Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Декабря 2010 в 00:33, курсовая работа
В современных условиях одним из важнейших рычагов, регулирующих финансовые взаимоотношения предприятий с государством в условиях перехода к рыночному хозяйству, становится налоговая система. Она призвана обеспечить государство финансовыми ресурсами, необходимыми для решения важнейших экономических и социальных задач. Посредством налогов, льгот и финансовых санкций, являющихся неотъемлемой частью системы налогообложения, государство воздействует на экономическое поведение предприятий, стремясь создать при этом равные условия всем участникам общественного воспроизводства.
Введение.............................................................................................................3
1. Налогообложение - один из важнейших факторов развития рыночной экономики...........................................................................................................5
1.1 Возникновения налоговой системы……………………………………..5
1.2. Сущность налогов.......................................................................................8
2. Структура налогообложения…….…………………………………..……13
2.1. Функции налогов........................................................................................13
2.2. Классификация налогов.............................................................................17
2.3. Кривая Лаффера………………………………………………………......19
3. Налоговая система России............................................................................21
3.1. Основные положения………………………………………………….....21
3.2. Недостатки налоговой системы России……………………………......22
3.3. Виды налогов………………………………………………………..........24
Заключение.........................................................................................................27
Список используемой литературы...................................................................28
Москва, 2009 |
СОДЕРЖАНИЕ
Введение......................
1. Налогообложение
- один из важнейших факторов развития
рыночной экономики.....................
1.1 Возникновения налоговой системы……………………………………..5
1.2. Сущность налогов.......................
2. Структура налогообложения…….………………………………
2.1. Функции налогов.......................
2.2. Классификация
налогов.......................
2.3. Кривая Лаффера…………………………………………
3. Налоговая система
России........................
3.1. Основные
положения…………………………………………………..
3.2. Недостатки налоговой системы России……………………………......22
3.3. Виды налогов………………………………………………
Заключение....................
Список используемой
литературы....................
В современных условиях одним из важнейших рычагов, регулирующих финансовые взаимоотношения предприятий с государством в условиях перехода к рыночному хозяйству, становится налоговая система. Она призвана обеспечить государство финансовыми ресурсами, необходимыми для решения важнейших экономических и социальных задач. Посредством налогов, льгот и финансовых санкций, являющихся неотъемлемой частью системы налогообложения, государство воздействует на экономическое поведение предприятий, стремясь создать при этом равные условия всем участникам общественного воспроизводства. Налоговые методы регулирования финансово-экономических отношений в сочетании с другими экономическими рычагами создают необходимые предпосылки для формирования и функционирования единого целостного рынка, способствующего созданию рыночных отношений.
Вводя налоги, государство изымает у предприятий часть их доходов в свою пользу. Реализация фискальной функции налогов, связанной с формированием доходной части всех звеньев бюджетной системы, обеспечивает перераспределение национального дохода и создает условия для эффективного государственного управления.
Актуальность
выбранной темы характеризуется
тем, что одним из важнейших условий
стабилизации финансовой системы любого
государства является обеспечение устойчивого
сбора налогов, надлежащей дисциплины
налогоплательщиков.
Целью работы является анализ и изучение налогообложения. Для достижения этой цели нами поставлены следующие задачи:
Поставленные нами задачи в полной мере объясняют структуру данной курсовой работы. Первая часть работы посвящена структуре налоговой системы рыночной экономики. Она раскрывает такие понятия как сущность налогов и описывает действующую налоговую систему.
Далее подробно изложены роль и значение налоговой системы, раскрыты её основные функции.
Заключительная часть, описывает все недостатки и преимущества существующей сегодня налоговой системы и методы и пути оптимизации системы налогов и сборов.
В заключении
сформулированы основные выводы по проведённой
работе.
