Налогообложение субъектов малого предпринимательства

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Октября 2013 в 09:07, курсовая работа

Описание работы

Целью данной курсовой работы является изучение налогообложения субъектов малого предпринимательства. Для достижения поставленной цели выделяются следующие задачи:
1) изучение понятий малое предпринимательство, субъекты малого предпринимательства, налогообложение;
2) рассмотрение типов субъектов малого предпринимательства, а также их особенностей;

Содержание

Введение 3
1. Субъекты малого предпринимательства 5
1.1. Понятие субъектов малого предпринимательства 5
1.2. Физические лица как субъекты малого предпринимательства 7
1.3. Юридические лица как субъекты малого предпринимательства 8
1.4. Преимущества и недостатки субъектов малого предпринимательства 10
2. Налогообложение субъектов малого предпринимательства 13
2.1. Действующее законодательство при налогообложении субъектов малого предпринимательства 14
2.2. Упрощенная система налогообложения 17
2.3. Функции налогообложения субъектов малого предпринимательства 19
2.4. Принципы налогообложения субъектов малого предпринимательства 20
2.5. Методология определения налоговой нагрузки 25
Заключение 28
Список литературы 29

Работа содержит 1 файл

Субъекты малого предприним.doc

— 134.50 Кб (Скачать)

Министерство  образования Российской Федерации

Красноярский государственный  аграрный университет

 

Экономический университет

Кафедра «Финансы и кредит»

 

 

 

 

 

 

 

Курсовая работа

Тема: «Налогообложение субъектов малого предпринимательства»

 

 

 

 

                                                                                   Выполнил:       

                                                                                   группы № 

                                                                                 

                                                                                    Проверил:

 

 

 

 

 

 

                                              Красноярск 2008

Содержание

 

 

Введение

 

Малое предпринимательство  играет важную роль в решении экономических  и социальных задач в любой  стране. В странах с развитой рыночной экономикой малое предпринимательство оказывает существенное влияние на развитие народного хозяйства, решение социальных проблем и увеличение численности занятых работников.

Для экономики России развитие малого предпринимательства является важным в силу следующих причин: оно создает рабочие места и обеспечивает доход для значительной части населения; насыщает рынок товарами и услугами; способствует формированию среднего класса, что необходимо для создания стабильного спроса в экономике и поддержания высоких темпов экономического роста.

Особую значимость с  позиции стимулирования развития малого предпринимательства имеет система налогообложения, являющаяся одной из острых проблем в его деятельности и взаимоотношениях с государством.

Целью данной курсовой работы является изучение налогообложения субъектов малого предпринимательства. Для достижения поставленной цели выделяются следующие задачи:

1) изучение понятий малое предпринимательство, субъекты малого предпринимательства, налогообложение;

2) рассмотрение типов субъектов малого предпринимательства, а также их особенностей;

3) анализ действующего законодательства при налогообложении субъектов малого предпринимательства;

4) изучение упрощенной системы налогообложения;

5) выявление принципов и функций  налогообложения.

Данная тема является актуальной в  силу того, что на сегодняшний день малое предпринимательство постоянно развивается, открываются все больше субъектов малого предпринимательства, занимающихся современными и прогрессивными технологиями, продуктами, товарами и услугами. Для их успешного функционирования и получения максимальной прибыли, развития бизнеса в дальнейшем необходимо четко следовать системе налогообложения, существующей в Российской Федерации.  

 

1. Субъекты малого предпринимательства

1.1. Понятие субъектов малого предпринимательства

 

 

Под малым предпринимательством понимают предпринимательскую деятельность, осуществляемую субъектами рыночной экономики при определенных, установленных законами, государственными органами критериях. Основным критерием, на основе которого предприятия  
относятся к субъектам малого предпринимательства, является в первую очередь средняя численность работников, занятых за отчетный период на предприятии.

Общими критериями, на основе которых субъекты хозяйственной 
деятельности относятся к субъектам малого предпринимательства, являются численность персонала (занятых работников), размер уставного капитала, величина активов, объем оборота (прибыли, дохода).

В российской практике существование  малого предпринимательства было разрешено в 1988 году. В этот период к числу малых отнесли государственные предприятия, на которых среднее число ежегодно занятых не превышало 100 человек.

