Налогообложение в бюджетных учреждениях

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Марта 2012 в 17:32, курсовая работа

Описание работы

Бюджетное учреждение может быть создано путем учреждения, а также реорганизации существующего учреждения. Решение о его создании принимается в порядке, установленном:

- Правительством РФ - для федеральных бюджетных или казенных учреждений;

- высшим исполнительным органом государственной власти субъекта РФ - для бюджетных учреждений субъектов РФ;

- местной администрацией муниципального образования - для муниципальных бюджетных или казенных учреждений.

Содержание

1. Понятие, признаки бюджетных учреждений……………………....3

2. Особенности налогообложения бюджетных учреждений………....8

3. Проблемы налогообложения бюджетных учреждений в

переходный период……………………………………………........13

4. Список использованной литературы……………………………….19

5. Приложение………………………………………………………….21

Работа содержит 1 файл

Курсовая1.doc

— 139.50 Кб (Скачать)

- в течение одного месяца письменно сообщать в налоговый орган по месту своего учета о невозможности удержать налог у налогоплательщика и о сумме его задолженности;

- вести учет выплаченных налогоплательщикам доходов, удержанных и перечисленных в бюджеты (внебюджетные фонды) налогов, в том числе персонально по каждому налогоплательщику;

- представлять в налоговый орган по месту своего учета документы, необходимые для осуществления контроля за правильностью исчисления, удержания и перечисления налогов;

- вести учет выплаченных налогоплательщикам доходов, удержанных и перечисленных в бюджет налогов, в том числе персонально по каждому налогоплательщику.

Страховые взносы

Новации, которые касаются взносов на страхование от несчастных случаев, подробно рассмотрены в статье "Взносы от несчастных случаев. Изменения в порядке начисления". Согласно действующим нормам, объектом для начисления взносов признаются выплаты и иные вознаграждения в рамках трудовых отношений и гражданско-правовых договоров, предметом которых является выполнение работ или оказание услуг. Исключение – выплаты, упомянутые в статье 9 Федерального закона от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ. Кроме того, предельная величина доходов, с которой уплачиваются взносы за расчетный период в 2011 году, составляет 463 000 руб. (в 2010 году этот показатель был равен 415 000 руб.).
Ставки страховых взносов, действующие в 2011 году, также увеличены.
Общая ставка теперь составляет 34 процента (ранее она была равна 26%), из них:
— в Пенсионный фонд РФ — 26 процентов;
— в Фонд социального страхования РФ — 2,9 процента;
— в ФФОМС — 3,1 процента;
— в ТФОМС — 2 процента.
Теперь что касается отчетности. Если среднесписочная численность физических лиц, в пользу которых производятся выплаты и иные вознаграждения, за предшествующий расчетный период превышает 50 человек, расчеты по страховым пенсионным взносам следует представлять в электронной форме.  

Транспортный и земельный налоги

Базовая ставка транспортного налога уменьшена вдвое. Кроме того, субъектам РФ предоставлено право устанавливать пониженные ставки транспортного налога вплоть до нулевой ставки в отношении автомобилей с мощностью двигателя до 150 л. с. (до 110,33 кВт) включительно. Уменьшение налоговых ставок транспортного налога не коснулось ряда объектов налогообложения, в частности яхт и других парусно-моторных судов, гидроциклов, самолетов, вертолетов и др., они облагаются по старым ставкам. Кроме того, определено, что налоговую декларацию по итогам года все организации должны представлять не позднее 1 февраля года, следующего за истекшим налоговым периодом. Сдавать промежуточную отчетность не надо. Аналогичное изменение коснулось и земельного налога.

 

 

 

 

 

 

 

3.      Проблемы налогообложения бюджетных учреждений в

переходный период

Преобразование государственных (муниципальных) учреждений в соответствии с требованиями Федерального закона № 83-ФЗ в казенные, бюджетные и автономные, помимо целого ряда сложностей, связанных с переводом системы их бухгалтерского учета на новый план счетов, выявило определенные проблемы в организации их налогообложения, приносящей доход деятельности. Рассмотрим особенности обложения налогом на прибыль, НДС и налогом на имущество бюджетных учреждений в переходный период:

                      Единый план счетов бухгалтерского учета для государственных (муниципальных) учреждений, утвержденный Приказом Минфина РФ от 01.12.2010 № 157н, а также разработанный на его основе План счетов бухгалтерского учета бюджетных учреждений были изданы Минфином достаточно поздно, что не позволило учреждениям и обслуживающим их организациям своевременно изучить новые требования к организации бухгалтерского учета[8];

                      разработчики компьютерных бухгалтерских программ, применяемых государственными (муниципальными) учреждениями, не успели своевременно создать их новые релизы, учитывающие коренные изменения в организации бухгалтерского учета учреждений. Поэтому несмотря на требование о переходе с 01.01.2011 на новые планы счетов значительное количество учреждений продолжают вести бухгалтерский учет на основе прежних;

