Налогообложение

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Декабря 2010 в 00:33, курсовая работа

Описание работы

В современных условиях одним из важнейших рычагов, регулирующих финансовые взаимоотношения предприятий с государством в условиях перехода к рыночному хозяйству, становится налоговая система. Она призвана обеспечить государство финансовыми ресурсами, необходимыми для решения важнейших экономических и социальных задач. Посредством налогов, льгот и финансовых санкций, являющихся неотъемлемой частью системы налогообложения, государство воздействует на экономическое поведение предприятий, стремясь создать при этом равные условия всем участникам общественного воспроизводства.

Содержание

Введение.............................................................................................................3
1. Налогообложение - один из важнейших факторов развития рыночной экономики...........................................................................................................5
1.1 Возникновения налоговой системы……………………………………..5
1.2. Сущность налогов.......................................................................................8
2. Структура налогообложения…….…………………………………..……13
2.1. Функции налогов........................................................................................13
2.2. Классификация налогов.............................................................................17
2.3. Кривая Лаффера………………………………………………………......19
3. Налоговая система России............................................................................21
3.1. Основные положения………………………………………………….....21
3.2. Недостатки налоговой системы России……………………………......22
3.3. Виды налогов………………………………………………………..........24
Заключение.........................................................................................................27
Список используемой литературы...................................................................28

Работа содержит 1 файл

НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ.doc

— 199.50 Кб (Скачать)

       Органы законодательной власти субъектов РФ и органы местного самоуправления имеют право самостоятельно устанавливать и прекращать действие региональных и местных налогов, изменять их ставки, предоставлять налоговые льготы.

        Налоги могут быть классифицированы не только по уровню компетенции органов власти, но и по признаку переложимости - прямые и косвенные; по источнику уплаты - налоги, относимые на увеличение цены товара, на себестоимость продукции, на чистую прибыль; по периодичности взимания - регулярные и нерегулярные.

       Также стоит отметить, что налогоплательщики несут ответственность за правильность исчисления налогов, полноту и своевременность их уплаты.

                 

                         3.2.Недостатки  налоговой системы России 

          Оптимально построенная  налоговая система должна не только обеспечивать финансовыми ресурсами  потребности государства, но и не снижать стимулы налогоплательщика  к предпринимательской деятельности, обязывать его к постоянному поиску путей повышения эффективности хозяйствования.

    Мировой опыт налогообложения показывает, что  изъятие у налогоплательщика  до 30-40% от дохода является пределом, после  которого начинается процесс сокращения сбережений, а тем самым и инвестиций в экономику. Если же число налогов предусматривает изъятие у налогоплательщика более 40-50% его доходов, то это полностью ликвидирует стимулы к предпринимательской инициативе и расширению производства.

    В мировой налоговой практике в  качестве показателя налоговой нагрузки на макроуровне служит отношение суммы всех взысканных с налогоплательщиков налогов к объему полученного валового внутреннего продукта.

    В Российской экономике по различным  оценкам от 25 до 40% ВВП создается  в теневом секторе экономики, подавляющая часть которого не охватывается налогами. По данным Минфина России из-за сокрытия доходов и объектов налогообложения в консолидированный бюджет страны не поступает ежегодно от 30 до 50% налогов. В результате законопослушные налогоплательщики, а это, в основном, легальные товаропроизводители (их около 17%), производят отчисления в государственную казну в виде налогов, составляющих более половины произведенного ВВП. Немногие предприятия могут выдержать такую нагрузку.

    Другая  проблема сводится к тому, что доля изъятия через налоги около 33% ВВП рассчитана, исходя из фактически уплаченных или же запланированных к поступлению в бюджет налогов. Однако из-за хронических недоплатежей в бюджет долги превышают предполагаемые поступления налоговых отчислений.

    Налоги  должны распределяться в равной степени между федеральным центром и регионами. Однако самые собираемые налоги (НДС, акцизы, налог на прибыль) уходят в Москву, а оставшиеся на местах должным образом не собираются. Некоторые местные налоги вообще не окупают затраты на их сбор (например, налог на собак).

