Налоговая ответственность

Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Ноября 2011 в 20:39, реферат

Описание работы

В данной работе обобщены нормы законодательства, регулирующие ответственность в сфере налогообложения, анализируются практика и проблемы их применения, рассматриваются тенденции и перспективы кодификации налогового законодательства.
Цель работы - рассмотреть практическое применение совокупности норм отраслей российского законодательства, касающихся ответственности за нарушение налогового законодательства.

Содержание

Введение
1. Понятие налоговой ответственности
2. Субъекты налоговой ответственности
3. Элементы налоговой ответственности
4. Уголовная налоговая ответственность
5. Административная налоговая ответственность
Заключение
Список используемой литературы

Работа содержит 1 файл

налоговое.docx

— 39.30 Кб (Скачать)

Примечание  к ст. 199 УК РФ также распространяется на определение крупного и особо  крупного размера неуплаченных налогов  для налогового агента.

     Данные  пороговые значения увеличены, начиная  с 2010 года по сравнению с предыдущими  периодами: для физических лиц –  в шесть раз; для организаций  – в четыре раза. Повышение неуплаченных сумм налогов, при которых есть возможность  привлечения лица к уголовной  ответственности, безусловно, является позитивным изменением для налогоплательщиков.

     Порядок привлечения к уголовной ответственности

С 01.01.10 в Налоговом кодексе РФ однозначно определено, что основанием для привлечения  лица к ответственности за нарушение  законодательства о налогах и  сборах является установление факта  совершения данного нарушения решением налогового органа, вступившим в силу (ст. 108 НК РФ).

     Обнаружив задолженность по налогам и сборам, налоговая инспекция направляет лицу требование об уплате. В нем  указывается величина долга, размер пеней, срок уплаты, основания взимания налога, а также меры по взысканию, которые будут предприняты налоговыми органами в случае неуплаты.

     Согласно  новой редакции ст. 69 НК РФ, теперь налоговые  органы в требовании об уплате налога и (или) сбора обязаны предупреждать, что в случае неуплаты  налога и (или) сбора, а также пеней и штрафов в установленный срок в полном объеме, они направляют материалы в органы внутренних дел для возбуждения уголовного дела (если, конечно, размер недоимки позволяет предполагать факт совершения нарушения, содержащего признаки преступления в соответствии со ст. 198 и 199 УК РФ).

     Ранее обязанность по указанию возможности  привлечения к уголовной ответственности  в требовании у налогового органа отсутствовала.

Если  в течение двух месяцев со дня  истечения срока исполнения требования об уплате налога, направленного налогоплательщику, он все же не уплатит в полном объеме указанные в требовании суммы  недоимки, налоговые органы обязаны  в течение 10 дней направить материалы  в органы внутренних дел для решения  вопроса о возбуждении уголовного дела (ст. 32 НК РФ).

     В силу п. 3 ст. 108 Налогового кодекса РФ налоговая ответственность за деяние, совершенное физическим лицом, наступает, если это деяние не содержит признаков  состава преступления, предусмотренного уголовным законодательством Российской Федерации. Таким образом, привлечь лицо одновременно и к налоговой  и к уголовной ответственности  не представляется возможным. В связи  с этим новым Федеральным законом  от 29.12.09 №383-ФЗ были внесены следующие  поправки. После направления материалов в органы внутренних дел, руководитель инспекции должен вынести решение  о приостановлении исполнения решения  о привлечении налогоплательщика  – физического лица к налоговой  ответственности. То есть с этого  момента «работать» с налогоплательщиком по вопросу уплаты налогов и (или) сборов начинают органы внутренних дел. В случае, если по итогам рассмотрения материалов будет вынесено постановление  об отказе в возбуждении уголовного дела или прекращении уголовного дела, а также если по соответствующему уголовному делу будет вынесен оправдательный приговор, то руководитель налогового органа выносит решение о возобновлении  исполнения принятых в отношении  этого физического лица решения  о привлечении к ответственности  за совершения налогового правонарушения и решения о взыскании соответствующих сумм налога, пеней, штрафов. Если же физическое лицо будет признано виновным и понесет уголовную ответственность, оно уже не будет нести ответственность, предусмотренную налоговым законодательством, а налоговая инспекция должна будет отменить вынесенное решение в части привлечения налогоплательщика – физического лица к ответственности за совершение налогового правонарушения (ст. 101 НК РФ).

     Позитивным  изменением для налогоплательщика  является тот факт, что лицо, впервые  совершившее «налоговое» преступление, освобождается от уголовной ответственности, если оно полностью возместило ущерб, причиненный уклонением от уплаты налогов  – то есть уплатило налог, а также  пени и штрафы, размеры которых  определяются налоговым законодательством  РФ.

     Нововведения, которые вступили в силу с 01.01.10, в  целом были направлены на защиту интересов  и установление дополнительных гарантий прав налогоплательщиков. Впрочем, индивидуальным предпринимателям, также как должностным  лицам организаций в любом  случае доступна возможность избавиться от риска уголовной ответственности  за счет добровольного исполнения требования налогового органа об уплате налогов, пени и штрафов.

     5.Административная ответственность за налоговые правонарушения

     В новом Кодексе РФ об административных правонарушениях закреплена ответственность  за налоговые правонарушения. В частности, установлена ответственность за нарушение сроков постановки на учет в налоговом органе и государственных  внебюджетных фондах, за нарушение  сроков представления сведений об открытии и закрытии счетов организации, за нарушение  сроков представления налоговой  декларации и за непредставление  сведений, необходимых для осуществления  налогового контроля.

