Налогообложение в Германии

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Ноября 2011 в 21:44, реферат

Описание работы

При финансовых ведомствах действуют специальные контрольные подразделения, занимающиеся крупными компаниями, мелкими и средними фирмами, сельскохозяйственными предприятиями и др.
Наиболее яркой отличительной чертой налоговой системы Германии является, применяемая с 1969 г., система экономического (финансового) выравнивания. Представляющая собой многоступенчатое распределение совокупных налоговых поступлений между звеньями бюджетной системы, направленное на выравнивание экономического развития отдельных регионов.

Работа содержит 1 файл

В Конституции Германии закреплено существование двух уровней государственной власти.docx

— 64.98 Кб (Скачать)
 

2. Взносы во внебюджетные  фонды Германии.

Ставки  взносов во внебюджетные фонды Германии

Вид платежа Ставка, %
Пенсионное  страхование 19,5
Взносы  на поддержание безработных 4,5
Медицинское страхование 13,3
Страхование по старости и нетрудоспособности 1,7
 

Поступают в автономный Фонд социального страхования  и формально не имеют отношения  к налоговой системе. 

Взносы  уплачиваются в процентах к фонду  заработной платы на основе установленных  ставок.  В основных отраслях социального  страхования взносы взимаются поровну  с предпринимателей и занятых  по найму.

Взносы  не взимаются,  если работник фактически выполнял трудовые обязанности 2 месяца или 50 рабочих дней в году.

3. Церковный  налог как дополнение к подоходному  налогу взимается на основании  законодательства земель и поступает  в доход церкви.  Налогоплательщиками  являются все члены религиозной  организации,  правомочной взимать  указанный налог в данном церковном  районе  (своей конфессии).

Базой исчисления налога является,  как  правило,  годовая сумма подоходного  налога.  Ставки налога составляют 8%  и 9%  в зависимости от земли.

4.  Налогом  на прибыль организаций облагаются  компании различных правовых  форм.  На уровень обложения  прибыли влияет не только величина  налоговых ставок,  но и правила  определения налоговой базы.  В частности,  методы расчета  амортизационных отчислений,  оценки  запасов,  возможности формирования  резервных фондов.

Налоговыми  резидентами являются юридические  лица, которые:

1) имеют  юридический адрес в Германии;

2) осуществляют  управление компанией из Германии  (наличие управляющего офиса (подразделения)  в стране.)

Плательщики-резиденты  облагаются налогом по всем своим  доходам, нерезиденты – из источников в Германии.

Характерной особенностью корпорационного обложения  является формирование освобождаемых  от обложения многочисленных резервных  фондов:  для компенсации инфляционного  роста цен на сырье,  материалы,  энергию;  для средств, полученных компанией в результате изменения  оценочной стоимости ее имущества;  для прибыли,  поступившей от реализации имущества предприятия. Другая группа резервов формируется с целью  покрытия вполне вероятных будущих  затрат и потерь. Рост отчислений в  резервные фонды ведет к уменьшению размеров облагаемой прибыли.

Из подлежащей обложению прибыли разрешено  вычитать пожертвования на общественно  полезные, научные и государственно-политические цели,  представительские расходы,  величина которых строго регламентируется, и некоторые другие. Законодательство запрещает вычет расходов частного характера.

Ставка  налога на нераспределенную и распределенную прибыль с 2001 г. составляет 25%. До этого  периода налоговой системе было характерно двойное налогообложение:  нераспределенная прибыль – 40%, распределенная – 30%. 

5. Солидарный  сбор, взимавшийся в Германии  с 1 июля 1991  г. по 30 июля 1992  г., вновь введен в действие с  1  января 1995 г. Он представляет  собой надбавку к подоходному  и корпорационному налогам, установленную  в целях преодоления финансовых  трудностей,  связанных с объединением  Германии,  и перечисляется в  федеральный бюджет.  Базой обложения  является исчисленный подоходный  или корпорационный налог. Ставка  сбора равна 5,5%.

