Налогообложение хозяйственных операций

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2012 в 17:04, курсовая работа

Описание работы

Предпринимательская деятельность хозяйствующего субъекта, определение которой дает гражданское законодательство, основывается на осуществлении самостоятельной, проводимой на свой риск деятельности, направленной на систематическое получение прибыли. Прибыль же определяется разностью притока и оттока денежных средств (и иных материальных благ).

Содержание

Введение 3
1. Нормативно-правовое обоснование рассматриваемых хозяйственных операций 7
2. Учет и налогообложение хозяйственных операций 10
3. Вариант решения конкретной задачи 23
Список литературы 28
Приложение 29

Работа содержит 1 файл

агентский договор.doc

— 196.00 Кб (Скачать)


Содержание

 

 

Введение

3

1.

Нормативно-правовое обоснование  рассматриваемых хозяйственных  операций

7

2.

Учет и налогообложение  хозяйственных операций

10

3.

Вариант решения конкретной задачи

23

 

Список литературы

28

 

Приложение

29


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Объективно  обусловлено, что российское налоговое  законодательство является самой активно  изменяющейся отраслью права. Во-первых, за счет налоговых поступлений формируется 75,5% средств, обеспечивающих финансирование деятельности Российской Федерации, и, с учетом разгосударствления экономики, вышеуказанная составляющая формирования бюджета страны имеет тенденцию к росту. Во-вторых, сложившийся на настоящий момент паритет власти позволяет практически беспрепятственно в короткий срок возводить в ранг закона все законотворческие инициативы. Доказательством пристального внимания государства, уделяемого регулированию правоотношений в сфере налогообложения, является внесение 44 изменений и дополнений (51 с изменениями в дополняющие и изменяющие законы) в основной нормативный документ данной отрасли права - Налоговый кодекс Российской Федерации (НК РФ) за пять с половиной лет его действия. Таким образом, "правила игры" в области налогообложения менялись в среднем каждые полтора месяца. При этом ускоряются темпы внесения изменений: за первый год действия НК РФ было внесено 2 изменения, за второй год - 3 изменения, за последующие три с половиной года - 39 изменений и дополнений. При этом практически все вносимые в НК РФ изменения и дополнения в той или иной степени имеют целью довести до максимально возможного уровня объем налоговых поступлений в бюджет.

Предпринимательская деятельность хозяйствующего субъекта, определение  которой дает гражданское законодательство, основывается на осуществлении самостоятельной, проводимой на свой риск деятельности, направленной на систематическое получение прибыли. Прибыль же определяется разностью притока и оттока денежных средств (и иных материальных благ). К последнему (оттоку), с экономической точки зрения, относятся фискальные платежи. Таким образом, стремление к максимизации конечного финансового результата предпринимательской деятельности субъекта хозяйственной деятельности включает в том числе задачу оптимизации или планирования размера налоговых платежей государству.

В экономической литературе встречаются различные определения налогового планирования. Вот некоторые из них: "те или иные целенаправленные действия налогоплательщика, которые позволяют последнему избежать или в определенной степени уменьшить его обязательные выплаты в бюджет, производимые им в виде налогов, сборов, пошлин и других платежей"; "совокупность плановых действий, направленных на увеличение финансовых ресурсов организации, регулирующих величину и структуру налоговой базы, воздействующих на эффективность управленческих решений и обеспечивающих своевременные расчеты с бюджетом по действующему законодательству"; "планирование финансово-хозяйственной деятельности организации с целью минимизации налоговых платежей"; "искусство освобождать капитал от налогов".

Представляется, что все вышеуказанные определения  недостаточно полно отражают сущность налогового планирования, поскольку  не затрагивают основного - права  выбора налогоплательщика. Именно выбор  оптимального сочетания (построения) форм правоотношений, а также возможных вариантов их соотношения в рамках действующего законодательства о налогах и сборах с целью направленного воздействия на элементы налогообложения и предопределения размера налоговых обязательств и определяет, на наш взгляд, сущность налогового планирования. Соответственно, под налоговым планированием может подразумеваться процесс предопределения и формирования размера налоговых обязательств хозяйствующего субъекта, осуществляемый посредством выбора оптимального сочетания (построения) различных вариантов осуществления предпринимательской деятельности и размещения активов, направленный на достижение как можно более низкого уровня возникающих при этом налоговых обязательств.

