
Принятие
вышеупомянутых поправок в Налоговый
кодекс практически подводит черту
под проводимую государством с 2000 года
кампанию по снижению налоговых ставок.
Налоги не должны быть низкими или
высокими, налоги должны соответствовать
функциям, которые на себя берет
государство. Если мы хотим, чтобы у
нас была мощная боеспособная армия,
защищенные границы, чтобы достойную
зарплату получал учитель, врач, ученый,
то должны быть сравнительно высокие
налоги. По Налоговому Кодексу наибольшая
налоговая нагрузка падает на сферу
торговли и услуг, где низка доля
материальных затрат и использования
основных средств. Если же мы хотим
построить крайне либеральную рыночную
модель экономики, то налоги могут быть
и очень низкими. Отсюда первая проблема.
Должны создаваться благоприятные
условия для обеспечения
Однако,
ситуация на мировом рынке энергоресурсов
может измениться, поэтому необходимо
обеспечить развитие не сырьевого сектора
экономики, отраслей обрабатывающей промышленности.
Подъем реального сектора экономики
обеспечит повышение
Распоряжением Премьер-Министра Республики Казахстан от 8 февраля 2008 года № 31-р в расширенном составе создана Рабочая группа по разработке проекта Налогового кодекса Республики Казахстан.
Совершенствование налогового законодательства Республики Казахстан будет осуществляться путем:
- приведения
налоговой системы в
- оптимизации
льгот и соответствующего
- приведения
налога на добавленную
- унифицирования акцизов на импорт и на внутреннее производство;
- реформирования
специальных налоговых режимов
в целях их большего
- реформирования
системы налогообложения
- упрощения
администрирования, введения
С 1 января 2009 года в республике вступил в действие новый Налоговой кодекс, введение которого послужило толчком к дальнейшему развитию налоговой системы РК.
Так к основным изменениям в налоговой системе с введением нового Налогового кодекса следует отнести:
1. изменение ставки налога на добавленную стоимость;
2. изменение
сроков подачи налоговой
3. приостановку действия ряда статей старого Налогового кодекса;
4. изменение порядка и размеров уплаты акцизов на продукции;
5. поэтапное увеличение ставок налогов для недропользователей.
Таким образом,
за весь период развития налоговой
системы РК наблюдаются как положительные,
так и отрицательные стороны
развития. К положительным сторонам
следует отнести поэтапное
Современная
налоговая система была введена
в Казахстане в начале 90-х годов.
Необходимость быстрого и коренного
изменения действовавшей в
Теоретически при осуществлении перехода к рынку можно было бы просто скопировать налоговые законы, действующие в странах Западной Европы. Однако налоговые страны Западной Европы сложились в результате десятилетий функционирования рынка, действуют в относительно устойчивой экономике (низкий темп инфляции, рост объемов производства, стабильные экономические структуры). Такой экономической ситуации на начало проведения рыночной реформы в Казахстане просто не было.
По оценкам
различных международных
Проблемы, естественно, тоже имеются - одни недовольны размером штрафных санкций за неуплату налогов, другие сложностью формулировок законодательных актов по вопросам налогообложения, из – за чего происходят ошибки в ходе уплаты и начисления налогов. Предприниматели, в свою очередь ратуют за снижение корпоративного налога и НДС, просят сократить налоговые режимы. Работа по совершенствованию налоговой системы ведется регулярно, изменения происходят каждый год. Вот и сейчас в правительстве и парламенте Казахстана идет обсуждение новых поправок в некоторые законодательные акты по вопросам налогообложения, которые предполагают увеличение ставки налога на имущество и дорогостоящую недвижимость. Законопроект содержит также поправки, ограничивающие внешние заимствования и применения специального налогового режима.
Переход к рынку любой ценой потребовал принятия законодательства о новой налоговой системе, правил и инструкций, регламентирующих ее деятельность, дающих возможность управлять этой системой, а также создания надлежащего налогового механизма. и т.д.).
Существенно изменилась экономическая суть многих ранее действовавших налогов (налог на прибыль, акцизы, подоходный налог с физических лиц и др.).
С момента введения ныне действующей налоговой системы прошло более трех лет. За это время в политике, экономике, социальной сфере произошли огромные качественные изменения. Прежде всего, следует отметить, что процесс перехода экономики Казахстана к рынку проходит, к сожалению, весьма болезненно, с рядом крупных ошибок. Главная из них – большой акцент на разрушение старого вместо созидания нового, и как следствие – налоговая система пока не стала действенным инструментом повышения эффективности экономики Казахстана.
Принятая Конституция Республики Казахстан во многом по-новому регулирует правовые отношения в политической и социально-экономической сферах. В связи с этим углубились рыночные отношения, возникли и развиваются финансовые институты, которых не было раньше, такие, например, как рынок ценных бумаг, система коммерческих банков и др. Казахстанская экономика становится все более открытой для мирового бизнеса. Все это приводит к необходимости по-новому подойти к проблеме анализа и формирования налоговой политики и налоговой системы.
Анализ показывает, что действующая налоговая система обладает целым рядом существенных недостатков. Она с самого начала не соответствовала экономической обстановке в стране.
Самым крупным
недостатком нынешней налоговой
системы является чрезмерное преобладание
в ней фискальной направленности.
Все другие функции налоговой
системы (стимулирование производства,
инновационной, инвестиционной и предпринимательской
деятельности, повышение
Завышенная совокупная налоговая ставка приведет к негативным последствиям: