Налогообложение субъектов малого предпринимательства

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Октября 2013 в 09:07, курсовая работа

Описание работы

Целью данной курсовой работы является изучение налогообложения субъектов малого предпринимательства. Для достижения поставленной цели выделяются следующие задачи:
1) изучение понятий малое предпринимательство, субъекты малого предпринимательства, налогообложение;
2) рассмотрение типов субъектов малого предпринимательства, а также их особенностей;

Содержание

Введение 3
1. Субъекты малого предпринимательства 5
1.1. Понятие субъектов малого предпринимательства 5
1.2. Физические лица как субъекты малого предпринимательства 7
1.3. Юридические лица как субъекты малого предпринимательства 8
1.4. Преимущества и недостатки субъектов малого предпринимательства 10
2. Налогообложение субъектов малого предпринимательства 13
2.1. Действующее законодательство при налогообложении субъектов малого предпринимательства 14
2.2. Упрощенная система налогообложения 17
2.3. Функции налогообложения субъектов малого предпринимательства 19
2.4. Принципы налогообложения субъектов малого предпринимательства 20
2.5. Методология определения налоговой нагрузки 25
Заключение 28
Список литературы 29

Работа содержит 1 файл

Субъекты малого предприним.doc

— 134.50 Кб (Скачать)

Одним из основных факторов, стоящих на пути успешного развития малого предпринимательства, является действующая система налогообложения, учета и отчетности.

Экономической базой  налогов являются конкретные носители стоимости: аренда, капитал, доходы от продаж и заработная плата. На их основе и исходя из их денежного эквивалента определяется разнообразие налоговых форм:

– налоги на доходы от продаж (налог с оборота, налог на добавленную стоимость, налог с продаж);

– налоги с имущества (налог на наследства и дарения, налог на недвижимость);

– налоги на потребление (подоходный налог с граждан, акцизы);

– налоги на капитал (налог с корпораций, налог на доходы от ценных бумаг, промысловый налог). Эти налоги составляют фундамент любой налоговой системы. Налоговая система определяется как совокупность налогов, сборов, пошлин и других обязательных платежей в бюджет, осуществляемых плательщиками в порядке и на условиях, определяемых законодательными актами.

 

2.1. Действующее законодательство  при налогообложении субъектов  малого предпринимательства

 

 

Законодательство о  налогах и сборах состоит из Налогового кодекса РФ и принятых в соответствии с ним федеральных и региональных законов и иных нормативных правовых актов о налогах и сборах. Налоговый  кодекс РФ устанавливает виды налогов  и сборов, права и обязанности налогоплательщиков и налоговых органов, формы и методы налогового контроля, ответственность за совершение налоговых правонарушений, порядок обжалования актов налоговых органов и действий (бездействия) и их должностных лиц.

К основным налогам, уплачиваемым субъектами малого предпринимательства, можно отнести следующие:

– налог на прибыль предприятий и организаций;

– налог на добавленную стоимость;

– налог на имущество предприятий;

– налог на доходы физических лиц;

– единый социальный налог (взнос);

– налог с продаж.

С 1 января 2002 года вступает в действие глава 25 второй части  Налогового кодекса РФ, определяющая порядок исчисления и уплаты налога на прибыль предприятий и организаций. В соответствии с данной главой ставка по налогу на прибыль снижена с 35 до 24 процентов. Предприниматели получили право уменьшать налогооблагаемый доход на дополнительные виды внереализационных и представительских расходов. При этом Налоговый кодекс РФ содержит достаточно полный перечень расходов, относимых к представительским, но устанавливает, что они включаются в состав расходов в размере, не превышающем 4 процента от расходов налогоплательщика на оплату труда за отчетный (налоговый) период.

Основными особенностями для субъектов  малого предпринимательства действующей в настоящее время главы 21 второй части Налогового кодекса РФ являются введение ежемесячной отчетности и включение в состав плательщиков НДС индивидуальных предпринимателей. Одновременно необходимо отметить, что организации и индивидуальные предприниматели имеют право на освобождение от НДС, если за три предшествующих последовательных календарных месяца сумма выручки от реализации товаров (работ, услуг) без учета НДС и налога с продаж не превысила в совокупности 1 миллион рублей. Лица, претендующие на освобождение от НДС, должны представить соответствующее письменное заявление и документы, подтверждающие право на такое освобождение, в налоговый орган по месту своего учета не позднее 20-го числа месяца, начиная с которого эти лица претендуют на освобождение от НДС. Освобождение производится на двенадцать календарных месяцев, по истечении которых организации и индивидуальные предприниматели повторно представляют в налоговые органы вышеуказанные письменное заявление и документы.

