Налогообложение в Германии

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Ноября 2011 в 21:44, реферат

Описание работы

При финансовых ведомствах действуют специальные контрольные подразделения, занимающиеся крупными компаниями, мелкими и средними фирмами, сельскохозяйственными предприятиями и др.
Наиболее яркой отличительной чертой налоговой системы Германии является, применяемая с 1969 г., система экономического (финансового) выравнивания. Представляющая собой многоступенчатое распределение совокупных налоговых поступлений между звеньями бюджетной системы, направленное на выравнивание экономического развития отдельных регионов.

Работа содержит 1 файл

В Конституции Германии закреплено существование двух уровней государственной власти.docx

— 64.98 Кб (Скачать)

В Конституции  Германии закреплено существование  двух уровней государственной власти –  федеративной республики  (федерации) и земель  (членов федерации). Общины не образуют третьего государственного уровня,  а являются частью земель.  Земли обязаны осуществлять контроль над финансовым положением общин.

Бюджетная система Германии включает в себя бюджет федерации с двумя специальными фондами: бюджет земель и общин.  В финансовой статистике все перечисленные  звенья

объединены в понятие «сводный  (консолидированный)  государственный бюджет».

Основными нормативными правовыми актами в  области налогообложения являются:

1. Положение  о налогах,  сборах,  пошлинах  от 16.03.1976  г. (Abgabenordnung, 1976),  включает в себя общие положения налогового законодательства Германии.  Порядок исчисления

и уплаты конкретных видов налогов регулируют отдельные законы. Основные из них перечислены ниже.

2. Закон  о подоходном налогообложении  от 19.10.2002  г. (Einkommensteuergesetz, 2002).

3. Закон  о налоге на добавленную стоимость  от 9.06.1999 (Umsatzsteuergesetz, 1999).

4. Положение  о налогово-финансовых судах от 6.10.1965  г. (Finanzgerichtsordnung, 1965).  

Особый  интерес привлекают следующие принципы организация налогообложения в  Германии:

1) налоги  должны быть по возможности  минимальными;

2) при  налогообложении того или иного  объекта должны учитываться экономическая  целесообразность взимания налога;

3) налоги  не должны препятствовать конкуренции; 

4) система  налогообложения должна строиться  на уважении частной жизни  налогоплательщика,  соблюдением  коммерческой тайны; 

5) в  системе должно быть исключено  двойное налогообложение; 

6) налоги  должны обеспечивать справедливое  распределение доходов в обществе;

7) величина  доходов должна находиться в  соответствии с размером, оказываемых  государством услуг. 

Контроль  над соблюдением налогового законодательства в стране осуществляют финансовые органы земель,  которые подчинены федеральному ведомству по финансам.

При финансовых ведомствах действуют специальные  контрольные подразделения,  занимающиеся крупными компаниями, мелкими и средними фирмами, сельскохозяйственными предприятиями  и др.

Наиболее  яркой отличительной чертой налоговой  системы Германии является,  применяемая  с 1969  г.,  система экономического  (финансового)  выравнивания.  Представляющая собой многоступенчатое распределение совокупных налоговых поступлений между звеньями бюджетной системы, направленное на выравнивание экономического развития отдельных регионов. 

Основные  налоги и взносы в Германии:

1. Подоходный  налог с физических лиц. Взимается  независимо от гражданства; решающим  фактором является фактическое  проживание,  в соответствии с  которым проводится различие  между неограниченной и ограниченной  налоговой ответственностью.  Если  физическое лицо находилось на  территории Германии не менее  6 месяцев в году, то оно считается  налоговым резидентом для целей  налогообложения. 

Резиденты уплачивают налог с доходов из всех источников, нерезиденты –  с доходов из Германии.

Подоходный  налог может уплачиваться по декларации и «у источника» выплаты дохода. 

Базой обложения является совокупный доход  физического лица:  общая сумма  доходов  (в том числе от работы в сельском и лесном хозяйстве, от промышленной деятельности,  ненаемного труда, наемного труда, капитала, сдачи имущества в аренду и т.д.),  уменьшенная на необлагаемые суммы и прочие вычеты.

Общая величина доходов получается путем  суммирования положительных результатов  и потерь по отдельным видам доходов. Для налогоплательщиков старше 64 лет  указанная величина

уменьшается на сумму скидки по возрасту. Из оставшейся суммы вычитаются особые и непредвиденные расходы.

К особым расходам относятся затраты, имеющие  характер будущего обеспечения,  а  также затраты на повышение квалификации,  профессиональное обучение налогоплательщика,  на

работников  в собственном хозяйстве и  др. В качестве особых могут быть признаны расходы на поддержку благотворительных, церковных,  религиозных,  научных  и других учреждений,  признанных особенно нуждающимися в помощи. 

Непредвиденными расходами признаются вынужденные  затраты налогоплательщика,  если они превышают установленные  лимиты  (расходы в связи с  пребыванием в больнице, инвалидностью, уходом за членом семьи и т.п.)

Далее из подлежащего обложению дохода вычитается необлагаемый минимум на домашнее хозяйство, предоставляемый  одинокому налогоплательщику,  имеющему хотя бы одного ребенка, необлагаемая сумма на ребенка и некоторые  другие.

После всех вычетов остается облагаемый доход. 

