Налогообложение субъектов малого предпринимательства

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Октября 2013 в 09:07, курсовая работа

Описание работы

Целью данной курсовой работы является изучение налогообложения субъектов малого предпринимательства. Для достижения поставленной цели выделяются следующие задачи:
1) изучение понятий малое предпринимательство, субъекты малого предпринимательства, налогообложение;
2) рассмотрение типов субъектов малого предпринимательства, а также их особенностей;

Содержание

Введение 3
1. Субъекты малого предпринимательства 5
1.1. Понятие субъектов малого предпринимательства 5
1.2. Физические лица как субъекты малого предпринимательства 7
1.3. Юридические лица как субъекты малого предпринимательства 8
1.4. Преимущества и недостатки субъектов малого предпринимательства 10
2. Налогообложение субъектов малого предпринимательства 13
2.1. Действующее законодательство при налогообложении субъектов малого предпринимательства 14
2.2. Упрощенная система налогообложения 17
2.3. Функции налогообложения субъектов малого предпринимательства 19
2.4. Принципы налогообложения субъектов малого предпринимательства 20
2.5. Методология определения налоговой нагрузки 25
Заключение 28
Список литературы 29

Работа содержит 1 файл

Субъекты малого предприним.doc

— 134.50 Кб (Скачать)

– принцип множественности налогов;

– принцип исчерпывающего перечня региональных и местных налогов.

Современная налоговая наука и практика при построении концепции налоговой системы руководствуются двумя группами принципов налогообложения:

1) классическими, или  организационно-этическими ("золотые правила" налогообложения). Эти принципы являются общенациональными, они определяют фундамент налоговых отношений плательщиков и государства и являются своего рода маяком, к которому должна стремиться любая цивилизованная налоговая система;

2) функциональными, или  экономико-правовыми, в соответствии  с которыми развивается налоговое  производство в конкретном пространстве  и во времени. На основе этих  внутринациональных принципов создаются  налоговые концепции применительно  к типу государства, политическому режиму и условиям социально-экономического развития страны.

«Золотые правила» налогообложения содержат следующие принципы:

1) принцип справедливости, заключающийся в равной обязанности  граждан платить налоги соразмерно  своим доходам; 

2) принцип определенности, из которого следует, что сумма, способ и время платежа должны быть заранее известны налогоплательщику;

3) принцип удобности,  согласно которому налог должен  взиматься в такое время и  таким способом, которые представляют  наибольшие удобства для плательщика;

4) принцип экономии, в  соответствии с которым издержки  по взиманию налога должны  быть меньше, чем сами налоговые  поступления.

Существует комплекс современных принципов построения системы налогообложения. Принцип справедливости утверждает всеобщность налогообложения и равнонапряженность налогового бремени. Существуют два основных аспекта этого принципа: горизонтальный и вертикальный.

Принцип горизонтальной справедливости, или платежеспособности, предполагает, что сумма взимаемых  налогов должна определяться в зависимости от величины дохода налогоплательщика.

Принцип вертикальной справедливости, или выгод, означает, что лица должны уплачивать налоги пропорционально  тем выгодам, которые они получили от государства. Каждый из принципов  имеет преимущества и недостатки и, как правило, современные налоговые системы содержат элементы обоих подходов в зависимости от экономической и социальной целесообразности.

Для достижения справедливости налоговая политика государства должна строиться на началах перераспределения налоговых платежей между плательщиками с разными возможностями, с учетом существования среди них самых различных групп, объединяемых между собой по способности одинаково нести налоговое бремя. Система налогообложения должна быть основана на совокупности дифференцированных налогов и объектов обложения. Комбинация различных налогов и облагаемых объектов должны образовывать такую систему, которая отвечала бы требованию перераспределения налогового бремени по плательщикам.

Некоторые налоги должны быть направлены на финансирование определенных государственных нужд, и платить их должны лица, больше других получающие блага от государства.

Основным признаком  справедливой налоговой системы  являются льготы, представляющие собой  определенные преимущества (освобождения, скидки, отсрочки) при исчислении и уплате налоговых платежей. Однако некоторые ученые настаивают на их максимальном сокращении, так как "льготный режим для одних налогоплательщиков неизбежно означает дополнительное налоговое бремя для других". Кроме того, льготы "становятся лишь одним из способов уклонения от уплаты налогов", часто приводят к "неэффективному использованию средств налогоплательщиков, усложняют технологию взимания налога".

