Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Марта 2012 в 17:32, курсовая работа
Бюджетное учреждение может быть создано путем учреждения, а также реорганизации существующего учреждения. Решение о его создании принимается в порядке, установленном:
- Правительством РФ - для федеральных бюджетных или казенных учреждений;
- высшим исполнительным органом государственной власти субъекта РФ - для бюджетных учреждений субъектов РФ;
- местной администрацией муниципального образования - для муниципальных бюджетных или казенных учреждений.
1. Понятие, признаки бюджетных учреждений……………………....3
2. Особенности налогообложения бюджетных учреждений………....8
3. Проблемы налогообложения бюджетных учреждений в
переходный период……………………………………………........13
4. Список использованной литературы……………………………….19
5. Приложение………………………………………………………….21
2
Содержание
1. Понятие, признаки бюджетных учреждений……………………....3
2. Особенности налогообложения бюджетных учреждений………....8
3. Проблемы налогообложения бюджетных учреждений в
переходный период…………………………………………….......
4. Список использованной литературы……………………………….19
5. Приложение……………………………………………………
1. Понятие ,признаки бюджетных учреждений
Бюджетное учреждение может быть создано путем учреждения, а также реорганизации существующего учреждения. Решение о его создании принимается в порядке, установленном:
- Правительством РФ - для федеральных бюджетных или казенных учреждений;
- высшим исполнительным органом государственной власти субъекта РФ - для бюджетных учреждений субъектов РФ;
- местной администрацией муниципального образования - для муниципальных бюджетных или казенных учреждений.
Учредительным документом бюджетного учреждения является устав, который утверждается собственником имущества в порядке, установленном указанными выше органами. Изменения в устав также вносятся ими.
Устав бюджетного учреждения должен содержать:
- наименование учреждения с указанием типа (бюджетное учреждение);
- сведения о собственнике имущества учреждения;
- исчерпывающий перечень видов деятельности, которые учреждение вправе осуществлять в соответствии с целями, для достижения которых оно создано;
- указания о структуре, компетенции, порядке формирования, сроках полномочий и порядке деятельности органов управления учреждения.
Учредителем бюджетного учреждения является:
1) Российская Федерация - в отношении федерального бюджетного или казенного учреждения;
2) Субъект РФ - в отношении бюджетного или казенного учреждения субъекта РФ;
муниципальное образование - в отношении муниципального бюджетного или казенного учреждения.
Бюджетные учреждения могут финансироваться за счет средств:
- федерального бюджета Российской Федерации,
- бюджета субъекта Российской Федерации,
- местного бюджета,
- государственных внебюджетных фондов,
- бюджетов всех уровней,
- внебюджетных доходов,
- средств, поступивших во временное распоряжение.
С 1 января 2011 года вступил в силу Федеральный закон от 08.05.2010 № 83-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений", который вносит кардинальные изменения в бюджетный сектор экономики страны. Прежде всего, речь в нем идет об изменении правового статуса бюджетных учреждений.
В соответствии с гражданским законодательством учреждение может быть:
- частным (создано гражданином или юридическим лицом);
- государственным или муниципальным (создано соответственно РФ, субъектом РФ, муниципальным образованием).[1]
В свою очередь, государственные или муниципальные учреждения могут быть автономными и бюджетными, а с 1 января 2011 года стали еще и казенными.
Согласно ст. 31 Закона № 83-ФЗ на федеральном уровне в обязательном порядке казенными учреждениями должны стать учреждения силовых структур (ВС РФ, МВД, ФМС, ФТС, ФСБ и пр.), а также психиатрические больницы (стационары) специализированного типа с интенсивным наблюдением, лепрозории и противочумные учреждения.
Новым бюджетным учреждениям дается больше самостоятельности, но вместе с тем они в большей степени будут отвечать по своим обязательствам. Законодатели говорят, что новые бюджетные учреждения культуры будут более конкурентоспособны на рынке, что позволит достичь лучшего качества оказываемых ими услуг, а также большей эффективности работы самих учреждений культуры.
Более подробно рассмотрены особенности новых типов государственных учреждений (казенных и новых бюджетных учреждений), а также с помощью сравнительной Таблицы 1 выявлено, чем отличается правовой статус указанных учреждений от правового статуса ныне действующих бюджетных учреждений.[2] (См. приложение Таблица 1)
Анализируя сравнительную Таблицу 1, можно сделать вывод, что принципы функционирования и правовой статус казенных учреждений, которые планировались создать в 2011 году, совпадают с принципами и правовым статусом ныне действующих бюджетных учреждений, с ограничением, выраженным в том, что казенные учреждения все доходы, полученные от приносящей доход деятельности, обязаны зачислять в соответствующий бюджет.
