Налоговая политика и социально-экономическое развитие регионов России

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Марта 2011 в 18:36, творческая работа

Описание работы

Налоговая политика, проводимая в Российской Федерации, не только обеспечивает формирование бюджетов всех уровней бюджетной системы, но является одним из действенных рычагов регулирования социально-экономических процессов. Стабилизация экономики и выполнение функций, отнесенных к компетенции субъектов Федерации, возможны при наличии эффективной региональной налоговой политики, соответствующей особенностям развития региона и экономической ситуации.

Работа содержит 1 файл

работа - копия.doc

— 129.50 Кб (Скачать)

      1.Введение.

    Налоговая политика, проводимая в Российской Федерации, не только обеспечивает формирование бюджетов всех уровней бюджетной  системы, но является одним из действенных  рычагов регулирования социально-экономических  процессов. Стабилизация экономики и выполнение функций, отнесенных к компетенции субъектов Федерации, возможны при наличии эффективной региональной налоговой политики, соответствующей особенностям развития региона и экономической ситуации.

    Наблюдающаяся в настоящее время чрезмерная централизация полномочий в сфере налогообложения на федеральном уровне значительно ограничивает самостоятельность субъектов Федерации в формировании ресурсов, необходимых для реализации собственных функций, и практически лишает их возможности управлять налоговой составляющей региональных бюджетов.

    Практика  предоставления федеральным законодательством  налоговых льгот и изъятий  объектов налогообложения по региональным и местным налогам приводит к  необходимости все большего перераспределения  финансовых ресурсов через межбюджетные трансферты, что является существенным дестимулирующим фактором обеспечения устойчивости региональных бюджетов.

    Вместе  с тем усиливается процесс  дифференциации регионов России по уровню социально-экономического положения.

    Региональная  налоговая политика, являющаяся рычагом воздействия на экономику регионов, как правило, не учитывает различий в социально-экономическом положении, рыночную специализацию, уровень накопленного производственного потенциала. Выбор ее инструментов осуществляется без должного научного обоснования и без увязки с результатами и перспективами социально-экономического развития регионов. Изменяющиеся хозяйственные связи оказывают значительное влияние на отраслевое соотношение налоговых поступлений в регионах, что требует его изучения и учета при разработке и реализации региональной налоговой политики. Особенно актуальны вопросы формирования эффективной региональной налоговой политики, обеспечивающей сохранение экономического потенциала, финансовой устойчивости, необходимого уровня бюджетной обеспеченности регионов Российской Федерации, которые обострились в условиях спада экономики.

    В целях реализации активного инвестиционного  развития регионов, формирования у  них реальной заинтересованности в  наращивании налогового потенциала, требуется скорректировать существующую в Российской Федерации региональную налоговую политику.

    Степень научной разработанности проблемы. Вопросам формирования и реализации государственной налоговой политики посвящены работы отечественных  ученых А.В. Аронова, С.В. Барулина, И.В. Горского, А.З. Дадашева, В.А. Кашина, С.П. Колчина, В.Г. Панскова, Г.Б. Поляка, Д.Г. Черника, С.Д. Шаталова и др. Рассмотрение и оценка отдельных элементов налоговой политики и налогово-бюджетного федерализма представлены в трудах Л.М. Архипцевой, Х.М. Богова, Д.Г. Бурцева, Е. Бухвальда, О.А. Мироновой, А.Б. Паскачева, Ф.Ф. Ханафеева.

    Исследованию  проблем регионального развития и региональной экономической и  налоговой политики посвящены труды  А.Г. Гранберга, Д.Ю. Дойхена, Н.Н. Мамыкиной, Т.Г. Морозовой.

    Труды зарубежных авторов по проблемам  формирования и реализации налоговой  политики не нашли достаточного применения в данном исследовании, так как  не учитывают особенности налогового и бюджетного законодательства России, межбюджетных отношений, особенностей хозяйствования.

    Объект  исследования - формирование и реализация региональной налоговой политики, учитывающей  дифференциацию регионов в зависимости  от его воспроизводственного потенциала, рыночной специализации хозяйства  и уровня развития.

    Предметом исследования является совокупность финансово-экономических  отношений в сфере налоговой  политики, направленной на оптимизацию  процессов управления налогообложением в регионе, в том числе в  условиях финансового кризиса.

    Теоретической и методологической основой исследования послужили научные положения, содержащиеся в трудах ведущих отечественных ученых-экономистов в области теории налогообложения, государственной налоговой политики, управления региональной экономикой, налогового планирования и прогнозирования.

    Информационной  базой работы послужили законодательные  и нормативные акты Российской Федерации, статистические данные Росстата, Управления Федеральной налоговой службы России.

    Методы  исследования. Для доказательства выдвигаемых  теоретических положений и при обосновании практических рекомендаций использовались диалектический метод познания, метод сравнительного анализа, экономико-статистические методы (наблюдения, группировки, сравнения), системный подход. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

2.Сущность  налоговой политики Российской Федерации.

    Налоги  играют большую роль, но не только в  формировании доходной части бюджета, но и в решении задач социально  – экономического развития страны, ее стабильности и экономической  безопасности. Меру реализации той  или иной функции в налоговой системе обеспечивает реализуемая государством налоговая политика. 

    Налоговая политика – составная часть социально  – экономической политики государства, ориентированная на формирование такой  налоговой системы, которая стимулирует  накопления и рациональное использование национального богатства страны, способствует гармонизации интересов экономики и общества и тем самым обеспечивает социально – экономический прогресс общества. Проведение рациональной налоговой политики позволяет решать задачи:

     - обеспечения государства финансовыми  ресурсами; 

     - создания условий для регулирования  экономики;

     - сглаживания неравенства в уровнях  доходов населения.

