Налогообложение в бюджетных учреждениях

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Марта 2012 в 17:32, курсовая работа

Описание работы

Бюджетное учреждение может быть создано путем учреждения, а также реорганизации существующего учреждения. Решение о его создании принимается в порядке, установленном:

- Правительством РФ - для федеральных бюджетных или казенных учреждений;

- высшим исполнительным органом государственной власти субъекта РФ - для бюджетных учреждений субъектов РФ;

- местной администрацией муниципального образования - для муниципальных бюджетных или казенных учреждений.

Содержание

1. Понятие, признаки бюджетных учреждений……………………....3

2. Особенности налогообложения бюджетных учреждений………....8

3. Проблемы налогообложения бюджетных учреждений в

переходный период……………………………………………........13

4. Список использованной литературы……………………………….19

5. Приложение………………………………………………………….21

Работа содержит 1 файл

Курсовая1.doc

— 139.50 Кб (Скачать)


2

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Содержание

1.      Понятие, признаки  бюджетных учреждений……………………....3

2.      Особенности налогообложения бюджетных учреждений………....8

3.      Проблемы налогообложения бюджетных учреждений в

переходный период……………………………………………........13

4.      Список использованной литературы……………………………….19

5.      Приложение………………………………………………………….21

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.      Понятие ,признаки бюджетных учреждений

Бюджетное учреждение может быть создано путем учреждения, а также реорганизации существующего учреждения. Решение о его создании принимается в порядке, установленном:

- Правительством РФ - для федеральных бюджетных или казенных учреждений;

- высшим исполнительным органом государственной власти субъекта РФ - для бюджетных учреждений субъектов РФ;

- местной администрацией муниципального образования - для муниципальных бюджетных или казенных учреждений.

Учредительным документом бюджетного учреждения является устав, который утверждается собственником имущества в порядке, установленном указанными выше органами. Изменения в устав также вносятся ими.

Устав бюджетного учреждения должен содержать:

- наименование учреждения с указанием типа (бюджетное учреждение);

- сведения о собственнике имущества учреждения;

- исчерпывающий перечень видов деятельности, которые учреждение вправе осуществлять в соответствии с целями, для достижения которых оно создано;

- указания о структуре, компетенции, порядке формирования, сроках полномочий и порядке деятельности органов управления учреждения.

Учредителем бюджетного учреждения является:

1)     Российская Федерация - в отношении федерального бюджетного или казенного учреждения;

2)     Субъект РФ - в отношении бюджетного или казенного учреждения субъекта РФ;

муниципальное образование - в отношении муниципального бюджетного или казенного учреждения.

Бюджетные учреждения могут финансироваться за счет средств:

- федерального бюджета Российской Федерации,

- бюджета субъекта Российской Федерации,

- местного бюджета,

- государственных внебюджетных фондов,

- бюджетов всех уровней,

- внебюджетных доходов,

- средств, поступивших во временное распоряжение.

С 1 января 2011 года вступил в силу Федеральный закон от 08.05.2010 № 83-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений", который вносит кардинальные изменения в бюджетный сектор экономики страны. Прежде всего, речь в нем идет об изменении правового статуса бюджетных учреждений.

В соответствии с гражданским законодательством учреждение может быть:

- частным (создано гражданином или юридическим лицом);

- государственным или муниципальным (создано соответственно РФ, субъектом РФ, муниципальным образованием).[1]

В свою очередь, государственные или муниципальные учреждения могут быть автономными и бюджетными, а с 1 января 2011 года стали еще и казенными.

Согласно ст. 31 Закона № 83-ФЗ на федеральном уровне в обязательном порядке казенными учреждениями должны стать учреждения силовых структур (ВС РФ, МВД, ФМС, ФТС, ФСБ и пр.), а также психиатрические больницы (стационары) специализированного типа с интенсивным наблюдением, лепрозории и противочумные учреждения.

Новым бюджетным учреждениям дается больше самостоятельности, но вместе с тем они в большей степени будут отвечать по своим обязательствам. Законодатели говорят, что новые бюджетные учреждения культуры будут более конкурентоспособны на рынке, что позволит достичь лучшего качества оказываемых ими услуг, а также большей эффективности работы самих учреждений культуры.

Более подробно рассмотрены особенности новых типов государственных учреждений (казенных и новых бюджетных учреждений), а также с помощью сравнительной Таблицы 1 выявлено, чем отличается правовой статус указанных учреждений от правового статуса ныне действующих бюджетных учреждений.[2] (См. приложение Таблица 1)

Анализируя сравнительную Таблицу 1, можно сделать вывод, что принципы функционирования и правовой статус казенных учреждений, которые планировались создать в 2011 году, совпадают с принципами и правовым статусом ныне действующих бюджетных учреждений, с ограничением, выраженным в том, что казенные учреждения все доходы, полученные от приносящей доход деятельности, обязаны зачислять в соответствующий бюджет.