6.  Налогом  на добавленную стоимость облагается  вся система общественного и  частного потребления. На всех  этапах пути,  проходимого продуктом,  налог взимается лишь со стоимости,  добавленной на данной стадии переработки.  Это достигается за счет того, что НДС, уплаченный при приобретении товаров и услуг, вычитается из суммы налога, включенного в цену при продаже готовой продукции.

Налогом не облагаются медицинские услуги и квартплата,  а также услуги частных школ, театров, музеев,  благотворительных союзов и т.п. От налога на добавленную стоимость освобождаются обороты по экспорту на основе принципа страны назначения  (потребления), по которому налог получает страна назначения в соответствии со своим законодательством.

Основная  (стандартная)  ставка налога составляет 19%.

Льготная  ставка 7%  распространяется на продукты питания,  книги,  газеты,  услуги пассажирского транспорта.  В ряде случаев предусмотрен особый порядок обложения. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Налоговая система Германии

     К числу государств, имеющих высокоцентрализованную финансовую систему, относится и  Германия. Основной чертой системы  налогообложения в этой стране является закрепленное в Конституции положение, регулирующее разделение налоговых  доходов между бюджетами различного уровня (федеральные, земельные, местные), причем разделению подлежат практически  все источники доходов. [11, с. 75]

     Как федеративное государство оно прошло различные стадии политического  и экономического устройства, не раз  поднималась из разрухи, вызванной мировыми войнами и выросла в экономически мощное рыночное государство с выраженной социальной ориентацией. Многие федеральные земли Германии не одно столетие были самостоятельными государствами. Отсюда была постоянная необходимость поиска оптимальных взаимоотношений вертикальных и горизонтальных ветвей власти. В любой стране с федеративным устройством центральной проблемой является разграничение полномочий центральной власти и субъектов федерации. Этот вопрос в Германии тоже решен. Так, в результате крупнейшей налоговой реформы в декабре 1919 года был ликвидирован финансовый суверенитет земель. Право получать налоги и управлять ими осталось исключительно за государством. Налоговая система стала централизованной. В Германии применяется как вертикальное, так и горизонтальное выравнивание доходов. Высокодоходные земли (Бавария, Вюртемберг, Северный Рейн-Вестфалия) перечисляют часть своих финансовых ресурсов менее развитым землям (Саксония, Шлезвиг-Голштейн). Это явилось итогом многолетнего развития налоговой системы. [18]

     Налоговая система Германии существенно отличается от североамериканских систем, которые  определяются традиционной ориентацией  на масштабное государственное регулирование.

     Стимулирующая функция данной системы налогообложения  проявляется в инвестиционном потенциале системы налогообложения Германии, который предполагает наряду с использованием норм ускоренной амортизации льготное налогообложение той части прибыли  хозяйствующих субъектов, которая  выделяется на формирование резервов, основным назначением которых является обеспечение перспективного развития хозяйствующих субъектов.

     Реализация  фискальной функции налоговой системы  Германии также имеет существенную специфику, главной чертой которой  является примерно одинаковое и весьма значительное налоговое бремя, которое  несут физические и юридические  лица. [2, с. 94]

     Налоги  в ФРГ рассматриваются правительством как главное орудие воздействия  государства на экономику страны, в связи с чем в стране действует разветвленная и многообразная система налогов, охватывающая все стороны жизнедеятельности общества.

     Налоги  делятся на федеральные, земельные, совместные (федеральные и земельные), муниципальные общинные налоги и  церковные налоги.

     Федеральные налоги не подлежат никакому перераспределению. Они включают поступления в бюджет от обложения продукции потребительского спроса: бензина и другого нефтяного  топлива (5,6%), табака (3,1%), вино-водочных изделий (0,8%) и пр. в земельном бюджете налоговые сборы от продажи ряда потребительских товаров (пиво, кофе, сахар и пр.) также играют определенную роль. Но более важным компонентом являются налоги на имущество и транспортные средства.

     В общинных сборах решающую роль играют промысловый и поземельный налоги. В отличие от федеральных и  земельных, остающихся целиком в  бюджетах соответствующих управленческих уровней, общинный промысловый налог  частично (около 18%) передается в распоряжение федерации и земли.