                      имеет место определенная неготовность бюджетной системы страны к осуществлению коренных преобразований организационно-правовых форм государственных (муниципальных) учреждений и системы их финансового обеспечения, что выразилось в задержках проведения мероприятий по внесению изменений в учредительные документы учреждений, формированию и доведению до них учредителями государственных заданий, перевода их финансового обеспечения (в части бюджетных и автономных учреждений) с прямого бюджетного финансирования на предоставление бюджетных субсидий и т. д. В результате процесс перевода системы финансового обеспечения учреждений на бюджетные субсидии был преобразован в так называемый «переходный период реформирования», который в настоящее время продлен до 01.07.2012;

                      и наконец, требования налогового законодательства были скорректированы в соответствии с изменениями правового статуса, системы финансового обеспечения и бухгалтерского учета государственных (муниципальных) учреждений уже с 01.01.2011 и не учитывали особенностей налогообложения их приносящей доход деятельности в переходный период (выпущенные на указанный период распорядительные документы Минфина, как правило, касаются только разъяснения особенностей организации бухгалтерского учета учреждений и не могут быть применены для решения проблем их налогообложения).

В результате государственные (муниципальные) учреждения в 2011 году столкнулись с целым рядом проблем в бухгалтерском учете и налогообложении своей финансово-хозяйственной деятельности, что привело к возникновению значительных налоговых рисков, отдельные из которых будут проанализированы ниже.

В силу Федерального закона № 83-ФЗ с 01.01.2011 перестала действовать ст. 321.1 « Особенности ведения налогового учета бюджетными учреждениями» НК РФ, регулирующая особенности налогообложения прибыли бюджетных учреждений.

Логика прекращения действия данной статьи состояла в том, что в соответствии с требованиями Федерального закона № 83-ФЗ созданные на базе государственных (муниципальных) учреждений бюджетные учреждения с 01.01.2011 утратили правовой статус получателей бюджетных средств, поэтому бюджетные субсидии, получаемые ими взамен прямого бюджетного финансирования, являются их доходами, которые согласно новой редакции пп. 14 п. 1 ст. 251 НК РФ признаны целевыми поступлениями, не подлежащими обложению налогом на прибыль. Кроме того, лишенные статуса получателей бюджетных средств бюджетные учреждения на основании требований Федерального закона № 83-ФЗ приобрели самостоятельность в организации своей системы налогового учета, поэтому необходимость жесткого регламентирования отдельной нормой НК РФ порядка формирования их налоговой базы по завершении процедур реорганизации отпала.

Казенные же учреждения согласно требованиям Федерального закона № 83-ФЗ должны были потерять право распоряжаться поступлениями от осуществления ими приносящей доход деятельности, а всю выручку, полученную в рамках этой деятельности, после уплаты установленных налогов и сборов перечислять в доход соответствующего бюджета. Поэтому согласно введенному в п. 1 ст. 251 НК РФ с 01.01.2011 п. 33.1 выручка казенных учреждений в рамках осуществления ими приносящей доход деятельности также не признавалась их доходом в целях налогообложения прибыли.

В связи с тем что переходный период реформирования системы финансового обеспечения и бухгалтерского учета государственных (муниципальных) учреждений затягивается до 01.07.2012, возникает необходимость регулирования их системы налогообложения в указанное время. Для решения этой задачи был принят Федеральный закон от 18.07.2011 № 239-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в связи с совершенствованием правового положения автономных учреждений» (далее – Федеральный закон № 239-ФЗ), который внес в НК РФ изменения, регламентирующие новый порядок налогообложения государственных (муниципальных) учреждений, в частности:

                      от обложения налогом на прибыль освобождены доходы бюджетных учреждений, доведенные до них в установленном порядке до 01.07.2012, в виде лимитов бюджетных обязательств (бюджетных ассигнований), то есть до момента перехода на финансовое обеспечение в форме бюджетных субсидий (абз. 4 пп. 14 п. 1 ст. 251 НК РФ);

                      установлены особенности ведения налогового учета государственными (муниципальными) учреждениями на переходный период (ст. 331.1 НК РФ), которые в основном восстановили требования п. 3 исключенной из НК РФ с 01.01.2011 ст. 321.1 НК РФ.

Не всегда корректны и разъяснения Минфина РФ по применению новых положений налогового законодательства, касающихся налогообложению прибыли государственных (муниципальных) учреждений в переходный период.