Что касается новых бюджетных учреждений, как уже отмечалось выше, таким учреждениям предоставлено больше свободы и самостоятельности в плане распоряжения имуществом, закрепленным за ним, и использования доходов, полученных от приносящей доход деятельности. При этом собственники (учредители) новых бюджетных учреждений не несут ответственности по обязательствам бюджетного учреждения. Бюджетное учреждение самостоятельно отвечает по своим обязательствам всем находящимся у него на праве оперативного управления имуществом. 

Согласно п. 13 ст. 33 Федерального закона № 83-ФЗ процесс изменения правового положения бюджетных учреждений осуществляется постепенно, для этого устанавливается переходный период с 01.01.2011 по 01.07.2012. К тому же в соответствии с п. 1-9 ст. 31 Федерального закона № 83-ФЗ уже с 2010 года планировалось провести ряд подготовительных мероприятий по реализации положений данного закона. Приказом Минкультуры РФ от 30.03.2010 № 164 утвержден следующий План мероприятий по реализации Федерального закона № 83-ФЗ. (См. приложение Таблица 2)

Изменение типа государственного или муниципального учреждения не является его реорганизацией, а данный процесс сводится лишь к изменению учредительных документов такого учреждения (п. 1 ст. 17.1 новой редакции Закона о некоммерческих организациях). Поэтому следует отметить, что государственным учреждениям, чей правовой статут будет изменен, не придется:

- производить переназначение руководителя и иных работников учреждения (п. 7 ст. 31 Федерального закона № 83-ФЗ);

- перезакреплять имущество. Имущество признается закрепленным на праве оперативного управления без принятия дополнительного решения (п. 10 ст. 31 Федерального закона № 83-ФЗ);

- переоформлять лицензии, свидетельства об аккредитации, иные разрешительные документы, выданные учреждению. Действие таких документов не прекращается (п. 12 ст. 31 Федерального закона № 83-ФЗ).[3]

Также Федеральным законом № 83-ФЗ предусматривается, что в переходный период созданные новые бюджетные учреждения и казенные учреждения будут функционировать в прежнем правовом режиме бюджетных учреждений. А это означает, что в переходный период:

- бюджетные учреждения остаются получателями бюджетных средств (пп. 1 п. 19 ст. 33 Федерального закона № 83-ФЗ);

- бюджетные и казенные учреждения вправе использовать на обеспечение своей деятельности средства, полученные от приносящей доход деятельности (пп. 4 п. 19 ст. 33 Федерального закона № 83-ФЗ). Доходы казенных учреждений, поступающие от приносящей доход деятельности, зачисляются в бюджет начиная с 01.01.2012 (пп. 2 п. 16 ст. 33 Федерального закона № 83-ФЗ);

- финансовый орган субъекта РФ, муниципального образования вправе принимать решение об осуществлении операций со средствами, полученными от приносящей доход деятельности, находящимися на счетах, открытых ему или Федеральному казначейству в учреждениях ЦБ РФ или кредитных организациях с учетом положений бюджетного законодательства РФ и обслуживаемых без взимания платы (пп. 7 п. 19 ст. 33 Федерального закона № 83-ФЗ);

- заключение и оплата федеральным бюджетным учреждением или федеральным казенным учреждением договоров, подлежащих исполнению за счет средств, полученных от приносящей доход деятельности, производятся в соответствии со сметами доходов и расходов по приносящей доход деятельности (пп. 5 п. 19 ст. 33 Федерального закона № 83-ФЗ).

На переходный период законами субъектов РФ, нормативными правовыми актами уполномоченного органа местного самоуправления могут устанавливаться особенности исполнения бюджета субъекта РФ, местного бюджета в части доведения лимитов бюджетных обязательств соответственно бюджетным учреждениям субъекта РФ, являющимся получателями бюджетных средств, или муниципальным бюджетным учреждениям, являющимся получателями бюджетных средств (п. 17 ст. 33 Федерального закона № 83-ФЗ).