Методологической основой  принципа справедливости выступает прогрессивное налогообложение. При прогрессивной системе сокращение неравенства в экономическом положении плательщиков после выплаты налогов достигается посредством сложной прогрессии: размер ставки растет вместе с объектом налогообложения, но повышенная ставка применяется только к сумме, превышающей предельный уровень.

С юридической точки  зрения, принцип справедливости реализуется  в установлении для налоговых  органов и налогоплательщиков равных прав и равных возможностей при защите своих интересов.

Принцип соразмерности, или принцип экономической сбалансированности интересов налогоплательщиков и  государственной казны заключается  в соотношении наполняемости  бюджета и неблагоприятных для  налогоплательщика последствий  уплаты налогов.  
Система налогообложения, обеспечивая необходимый уровень налоговых поступлений в бюджет, не должна нарушать воспроизводственных интересов ведения бизнеса, что достигается через паритет налоговых функций. Цель налогового механизма двуедина – наполнить казну и не создать экономических препятствий для наращивания экономического потенциала непосредственных производителей и доходов граждан.  
Принцип соразмерности ярко иллюстрируется кривой Лаффера (рис 1.1). Американский ученый А. Лаффер показал зависимость налоговой базы от повышения ставок налога, а также зависимость бюджетных доходов от величины налогового бремени.

 

2.5. Методология определения налоговой  нагрузки

 

 

Существуют различные  подходы к расчету налоговой  нагрузки. Например, известны методологии определения налогового потенциала, уровня налоговой нагрузки населения, доли налогов в ВВП, определяющие налоговую нагрузку и ее динамику во времени на макроуровне и исчисляемые на базе основных макроэкономических показателей экономики страны.

Однако их применение вполне правомерно при анализе динамических рядов налоговой нагрузки на макроуровне. Например, применение используемой методики расчета налоговой нагрузки 
как соотношение суммы всех налогов и платежей во внебюджетные страховые социальные фонды с объемом реализации продукции имеет (при сопоставлении полученных результатов) существенные недостатки.

Во-первых, не учитывается различие структуры затрат в себестоимости продукции у различных хозяйствующих субъектов, поскольку налоговые платежи соотносятся с материальными затратами на производство продукции, которые не имеют непосредственного отношения к налоговой нагрузке.

Во-вторых, и в делимое, и в делитель такого показателя включается одна и та же величина – налоги, вносимые конкретным хозяйствующим субъектом, что в значительной степени искажает действительную динамику этого показателя, смягчая ее. Поэтому данную методику правильнее использовать в целях исчисления так называемой 
динамики налогоемкости продукции за различные отчетные периоды конкретного производства, поскольку она фактически определяет долю всех налоговых отчислений в выручке от реализации продукции. 
Методология исчисления налоговой нагрузки как доли налогов в объеме 
ВВП достаточна проста, понятна и широко используется зарубежными странами.

Существует методология определения налоговой нагрузки на хозяйствующие субъекты доцента, кандидата экономических наук Е.А. Кирова, опубликованная в журнале «Финансы» № 9 1998 года. Автором предлагается различать абсолютную и относительную налоговую нагрузку. Абсолютная налоговая нагрузка – это налоги и страховые взносы, подлежащие перечислению в бюджет и внебюджетные фонды, то есть абсолютная величина налоговых обязательств хозяйствующих субъектов. Поэтому мы предлагаем использовать термин относительной налоговой нагрузки.

Под относительной налоговой  нагрузкой понимается отношение  ее 
абсолютной величины к вновь созданной стоимости, то есть доли налогов и страховых взносов, включая недоимку во вновь созданной стоимости. 
Достоинства данной методологии заключаются в том, что она позволяет 
определить относительную налоговую нагрузку на макро- и микро- уровнях.

Объектом обложения  упрощенным подоходным налогом является оценочный доход, который рассчитывается по типовым показателям, утвержденным Правительством РФ. Этот оценочный доход вменяется субъектам малого предпринимательства в качестве налогооблагаемой базы (вмененный доход).