В соответствии с Федеральным  законом Российской Федерации «О 
государственной поддержке малого предпринимательства в Российской 
Федерации» от 14 июня 1995 года № 88-ФЗ под субъектами малого 
предпринимательства понимаются коммерческие организации, в уставном 
капитале которых доля участия Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, общественных и религиозных организаций (объединений), благотворительных и иных фондов не превышает 25%, доля, принадлежащая одному или нескольким юридическим лицам, не являющимся субъектами малого предпринимательства, не превышает 25% и в которых средняя численность работников за отчетный период не превышает предельных уровней:

в промышленности – 100 человек;

в строительстве – 100 человек;

на транспорте – 100 человек;

в сельском хозяйстве – 60 человек;

в научно-технической сфере – 60 человек;

в оптовой торговле – 50 человек;

в розничной торговле и бытовом  обслуживании населения – 30 человек;

в остальных отраслях и при осуществлении  других видов 
деятельности – 50 человек.

В Федеральном Законе РФ «О государственной  поддержке малого 
предпринимательства в Российской Федерации» установлено, что под субъектами малого предпринимательства понимаются также физические лица, занимающиеся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.2. Физические лица как субъекты  малого предпринимательства

 

 

Субъектами малого предпринимательства  могут быть физические (граждане) и юридические лица. Право физических лиц заниматься предпринимательской деятельностью установлено Конституцией Российской Федерации, гражданским законодательством. Гражданин вправе заниматься предпринимательской деятельностью без образования юридического лица с момента государственной регистрации в качестве индивидуального  предпринимателя.

Чтобы физическое лицо стало по закону индивидуальным 
предпринимателем, оно должно зарегистрироваться и получить 
соответствующее свидетельство. Индивидуальный предприниматель должен стать на учет в налоговом органе по месту своей 
регистрации — месту своего постоянного жительства, а также 
зарегистрироваться у уполномоченных Пенсионного Фонда РФ, Фондов 
обязательного медицинского страхования, социального страхования.  
При постановке на учет в налоговом органе предприниматель должен 
выбрать систему налогообложения, учета и отчетности и указать, что будет 
привлекать работников на основе договоров гражданско-правового характера.

Для осуществления предпринимательской  деятельности индивидуальный предприниматель в любой кредитной организации (банке) может открыть расчетный, текущий, ссудный, депозитный, валютный счет. 
Индивидуальный предприниматель обязан представить для регистрации 
налоговому органу Книгу учета доходов и расходов, в которой указываются следующие реквизиты: фамилия, имя, отчество индивидуального предпринимателя; вид осуществляемой деятельности; местонахождение (адрес постоянного места жительства); номер расчетного и иных счетов, открытых предпринимателем в банковских организациях.

 

1.3. Юридические лица как субъекты  малого предпринимательства

 

 

Юридические лица, являющиеся коммерческими организациями, могут создаваться в форме хозяйственных товариществ и обществ, производственных кооперативов, государственных и муниципальных унитарных предприятии.

Основными организационно-правовыми  формами субъектов малого 
предпринимательства являются хозяйственные товарищества и общества: полные товарищества, коммандитные товарищества, общества с ограниченной ответственностью, открытые и закрытые акционерные общества.

Полным товариществом  признается товарищество, участники  которого (полные товарищи) в соответствии с заключенным между ними договором занимаются предпринимательской деятельностью от имени товарищества и несут ответственность по его обязательствам принадлежащим им имуществом (ст. 69 ГК РФ). Одно лицо может быть 
участником только одного полного товарищества.

Коммандитным товариществом признается товарищество, в 
котором наряду с участниками, осуществляющими от имени товарищества 
предпринимательскую деятельность, имеется один или несколько участников вкладчиков (коммандитистов), которые несут риск убытков, связанных с деятельностью товарищества, в пределах сумм внесенных ими вкладов и не принимают участия в осуществлении товариществом предпринимательской деятельности.

Обществом с ограниченной ответственностью (ООО) признается учрежденное одним или несколькими лицами общество, уставный капитал которого разделен на доли определенных учредительными документами размеров; участники общества с ограниченной ответственностью не отвечают по его обязательствам и несут риск убытков, связанных с деятельностью общества, в пределах стоимости внесенных ими вкладов. Учредительными документами ООО являются учредительный договор, подписанный его учредителями, и утвержденный ими устав. Важное значение для успешного функционирования ООО имеет формирование уставного капитала, он определяет минимальный размер имущества общества, гарантирующего интересы кредиторов.

Акционерным обществом (АО) признается коммерческая организация, уставный капитал которой разделен на определенное число акций, удовлетворяющих обязательственные права участников общества (акционеров) по отношению к обществу. АО может быть создано путем учреждения вновь и путем реорганизации существующего юридического лица (слияния, присоединения, разделения, выделения, преобразования) в соответствии с Федеральным законом «Об акционерных обществах» от 26 декабря 1995 г. № 208ФЗ и ГК РФ. Число учредителей открытого АО не ограничено, а закрытого АО не может превышать 50 чел.