Что касается новых бюджетных учреждений, как уже отмечалось выше, таким учреждениям предоставлено больше свободы и самостоятельности в плане распоряжения имуществом, закрепленным за ним, и использования доходов, полученных от приносящей доход деятельности. При этом собственники (учредители) новых бюджетных учреждений не несут ответственности по обязательствам бюджетного учреждения. Бюджетное учреждение самостоятельно отвечает по своим обязательствам всем находящимся у него на праве оперативного управления имуществом.
Согласно п. 13 ст. 33 Федерального закона № 83-ФЗ процесс изменения правового положения бюджетных учреждений осуществляется постепенно, для этого устанавливается переходный период с 01.01.2011 по 01.07.2012. К тому же в соответствии с п. 1-9 ст. 31 Федерального закона № 83-ФЗ уже с 2010 года планировалось провести ряд подготовительных мероприятий по реализации положений данного закона. Приказом Минкультуры РФ от 30.03.2010 № 164 утвержден следующий План мероприятий по реализации Федерального закона № 83-ФЗ. (См. приложение Таблица 2)
Изменение типа государственного или муниципального учреждения не является его реорганизацией, а данный процесс сводится лишь к изменению учредительных документов такого учреждения (п. 1 ст. 17.1 новой редакции Закона о некоммерческих организациях). Поэтому следует отметить, что государственным учреждениям, чей правовой статут будет изменен, не придется:
- производить переназначение руководителя и иных работников учреждения (п. 7 ст. 31 Федерального закона № 83-ФЗ);
- перезакреплять имущество. Имущество признается закрепленным на праве оперативного управления без принятия дополнительного решения (п. 10 ст. 31 Федерального закона № 83-ФЗ);
- переоформлять лицензии, свидетельства об аккредитации, иные разрешительные документы, выданные учреждению. Действие таких документов не прекращается (п. 12 ст. 31 Федерального закона № 83-ФЗ).[3]
Также Федеральным законом № 83-ФЗ предусматривается, что в переходный период созданные новые бюджетные учреждения и казенные учреждения будут функционировать в прежнем правовом режиме бюджетных учреждений. А это означает, что в переходный период:
- бюджетные учреждения остаются получателями бюджетных средств (пп. 1 п. 19 ст. 33 Федерального закона № 83-ФЗ);
- бюджетные и казенные учреждения вправе использовать на обеспечение своей деятельности средства, полученные от приносящей доход деятельности (пп. 4 п. 19 ст. 33 Федерального закона № 83-ФЗ). Доходы казенных учреждений, поступающие от приносящей доход деятельности, зачисляются в бюджет начиная с 01.01.2012 (пп. 2 п. 16 ст. 33 Федерального закона № 83-ФЗ);
- финансовый орган субъекта РФ, муниципального образования вправе принимать решение об осуществлении операций со средствами, полученными от приносящей доход деятельности, находящимися на счетах, открытых ему или Федеральному казначейству в учреждениях ЦБ РФ или кредитных организациях с учетом положений бюджетного законодательства РФ и обслуживаемых без взимания платы (пп. 7 п. 19 ст. 33 Федерального закона № 83-ФЗ);
- заключение и оплата федеральным бюджетным учреждением или федеральным казенным учреждением договоров, подлежащих исполнению за счет средств, полученных от приносящей доход деятельности, производятся в соответствии со сметами доходов и расходов по приносящей доход деятельности (пп. 5 п. 19 ст. 33 Федерального закона № 83-ФЗ).
На переходный период законами субъектов РФ, нормативными правовыми актами уполномоченного органа местного самоуправления могут устанавливаться особенности исполнения бюджета субъекта РФ, местного бюджета в части доведения лимитов бюджетных обязательств соответственно бюджетным учреждениям субъекта РФ, являющимся получателями бюджетных средств, или муниципальным бюджетным учреждениям, являющимся получателями бюджетных средств (п. 17 ст. 33 Федерального закона № 83-ФЗ).
2. Особенности налогообложения бюджетных учреждений
Бюджетное учреждение осуществляет деятельность, связанную с выполнением работ, оказанием услуг, относящихся к его основным видам деятельности (в обязательном порядке указанным в учредительных документах) в соответствии с государственным (муниципальным) заданием, от выполнения которого оно не вправе отказаться. Финансовое обеспечение выполнения этого задания осуществляется в виде субсидий из соответствующего бюджета.