Например, в Письме Минфина РФ от 10.08.2011 № 03-03-06/4/97 после дословного цитирования пп. 2 п. 1 ст. 331.1 НК РФ, регламентирующего полное отнесение расходов учреждений на оплату коммунальных услуг, услуг связи (за исключением мобильной) и ремонт основных средств на уменьшение облагаемой базы по налогу на прибыль, при условии отсутствия выделенных на эти цели бюджетных ассигнований и эксплуатации соответствующих основных средств в рамках приносящей доход деятельности, в резюмирующей части неожиданно делается вывод о пропорциональном распределении перечисленных выше расходов между источниками финансового обеспечения учреждения. С одной стороны, такой вывод кажется правильным, поскольку при отсутствии назначений бюджетных средств доля средств от приносящей доход деятельности учреждения равна 100%. Однако, учитывая, что эта доля согласно требованиям пп. 1 п. 1 ст. 331.1 НК РФ определяется исходя из соотношения общих объемов поступлений из «бюджетных» и «внебюджетных» источников (за исключением внереализационных доходов), а не только из бюджетных ассигнований по соответствующим статьям КОСГУ, пропорциональное распределение указанных расходов между источниками финансового обеспечения учреждений для целей налогообложения при отсутствии бюджетных назначений на оплату перечисленных выше услуг не только не соответствует требованиям ст. 331.1 НК РФ, но и приводит к необоснованному завышению налоговой базы по налогу на прибыль учреждений.

Особенности начисления государственными (муниципальными) учреждениями налога на добавленную стоимость в переходный период

Порядок начисления учреждениями НДС в рамках приносящей доход деятельности в переходный период практически не изменился.
Единственным моментом, на который следует обратить внимание, является исключение в соответствии с изменениями, внесенными Федеральным законом № 239-ФЗ в пп. 4.1 п. 2 ст. 146 НК РФ, из объекта обложения НДС работ и услуг бюджетных учреждений, выполняемых (оказываемых) в рамках государственного (муниципального) задания за счет бюджетных субсидий.

Данная новация касается не столько переходного периода реформирования государственных (муниципальных) учреждений, сколько их деятельности после его завершения (то есть после окончательного перехода на финансовое обеспечение в форме бюджетных субсидий), и вызвана тем обстоятельством, что услуги учреждений, оказываемые в рамках государственного (муниципального) задания, по сути, являются реализацией (хотя и оплачиваемой из соответствующих бюджетов). Обложение же сумм такой реализации НДС приведет к необходимости соответствующего увеличения расходов бюджетов на выделение бюджетных субсидий на фоне непропорционального роста доходов бюджета от увеличения поступлений от уплаты в него НДС.

Особенности начисления государственными (муниципальными) учреждениями налога на имущество в переходный период

В отличие от НДС и налога на прибыль налог на имущество организаций не является федеральным. Поэтому изменение порядка его взимания в связи с особенностями деятельности государственных (муниципальных) учреждений в переходный период является функцией региональных органов исполнительной власти. Причем, учитывая, что правовое регламентирование порядка налогообложения деятельности государственных (муниципальных) учреждений, как описано выше, осуществляется на федеральном уровне неоперативно и не всегда корректно, говорить о существенных победах в этом вопросе на региональном уровне не приходится.

Подводя итог вышеизложенному, отметим, что перечисленные выше проблемы налогообложения финансово-хозяйственной деятельности государственных (муниципальных) учреждений в переходный период однозначно требуют нормативного регулирования процедур их решения Минфином и региональной исполнительной властью.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4.      Список использованной литературы

1.      Федеральный закон от 08.05.2010 № 83-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений"

2.      Гражданский кодекс РФ Статья 298. Распоряжение имуществом учреждения (в ред. Федерального закона от 08.05.2010 N 83-ФЗ)

3.      Приказ Минфина РФ от 16.12.2010 № 174 «Об утверждении Плана счетов бухгалтерского учета бюджетных учреждений и Инструкции по его применению»

4.      Налоговый кодекс РФ Часть 2. Статья 226. Особенности исчисления налога налоговыми агентами. Порядок и сроки уплаты налога налоговыми агентами

5.      Налоговый кодекс РФ часть 2 Статья 251. Доходы, не учитываемые при определении налоговой базы. С учетом изменений от 07.03.2011

6.      Налоговый кодекс РФ часть 1 от 31.07.1998 N 146-ФЗ (с изменениями и дополнениями от 1.01.11 г.)

7.      Бюджетный кодекс РФ Статья 161. Особенности правового положения казенных учреждений

8.      Беляев А. Изменение правового статуса учреждений: деление на бюджетные и казенные /А. Беляев// Бухгалтерский учет и налогообложение – 2010- № 8,9 (август, сентябрь)

9.      Гришаев С.П.  Комментарий к Федеральному закону от 08.05.2010 г. № 83-ФЗ « О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений» / С.П. Гришаев // Хозяйство и право – 2010 - №8 (август)

Информация о работе Налогообложение в бюджетных учреждениях