Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2013 в 20:04, курсовая работа
В целях упрощения налоговой системы, сокращения общего числа налогов и обязательных платежей, снижения налоговой нагрузки, а также соблюдения баланса интересов государства и налогоплательщиков законодательными и исполнительными органами власти ведется работа по совершенствованию налогового законодательства РФ, главным образом посредством доработки Налогового кодекса РФ (НК РФ, Кодекс).
Введение
В целях упрощения налоговой системы, сокращения общего числа налогов и обязательных платежей, снижения налоговой нагрузки, а также соблюдения баланса интересов государства и налогоплательщиков законодательными и исполнительными органами власти ведется работа по совершенствованию налогового законодательства РФ, главным образом посредством доработки Налогового кодекса РФ (НК РФ, Кодекс).
Совершенствование
процессов реформирования государственной
политики в области использования и охраны
природных ресурсов становится наиважнейшим
условием реализации поставленных задач
в стране.
Россия и, в частности, Республика Дагестан,
ведущие места в мире и , соответственно,
по стране, по запасам минерального и топливно-энергетического
сырья.
В современный период времени практически повсеместно с каждым годом можно наблюдать постепенное ухудшение состояния окружающей природной среды в мире.
Это особенно четко проявляется в нашей стране. Все это приводит к постановке задачи по реализации мер по охране земель, недр, водных, лесных и земельных ресурсов.
Не так давно
появился налог на добычу полезных ископаемых
(далее - НДПИ). Этот федеральный, прямой
налог, взимается с недропользователей
с 1 января 2002 года. Общие правила его исчисления
и взимания определяются в главе 26 НК РФ.
Налогоплательщиками данного налога признаны
пользователи недр, такие как организации
и индивидуальные предприниматели.
Нам известно, что в РФ
все природные ресурсы являются государственной
собственностью, и для разработки полезных
ископаемых необходимо получить разрешение,
а также встать на учет в качестве налогоплательщика
НДПИ.
В современный
период времени в условиях российской
действительности существует большое
количество проблем, связанное с исчислением
и взимание налога на добычу полезных
ископаемых. В связи с этим актуальность
темы дипломной работы обусловлена недостаточной
изученностью мероприятий, направленных
на разрешение этих проблем. Разрешение
этих проблем представляется нам особенно
важным, учитывая то обстоятельство, что
Российская Федерация является активным
добытчиком и поставщиком природных ресурсов
на мировые рынки.
Целью данной курсовой
работы является рассмотрение особенностей
налогообложения природных ресурсов в
РФ.
Предметом курсовой работы
является совокупность теоретических
и практических аспектов механизма налогообложения
природных ресурсов.
Объектом изучения является
налог на добычу полезных ископаемых.
В данной курсовой работе
были поставлены такие задачи как:
- рассмотрение теоретических и правовых
основ налогообложения природных ресурсов;
- анализ методических
аспектов налогообложения
- оценка поступления налога на добычу
полезных ископаемых в доходную часть
бюджета Чувашской Республики;
- исследование проблем и путей совершенствования НДПИ в РФ.
1. Теоретические
основы и содержание системы
налогообложения
1.1 Природные ресурсы
и природопользование как
Понятие "природные ресурсы" принадлежит одновременно и природной, и социально-экономической сфере. Связывая эти сферы, природные ресурсы обеспечивают их тесное взаимодействие в процессе природопользования.
Развитие отношений природопользования оказывает влияние на экономический рост государства. В условиях реформируемой экономики сложился рынок природных ресурсов, связывающий потребителей и производителей, позволяя первым получать желаемые блага, а вторым — доход от продажи товаров и услуг. Природные ресурсы отдаются в пользование за определенную плату и становятся факторами производства, принося владельцу доход - ренту.
Важной особенностью ресурсных рынков является то, что ресурсы на них приобретаются с целью производства. Когда ресурсы приобретаются на рынке и включаются в процесс создания товаров и услуг, они становятся факторами производства. Хозяйствующие субъекты применяют факторы в производстве своей продукции, следовательно, спрос на ресурсы определяется спросом на производимые ими товары и услуги. Поэтому, на рынках ресурсов существует производный спрос, т.е. зависящий не от самого ресурса, а от той продукции, которую при помощи его можно выпускать.
С ростом производства увеличивается использование всех видов природных ресурсов. Наряду с этим важное значение для общества приобретает определение путей рационализации отношений природопользования. Эти взаимоотношения получают отражение в экономической теории, ее законах и категориях.
Естественным фундаментом
Природными ресурсами являются
те элементы природы, у которых на
основании их изучения выявлены полезные
свойства и подготовлены материальные
условия для вовлечения их в производство,
как составной части экономики.
Другая часть природы остается за
пределами экономики, обеспечивая
внешние условия ее функционирования.