       Ответственность, в основном, несут  руководители организаций, а в  отдельных случаях - также физические  лица и индивидуальные предприниматели.  Так, в случае нарушения сроков  постановки на учет в налоговом  органе или в государственном  внебюджетном фонде наступает  ответственность в виде штрафа  в размере от 5 до 10 МРОТ, налагаемая  на

должностное лицо организации, то есть на ее руководителя, а также на индивидуального предпринимателя6.

     Отметим, что в Налоговом кодексе РФ в статье 116 также установлена  ответственность за нарушение срока  постановки на учет в налоговом органе в виде штрафа в размере 5 тысяч  рублей, которая накладывается на юридическое лицо, а также на индивидуального  предпринимателя. Таким образом, получается, что в случае нарушения сроков постановки на учет в налоговом органе юридическим лицом, к ответственности  будет привлечено само юридическое  лицо по статье 116 НК РФ, а также его  руководитель по статье 15.3 КоАП РФ. В  случае же совершения указанного правонарушения индивидуальным предпринимателем, он будет подлежать "двойной" ответственности  и по статье 116 НК РФ, и по статье 15.3 КоАП РФ. Привлечение индивидуального  предпринимателя к ответственности  в соответствии с Налоговым кодексом РФ основывается на том обстоятельстве, что он является налогоплательщиком и, следовательно, на него распространяются все нормы НК РФ, устанавливающие  ответственность налогоплательщиков в отсутствие специальной оговорки. Что касается КоАП РФ, то привлечение  индивидуального предпринимателя  к ответственности по его нормам вытекает из того обстоятельства, что  ответственность по статье 15.3 КоАП РФ (то есть ответственность за нарушение  сроков постановки на налоговый учет) предусмотрена для должностных  лиц. А в соответствии со статьей 2.4 КоАП РФ индивидуальный предприниматель  в целях КоАП РФ признается должностным лицом. Вот и получается, что индивидуальный предприниматель в случае нарушения сроков постановки на налоговый учет будет нести ответственность дважды, что является недопустимым и противоречит основополагающим принципам привлечения к ответственности. Зато при нарушении срока представления сведений об открытии либо закрытии счета в банке (ст. 15.4 КоАП РФ) ответственности подлежат только руководители организаций. На индивидуальных предпринимателей данная норма не распространяется. Также не применяется к индивидуальным предпринимателям ответственность за нарушение сроков представления налоговой декларации и за непредставление сведений, необходимых для осуществления налогового контроля (ст. 15.5 и 15.6 КоАП РФ). В первом случае ответственность применяется исключительно к руководителям организаций, а во втором - как к руководителям, так и к гражданам.

     Отметим, что ответственность за непредставление  налоговому органу сведений, необходимых  для осуществления налогового контроля, в отношении граждан также  имеет "двойное действие". Так, в соответствии со статьей 126 НК РФ в  случае непредставления физическим лицом сведений или документов, необходимых  для осуществления налогового контроля, на него налагается ответственность  в виде штрафа в размере 500 рублей. В то же время в соответствии со статьей 15.6 КоАП РФ за непредставление  сведений или документов, необходимых  для налогового контроля (то есть за правонарушение, аналогичное правонарушению, установленному в статье 126 НК РФ), на граждан налагается ответственность  в виде штрафа в размере от 1 до 3 МРОТ.

     Заключение

     В данном реферате мы рассмотрели такие  вопросы, как:

- понятие  налоговой ответственности; 

- субъекты  налоговой ответственности;  

- элементы  налоговой ответственности;

- административная  и уголовная налоговая ответственность.

     Из  всего рассмотренного выше можно  сделать вывод, о том что налоговая  ответственность является самостоятельным  видом юридической ответственности.

     Традиционно в теории права выделяют административную, уголовную, дисциплинарную, гражданскую  и материальную ответственность. Однако в последнее время ряд авторов  поставили вопрос о существовании  специального вида ответственности - финансовой. В научной литературе высказываются  различные точки зрения о правовой природе финансовой ответственности. Одни авторы полагают, что недопустимо  само применение термина "финансовая ответственность". Другие считают, что  финансовая ответственность по предмету и методу регулирования является разновидностью административной ответственности, поскольку стороны находятся  в неравном положении, однако она  обладает присущими только ей специфическими признаками. Но некоторые ученые считают иначе. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Список  используемой литературы

     Нормативно-правовые акты

  1. Конституция Российской Федерации, справочно-правовая система Гарант.
  2. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая) от 31.07.1998 №146-ФЗ, справочно-правовая система Гарант.
  3. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 05.08.2000 №117-ФЗ, справочно-правовая система Гарант.
  4. Уголовный кодекс Российской Федерации, справочно-правовая система Гарант.
  5. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях, справочно-правовая система Гарант.
  6. Закон РФ от 27.12.1991 N 2118-1 (ред. от 11.11.2003) "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" (с изм. и доп., вступающими в силу с 01.01.2004), справочно-правовая система КонсультантПлюс.

    Научная литература

  1. Брызгалин А.В. Ответственность за нарушение налогового законодательства о налогах и сборах. Виды налоговых нарушений по гл.16 НК РФ. Практическая налоговая энциклопедия том 12. // Справочно-правовая система КонсультантПлюс.
  2. Зубкова В.И. Восстановление социальной справедливости одна из целей уголовного наказания, справочно-правовая система КонсультантПлюс.

Информация о работе Налоговая ответственность