Говоря о налоге на доходы физических лиц (подоходный налог), необходимо отметить, что в настоящее время действует единая ставка налога – 13 процентов. При этом выигрыши в лотереях и казино, призы, получаемые в конкурсах, играх и других мероприятиях, проводимых в рекламных целях, доходы от высокопроцентных вкладов в банках, а также некоторые другие доходы облагаются по ставке 35 процентов. Кроме того, введено понятие материальной выгоды, к которой отнесены экономия на процентах за пользование налогоплательщиком заемными (кредитными) средствами; льготное приобретение товаров (работ, услуг) в соответствии с гражданско-правовым договором у лиц, являющихся взаимозависимыми по отношению к налогоплательщику; приобретение ценных бумаг по цене ниже рыночной.

Другой особенностью исчисления налога на доходы физических лиц является то, что датой фактического получения налогоплательщиком дохода в виде оплаты труда (и соответственно датой возникновения обязанности по уплате налога) признается не день его реальной выплаты, а последний день месяца, за который доход был начислен. Положительным изменением порядка уплаты налога на доходы физических лиц по сравнению с ранее действовавшим законом является введение возможности уменьшать налогооблагаемый доход на расходы, связанные с лечением и обучением (но не более, чем на 25000 рублей).

Для доходов, начисленных  работодателями, производящими выплаты  наемным работникам, датой получения доходов (как при взимании налога на доходы физических лиц) является день начисления доходов и иных вознаграждений в пользу работника. Для доходов от предпринимательской либо иной профессиональной деятельности, а также связанных с этой деятельностью иных доходов – день фактического получения соответствующего дохода.

 

2.2. Упрощенная система налогообложения

 

 

Кроме традиционной системы  налогообложения, субъекты малого предпринимательства, осуществляющие свою деятельность на территории России, вправе применять упрощенную систему налогообложения, учета и отчетности, которая, имея ряд положительных сторон содержит и ряд существенных недостатков. Говоря о положительных сторонах, следует отметить упрощение учета и отчетности, замену совокупности налогов и сборов единым налогом.

К недостаткам относят  следующие моменты:

а) применение системы ограничено по численности и выручке (предприятие обязано быть готовым к возвращению к общепринятой системе налогообложения, что заставляет вести кроме упрощенного учета еще и обычный учет);

б) система не содержит механизма решения проблемы уплаты НДС предприятиями, закупающими продукцию (работы, услуги) у субъектов малого предпринимательства.

Порядок применения упрощенной системы регулируется Федеральным  законом от 29.12.95 № 222-ФЗ “Об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства” и Законом г.Москвы от 16.10.96 № 29 “О порядке налогообложения субъектов малого предпринимательства, применяющих упрощенную систему налогообложения, учета и отчетности”.

Данная упрощенная система налогообложения действует при условиях:

1) среднесписочная численность работников достигает до 15 человек;

2) ежеквартальная выручка  от реализации товаров (работ, услуг) не превышает 5000 минимальных заработанных плат.

Ставка налога по упрощенной системе налогообложения — 10% от валовой выручки. Как известно, валовой выручкой является выручка от реализации продукции (работ, услуг), иного имущества и доходов от внереализационных операций без учета внереализационных расходов. Для предприятий и предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения по их заявлению, сохраняется общий порядок уплаты следующих налогов и сборов:

— акцизов;

— налога на доходы (для предприятий);

— налогов, пошлин и сборов, взимаемых таможенными органами при ввозе товаров в РБ, включая НДС и акцизы;

— экологического налога;

— госпошлин;

— оплаты лицензий;

— взносов на государственное  и социальное страхование;

— налога на приобретение автомашин (перед их регистрацией в ГАИ).

Налогоплательщики при  упрощенной системе должны купить в  налоговом органе патент. Уплата налога производится поквартально. Отчеты подаются до 20 числа, а платежи производятся до 22 числа месяца, следующего за кварталом.

 

 

2.3. Функции налогообложения субъектов малого предпринимательства

 

 

Сущность и свойства налогообложения проявляются в  его функциях. Многие ученые выделяют распределительную, фискальную, регулирующую и контрольную функции, оказывающие влияние на систему налогообложения субъектов малого предпринимательства.

