Налогообложение природопользования

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2013 в 20:04, курсовая работа

Описание работы

В целях упрощения налоговой системы, сокращения общего числа налогов и обязательных платежей, снижения налоговой нагрузки, а также соблюдения баланса интересов государства и налогоплательщиков законодательными и исполнительными органами власти ведется работа по совершенствованию налогового законодательства РФ, главным образом посредством доработки Налогового кодекса РФ (НК РФ, Кодекс).

Работа содержит 1 файл

Soderzhanie.docx

— 73.06 Кб (Скачать)

      В 2009 году на реализацию мероприятий программы из республиканского бюджета выделено 1,4 млн. руб., на выполнение работ по развитию сети особо охраняемых природных территорий направлено 700,0 тыс. руб. Реализация программы позволит повысить эффективность ведения лесного хозяйства в Чувашской Республике.

В Чувашской Республике водные объекты используются в основном для питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, сброса сточных вод, добычи полезных ископаемых и рекреации.

В 2011 году использовано воды в объеме 111,9 млн. куб. метров. По сравнению  с 2010 годом использование воды уменьшилось  на 9,8 млн. куб. метров за счет внедрения водосберегающих технологий (см. Приложение 2).

В поверхностные водные объекты  в 2011 году сброшено сточных вод в  объеме 85,5 млн. куб. метров, в том  числе загрязненных – 10,3 млн. куб. метров. По сравнению с 2010 годом общий  объем сброшенных в поверхностные  водные объекты сточных вод изменился  незначительно (85,9 млн. куб. метров), при  этом уменьшился объем сброса загрязненных сточных вод на 74,4 млн. куб. метров за счет осуществления организациями  ресурсосберегающих мероприятий.

   За третий квартал  2012 года Государственной службой  Чувашской Республики по охране, контролю и регулированию использования  объектов животного мира и  среды их обитания проведены  8 плановых и 1 внеплановая проверка, 1079 рейдов по надзору за соблюдением  законодательства в области охраны, воспроизводства и использования  объектов животного мира.

Общая сумма государственной  пошлины за выдачу разрешений на добычу охотничьих ресурсов и сборов за пользование  объектами животного мира составила 1794,72 тыс. рублей. 

         Начиная 1 июля 2011 год в установленном порядке 10985 гражданам выданы охотничьи билеты единого федерального образца, сведения о которых внесены в государственный охотхозяйственный реестр.

      В Чувашии за 11 месяцев 2012 года в бюджеты всех уровней поступило около 29,5 млрд рублей налогов, что на 18,4% превышает аналогичный показатель прошлого года.  По данным ведомства, в федеральный бюджет собрано 10 млрд рублей налогов, что на 24,5% больше, чем в январе-ноябре 2011 года.

      Налоговые доходы республиканского бюджета составили 14,8 млрд рублей. По сравнению с аналогичным периодом прошлого года поступления возросли на 14,4%.

      Местные бюджеты обеспечены налогами на сумму 4,7 млрд. рублей. Рост поступлений составил 119,1%.

      По данным Минфина, поступление налогов на добычу полезных ископаемых в федеральный бюджет на 2012 год прогнозируется в сумме 2 трлн 87,386 млрд рублей (3,56% к ВВП), в том числе по нефти — 1 триллион 779,651 млрд рублей; по горючему природному газу- 275,837 млрд рублей; по газовому конденсату — 11,176 млрд рублей; по прочим полезным ископаемым — 13,465 млрд рублей; по нефти, добываемой на континентальном шельфе РФ, — 7,257 млрд рублей.

Таблица 2

Отчисление и поступление налогов, сборов и регулярных платежей за пользование природными ресурсами в бюджетную систему РФ

 

Начислено к уплате в текущем  году

Поступило налогов, сборов, иных обязательных платежей в доходы:

федерального бюджета

консолидированного бюджета  субъекта РФ (включая данные графы 3 по строкам 3300, 3400 и 3500) (гр.3>или=гр.4)

из графы 3 - поступило в  доходы местных бюджетов (включая  данные графы 4 по строкам 3300, 3400 и 3500)

НАЛОГИ, СБОРЫ И РЕГУЛЯРНЫЕ ПЛАТЕЖИ  ЗА ПОЛЬЗОВАНИЕ ПРИРОДНЫМИ РЕСУРСАМИ (1730+1790+1810+1820)

27 193

3 258

23 484

23 484

Налог на добычу полезных ископаемых (1740+1760+1770+1780+1785+1788)

23 571

64

23 416

23 416

в том числе:

       