Для нерезидентов обложению в ФРГ подлежат следующие  виды доходов, полученные на территории страны:

1) прибыль  от сельского и лесного хозяйства,  находящегося в ФРГ; 

2) прибыль  от производственной деятельности:

а) находящегося в ФРГ филиала или постоянного  представительства;

б) собственных  или чартерных судов и самолетов,  относящаяся к перевозкам по территории ФРГ, -  в размере 5%  от суммы  реализации за перевозку;

с) прибыль  от отчуждения имущества производственного  и непроизводственного назначения;

3) прибыль  от оказания профессиональных  услуг или от прочей деятельности  независимого характера,  выполненной  или использованной в ФРГ или  при наличии постоянной базы  в ФРГ; 

4) поступления  от несамостоятельной работы,  выполненной или использованной  в ФРГ,  а также вознаграждение  за деятельность в качестве  директора, прокуриста, председателя  корпорации с местом нахождения  правления в ФРГ; 

5) все  вознаграждения членам наблюдательного  совета корпорации подлежат налогообложению  в размере 30%  от суммы поступлений; 

6) доходы  от капитала (проценты, дивиденды  и т.д.);

7) доходы  от культурно-массовых мероприятий  на территории ФРГ (выступлений  артистов, спортсменов, и т.д.);

8) доходы  от реализации произведений искусства,  от литературной и журналистской  деятельности;

9) поступления  от сдачи находящегося в ФРГ  имущества в аренду (в том числе  в лизинг);

10) полученные  лицензионные платежи и доходы  от предоставления авторских  прав,  торговых знаков и технологий,  используемых в ФРГ; 

11) пенсии  и прочие социальные выплаты  (за исключением специальных выплат  и пенсий жертвам тоталитарного  режима Германии во время Второй  мировой войны).

Налоговым  (отчетным)  периодом выступает календарный  год.

Существенным  отличием налогообложения нерезидентов в ФРГ является то,  что если издержки,  непосредственно связанные  с получением дохода, превышают поступления, то соответствующая деятельность признается убыточной и не облагается в связи  с отсутствием дохода.  Более  того,  и полученный убыток,  при  наличии установленных законом  условий, можно вычесть из доходов  от прочих видов деятельности.

Однако  необходимо учитывать, что у налоговых  нерезидентов ФРГ к вычету принимаются  только расходы, непосредственно экономически связанные с полученными в этой стране доходами. Кроме того, доходы, подлежащие налогообложению посредством удержания  (налог на заработную плату и на проценты с капитала),  у данных лиц не подлежат к пересчету в связи с убытками от источников в других государствах.

Таким образом,  при налогообложении  доходов физических лиц в Германии действует общий принцип:  доходы должны облагаться в стране,  от источников внутри которой они получены.  При этом необходимо учитывать,  что в ФРГ применяется прогрессивное  налогообложение.

Максимальная  ставка налога составляет 42%.  Налогообложение  нерезидентов ФРГ по доходам,  выплачиваемым  налоговыми агентами,  осуществляется методом удержания из выплачиваемых  сумм по общим тарифам. Таким образом, базовая ставка удерживается налоговым  агентом –  лицом,  выплачивающим налогоплательщику доход. В остальных случаях  (когда доход выплачивается не налоговым агентом и удержание невозможно) минимальная ставка подоходного налога для нерезидентов установлена в размере 25%.

Важной  отличительной особенностью подоходного  обложения в ФРГ выступает  наличие системы семейного налогообложения. Суть концепции семейного налогообложения  в ФРГ сводится к тому, что особенности  имущественного статуса и заработков отдельных лиц,  состоящих в  определенной степени родства,  подлежат учету при определении порядка  налогообложения, а в отдельных  случаях могут облагаться совместно. В результате для супругов налог  исчисляется наполовину от общей  суммы доходов супругов, а потом  увеличивается в два раза. Несложно отметить, что в случаях, когда  разница в величине доходов супругов значительна, такая форма обложения  доходов очень выгодна плательщикам, так как ведет к существенной экономии средств по сравнению с  уплатой налогов раздельно при  общем режиме налогообложения.

Лицами, имеющими право применять совместное налогообложение, являются:

– совместно  проживающие супруги;

– налогоплательщик,  овдовевший в течение налогового периода,  следующего за годом,  в  котором супруг умер,  если он сам  и его умерший супруг на момент смерти не проживали длительное время  раздельно;

– разведенные  налогоплательщики, если для обоих  на момент развода выполнялись условия  для совместного налогообложения  и один из супругов в этом же году вступил в брак и

для него и нового супруга также выполняются  условия совместного налогообложения.

Одной из отличительных особенностей подоходного  налогообложения нерезидентов в  ФРГ выступает,  таким образом,  то обстоятельство,  что указанная  категория налогоплательщиков ни при  каких обстоятельствах не может  быть допущена к применению системы  совместного  (семейного налогообложения). То есть каждый из супругов, если оба  они выступают налоговыми нерезидентами  Германии,  но имеют доходы от источников в этой стране,  все равно будут  облагаться раздельно.

В свою очередь в случаях,  когда нерезидент Германии уже уплатил с налогооблагаемого  дохода налоги в другой стране,  у  которой с ФРГ имеется соответствующее  соглашение об избежании двойного налогообложения,  такой налогоплательщик может подать заявление на возврат удержанных налогов.

Ставки  налога на доходы физических лиц в Германии

Категория плательщика Налоговая база, евро Маргинальные  ставки, %
Одинокий  плательщик до 7664 0
7665–12739 15,00–23,97
12740–52151 23,97–42
свыше 52151 42
Супруги, уплачивающие налог

совместно

 
до 1532
0
   
15330–2547
15,00–23,97
   
25480–10430
23,97–42
   
свыше 10430
42

Информация о работе Налогообложение в Германии