    Доля  налогов в валовом внутреннем продукте страны во многом определяет модель налоговой политики. Модель налоговой политики – это апробированный в практике ряда стран и доказавший свою результативность образец, тип налоговой политики, который может использоваться другими странами в качестве аналога. В мировой политике сложились три основные модели, которые используются странами, в зависимости от их экономического уровня (Таблица 1).

    Налоговая политика реализуется через налоговый  механизм. Он представляет собой систему  правовых норм и организационных  мер, определяющих порядок управления налоговой системой страны и ее функционирования. Фундаментом для построения налогового механизма является налоговое законодательство, устанавливающее конкретных субъектов, ответственных за реализацию функций управления налоговой системой страны; совокупность налогов и сборов, субъектный состав налоговых правоотношений; конкретные алгоритмы реализации функций этого механизма. Данные функции и их содержание обуславливаются сущностью и функциями самих налогов. Они ориентированы на обеспечение функционирования налоговой системы (Таблица 2).

    Налоговая политика как совокупность научно обоснованных и экономически целесообразных тактических  и стратегических правовых действий органов власти и управления способна обеспечить потребности воспроизводства  и рост общественного богатства. Исходной установкой при проведении налоговой политики служит не только обеспечение правового порядка взыскания с налогоплательщиков налоговых платежей, но и проведение всесторонней оценки хозяйственно-экономических отношений, складывающихся под влиянием налогообложения. Следовательно, налоговая политика - это не автоматическое выполнение предписаний налоговых законов, а их совершенствование.

    Налоговая политика, проводимая с расчетом на перспективу, - это налоговая стратегия, а на текущий момент - налоговая тактика. Тактика и стратегия незаменимы, если государство стремится к согласованию общественных, корпоративных и личных экономических интересов. Нередко тактические шаги, предпринимаемые руководством государства по координации налогообложения на текущий момент, экономически не обоснованы. Это не только препятствует реализации налоговой стратегии, но и деформирует весь экономический курс государства. Исходя из этого, с учетом прогнозов ученых, касающихся тенденций экономического развития, объективной действительности, состояния социального положения в обществе, разрабатываемая государством налоговая стратегия преследует, следующие задачи:

     - экономические - обеспечение экономического  роста, ослабление цикличности  производства, ликвидация диспропорций  в развитии, преодоление инфляционных процессов;

     - социальные - перераспределение национального  дохода в интересах определенных  социальных групп путем стимулирования  роста прибыли и недопущения  падения доходов населения;

     - фискальные - повышение доходов государства;

     - международные - укрепление экономических  связей с другими странами  и регионами, преодоление неблагоприятных  условий для платежного баланса.

    Налоговая политика представляет собой комплекс мер в области налогового регулирования, направленных на установление оптимального уровня налогового бремени в зависимости от характера поставленных в данный момент макроэкономических задач.

    Научный подход к выработке налоговой  политики предполагает ее соответствие закономерностям общественного  развития, постоянный учет выводов финансовой теории. Нарушение этого важнейшего требования приводит к большим потерям в народном хозяйстве.

    В основе формирования налоговой политики лежат две взаимно увязанные  методологические посылки: использование  налоговых платежей для формирования доходной части бюджетов различных уровней и решение фискальных задач государства; использование налогового инструмента в качестве косвенного метода регулирования экономической деятельности. И если до недавнего времени считалось, что высокий уровень налогов и степень прогрессивности налоговых шкал соответствуют, как правило, высоким уровням развития экономики и социальной защищенности населения, то сейчас общей тенденцией в области налогообложения является снижение фактического налогового бремени на прибыль корпорации и доходы физических лиц.

    Когда говорят о неблагоприятном инвестиционном климате в России, то чаще всего  упоминают чрезмерность налогового бремени. На самом деле оно существенное, но немногим тяжелее, чем в большинстве  европейских стран.

    Применение российского режима налогообложения, известного иностранным инвесторам своей неурегулированностью и постоянной изменчивостью, является одним из факторов, сдерживающим иностранные фирмы от прямых инвестиций в Россию, связанных с реальным осуществлением деятельности в России или заставляет использовать хитроумные схемы, позволяющие оптимизировать затраты, связанные с налогами в России.

    В период 2010 – 2012 годов предлагается внесение изменений в законодательство и уточнение ранее заявленных подходов к проведению налоговой реформы по вопросам:

  • совершенствования налогового контроля за использованием трансфертных цен в целях налогообложения;
  • создания института консолидированной налоговой отчетности по налогу на прибыль организаций;
  • совершенствования порядка учета в налоговых органах организаций и физических лиц, оптимизации взаимодействия, в том числе посредством передачи документов в электронном виде, между налоговыми органами и банками, органами исполнительной власти, местными администрациями, другими организациями, которые обязаны сообщать в налоговые органы сведения, связанные с налоговым администрированием.

      3.Различия в социально – экономическом развитии регионов РФ.

    Исторически сложившиеся различия в экономическом  развитии регионов России оказывают  значительное влияние на государственное устройство, структуру и эффективность экономики, стратегию и тактику институциональных преобразований и социально-экономической политики.

        Уменьшение различий в экономическом  развитии создает благоприятные  условия для развития внутреннего рынка, оптимизации социально-экономических преобразований, укрепления единства российского государства, в то время как усиление различий затрудняет проведение единой политики социально-экономических преобразований и формирование общенационального рынка, увеличивает опасность возникновения региональных кризисов и межрегиональных конфликтов, дезинтеграции национальной экономики и ослабления целостности государства.

    Комплексная оценка динамики развития субъектов  РФ, входящих в Центральный федеральный округ, позволяет сделать вывод о некоторой стабилизации социально-экономического положения в них.

Информация о работе Налоговая политика и социально-экономическое развитие регионов России