 

 

 

 

 

 

 

 

2.      Особенности налогообложения бюджетных учреждений

Бюджетное учреждение осуществляет деятельность, связанную с выполнением работ, оказанием услуг, относящихся к его основным видам деятельности (в обязательном порядке указанным в учредительных документах) в соответствии с государственным (муниципальным) заданием, от выполнения которого оно не вправе отказаться. Финансовое обеспечение выполнения этого задания осуществляется в виде субсидий из соответствующего бюджета. 
          К средствам целевого финансирования, не включаемым в налоговую базу по налогу на прибыль, отнесены доходы в виде субсидий, предоставленных бюджетным учреждениям (пп. 14 п. 1 ст. 251 НК РФ). [4]
Сверх установленного государственного (муниципального) задания, а также в случаях, определенных федеральными законами, в пределах установленного государственного (муниципального) задания бюджетное учреждение вправе выполнять работы, оказывать услуги, относящиеся к его основным видам деятельности, предусмотренным его учредительным документом, для граждан и юридических лиц за плату и на одинаковых при оказании одних и тех же услуг условиях. 
        Бюджетное учреждение также вправе осуществлять иные виды деятельности, не являющиеся основными видами деятельности, лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых оно создано, и соответствующие указанным целям, при условии, что такая деятельность указана в его учредительных документах.  Доходы, полученные от приносящей доход деятельности, и приобретенное за счет этих доходов имущество поступают в самостоятельное распоряжение бюджетного учреждения (п. 3 ст. 298 ГК РФ). [5]
         В последнем случае бюджетные учреждения будут уплачивать налог на прибыль организаций в общеустановленном порядке, в том числе производить только квартальные авансовые платежи по налогу на прибыль (п. 3 ст. 286 НК РФ в редакции Закона № 83-ФЗ). 
        Как и казенные учреждения бюджетные не вправе применять: 
- упрощенную систему налогообложения (пп. 17 п. 3 ст. 346.12 НК РФ в редакции Закона № 83-ФЗ); 
- единый сельскохозяйственный налог (пп. 4 п. 6 ст. 346.2 НК РФ в редакции Закона № 83-ФЗ). 
В общеустановленном порядке уплачивается НДС от платных услуг, в том числе от   аренды, а также госпошлина за наименование «Россия» при регистрации учредительных документов (ст. 333.17 НК РФ; ст. 333.35 НК РФ), налог на имущество, земельный налог. 
      Основным видом учета для бюджетных учреждений будет являться также как и для казенных учреждений – бюджетный (Федеральный закон от 21.11.1996 № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете» в редакции Закона № 83-ФЗ). 

Теперь подробно рассмотрим основные изменения по налогам и сборам, которые вступили в силу с 1 января 2011 года и актуальны для бюджетных учреждений.[6]

Налог на добавленную стоимость 

Федеральным законом N 83-ФЗ внесены изменения в ст. 161 "Особенности определения налоговой базы налоговыми агентами" НК РФ. Согласно ее новым положениям с 2011 года при предоставлении на территории РФ органами государственной власти и управления, органами местного самоуправления и казенными учреждениями в аренду федерального имущества, имущества субъектов РФ и муниципального имущества налоговая база определяется как сумма арендной платы с учетом налога. При этом налоговая база устанавливается налоговым агентом отдельно по каждому арендованному объекту имущества.

Налог на прибыль

Статья 321.1 НК РФ в настоящее время, определяющая особенности ведения налогового учета бюджетными учреждениями в целях исчисления налога на прибыль, с 2011 года отменяется (п. 5 ст. 16 Федерального закона N 83-ФЗ). Это означает, что в отношении бюджетных учреждений нормы гл. 25 "Налог на прибыль" НК РФ распространяются в общеустановленном порядке, как и для остальных организаций, исчисляющих и уплачивающих налог на прибыль. При этом с 2011 года налогом на прибыль не будут облагаться:

1) доходы (пп. "а" п. 2 ст. 16 Федерального закона N 83-ФЗ):

- в виде лимитов бюджетных обязательств (бюджетных ассигнований), доведенных в установленном порядке до казенных учреждений, а также в виде субсидий, предоставленных бюджетным учреждениям и автономным учреждениям, признаваемых средствами целевого финансирования;

- в виде средств, полученных от оказания казенными учреждениями государственных (муниципальных) услуг (выполнения работ), а также от исполнения ими иных государственных (муниципальных) функций;

2) расходы казенных учреждений в связи с исполнением государственных (муниципальных) функций, в том числе в связи с оказанием государственных (муниципальных) услуг (выполнением работ) (п. 3 ст. 16 Федерального закона N 83-ФЗ).

Налог на доходы физических лиц

Бюджетные учреждения, выступая в качестве работодателей, от которых налогоплательщик получает доходы, обязаны при выплате этих доходов исчислить и удержать у налогоплательщика и перечислить в бюджет определенную сумму налога, следовательно, они являются налоговыми агентами в отношении налога на доходы физических лиц.[7]

Бюджетные учреждения, выступая в качестве налоговых агентов, обязаны:

- правильно и своевременно исчислять, удерживать из средств, выплачиваемых налогоплательщикам, и перечислять в бюджеты (внебюджетные фонды) соответствующие налоги;

Информация о работе Налогообложение в бюджетных учреждениях