    Еще одна проблема заключается в том, что наряду с законами действуют  многочисленные подзаконные акты: инструкции, дополнения, изменения к ним, разъяснения  и т.д. Это, прежде всего, затрудняет работу самих налоговых служб. Этого сложно избежать из-за высокого динамизма процессов, которые происходят в хозяйственной жизни страны. Другое дело, что не все новшества оправданы.

    Наиболее  спорным на сегодняшний день является вопрос о тяжести налогового бремени. Налоговая система России строилась по образу и подобию налоговых систем западных стран. В некоторых случаях налоговые ставки вообще не отличаются от западных аналогов.

    Проблематичен также вопрос неравномерности распределения  налогов между категориями плательщиков. Практически не предусмотрена градация и соответствие уровня налоговых отчислений налогоплательщиков в зависимости от уровня их доходов. К тому же весь упор налоговой службы направлен на тех налогоплательщиков, которых легко проверить (т.е. мелких и средних предпринимателей), тогда как основная часть уходит от оплаты налогов как на законном, так и на незаконном основании.

    Особенно  сильные дебаты в настоящее время  ведутся в связи с введением  налога с продаж и единого налога на вмененный доход.

    Вместо  посильной поддержки развития налогоплательщиков нынешняя налоговая политика направлена на всяческое препятствование такому развитию.

    Несмотря  на очевидную необходимость реформирования налоговой системы ее кардинальная ломка привела бы лишь к негативным последствиям. Очевидно, что налоговые реформы будут проводиться исходя из того, что существующая система совокупности налогов, механизмов их исчисления и методов контроля не должна принципиально измениться. Уже сейчас наблюдается тенденция (хотя и не совсем удачная) к снижению налоговых ставок и снижению налогового бремени.  

                                     3.3. Виды налогов

В первой части Налогового кодекса РФ, действующей  с 1 января 1999 г., установлен закрытый перечень налогов и сборов. Он включает 16 федеральных, 7 региональных и 5 местных налогов и сборов. Приведем этот перечень.

К федеральным относятся следующие налоги и сборы:

  • налог на добавленную стоимость;
  • акцизы на отдельные виды товаров (услуг) и отдельные виды минерального сырья;                  
  • налог на прибыль (доход) организаций;
  • налог на доходы от капитала;
  • подоходный налог с физических лиц;
  • взносы в государственные социальные внебюджетные фонды;
  • государственная пошлина;
  • таможенная пошлина и таможенные сборы;
  • налог на пользование недрами;
  • налог на воспроизводство минерально-сырьевой базы;
  • налог на дополнительный доход от добычи углеводородов;
  • сбор за право пользования объектами животного мира и водными биологическими ресурсами;
  • лесной налог;
  • водный налог;
  • экологический налог;
  • федеральные лицензионные сборы.

Региональные налоги и сборы включают:

  • налог на имущество организаций;
  • налог на недвижимость;
  • дорожный налог;
  • транспортный налог;
  • налог с продаж;
  • налог на игорный бизнес;
  • региональные лицензионные сборы.

При введении в действие налога на недвижимость прекращается действие на территории соответствующего субъекта РФ налогов на имущество и земельного налога.

К местным налогам и сборам относятся:

  • земельный налог;
  • налог на имущество физических лиц;
  • налог на рекламу;
  • налог на наследование или дарение;
  • местные лицензионные сборы.

В общей  сложности налоговым законодательством  РФ предусматривается свыше 50 налогов разных уровней. 
 
 
 
 

Таблица 1.

Основные  признаки классификации  налогов

Основные  признаки Примеры-характеристика
Критерий  перелагаемости налогов

Способ обложения  и взимания налогов 

по платежеспособности плательщика 

 

Прямые (налоги на доход и имущество):
  • налог на прибыль корпораций;
  • налог на доходы с физических лиц.

Косвенные (акцизы; налог с продаж; налог на добавленную  стоимость, таможенные пошлины; фискальные налоги).