     Федерация решает вопросы о распределении  налогов между землей и федерацией, о доли муниципальных органов  в подоходном налоге, о финансовой подсудности и др. Федеральные  законы о налогах, часть которых  принадлежит землям и муниципалитетам, требуют согласия бундесрата. [8, с. 71-72]

     К основным налогам относятся подоходный налог, в том числе и в виде налога на заработную плату, промысловый  налог, земельный налог, корпоративный  налог, налог на имущество, налог  на доход с капитала, налог на добавленную стоимость. Сумма перечисленных  пяти видов налогов составляет около 92% от общей суммы налогов.

     Подоходный  налог является одним из важнейших  прямых налогов в Германии. Подоходным налогом с физических лиц облагается совокупный годовой доход, полученный в календарном году. Им облагается заработная плата лиц, работающих по найму, доходы лиц свободных профессий (гонорары), доходы на капитал, проценты на банковские вклады, аренда, сдача  жилых помещений, индивидуальная трудовая деятельность и др. В основу налогообложения  положен принцип равного налога на равный доход независимо от его  источника. [8, с. 78]

     Методика  расчета этого налога также сложна, как и, например, в США, но количество предусмотренных налоговых льгот  и вычетов из налогооблагаемой базы меньше. Кроме подоходного налога, граждане Германии делают социальные отчисления в размере около 7% начислений заработной платы (половина общего объема).

     Подоходный  налог с физических лиц является основным источником государственных  доходов. Он распределяется следующим  образом: 42,5% поступлений направляется в федеральный бюджет, 42,5% - в бюджет соответствующей земли и 15% - в  местный бюджет.

     Весь  налогооблагаемый доход для целей  налогообложения разделяется на семь видов. В частности, выделяются доходы от: самостоятельной деятельности, промышленной деятельности, работы в  сельском и лесном хозяйствах, использования  наемного труда, капитала, сдачи в  аренду и др. [11, с. 75]

     Налог на прибыль корпораций является основным налогом, который уплачивают юридические  лица. Общая ставка налога составляет 45%. Данный налог предусматривает  так называемую систему зачета, которая  позволяет учесть интересы акционеров – физических лиц.

     Налог на корпорации делится в пропорции 50% на 50% между федеральным и земельным  бюджетами.

     Налог с продаж также распределяется по всем трем бюджетам, но соотношения  часто изменяются. Ранее он распределялся  так: 60% - в федеральный бюджет, 35% - в земельные бюджеты и 5% - в  местные. Налог с продаж служит регулирующим источником доходов. За счет него происходит выравнивание финансового положения  земель. Германия одна из немногих стран, где применяется не только вертикальное, но и горизонтальное выравнивание доходов. Высокодоходные земли, такие как  Бавария, Вюртемберг, Северный Рейн-Вестфалия, перечисляют часть своих финансовых ресурсов менее развитым землям - Нижней Саксонии, Шлезвиг-Гольштейну.

     В настоящее время в Германии два  крупнейших налога - подоходного с  физических лиц и налога на добавленную  стоимость. Удельный вес НДС в  доходах бюджета страны составляет - 28 %. Общая ставка составляет 15 %, но ряд продовольственных товаров  и книжно-журнальной продукции облагаются по минимальной ставке 7 %. [18]

     Налоги  в Германии рассматриваются правительством как главное орудие воздействия  государства на развитие экономики  страны, их место в бюджете очень  высоко. В общих доходах бюджета  налоги составляют, как правило, около 80%. [8, с. 66]

     Главная цель финансовой политики государства, по мнению секретаря финансов Германии, профессора X. Цитцельсбергером, - это сокращение структурной и конъюнктурной безработицы. Условия инвестирования должны стать вполне конкурентоспособными. Снижение налогов даст существенный экономический и финансово-психологический стимул для немецких и иностранных инвесторов. Определенные реформой долгосрочные ориентиры придадут финансовой политике государства надежность. Одновременно будет создана предпосылка для оживления экономического роста в стране, что может сказаться уже в краткосрочной перспективе. Согласно имеющимся расчетам, налоговые меры позволят ежегодно достигать дополнительного прироста темпов развития примерно на 1%. 
 
 
 
 
 
 

Информация о работе Налогообложение в Германии