развития рыночной экономики
1.1. Возникновения налоговой системы
Налоги
применялись ещё на заре человеческой
цивилизации. Их появление было связано
с первыми общественными
В развитии методов взимания налогов можно выделить три основных этапа. На начальном этапе – от древнего мира до начала средних веков государство не имеет финансового аппарата для определения и сбора налогов. Оно определяет лишь сумму, которую желает получить, а сбор налогов поручает городу или общине. На втором этапе – XVI – нач. XIX вв. - в ряде стран возникает сеть финансовых учреждений, и государство берёт часть функций на себя. Оно устанавливает квоту обложения, наблюдает за сбором налогов. На третьем, современном этапе – государство берёт в свои руки все функции установления и взимания налогов, т. к. правила обложения успели выработаться. Региональные органы власти играют роль помощников государства, имея ту или иную степень самостоятельности.
Итак, налоговая система возникла и развивалась вместе с государством. Ещё в XIII – XII до н. э. имеется упоминание о подушном налоге в Вавилоне. Примерно к этому же времени относится первые известия о поголовном налоге в Китае и на территории Персии. Ещё во времена первых династий фараонов взимался земельный налог в Египте.
В древнегреческих городах – полисах взимались налоги с граждан в размере одной двадцатой части их доходов, а иногда в размере десятины. Это помимо церковной десятины, взимавшейся в форме добровольных жертвоприношений. Были и акцизы в виде сборов у ворот города. Это позволяло концентрировать и расходовать средства на содержание наемных армий, на возведение укреплений вокруг городов – государств, на строительство храмов, водопроводов, дорог, на устройство праздников, раздачу денег и продуктов беднякам и на другие общественные цели. В то же время афиняне готовы были вносить добровольные пожертвования, а дань предпочитали получать с побежденных народов или с союзников. Но когда предстояли крупные расходы, то совет или народное собрание города устанавливали процентные отчисления от доходов.
В древнеримском государстве первоначально в мирное время налогов не было. Расходы по управлению городом были минимальны, поскольку магистры исполняли должности безвозмездно, порой вкладывая свои средства. Главную статью расходов составляло строительство общественных зданий. Эти расходы покрывала сдача в аренду общественных земель. Но в военное время граждане Рима облагались налогами в соответствии со своим достатком.
Длительное время в римских провинциях не существовало государственных финансовых органов, которые могли бы профессионально установить и взимать налоги. Римская администрация прибегала к помощи откупщиков, деятельность которых не могла контролировать должным образом. Результатом были коррупция, злоупотребление властью, а затем и экономический кризис. Стало очевидно, что появилась необходимость в реорганизации финансовой системы Римского государства. Во всех провинциях были созданы финансовые учреждения, осуществлявшие контроль за налогообложением. Были в значительной степени уменьшены услуги откупщиков, а там, где они сохранились, за их деятельностью устанавливался строгий государственный контроль. Была заново проведена оценка налогового потенциала провинций с целью более справедливого распределения налогов и увеличения их отдачи. Для этого были проведены обмеры каждой городской общины с её земельными угодьями. По каждому городу был составлен кадастр, содержавший данные о землевладельцах. Затем производилась перепись имущественного состояния граждан, которой руководили наместники провинций совместно с прокурорами, возглавлявшими финансовые учреждения провинций. Каждый житель был обязан в определённый день представить властям общины свою декларацию. Все налоговые документы хранились в финансовом органе и служили своеобразной базой для последующих переписей имущественного состояния населения (цензов).
Главным источником доходов в римских провинциях служил поземельный налог. В среднем его ставка составляла одну десятую часть доходов с земельного участка. Облагалась налогом и другая собственность: недвижимость, ценности, живность, рабы. Поскольку налоги взимались деньгами, собственники должны были производить излишки продукции, чтобы продавать их, и иметь живые деньги. Это способствовало расширения торгово-денежных отношений, увеличение процесса разделения труда, урбанизации.
