Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Декабря 2010 в 00:33, курсовая работа
В современных условиях одним из важнейших рычагов, регулирующих финансовые взаимоотношения предприятий с государством в условиях перехода к рыночному хозяйству, становится налоговая система. Она призвана обеспечить государство финансовыми ресурсами, необходимыми для решения важнейших экономических и социальных задач. Посредством налогов, льгот и финансовых санкций, являющихся неотъемлемой частью системы налогообложения, государство воздействует на экономическое поведение предприятий, стремясь создать при этом равные условия всем участникам общественного воспроизводства.
Введение.............................................................................................................3
1. Налогообложение - один из важнейших факторов развития рыночной экономики...........................................................................................................5
1.1 Возникновения налоговой системы……………………………………..5
1.2. Сущность налогов.......................................................................................8
2. Структура налогообложения…….…………………………………..……13
2.1. Функции налогов........................................................................................13
2.2. Классификация налогов.............................................................................17
2.3. Кривая Лаффера………………………………………………………......19
3. Налоговая система России............................................................................21
3.1. Основные положения………………………………………………….....21
3.2. Недостатки налоговой системы России……………………………......22
3.3. Виды налогов………………………………………………………..........24
Заключение.........................................................................................................27
Список используемой литературы...................................................................28
Органы законодательной власти субъектов РФ и органы местного самоуправления имеют право самостоятельно устанавливать и прекращать действие региональных и местных налогов, изменять их ставки, предоставлять налоговые льготы.
Налоги могут быть классифицированы не только по уровню компетенции органов власти, но и по признаку переложимости - прямые и косвенные; по источнику уплаты - налоги, относимые на увеличение цены товара, на себестоимость продукции, на чистую прибыль; по периодичности взимания - регулярные и нерегулярные.
Также стоит отметить, что налогоплательщики несут ответственность за правильность исчисления налогов, полноту и своевременность их уплаты.
3.2.Недостатки налоговой
системы России
Оптимально
Мировой опыт налогообложения показывает, что изъятие у налогоплательщика до 30-40% от дохода является пределом, после которого начинается процесс сокращения сбережений, а тем самым и инвестиций в экономику. Если же число налогов предусматривает изъятие у налогоплательщика более 40-50% его доходов, то это полностью ликвидирует стимулы к предпринимательской инициативе и расширению производства.
В мировой налоговой практике в качестве показателя налоговой нагрузки на макроуровне служит отношение суммы всех взысканных с налогоплательщиков налогов к объему полученного валового внутреннего продукта.
В Российской экономике по различным оценкам от 25 до 40% ВВП создается в теневом секторе экономики, подавляющая часть которого не охватывается налогами. По данным Минфина России из-за сокрытия доходов и объектов налогообложения в консолидированный бюджет страны не поступает ежегодно от 30 до 50% налогов. В результате законопослушные налогоплательщики, а это, в основном, легальные товаропроизводители (их около 17%), производят отчисления в государственную казну в виде налогов, составляющих более половины произведенного ВВП. Немногие предприятия могут выдержать такую нагрузку.
Другая проблема сводится к тому, что доля изъятия через налоги около 33% ВВП рассчитана, исходя из фактически уплаченных или же запланированных к поступлению в бюджет налогов. Однако из-за хронических недоплатежей в бюджет долги превышают предполагаемые поступления налоговых отчислений.
Налоги должны распределяться в равной степени между федеральным центром и регионами. Однако самые собираемые налоги (НДС, акцизы, налог на прибыль) уходят в Москву, а оставшиеся на местах должным образом не собираются. Некоторые местные налоги вообще не окупают затраты на их сбор (например, налог на собак).
Еще одна проблема заключается в том, что наряду с законами действуют многочисленные подзаконные акты: инструкции, дополнения, изменения к ним, разъяснения и т.д. Это, прежде всего, затрудняет работу самих налоговых служб. Этого сложно избежать из-за высокого динамизма процессов, которые происходят в хозяйственной жизни страны. Другое дело, что не все новшества оправданы.
Наиболее спорным на сегодняшний день является вопрос о тяжести налогового бремени. Налоговая система России строилась по образу и подобию налоговых систем западных стран. В некоторых случаях налоговые ставки вообще не отличаются от западных аналогов.
Проблематичен
также вопрос неравномерности распределения
налогов между категориями
Особенно сильные дебаты в настоящее время ведутся в связи с введением налога с продаж и единого налога на вмененный доход.
Вместо посильной поддержки развития налогоплательщиков нынешняя налоговая политика направлена на всяческое препятствование такому развитию.
Несмотря
на очевидную необходимость
В первой части Налогового кодекса РФ, действующей с 1 января 1999 г., установлен закрытый перечень налогов и сборов. Он включает 16 федеральных, 7 региональных и 5 местных налогов и сборов. Приведем этот перечень.
К федеральным относятся следующие налоги и сборы:
Региональные налоги и сборы включают:
При введении в действие налога на недвижимость прекращается действие на территории соответствующего субъекта РФ налогов на имущество и земельного налога.
К местным налогам и сборам относятся:
В общей
сложности налоговым
Таблица 1.
Основные признаки классификации налогов
Основные признаки | Примеры-характеристика |
Критерий
перелагаемости налогов
Способ обложения и взимания налогов по платежеспособности плательщика
|
Прямые (налоги
на доход и имущество):
Косвенные (акцизы; налог с продаж; налог на добавленную стоимость, таможенные пошлины; фискальные налоги). |
Источники обложения |
|
Субъекты и объекты обложения |
|
По иерархии государственной власти (статус) |
|
Воспроизводственные стадии |
|
По факторам производства |
|
По целевому назначению |
|
По ограниченным производственным ресурсам |
|
Способы обложения доходов и расходов |
|
Консолидации бюджетных и внебюджетных фондов |
|
В результате поставленной цели в курсовой работе были сделаны попытки исследовать налоговую систему, без которой невозможно существование государства, рассмотреть историю возникновения налоговой системы.
Мировой опыт свидетельствует, что налоговое законодательство это не застывшая схема, оно постоянно изменяется, приспосабливается к воспроизводственным процессам, рынку. На основании всего выше сказанного можно сделать следующие выводы:
1.
Налоги обеспечивают
2.
В России действует
3.
Налоговая система России еще
несовершенна, нуждается в улучшении.
Основные направления
От стабильности налоговой системы напрямую зависит прибыль предприятия, в которой заинтересованно все общество, поскольку обеспечивает расширение и совершенствование производства на предприятии и в стране, что влечет за собой увеличение рабочих мест, рост доходов населения.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ: