Налогообложение

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Декабря 2010 в 00:33, курсовая работа

Описание работы

В современных условиях одним из важнейших рычагов, регулирующих финансовые взаимоотношения предприятий с государством в условиях перехода к рыночному хозяйству, становится налоговая система. Она призвана обеспечить государство финансовыми ресурсами, необходимыми для решения важнейших экономических и социальных задач. Посредством налогов, льгот и финансовых санкций, являющихся неотъемлемой частью системы налогообложения, государство воздействует на экономическое поведение предприятий, стремясь создать при этом равные условия всем участникам общественного воспроизводства.

Содержание

Введение.............................................................................................................3
1. Налогообложение - один из важнейших факторов развития рыночной экономики...........................................................................................................5
1.1 Возникновения налоговой системы……………………………………..5
1.2. Сущность налогов.......................................................................................8
2. Структура налогообложения…….…………………………………..……13
2.1. Функции налогов........................................................................................13
2.2. Классификация налогов.............................................................................17
2.3. Кривая Лаффера………………………………………………………......19
3. Налоговая система России............................................................................21
3.1. Основные положения………………………………………………….....21
3.2. Недостатки налоговой системы России……………………………......22
3.3. Виды налогов………………………………………………………..........24
Заключение.........................................................................................................27
Список используемой литературы...................................................................28

Работа содержит 1 файл

НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ.doc

— 199.50 Кб (Скачать)

      Стабильность налоговой системы  не означает, что состав налогов,  ставки,  льготы,  санкции  могyт   быть  yстановлены раз и  навсегда.  «Застывших» систем налогообложения нет и быть не может. Любая система налогообложения отражает характер общественного строя,  состояние экономики страны,  yстойчивость социально-политической  ситyации, 

      Системy налогообложения можно считать   стабильной  и,  соответственно, благоприятной  для предпринимательской деятельности, если остаются неизменными   основные  принципы  налогообложения, состав налоговой  системы,  наиболее  значимые льготы и санкции (если, естественно,  при этом ставки налогов не выходят за пределы экономической целесообразности).

                                                

                                     
 
 

                                       2.2. Классификация налогов

     По  способу изъятия налоги подразделяются на два вида:

     Первый  вид - налоги на доходы и имущество: подоходный налог и налог на прибыль  корпораций (фирм); на социальное страхование и на фонд заработной платы и рабочую силу (так называемые социальные налоги, социальные взносы); поимущественные налоги, в том числе налоги на собственность, включая землю и другую недвижимость; налог на перевод прибыли и капиталов за рубеж и другие. Они взимаются с конкретного физического или юридического лица, их называют прямыми налогами.

     Второй  вид - налоги на товары и услуги: налог  с оборота - в большинстве развитых стран заменен налогом на добавленную  стоимость; акцизы (налоги, прямо включаемые в цену товара или услуги); на наследство; на сделки с недвижимостью и ценными бумагами и другие. Это косвенные налоги. Они частично или полностью переносятся на цену товара или услуги.

     Прямые  налоги взимаются с непосредственного владельца объекта налогообложения. Прямые налоги трудно перенести на потребителя. Из них легче всего дело обстоит с налогами на землю и на другую недвижимость: они включаются в арендную и квартирную плату, цену сельскохозяйственной продукции. Среди этого вида налогов наиболее известен подоходный налог, примерами могут также служить налог на прибыль, налог на наследство и дарения, налог на имущество.

     Косвенные налоги, в отличие от прямых, уплачиваются конечным потребителем облагаемого налогом товара, а продавцы играют роль агентов по переводу полученных ими в счет уплаты налога средств государству. Некоторые из них даже указываются отдельной строкой в счете на товар или на его ценнике. К таким налогам относятся налог на добавленную стоимость (НДС), налог с продаж, акцизы (аналог налога с продаж), таможенные пошлины. Чем менее эластичен спрос, тем большая часть налога перекладывается на потребителя. В случае высокой эластичности спроса увеличение косвенных налогов может привести к сокращению потребления, а при высокой эластичности предложения - к сокращению чистой прибыли, что вызовет сокращение капиталовложений или перелив капитала в другие сферы деятельности. Чем менее эластично предложение, тем меньшая часть налога перекладывается на потребителя, а большая уплачивается за счет прибыли. В долгосрочном плане эластичность предложения растет, и на потребителя перекладывается все большая часть косвенных налогов.

     Косвенные налоги являются наиболее весомой частью налоговых платежей в федеральный  бюджет РФ. Так, в бюджете РФ на 1998 г. доля доходов государства, полученных за счет косвенных налогов, составляла приблизительно 80% от суммы всех налоговых поступлений.

     По  характеру начисления на объект обложения  налоги и, соответственно, налоговые  системы подразделяются на прогрессивные, регрессивные и пропорциональные.

     При прогрессивном налогообложении ставки налога увеличиваются по мере роста объекта налога. Другими словами, владелец большого дохода платит не только большую сумму в абсолютном выражении, но и в относительном по сравнению с владельцем меньшего дохода. Наиболее характерным примером прогрессивного налога является подоходный налог с физических лиц.

     Для прогрессивных налогов большое  значение представляют понятия средней и предельной налоговой ставки. Средней ставкой налога называется отношение суммы налога к величине облагаемого им дохода. Предельная налоговая ставка – это ставка обложения налогом дополнительной единицы дохода.

     Регрессивный  налог – это налог, который в денежном выражении равен для всех плательщиков, то есть составляет большую часть низкого дохода и меньшую часть высокого дохода. Это, как правило, косвенные налоги.

     Пропорциональный  налог – это налог, при котором налоговая ставка остается неизменной, независимо от стоимости объекта обложения. К такого рода налогам, в частности, относятся налоги на имущество предприятий и физических лиц. Вне зависимости от различной стоимости имущества разных предприятий при начислении этого налога в России действуют равные ставки налога.

     Как правило, существует определенный перечень льгот по каждому налогу. Однако существует особый порядок комплексных налоговых льгот, устанавливаемых государством, которые могут оказывать существенное влияние на процесс воспроизводства. Такими льготами являются ускоренная амортизация и инвестиционный налоговый кредит.

     Политика  ускоренной амортизации способствует сокращению сроков амортизационных  отчислений путем увеличения размеров годовой нормы отчислений. Таким  образом, сокращаются сроки окупаемости  оборудования и у производителей появляются стимулы для инвестиций в передовые технологии. Проводя такую политику, государство тем самым отказывается от определенного дохода в виде части налога на прибыль в пользу увеличения степени конкурентоспособности национальной экономики.

     Инвестиционный  налоговый кредит представляет собой отсрочку по уплате части налоговых платежей на определенный срок. Кредит может быть предоставлен по налогу на прибыль, а также по региональным и местным налогам на срок от одного до пяти лет. Сумма кредита ограничивается 30% от стоимости оборудования и не может превышать 50% от суммы начисленного к уплате налога. 

                                      2.3. Кривая Лаффера 

          Лаффер — сторонник теории предложения — доказал, что более низкие ставки налогов вполне совместимы с возросшими налоговыми поступлениями. Сокращение налогов не должно вызывать инфляционные дефициты.

Его взгляд известен как кривая Лаффера, которая  на рисунке 1 раскрывает связь между  ставками налогов и налоговыми поступлениями.  
 

Рис. 1. Кривая Лаффера  

           Основная идея заключается здесь в том, что по мере роста ставки налога от нуля до 100% налоговые поступления будут расти от нуля до некоторого максимального уровня (М), а затем снижаться до нуля.

Налоговые поступления падают после некоторой  точки, потому что более высокие ставки"налога сдерживают экономическую активность, и, следовательно, налоговая база (национальный выпуск и доход) сокращается.                     Это легче всего проиллюстрировать в крайней точке, когда ставка налога составляет 100%.

           Налоговые поступления здесь сокращаются до нуля, потому что 100%-ная ставка налога имеет характер конфискации и останавливает производство. В свою очередь, 100%-ный подоходный налог, приложенный к налоговой базе, равной нулю, приносит нулевой налоговый доход.

Идея  Лаффера состояла в том, что в  некоторой точке (например, АО ставки налога столь высоки, что налоговые  поступления ниже максимума М (рис.28.6). Логическое рассуждение Лаффера  убеждало в том, что более низкие ставки налогов смогут создать стимулы к работе, сбережениям и инвестициям, инновациям и принятию деловых решений, подталкивая, таким образом, существенное расширение национального производства и дохода. Такая расширившаяся налоговая база сможет поддерживать налоговые поступления на прежнем уровне даже при том, что ставки налога будут ниже.