Многие хозяйственные традиции Древнего Рима перешли к Византии. В ранневизантийскую эпоху до VII в. включительно существовал 21 вид прямых налогов: поземельный налог, подушная подать, налог на содержание армии. Налог на рекрутов (заплатив который можно было освободиться от воинской повинности). Но обилие налогов не привело к финансовому процветанию Византийской империи. Наоборот, из-за чрезмерного налогообложения имело место сокращение налоговой базы, а далее, как следствие, финансовые кризисы, ослаблявшие мощь государства.
Рассмотрим второй этап развития налоговой системы на примере Древней Руси. Основным источником дохода княжеской казны была дань с подвластных князю племён и народностей. Дань уплачивалась деньгами – чаще всего арабскими монетами или натурой – мехами. Существовало также и косвенное налогообложение, в форме торговых и судебных пошлин. Особенно крупными источника дохода казны являлись торговые сборы, они возросли из-за присоединения к Московскому княжеству новых земель и, прежде всего, крупных торговых центров.
Проблемы налогообложения постоянно занимали
умы экономистов, философов, государственных
деятелей самых разных эпох. Фома Аквинский
(1226-1274) определил налоги, как дозволенную
форму грабежа. Ш. Монтескье (1689-1755) полагал,
что ничто не требует столько мудрости
и ума, как определение той части, которую
у поданных забирают, и той, которую оставляют
им. А один из основоположников теории
налогообложения Адам Смит (1723-1790) говорил
о том, что налоги для тех, кто их выплачивает
– признак не рабства, а свободы.
Налоги – это обязательные и безэквивалентные платежи, уплачиваемые налогоплательщиками в бюджетный фонд и государственные внебюджетные фонды в определенных законом размерах и в установленные сроки на основании федеральных законов о налогах и актах законодательных органов. Совокупность разных видов налогов, в построении и методах исчисления которых реализуются определенные принципы, образуют налоговую систему страны. Все налоги являются основными источниками доходов государственного бюджета. Сложность понимания природы налога обусловлена тем, что налог - это одновременно экономическое, хозяйственное и правовое явление реальной жизни.
Налоговая система - совокупность предусмотренных налогов и обязательных платежей, взимаемых в государстве. Она базируется на соответствующих законодательных актах государства, которыми устанавливаются конкретные методы построения и взимания налогов, то есть определяются элементы налога.
К ним относятся:
1) объект налога - это доходы, стоимость отдельных товаров, отдельные виды деятельности, операции с ценными бумагами, пользование ценными ресурсами, имущество юридических и физических лиц и другие объекты, установленные законодательными актами.
2) субъект налога - это налогоплательщик, то есть физическое или юридическое лицо;
3) источник налога - т.е. доход из которого выплачивается налог;
4) ставка налога - величина налога с единицы объекта налога;
5) налоговая льгота - полное или частичное освобождение плательщика от налога.
Налоги могут взиматься следующими способами:
1) кадастровый - (от слова кадастр - таблица, справочник) когда объект налога дифференцирован на группы по определенному признаку. Перечень этих групп и их признаки заносится в специальные справочники. Для каждой группы установлена индивидуальная ставка налога. Такой метод характерен тем, что величина налога не зависит от доходности объекта.
Примером такого налога может служить налог на владельцев транспортных средств. Он взимается по установленной ставке от мощности транспортного средства, не зависимо от того, используется это транспортное средство или простаивает.
2) на основе декларации
Декларация - документ, в котором плательщик налога приводит расчет дохода и налога с него. Характерной чертой такого метода является то, что выплата налога производится после получения дохода и лицом получающим доход.
Примером может служить налог на прибыль.
3) у источника
Этот налог вносится лицом выплачивающим доход. Поэтому оплата налога производится до получения дохода, причем получатель дохода получает его уменьшенным на сумму налога.
Например, подоходный налог с физических лиц. Этот налог выплачивается предприятием или организацией, на которой работает физическое лицо. Т.е. до выплаты, например, заработной платы из нее вычитается сумма налога и перечисляется в бюджет. Остальная сумма выплачивается работнику.