К природным условиям относится
все, что не охвачено системой экономических
отношений, прежде всего отношениями
собственности, и что характеризует
природу как экологический
Таким образом, природные ресурсы - это совокупность природных благ, которые могут быть использованы в процессе создания товаров, услуг и духовных ценностей.
Природные ресурсы подразделяются
на реальные, т.е. разведанные и используемые,
и потенциальные, т.е. прогнозируемые,
но точно не установленные. Реальные
природные ресурсы
Возобновляемые природные
Невозобновляемые природные
К разряду истощимых можно
Российская Федерация располагает природно-ресурсной базой, способной обеспечивать стабильное развитие национальной экономики на значительную перспективу. Обеспеченность потребностей народного хозяйства природными ресурсами по различным видам резко колеблется как в абсолютном выражении, так и по отдельным районам страны и видам природных ресурсов. Редкое сочетание масштабности и разнообразия природных ресурсов обеспечивает весьма солидный совокупный природно-ресурсный потенциал. В России выявлены, разведаны и предварительно оценены крупные запасы полезных ископаемых, потенциальная денежная ценность которых в текущих мировых ценах составляет около 30 трлн. долл.13. Из них 32,2% приходится на долю газа, 23,3% - на уголь и горючие сланцы, 15,7% - на нефть, 14,7% - на нерудное сырье, 6,8% - на черные металлы, 6,3% - на цветные и редкие металлы и 1,0% - на золото, платину, серебро и алмазы.
Значительно выше (140,2 трлн. долл.) оценивают прогнозный потенциал России. В его структуре полностью доминирует твердое топливо (79,5%), далее следует газ (6,9%) и нефть (6,5%). На долю всех остальных видов полезных ископаемых приходится в совокупности 7,1%. Такое отличие от структуры балансовых запасов обусловлено в первую очередь колоссальными, несопоставимыми с другими полезными ископаемыми по величине геологическими запасами углей на территории РФ.
Богатые запасы черных, цветных и редких металлов также способны обеспечить потребности страны на длительный период. России принадлежит один из крупнейших в мире железорудных бассейнов — Курская магнитная.
Россия богата ресурсами практически всех видов нерудного минерального сырья. Наибольшее значение среди них имеют крупные месторождения высококачественных апатитов Кольского полуострова, Верхнекамское месторождение калийных солей, месторождения плавикового шпата (Читинская область, Бурятия, Приморье), мусковита и флогопита (Кольский полуостров, Восточная Сибирь), хризотил-асбеста (Урал, Тыва, Бурятия).
1.2 Состав и структура системы налоговых платежей за природные ресурсы
Налоги и платежи за пользование природными ресурсами осуществляются в соответствии с Налоговым кодексом РФ, Законом РФ "О федеральном бюджете на 2003 год" и ряде законодательных и нормативных актов РФ. В настоящее время существуют следующие виды налогов и платежей за пользование природными ресурсами:
Все вышеперечисленные виды налогов и платежей относятся к федеральным налогам за исключением земельного налога - это местный налог.
1. Платежи за пользование лесным фондом осуществляются на основании:
Плательщиками за пользование лесным фондом признаются организации, индивидуальные предприниматели и физические лица, осуществляющие пользование лесным фондом РФ. В соответствии с Лесным кодексом РФ платными являются виды лесопользования, которые требуют оформления соответствующих правоустанавливающих документов. Плата не взимается за общее природопользование в лесах: пребывание с целью отдыха, сбор дикорастущих плодов, ягод, передача участков в безвозмездное пользование и др., не требующих специального разрешения.
Виды платежей за пользование лесным фондом определены Лесным кодексом РФ - это лесные подати и арендная плата. Лесные подати взимаются при краткосрочном пользовании участками лесного фонда, арендная плата - при аренде участков лесного фонда на более длительные сроки.
Не признается объектом платы пользование лесным фондом, проведение государственными органами управления лесным хозяйством лесохозяйственных мероприятий, лесообследования научно-исследовательских и проектных работ для нужд лесного хозяйства, а также осуществление вырубок под контрольно-следовые полосы, линии связи, иные инженерно-технические сооружения или объекты на приграничной территории.
Освобождаются от платы за пользованием лесным фондом участники ВОВ, инвалиды I и II групп, пенсионеры, лица пострадавшие от стихийных бедствий, переселенцы, фермерские хозяйства и др.
Льготы предоставляются отдельным категориям налогоплательщиков органами законодательной власти субъектов РФ в пределах сумм налога, поступающих в бюджет соответствующего субъекта РФ.
Минимальные ставки платы за древесину, отпускаемую на корню, и порядок их применения установлены Постановлением Правительства РФ от 19.02.01 №127. Эти ставки действуют и в настоящее время с учетом коэффициента 1.12, принятого ФЗ №194-ФЗ "О федеральном бюджете на 2002 год".