По мнению сторонников теории, ориентированной  на предложение, сокращение дефицита будет  обеспечиваться также двумя другими  обстоятельствами.

         Во-первых. Сократятся масштабы уклонения и неплатежа налогов. Высокие предельные ставки подоходных налогов подталкивают налогоплательщиков к тому, чтобы не платить налогов посредством использования различных налоговых укрытий: приобретение муниципальных облигаций; укрывательство доходов от налоговой инспекции и т.д. Снижение ставок налогов ослабит склонность к участию в таких операциях.

         Во-вторых. Стимулы к производству и увеличению занятости, которые возникнут в результате снижения налоговых ставок, обеспечат сокращение правительственных трансфертных платежей.

       Например, создание больших возможностей для занятости сократит масштабы платежей пособий по безработице и, следовательно, будет сокращать дефицит бюджета.  
 

                                 3. Налоговая система России

                                   3.1. Основные положения

Рассмотрим основные принципы построения налоговой системы в экономике на примере Российской Федерации.

С 1.01.99 г. вступила в силу часть первая Налогового кодекса Российской

Федерации. В нем реализованы следующие  основные принципы построения налоговой системы:

  •     единый подход в вопросах налогообложения, включая предоставление права на получение налоговых льгот, а также на защиту законных интересов всех налогоплательщиков;
  •     четкое разделение прав по установлению и взиманию налоговых платежей между различными уровнями власти;
  •     приоритет норм, установленных налоговым законодательством, над иными законодательно-нормативными актами, не относящимися к нормам налогового права, однако в той или иной мере затрагивающими вопросы налогообложения;
  •     однократность налогообложения, означающая, что один и тот же объект может облагаться налогом одного вида только один раз за установленный законом период налогообложения;
  •     определение конкретного перечня прав и обязанностей налогоплательщиков, с одной стороны, и налоговых органов, - с другой.

       Налоговая система РФ подразделяется на три уровня: федеральный, региональный и местный. Независимо от распределения налогов по уровням бюджетной системы принимать решения по отдельным вопросам взимания налогов соответствующие органы власти могут лишь в пределах своей компетенции. Например, местные органы власти имеют право распоряжаться частью федеральных налогов (НДС, НСП и д.р.), но они не могут изменять по своему усмотрению установленного порядка исчисления и уплаты этих налогов.

       Из этого следует, что уровни налоговой системы не совпадают с уровнями бюджетной системы. То есть доходы федерального бюджета формируются только за счёт федеральных налогов (не считая неналоговых поступлений), а в региональные бюджеты поступают как налоги субъектов РФ, так и федеральные налоги. Аналогичная ситуация наблюдается и в отношении местных бюджетов: кроме закрепленных за ними местных налогов они включают в себя соответствующую часть федеральных налогов и налогов субъектов РФ.

       Итак, федеральные налоги устанавливаются законодательными актами

Российской  Федерации и взимаются на всей её территории. Ставки федеральных  налогов устанавливаются Федеральным  Собранием РФ, в отдельных случаях - Правительством РФ (таможенные пошлины, акцизы на отдельные виды минерального сырья и т.д.). Льготы по федеральным налогам могут устанавливаться только федеральными законами о налогах. Однако органы законодательной власти субъектов РФ и органы местного самоуправления могут вводить дополнительные льготы в пределах сумм налогов, зачисляемых в их бюджеты. Обоснование права на льготу возлагается на налогоплательщика.

         Региональные налоги устанавливаются законодательными актами субъектов РФ и действуют на территории соответствующих регионов.

          Местные налоги устанавливаются законодательными актами субъектов РФ и органов местного самоуправления и действуют на территории соответствующих городов, районов или иных административно-территориальных образований.

         Часть местных налогов должны применяться на всей территории России

(земельный  налог, налог на имущество физических  лиц, регистрационный сбор с  лиц, занимающихся предпринимательской  деятельностью); другая часть налогов  вводится по решению органов  местного самоуправления (налог  с продаж, налог на рекламу и др.).

Информация о работе Налогообложение