Налоговая политика и социально-экономическое развитие регионов России

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Марта 2011 в 18:36, творческая работа

Описание работы

Налоговая политика, проводимая в Российской Федерации, не только обеспечивает формирование бюджетов всех уровней бюджетной системы, но является одним из действенных рычагов регулирования социально-экономических процессов. Стабилизация экономики и выполнение функций, отнесенных к компетенции субъектов Федерации, возможны при наличии эффективной региональной налоговой политики, соответствующей особенностям развития региона и экономической ситуации.

Работа содержит 1 файл

работа - копия.doc

— 129.50 Кб (Скачать)
  1. Вахрин П.И. Финансы, денежное обращение, кредит [Текст] / П. И. Вахрин, А. С. Нешитой. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и Ко», 2009. – 313 с.
  2. Горшков Д.А. Сбор налогов как инструмент управления региональной экономикой [Текст] / Д.А. Горшков / Налоговый вестник. – 2010. - № 3. – С. 2-7.
  3. Гусарова, В.Н. Методические подходы к формированию региональной налоговой политики [Текст] / В.Н. Гусарова // Научно-технические ведомости Санкт-Петербургского государственного политехнического университета. - 2009. - Т. 2-2. - № 75.- С. 83-88.
  4. Ивасенко А.Г., Никонова Я.И., Сизова А.О. Инновационный менеджмент: учебное пособие. – М.:КНОРУС,2009. – С. 9-12.
  5. Кашин, В.А. Налоговая политика России на современном этапе / В. А. Кашин // Финансы. – 2009. - № . – С. 3-7.
  6. Конституция РФ(12 декабря 1993)[Электронный ресурс]//Режим доступа:http://www.consultant.ru/.
  7. Кузнецов С.А. Курс на социально-экономическое развитие регионов/С.А. Кузнецов/Российское предпринимательство.-2009 - № 3. –С.94-97.
  8. Лях, О.А. Эффективность влияния региональной налоговой политики на формирование бюджетов субъектов Российской Федерации [Текст] / О. А. Лях // Вестник Томского государственного университета. - 2008. - № 307. - С. 113-116.
  9. Налоговый кодекс РФ, часть первая: Федеральный закон от 31 июля 1998г. №147-ФЗ; часть вторая: Федеральный закон от 5 августа 2000г. №117-ФЗ [Электронный ресурс] // Режим доступа: http://www.consultant.ru/.
  10. Никонова Я.И., Сизова А.О., Кузнецов С.А. Функционирование и развитие эколого-экономический подсистем (теория и методология): монография.- Новосибирск: СГГА,2007. – 200с.
  11. Перов, А.В. Налоги и налогообложение: Учеб. пособие / А. В. Перов, А. В. Толкушин. – М.: Юрайт-М, 2010. – 555с.
  12. Федеральная целевая программа «Сокращение различий в социально-экономическом развитии регионов РФ(2002-2010 годы и до 2015 г.)» [Электронный ресурс] //Режим доступа:http://www.consultant.ru/.
  13. Чужмарова, С.И. Методология согласования федеральной и региональной налоговой политики [Текст] / С. И. Чужмарова // Региональная экономика: теория и практика. - 2009. - № 15.- С. 34-43.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

      6.Приложения.

     Таблица 1 - Три основные модели налоговой политики

Наименование  Характеристика
1 2
Политика  максимальных налогов Она характеризуется  установлением максимального числа  налогов и повышением их ставок, сокращением количества льгот, что  приводит к увеличению налогового бремени на экономику. Такая модель используется, как правило, в двух случаях. Во- первых, в чрезвычайные периоды (экономические кризисы, военные действия), когда необходимо существенно повысить мобилизацию финансовых ресурсов в государственный бюджет, увеличить объем государственных закупок и инвестиций в секторы экономики военного назначения, уменьшая при этом социальные расходы. Во- вторых, в мирное время, когда высокий уровень налоговой нагрузки сопровождается беспрецедентно высокими социальными расходами, как в развитых странах
Политика  экономического развития Для такой политики свойственно установление минимальной  налоговой нагрузки на экономику. Снижение налоговых доходов бюджета сопровождается сокращением государственных инвестиций и значительным уменьшением социальных расходов. Существенно ослабляя налоговый прессинг на производителей и сохраняя определенный объем инвестиционных программ, данная политика ориентирована на стимулирование экономической активности бизнеса и используется, как правило, в период экономического оживления, чтобы всемерно способствовать увеличению темпов экономического роста. Подобной модели придерживались послевоенные Япония и Германия. В последнее десятилетие ее успешно реализуют страны, осуществляющие экспансию на мировые рынки – Китай, Индия, Бразилия и другие. 
Политика  разумных (оптимальных) налогов.  Она характеризуется  определенным компромиссом между двумя, приведенными выше, моделями и достаточно сбалансированным уровнем налоговой  нагрузки, позволяющей не подавлять развитие экономики и при этом поддерживать значительный объем социальных расходов. Такой политики, в основном, придерживаются высокоразвитые страны, уже достигнувшие пределов традиционного экономического роста. Они вынуждены поддерживать достаточный уровень социального обеспечения. Разумные налоги им необходимы, в первую очередь, для сохранения конкурентных позиций своих товаров на существующих мировых рынках и захвата приоритетного положения на вновь формирующихся рынках высокотехнологичной продукции. Повышение адресности налоговых преференций и регулирование отраслевой налоговой нагрузки позволяет им осуществлять структурную перестройку экономики в соответствии с перспективными потребностями мирового рынка: дестимулировать дальнейшее развитие устаревших производств и стимулировать развитие новизны 

     Таблица 2 - Функции налогового механизма

Функция управления

Организация деятельности государственных органов, непосредственно отвечающих за формирование процесса управления налоговой системой страны. Эта функция одна из важнейших. От того, насколько эффективно она реализуется, во многом зависит эффективность реализации остальных функций, которые зачастую даже рассматриваются как подфункции управления, а так же эффективность функционирования налогового механизма в целом . 

Функция планирования

Состоит в  организации деятельности финансовых и налоговых органов по определению  на заданный период экономически обоснованного  размера поступлений налогов  в соответствующий бюджет и мобилизации  усилий для увеличения этих поступлений. 

Функция регулирования

Выражается  в организации деятельности финансовых и налоговых органов по оценке результатов изменения налогового законодательства и оперативному вмешательству  в процесс обеспечения доходной части бюджета, а так же по предоставлению налогоплательщикам отсрочек, рассрочек, налоговых кредитов и по применению налогоплательщиками льгот, вычетов, освобождений и других преференций.

Функция контролирования

Заключается в организации деятельности налоговых  органов по регистрации налогоплательщиков и контролю за их финансово – хозяйственной деятельностью, а так же организации деятельности налоговых и правоохранительных органов по выявлению и пресечению нарушений налогового законодатель-ства.  

Функция принуждения

проявляется в организации деятельности налоговых, правоохранительных и иных органов по принудительному исполнению обязанностей налогоплательщиков.

Функция информирования

Предполагает  организацию деятельности налоговых  и иных органов по доведению до налогоплательщиков информации о действующих налогах и сборах, порядке их исчисления, сроках уплаты и другой информации, необходимой им для своевременного и полного исполнения своих обязанностей. 

Функция консультирования

Заключается в организации деятельности финансовых и налоговых органов по разъяснению налогоплательщикам положений налогового законодательства, практическое применение которых вызывает у них затруднения.  

Информация о работе Налоговая политика и социально-экономическое развитие регионов России