Налог на добычу полезных ископаемых в виде углеводородного сырья (1745+1750+1755)

0

0

XXX

XXX

из него:

       

нефть

0

0

XXX

XXX

газ горючий природный из всех видов  месторождений углеводородного  сырья

0

0

XXX

XXX

газовый конденсат из всех видов  месторождений углеводородного  сырья

0

0

XXX

XXX

Налог на добычу общераспространенных полезных ископаемых

23 400

XXX

23 320

23 320

Налог на добычу прочих полезных ископаемых (за исключением полезных ископаемых в виде природных алмазов)

171

64

96

96

Налог на добычу полезных ископаемых на континентальном шельфе РФ, в исключительной экономической зоне РФ, при добыче полезных ископаемых из недр за пределами территории РФ

0

0

XXX

XXX

Налог на добычу полезных ископаемых в виде природных алмазов

0

XXX

0

0

Налог на добычу полезных ископаемых в виде угля

0

0

0

0

Регулярные платежи за добычу полезных ископаемых (роялти) при выполнении соглашений о разделе продукции (1795+1800+1805)

0

0

0

0

в том числе:

       

Регулярные платежи за добычу полезных ископаемых (роялти) при выполнении соглашений о разделе продукции  в виде углеводородного сырья (газ  горючий природный)

0

0

XXX

XXX

Регулярные платежи за добычу полезных ископаемых (роялти) при выполнении соглашений о разделе продукции  в виде углеводородного сырья, за исключением газа горючего природного

0

0

0

0

Регулярные платежи за добычу полезных ископаемых (роялти) на континентальном  шельфе РФ, в исключительной экономической зоне РФ, за пределами территории РФ при выполнении соглашений о разделе продукции

0

0

XXX

XXX

Водный налог

3 559

3 189

XXX

XXX

Сборы за пользование объектами  животного мира и за пользование  объектами водных биологических ресурсов (1825+1830+1835)

63

5

68

68

в том числе:

       

Сбор за пользование объектами  животного мира

43

XXX

49

49

Сбор за пользование объектами  водных биологических ресурсов (исключая внутренние водные объекты)

0

0

0

0

Сбор за пользование объектами  водных биологических ресурсов (по внутренним водным объектам)

20

5

19

19


 

Таблица 3

Поступления по видам налогов  в консолидированный бюджет РФ за январь-октябрь 2011-2012 гг.

 
 
 

Виды налогов

Январь-октябрь, млрд. руб.

2011

2012

темп,%

НДПИ

1 666,0

2 048,2

122,9

Налог на прибыль

1 966,4

2 032,0

103,3

НДФЛ

1 534,2

1 748,9

114,0

НДС

1 485,1

1 602,9

107,9

Имущественные налоги

595,7

698,3

117,2

акцизы

502,1

645,5

128,6




 

      Поступление НДПИ в федеральный бюджет РФ на 2013 год прогнозируется в сумме 2 трлн 205,510 млрд рублей (3,4% к ВВП), что на 118,124 млрд рублей, или на 5,7% больше суммы, планируемой на 2012 год.

 

 

3. Совершенствование  системы администрирования природоресурсных  платежей в РФ

    Необходимость совершенствования финансовых отношений в сфере природопользования стала в последнее время особенно актуальной. И это связано не только с более ясным пониманием ограниченности (невозобновляемости) многих видов природных ресурсов, но и с увеличением их экономической ценности, выражаемой в возможности получения дополнительного дохода при их эксплуатации, т.е. рентного дохода, который прямо не связан с предпринимательской деятельностью, а обусловлен естественными (природными) свойствами ресурсов.

      В настоящее время заметно активизировалась деятельность законодательных и исполнительных органов власти, а также непосредственных природопользователей по совершенствованию экономических отношений в сфере природопользования посредством предложений по корректировке сложившейся системы налогов и сборов.      Необходимость данных действий обусловлена, в частности, следующими причинами:

- увеличение экономической  ценности ресурсов, что дает основания  для существенного изменения  уровня платности за их эксплуатацию;

- ограниченность (невозобновляемость  либо уязвимость) многих видов  природных ресурсов, что должно  стимулировать их рациональное  использование с целью обеспечения  экологической и экономической  безопасности страны;

- создание равных условий  хозяйствования в сфере экономики  природопользования, чего можно  добиться только учетом при  налогообложении разных эколого-географических  и экономико-геологических факторов, влияющих на финансовые результаты  деятельности хозяйствующих субъектов.