Источники обложения
  1. Налоги с дохода, прибыли.
  2. Налоги с капитала, ценных бумаг.
  3. Налоги с имущества.
Субъекты  и объекты обложения
  • Налоги с физических лиц.
  • Налоги с юридических лиц.
  • Поземельный налог.
  • Поимущественный налог.
По  иерархии государственной власти (статус)
  • Федеральные налоги (налог на добавленную стоимость, налог на прибыль предприятий).
  • Региональные налоги (налог на имущество предприятий).
  • Местные налоги (земельный налог).
Воспроизводственные стадии
  • Налоги на производство.
  • Налоги на обращение.
  • Налоги на потребление.
По  факторам производства
  • Налоги на труд.
  • Налоги на капитал.
  • Налоги на землю.
По  целевому назначению
  • Общие налоги (налог на прибыль, налог на добавленную стоимость).
  • Специальные налоги (взносы в социальные фонды).
По  ограниченным производственным ресурсам
  • Налоги на природные ресурсы, трудовые ресурсы, на инвестиционные и информационные ресурсы.
Способы обложения доходов и расходов
  • Налоги на доходы.
  • Налоги на расходы.
Консолидации бюджетных и внебюджетных фондов
  • Бюджетные налоги; внебюджетные фонды (Пенсионный фонд, Фонд социального страхования, фонд обязательного медицинского страхования).
 

                                                                    Заключение 

     В результате поставленной цели в курсовой работе были сделаны попытки исследовать налоговую систему, без которой невозможно существование государства, рассмотреть историю возникновения налоговой системы.

      Мировой опыт свидетельствует, что налоговое законодательство это не застывшая схема, оно постоянно изменяется, приспосабливается к воспроизводственным процессам, рынку. На основании всего выше сказанного можно сделать следующие выводы:

    1. Налоги обеспечивают государство  денежными ресурсами, необходимыми  для развития общественного сектора страны. Налоги могут выступать как эффективный финансовый регулятор. Государство перераспределяет собранные в бюджетах налоговые поступления (доходы) в пользу требующих финансирования программ.

    2. В России действует трехуровневая  система налогообложения, включающая федеральные налоги, налоги субъектов Российской Федерации, местные налоги. Трехуровневая система налогообложения наиболее рационально и жестко закрепляет за администрацией каждого уровня определенные налоги с тем, чтобы средства, обеспечивающие его деятельность непосредственно поступали в соответствующую казну.

    3. Налоговая система России еще  несовершенна, нуждается в улучшении.  Основные направления совершенствования  налоговой системы включают в  себя снижение налогового бремени, оптимального распределения средств между бюджетами различных уровней, повышение эффективности экономической функции налогов.

    От  стабильности налоговой системы  напрямую зависит прибыль предприятия, в которой заинтересованно все  общество, поскольку обеспечивает расширение и совершенствование производства на предприятии и в стране, что влечет за собой увеличение рабочих мест, рост доходов населения.

                              

                                    СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

  1. Александров И.М. Налоги и налогообложение. Издательский дом «Дашков и К». – 2005. – 286с.
  1. Владимирова Н.П. Налоги и налогообложение: учебное  пособие. –  М.: КНОРУС., 2005.- 232с.
  2. Данилевский Ю.А., Шапигузов С.М., Налоги / учеб. Пособие для студентов вузов, М.:  Финансы  и статистика. –  2002. – 395с.
  3. Дуканич Л. В., Налоги и налогообложение. Ростов на Дону.: Феникс. – 2000. – 226с.
  4. Лыкова Л.Н., Налоги и налогообложение в России: Учебник. – М.: «Бек»., – 2001. – 278с.
  5. Пушкарёва В.М. Генезис категории «налог» в истории финансовой науки // Финансы. – 1999. – №6. – С.23-25.
  6. Тютюрков, Н.И. Налоговые системы зарубежных стран: Европа и США: Учебное пособие . – М.: Дашков и К, 2002. – 169с.

Информация о работе Налогообложение