Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Марта 2011 в 18:36, творческая работа
Налоговая политика, проводимая в Российской Федерации, не только обеспечивает формирование бюджетов всех уровней бюджетной системы, но является одним из действенных рычагов регулирования социально-экономических процессов. Стабилизация экономики и выполнение функций, отнесенных к компетенции субъектов Федерации, возможны при наличии эффективной региональной налоговой политики, соответствующей особенностям развития региона и экономической ситуации.
Оценка социально-экономического развития Северо-западного федерального округа позволяет сделать вывод об улучшении ситуации. Вместе с тем ухудшились показатели развития отраслей социальной инфраструктуры и уменьшились объемы инвестиций в основной капитал на душу населения.
В
целом социально-экономическое
В каждом федеральном округе есть субъекты РФ, относящиеся к группе отстающих. В совокупности они составляют почти половину всех субъектов РФ. Абсолютное большинство этих регионов являются приграничными.
За
последнее десятилетие
Поэтому стратегически важным для России является проведение сильной государственной региональной политики, направленной на сглаживание различий в уровне социально-экономического развития регионов РФ. Первоочередной задачей является улучшение условий жизни в наиболее отстающих регионах.
Федеральная целевая программа «Сокращение различий в социально-экономическом развитии регионов Российской Федерации (2002-2010 годы и до 2015 года)» базируется на Основных направлениях социально-экономической политики Правительства Российской Федерации на долгосрочную перспективу и утвержденном распоряжением Правительства Российской Федерации в области социальной политики и модернизации экономики на 2000-2001 годы
В настоящее время финансовая помощь из федерального бюджета субъектам РФ предоставляется через Фонд финансовой поддержки субъектов РФ, Фонд компенсаций, Фонд регионального развития.
Программа предполагает проведение отбора регионов для оказания им государственной поддержки. Субъектами РФ, претендующими на государственную поддержку в рамках реализации Программы, будут признаны те, в которых темпы, масштаб и длительность спада производства, снижения уровня жизни, нарастания негативных тенденций в сфере занятости населения, демографического и экологического развития, предоставления социальных услуг ниже общероссийских показателей.
Программа рассчитана на долгосрочную перспективу.
Основными целями Программы являются сокращение различий в уровне социально-экономического развития регионов РФ, уменьшение разрыва по основным показателям социально-экономического развития между наиболее развитыми и отстающими регионами к 2010 году в 1,5 раза, а к 2015 году – в 2 раза.
На первом этапе реализации программы (2002-2010 годы) предполагается сократить в 2 раза различия в доходах на душу населения, уменьшить на 25 процентов число отстающих субъектов РФ и на 15% долю населения, живущего за чертой бедности (1).
На втором этапе (2011-2015 годы) намечается
сократить межрегиональные
Министерство экономического
Ежегодный конкурсный отбор проектов для участия в Программе проводится по направлениям, предусмотренным бюджетным классификатором.
Социально-экономическое положение регионов по каждому направлению характеризуется следующими группами показателей:
Реализация Программы позволит
преодолеть кризисное
Выводы:
С
началом рыночных реформ различия в
социально-экономическом
Стратегически важным является проведение сильной государственной региональной политики, направленной на сглаживание различий в уровне социально-экономического развития регионов России.
Главной задачей является улучшение условий жизни в наиболее отстающих регионах.
Для
этого разработана Федеральная
целевая программа «Сокращение
различий в социально-экономическом
развитии регионов РФ (2002-2010 годы и до
2015 года)». Целью программы является сокращение
различий между развитыми и отстающими
регионами в 2 раза.
4.Курс на социально-экономическое развитие регионов.
Стратегической задачей развития России к 2020 году является смена экономической модели страны с сырьевой на инновационную, повышение эффективности работы органов власти и резкое улучшение качества жизни россиян. Я разделяю точку зрения А.Г.Кобилева, в соответствии с которой в трансформационный период необходимо осознание того, что регионы и их хозяйственные комплексы являются полноправными субъектами рыночных конкурентных отношений. Кроме того, благосостояние населения территории –находится в прямой зависимости от того, насколько крепки и надежны позиции ее хозяйственного комплекса на региональном, национальном и международном рынках.
В
настоящее время понятие «
Для
целей настоящего исследования принято
определение региона как
Для
любой социально –
Функционирование – это поддержание жизнедеятельности социально – экономической системы, сохранение ее целостности, качественной определенности, сущностных характеристик.
Развитие предполагает приобретение социально – экономической системой нового качества, укрепляющего ее жизнестойкость в условиях изменяющейся внешней среды. Другими словами, развитие – направленное, закономерное изменение, в результате которого возникает новое качественное состояние объекта – его состава или структуры.
Функционирование и развитие взаимосвязаны между собой. Функционирование сдерживает развитие. Развитие действует разрушительно на многие процессы функционирования, но в то же время создает условия для более устойчивого функционирования социально – экономической системы в перспективе. То есть, возникает циклическая тенденция развития.
В
основе основных тенденций функционирования
и развития региональных социально
– экономических систем лежат
следующие базовые
Развитие
любой социально – экономической системы
опирается на законы и закономерности.
Свои закономерности имеет и развитие
социально – экономической системы. Закономерности
– это причинно – следственные связи
ряда законов (в данном случае речь идет
о связи социальных, экологических и экономических
законов развития).
5.Заключение.
В
результате проведённых исследований,
можно сделать следующие
Налоговая политика – составная часть социально – экономической политики государства, ориентированная на формирование такой налоговой системы, которая стимулирует накопления и рациональное использование национального богатства страны, способствует гармонизации интересов экономики и общества и тем самым обеспечивает социально – экономический прогресс общества.
Налоговая политика на уровне региона рассматривается как совокупность мероприятий, проводимых региональными органами власти в области региональных налогов, а также в области налоговых льгот и налоговых ставок по федеральным налогам в тех пределах, которые установлены федеральным законодательством в рамках проведения единой государственной налоговой политики и направленных на создание благоприятного налогового климата и повышение налогового потенциала региона.
Проведение рациональной налоговой политики позволяет решать задачи:
-
обеспечения государства
-
создания условий для
-
сглаживания неравенства в
К методам оценки налоговой политики государства относятся: качественный метод оценки эффективности налоговой политики государства; количественные методы оценки эффективности налоговой политики государства, в том метод оценки общей налоговой нагрузки в различных модификациях (доля налогов в ВВП, теория А. Лаффера, модели полных ставок); метод анализа налогообложения, состоящий из таких методов анализа, как временной и структурный анализ, трендовый анализ, анализ относительных коэффициентов, а также пространственный, факторный, исторический и международный анализ; метод анализа системы количественных и качественных показателей, подразумевающий формирование, расчёт и анализ специальной системы показателей.
В
период 2010 – 2012 годов предлагается
внесение изменений в законодательство
и уточнение ранее заявленных
подходов к проведению налоговой реформы
по вопросам совершенствования налогового
контроля за использованием трансфертных
цен в целях налогообложения; создания
института консолидированной налоговой
отчетности по налогу на прибыль организаций;
совершенствования порядка учета в налоговых
органах организаций и физических лиц,
оптимизации взаимодействия, в том числе
посредством передачи документов в электронном
виде, между налоговыми органами и банками,
органами исполнительной власти, местными
администрациями, другими организациями,
которые обязаны сообщать в налоговые
органы сведения, связанные с налоговым
администрированием.
6.Библиографический список:
Информация о работе Налоговая политика и социально-экономическое развитие регионов России