В соответствии с законодательством  акционерное общество может быть открытым и закрытым, что должно отражаться в уставе АО и фирменном наименовании. Открытое АО имеет право проводить открытую подписку на выпускаемые им акции и осуществлять их свободную продажу в соответствии с Федеральным законом РФ об АО, ГК РФ (ст. 99) и иными нормативными актами РФ. Закрытым акционерным обществом признается общество, акции которого распределяются только среди 
его учредителей или иного, заранее определенного круга лиц. При учреждении акционерного общества его акции должны быть размещены среди учредителей. Все акции общества являются именными.  
Высшим органом управления акционерного общества является общее 
собрание акционеров, которое должно проводиться ежегодно.  

1.4. Преимущества и недостатки  субъектов малого предпринимательства

 

 

Субъекты малого предпринимательства  как субъекты рыночной экономики  имеют как преимущества, так и  недостатки. Анализируя зарубежный и  отечественный опыт развития малого предпринимательства, можно указать на следующие его преимущества: более быстрая адаптация к местным условиям хозяйствования; большая независимость действий субъектов малого предпринимательства; гибкость и оперативность в принятии и выполнении принимаемых решений; относительно невысокие расходы, особенно затраты на управление; большая возможность для индивидуума реализовать свои идеи, проявить свои способности; более низкая потребность в капитале и способность быстро вводить изменения в продукцию и производство в ответ на требования местных рынков; относительно более высокая оборачиваемость собственного капитала и др. Собственники малых предприятий более склонны к сбережениям и инвестированию, у них всегда высокий уровень личной мотивации в достижении успеха, что положительно сказывается в целом на деятельности предприятия. Субъекты малого предпринимательства лучше знают уровень спроса на местных (локальных) рынках, часто товары производят по заказу конкретных потребителей, дают средства к существованию большему количеству люден, чем крупные предприятия, тем самым содействуют подготовке профессиональных работников и распространению практических знаний.

В то же время субъектам  малого предпринимательства свойственны  и определенные недостатки, среди которых следует выделить самые существенные:

– более высок уровень риска, поэтому высокая степень неустойчивости положения на рынке;

– зависимость от крупных компаний;

– недостатки в управлении делом;

– слабая компетентность руководителей;

– повышенная чувствительность к изменениям условий хозяйствования;

– трудности привлечении дополнительных финансовых средств и получении кредитов;

– неуверенность и осторожность хозяйствующих партнеров при заключении договоров.

Конечно, недостатки в  деятельности субъектов малого 
предпринимательства определяются как внутренними, так и внешними причинами, условиями функционирования малых предприятий. 
Как показывает опыт, большинство неудач малых фирм связано с 
менеджерской неопытностью или профессиональной некомпетентностью 
собственников малых и средних предприятий. Несмотря на трудности, малое предпринимательство развивается, набирает темпы роста, решая экономические, социальные, научно-технические проблемы. Как правило, развитие малого предпринимательства является условием решения следующих проблем:

1) формирование конкурентных, цивилизованных рыночных отношений, способствующих лучшему удовлетворению потребностей населения и общества;

2) расширение ассортимента и повышение качества товаров, работ, услуг. Стремясь к удовлетворению запросов потребителей, малый бизнес способствует повышению качества товаров, работ, услуг и культуры обслуживания;

3) приближение производства товаров и услуг к конкретным потребителям.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Налогообложение субъектов малого  предпринимательства 

 

Малое предпринимательство способно решить  
множество проблем в сегодняшней рыночной экономике. Это и создание условий для трудоустройства рабочей силы, и ускорение научно-технического прогресса и расширение производства потребительских товаров, а также обеспечение стабильных поступлений денежных средств в бюджеты всех уровней. В некоторых субъектах федерации налоги с субъектов малого предпринимательства достигают половины доходов бюджета. При достаточно расширенной налоговой базе среди 
малых предприятий можно добиться значительного наполнения бюджета.

Важно рассмотреть понятие «налогообложение». Под налогообложением понимают законодательно установленный порядок взимания налогов. Объектом налогообложения  является: прибыль (доход), стоимость  определенных товаров; стоимость, добавленная обработкой; имущество юридических и физических лиц; передача имущества (дарение, продажа, наследование); операции с ценными бумагами; отдельные виды деятельности и другие объекты.

Информация о работе Налогообложение субъектов малого предпринимательства