К средствам целевого финансирования, не включаемым в налоговую базу по налогу на прибыль, отнесены доходы в виде субсидий, предоставленных бюджетным учреждениям (пп. 14 п. 1 ст. 251 НК РФ). [4]
Сверх установленного государственного (муниципального) задания, а также в случаях, определенных федеральными законами, в пределах установленного государственного (муниципального) задания бюджетное учреждение вправе выполнять работы, оказывать услуги, относящиеся к его основным видам деятельности, предусмотренным его учредительным документом, для граждан и юридических лиц за плату и на одинаковых при оказании одних и тех же услуг условиях.
Бюджетное учреждение также вправе осуществлять иные виды деятельности, не являющиеся основными видами деятельности, лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых оно создано, и соответствующие указанным целям, при условии, что такая деятельность указана в его учредительных документах. Доходы, полученные от приносящей доход деятельности, и приобретенное за счет этих доходов имущество поступают в самостоятельное распоряжение бюджетного учреждения (п. 3 ст. 298 ГК РФ). [5]
В последнем случае бюджетные учреждения будут уплачивать налог на прибыль организаций в общеустановленном порядке, в том числе производить только квартальные авансовые платежи по налогу на прибыль (п. 3 ст. 286 НК РФ в редакции Закона № 83-ФЗ).
Как и казенные учреждения бюджетные не вправе применять:
- упрощенную систему налогообложения (пп. 17 п. 3 ст. 346.12 НК РФ в редакции Закона № 83-ФЗ);
- единый сельскохозяйственный налог (пп. 4 п. 6 ст. 346.2 НК РФ в редакции Закона № 83-ФЗ).
В общеустановленном порядке уплачивается НДС от платных услуг, в том числе от аренды, а также госпошлина за наименование «Россия» при регистрации учредительных документов (ст. 333.17 НК РФ; ст. 333.35 НК РФ), налог на имущество, земельный налог.
Основным видом учета для бюджетных учреждений будет являться также как и для казенных учреждений – бюджетный (Федеральный закон от 21.11.1996 № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете» в редакции Закона № 83-ФЗ).
Теперь подробно рассмотрим основные изменения по налогам и сборам, которые вступили в силу с 1 января 2011 года и актуальны для бюджетных учреждений.[6]
Налог на добавленную стоимость
Федеральным законом N 83-ФЗ внесены изменения в ст. 161 "Особенности определения налоговой базы налоговыми агентами" НК РФ. Согласно ее новым положениям с 2011 года при предоставлении на территории РФ органами государственной власти и управления, органами местного самоуправления и казенными учреждениями в аренду федерального имущества, имущества субъектов РФ и муниципального имущества налоговая база определяется как сумма арендной платы с учетом налога. При этом налоговая база устанавливается налоговым агентом отдельно по каждому арендованному объекту имущества.
Налог на прибыль
Статья 321.1 НК РФ в настоящее время, определяющая особенности ведения налогового учета бюджетными учреждениями в целях исчисления налога на прибыль, с 2011 года отменяется (п. 5 ст. 16 Федерального закона N 83-ФЗ). Это означает, что в отношении бюджетных учреждений нормы гл. 25 "Налог на прибыль" НК РФ распространяются в общеустановленном порядке, как и для остальных организаций, исчисляющих и уплачивающих налог на прибыль. При этом с 2011 года налогом на прибыль не будут облагаться:
1) доходы (пп. "а" п. 2 ст. 16 Федерального закона N 83-ФЗ):
- в виде лимитов бюджетных обязательств (бюджетных ассигнований), доведенных в установленном порядке до казенных учреждений, а также в виде субсидий, предоставленных бюджетным учреждениям и автономным учреждениям, признаваемых средствами целевого финансирования;
- в виде средств, полученных от оказания казенными учреждениями государственных (муниципальных) услуг (выполнения работ), а также от исполнения ими иных государственных (муниципальных) функций;
2) расходы казенных учреждений в связи с исполнением государственных (муниципальных) функций, в том числе в связи с оказанием государственных (муниципальных) услуг (выполнением работ) (п. 3 ст. 16 Федерального закона N 83-ФЗ).
Налог на доходы физических лиц
Бюджетные учреждения, выступая в качестве работодателей, от которых налогоплательщик получает доходы, обязаны при выплате этих доходов исчислить и удержать у налогоплательщика и перечислить в бюджет определенную сумму налога, следовательно, они являются налоговыми агентами в отношении налога на доходы физических лиц.[7]
Бюджетные учреждения, выступая в качестве налоговых агентов, обязаны:
- правильно и своевременно исчислять, удерживать из средств, выплачиваемых налогоплательщикам, и перечислять в бюджеты (внебюджетные фонды) соответствующие налоги;