Посредством фискальной функции реализуется главное  предназначение налогов: формирование доходов бюджетной системы и  удовлетворение общенациональных необходимых  потребностей.

Распределительная (социальная) функция состоит в перераспределении общественных доходов между различными категориями населения. Ярким примером реализации этой функции являются акцизы, устанавливаемые на отдельные виды товаров и в первую очередь роскоши, а также механизмы прогрессивного обложения.

Благодаря контрольной функции оценивается эффективность налогового механизма, обеспечивается контроль за финансово-хозяйственной деятельностью организаций и граждан, а также за источниками доходов и расходами. Через контрольную функцию налогообложения выявляется необходимость внесения изменений в налоговую систему и бюджетную политику.

Регулирующая функция  направлена в первую очередь на достижение посредством налоговых механизмов тех или иных задач налоговой  политики государства. В рамках данной функции иногда выделяют:

– стимулирующую подфункцию, направленную на поддержку тех или иных экономических процессов (реализуется через систему льгот и освобождений);

– дестимулирующую подфункцию, направленную на установление через налоговое бремя препятствий для развития каких-либо экономических процессов (реализуется, например, посредством протекционистской политики);

– воспроизводственную подфункцию, предназначенную для аккумуляции средств на восстановление используемых ресурсов (например, отчисления на воспроизводство минерально-сырьевой базы, плата за воду).

 

2.4. Принципы налогообложения субъектов  малого предпринимательства

 

 

При описании принципов  налогообложения отталкиваются от проявляющейся на практике способности налогов менять действительного субъекта налогового платежа. Устанавливая какой-либо новый налог, или изменяя его, или повышая существующий, необходимо считаться с тем, на кого в действительности ляжет налог.

Проблема переложения  налогов непосредственно связана  с другим специфическим свойством  налогообложения — налоговой диффузией. Налоговая диффузия (или распределение налогового бремени) – это понятие, характеризующее раскладку (или распыление) элементов структуры налогового потенциала по плательщикам, отраслям, территориям, а также по разным источникам их уплаты.

Степень переложения  налогового гнета на конечного потребителя  зависит, прежде всего, от соотношения  долей в составе налоговой  системы государства двух основных групп — прямых и косвенных  налогов. Именно косвенные налоги являются самыми перелагаемыми, поскольку они являются прямыми надбавками к ценам. Классическое требование к соотношению систем косвенного и прямого налогообложения таково, что фискальную задачу выполняют преимущественно косвенные налоги, а на прямые налоги возложена роль экономического регулятора доходов корпораций и граждан.

Построение концепции  налоговой системы государства, ориентированной на предельно допустимую величину налогового изъятия, требует  знаний фундаментальных принципов  налогообложения. Такие принципы названы еще Ф. Кенэ в XVII в., позже они были систематизированы А. Смитом и Н. Тургеневым, а еще спустя почти столетие развиты и дополнены А. Вагнером. В настоящее время эти принципы получили название "золотых правил" налогообложения.

В научной литературе предлагаются различные классификации принципов построения налоговых систем. Так, А. Брызгалин, учитывая многоаспектность содержания налогов, их комплексный характер и  
неоднозначную природу, выделяет три системы принципов, каждая из которых соответствует своей сфере налоговых отношений:

1. экономические принципы налогообложения,

2. юридические принципы налогообложения,

3. организационные принципы  налоговой системы.

Рассматривая экономические принципы налогообложения, отметим, что здесь выделяют:

– принцип справедливости;

– принцип соразмерности;

– принцип максимального учета интересов и возможностей налогоплательщиков;

– принцип экономичности (эффективности).

К юридическим принципам налогообложения (или принципам налогового права) относят:

– принцип равного налогового бремени (нейтральности, универсализации);

– принцип установления налогов законами;

– принцип отрицания обратной силы налоговых законов;

– принцип приоритета налоговых законов над неналоговыми;

– принцип всех элементов налога в налоговом законе;

– принцип сочетания интересов государства, регионов и налогоплательщиков.

Говоря об организационных принципах налоговой системы, традиционно выделяют:

– принцип единства;

– принцип подвижности (эластичности);

– принцип стабильности;

Информация о работе Налогообложение субъектов малого предпринимательства