Для малого бизнеса необходима упрощенная система налогообложения, которая базировалась бы на реальных легко просчитываемых показателях. Таким показателем для каждого предприятия может являться его оборот с соблюдением того, что ставка налога должна быть посильной большинству предпринимателей. 
Упрощенная система налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства, предлагаемая нами, должна применяться наряду с принятой ранее системой налогообложения, учета и отчетности, предусмотренной законодательством РФ. Право выбора системы налогообложения, учета и отчетности должен предоставляться субъектам малого предпринимательства на добровольной основе в установленном порядке.

Введение одного налога взамен нескольких существующих, простота 
расчета налога по результатам хозяйственной деятельности, охват большей части малых предприятий упрощенным налогообложением, значительное сокращение операций бухгалтерского учета позволит не только установить сокращение численности малых предприятий, но и стать стимулирующим фактором для развития малого бизнеса.

 

Заключение

 

На основе проделанной курсовой работы можно сделать следующие выводы.

В настоящее время  малое предпринимательство успешно  развивается, растет количество новых  субъектов малого предпринимательства  – как физических, так и юридических  лиц, наиболее популярными из которых  являются индивидуальные предприниматели (ИП) и общества с ограниченной ответственностью (ООО). 

Деятельность субъектов  малого предпринимательства осуществляется согласно действующему налогообложению, при котором налоги взимаются  с конкретных носителей стоимости, а именно с аренды, капитала, доходов от продаж и заработной платы.

К основным налогам, уплачиваемым субъектами малого предпринимательства, относят: налог на прибыль предприятий и организаций, налог на добавленную стоимость, налог на имущество предприятий, налог на доходы физических лиц, единый социальный налог (взнос), налог с продаж.

Выделяют две системы  налогообложения субъектов малого предпринимательства – традиционная и упрощенная системы. Выбор системы  налогообложения полностью зависит  от субъекта предпринимательства. Упрощенной системе налогообложения соответствуют упрощение учета и отчетности, замена совокупности налогов и сборов единым налогом.

 

 

 

Список литературы

 
1. Балацкий Е. Точки Лаффера и их экономическая оценка // Экономика и жизнь. – 1997. – №12.– С.85-94.

2. Булатов А.С. // Экономика 2-е издание переработанное и дополненное. – 
М.: БЭК. – 1997. – С. 500-529.

3. Закон РСФСР «Об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства» от 29 декабря. №222–ФЗ. 
4. Кашин В.А. Налоговая система и оздоровление национальной экономики / Финансы. – 1998. – №8. –С.23-26.

5. Киров Е.А. Методология определения налоговой нагрузки на хозяйствующие субъекты // Финансы. –1998. – №9. –С.30-32.

6. Крутик А.Б. Горенбургов М.А. Малое предпринимательство и бизнес- 
коммуникации / А.Б. Крутик. – Санкт-Петербург: Бизнес-пресса, 1988. – 420 с.

7. Лапуста М.Г. Старостин Ю.Л. Малое предпринимательство / М.Г. Лапуста. – М.:ИНФРА-М, 1998. – 314 с.

8. Литвинин М. И. Налоговая нагрузка и экономические интересы 
предприятий // Финансы. – 1998. –№5. – С.29-31.

9. Налоги и налогообложение // Под ред. Русаковой И.Г., Кашина В.А. – М.: Финансы, 1998. – 321 с.

10. Налоговый Кодекс. Часть первая. Принят Государственной Думой 16 июля 1998г.

11. Подпорин Ю.Р. Об упрощенной системе налогообложения, учета и 
отчетности субъектов малого предпринимательства // Финансовая Россия. – 1998. – №9. – С.32-41.

12. Постановление Правительства РСФСР «О мерах поддержке малых предприятий в РСФСР» от 18 июля 1991г. № 406. 
13. Рассказов А.В. Влияние налогового кодекса на развитие малого 
предпринимательства // Бизнес и политика. – 1998. – №5-6. – С.20-25. 
14. Торкановский Е.М. Организационно-правовые меры развития малого бизнеса в России // Бизнес и политика. – 1998. – №3-4. – С. 53-56.

15. Финансовое право / Под ред. Химичева Н.И. – М.:БЕК, 1996. – С. 247-284.

16. Финансовый менеджмент // Под ред. Стояновой Е.С. –М.: Перспектива. – 1997. – С. 511-528.

17. Фомина О.Л. Налогообложение прибыли (доходов) юридических лиц // Хозяйственное право. – 1998. – №10. – С.82-87.


Информация о работе Налогообложение субъектов малого предпринимательства