      В настоящее время в РФ практически не решена одна из основных проблем в сфере природопользования - получение государством рентных доходов. Другими словами фактически отсутствует эффективная система рентных платежей. Сейчас государство, формально являясь собственником природных ресурсов, недополучает весьма значительную часть ресурсной ренты и поэтому крайне неэффективно выполняет основную роль их собственника. При этом для получения ренты оно использует не подходящие для этого способы, в частности, такие как специальные налоги и сборы, вывозная таможенная пошлина и государственное участие в ресурсодобывающих предприятиях. Поэтому необходимо создание отдельной системы рентных платежей учитывающей как экономические, так и экологические (природные, геологогеографические факторы).

      Опыт многих государств  показывает, что механизмы взимания  налогов достаточно разнообразны. С учетом специфических особенностей  России нами могут быть заимствованы  различные элементы налоговых  систем, применяемых в странах  с развитой рыночной экономикой, или неналоговые методы изъятия  рентных доходов (например, договора  о разделе продукции), используемые  в странах с формирующимися  рыночными отношениями.

      Анализ зарубежных  налоговых инструментов показывает, что существует два основных  типа платежей. Во-первых, платежи  за природные ресурсы, предназначенные  для перераспределения (изъятия)  ренты, возникающей у пользователей  природных ресурсов в процессе  их эксплуатации. При их определении  исходят из величины рентного  дохода и ориентируются на  ту его долю, которая должна  быть изъята у пользователя  природного объекта.

Во-вторых, платежи, направленные на поддержание  существующей системы управления природопользованием. Они являются инструментом сбора  средств, необходимых для покрытия административных расходов по контролю за эксплуатацией природных ресурсов и некоторых инфраструктурных затрат (всевозможые лицензионные сборы  и т.п.). Дополнительные платежи взимаются  за услуги, связанные с оценкой  природных ресурсов (лабораторный анализ, геологические и топографические исследования территорий, регистрация и сертификация документов и т.д.). Эти платежи идут не в общий, а в специальный фонд, предназначенный для улучшения качества соответствующих услуг. Как уже отмечалось, при перераспределении ренты в зарубежной практике предпочтение отдается налогам, взимаемым непосредственно с пользователей природных ресурсов, то есть прямым способом.

      Система  платежей за природные ресурсы  может обеспечивать либо изъятие  доходов рентного происхождения  с целью передачи их от пользователя  к собственнику, либо так называемую  административную плату, то есть  покрытие расходов на контроль  за использованием природных  ресурсов, оформление их передачи  собственнику и т.д. В первом  случае речь идет о налогах  на природные ресурсы, а во  втором, -о плате за предоставление  лицензии или налоге на недвижимость.

      Целесообразно при  выборе отечественной концепции  платного природопользования отдать  предпочтение системе компенсационных  неналоговых платежей, имеющих целевой  характер. Для успешной ее реализации  необходимо решить ряд задач:

  • обеспечить приоритет экологических потребностей общества над экономическими интересами хозяйствующих субъектов и значительно повысить доходы государства от рационального использования природного потенциала. При этом важно учитывать показатели бюджетной эффективности природоресурсных платежей для федерального, регионального и местного бюджетов;
  • обеспечить реализацию и сочетание фискальной и регулирующей функций указанных платежей в процессе использования природных ресурсов, а также справедливое распределение налогового бремени в соответствующих отраслях для поддержания обоснованного уровня их эксплуатации;
  • обеспечить устойчивое и безопасное развитие РФ.

      Наряду с федеральными  должны получить развитие региональные  налоги, перераспределяющие рентные  доходы от эксплуатации природных  ресурсов. Система региональных  налогов на природные ресурсы  в России совсем не развита,  поэтому ее создание потребует  значительных усилий. Важность сочетания  региональных и федеральных налогов  определяется тем, что только  на этой основе можно достичь  компромисса между федеральной  властью и субъектами федерации  по поводу использования природных  ресурсов.

      Для реального  наполнения федерального бюджета  необходимо создать механизм, стимулирующий  максимальное получение на местах  платежей за природные ресурсы.

      Постепенное увеличение  доли платежей за природные  ресурсы в доходной части бюджета  станет важнейшей составляющей  реорганизации налоговой системы  и позволит в принципе обеспечить  повышение уровня финансирования  мероприятий по воспроизводству  и охране природных ресурсов. Принципиальные подходы к реформированию  системы платного природопользования  должны быть отражены в общем  законодательстве о природопользовании, а налоги и платежи за пользование  природными ресурсами должны  войти в единую систему налогов.

Информация о работе Налогообложение природопользования