Своим появлением налоговое планирование обязано  провозглашению Конституцией Российской Федерации социальной направленности государства, поддержке государством конкуренции (в том числе формирования слоя среднего и малого предпринимательства) и объективной невозможности императивного установления законодателем для каждой категории налогоплательщиков с учетом условий их хозяйствования отдельных систем налогообложения. В ст.3 НК РФ реализован принцип налогообложения, сформулированный еще в XVIII веке А. Смитом: "Каждое лицо должно уплачивать законно установленные налоги и сборы. Законодательство о налогах и сборах основывается на признании всеобщности и равенства налогообложения. При установлении налогов учитывается фактическая способность налогоплательщика к уплате налога". Согласно пп.3 п.1 ст.21 НК РФ налогоплательщики имеют право использовать налоговые льготы в порядке, установленном законодательством о налогах и сборах. Следует обратить внимание именно на добровольный порядок применения льгот, особо отмеченный в п.2 ст.56 НК РФ: "Налогоплательщик вправе отказаться от использования льготы либо приостановить ее использование на один или несколько налоговых периодов...", а также на самостоятельный выбор налогоплательщиком системы налогообложения, предусмотренный п.1 ст.346.11 НК РФ: "Переход к упрощенной системе налогообложения или возврат к общему режиму налогообложения осуществляется организациями и индивидуальными предпринимателями добровольно". Иными словами, именно право выбора, законодательно предоставленное налогоплательщику государством, обусловливает возможность налогового планирования на уровне хозяйствующего субъекта. Стремление налогоплательщика к оптимизации налоговых платежей всеми законными способами правомерно и оправданно в силу первичности права собственности перед налоговыми обязательствами. К тому же это закреплено ч.2 ст.209 Гражданского кодекса Российской Федерации (ГК РФ), в соответствии с которой собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц. Так, перед началом осуществления предпринимательской деятельности (или перед началом очередного финансового года, или перед осуществлением крупной сделки) субъект хозяйственной деятельности ставит перед собой ряд вопросов, в том числе следующие:

- какую сумму  (и в каком периоде) можно  получить от осуществления данной  деятельности (сделки);

- какую сумму  расходов (в том числе налогов)  придется понести в связи с  получением данного дохода;

- какая сумма  денежных средств (или иных материальных ценностей) останется в результате данной деятельности;

- что необходимо  сделать, чтобы увеличить сумму,  остающуюся в распоряжении налогоплательщика?

При ответе на последний  вопрос в числе прочих рассматриваются  варианты изменения как параметров совершаемых сделок (обложение НДС и т.д.), так и параметров организационной структуры, численности, состава работников, распределения прибыли и многих других.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.Нормативно-правовое  обоснование рассматриваемых хозяйственных операций

 

Ст.1005 Гражданского кодекса РФ определяет, что по агентскому договору одна сторона (агент) обязуется  выполнить какие-либо действия по поручению  другой стороны (принципала).

Отличие агентского договора от договоров поручения  и комиссии состоит в том, что он универсальный. Дело в том, что комиссионер всегда действует от своего имени. Это означает, что именно он получает все права и несет все обязанности по сделке, совершенной по заданию комитента. С договором поручения все наоборот. Поверенный может выступать только от имени доверителя. И лишь агент вправе действовать как от себя, так и от имени принципала. Поэтому агентский договор регулируется теми же правилами, что и договор комиссии и поручения (ст.1011 Гражданского кодекса РФ).

Агентский договор может быть заключен на определенный срок или без указания срока его действия.

Принципал обязан уплатить агенту вознаграждение в размере  и в порядке, установленных в  агентском договоре.

Если в агентском  договоре размер агентского вознаграждения не предусмотрен и он не может быть определен исходя из условий договора, вознаграждение подлежит уплате в размере, определяемом в соответствии с п.3 ст.424 Гражданского кодекса РФ.

При отсутствии в договоре условий о порядке  уплаты агентского вознаграждения принципал обязан уплачивать вознаграждение в течение недели с момента представления ему агентом отчета за прошедший период, если из существа договора или обычаев делового оборота не вытекает иной порядок уплаты вознаграждения.

Агентским договором  может быть предусмотрено обязательство принципала не заключать аналогичных агентских договоров с другими агентами, действующими на определенной в договоре территории, либо воздерживаться от осуществления на этой территории самостоятельной деятельности, аналогичной деятельности, составляющей предмет агентского договора.

Агентским договором  может быть предусмотрено обязательство  агента не заключать с другими  принципалами аналогичных агентских  договоров, которые должны исполняться  на территории, полностью или частично совпадающей с территорией, указанной в договоре.

Условия агентского договора, в силу которых агент  вправе продавать товары, выполнять  работы или оказывать услуги исключительно  определенной категории покупателей (заказчиков) либо исключительно покупателям (заказчикам), имеющим местонахождение или место жительства на определенной в договоре территории, являются ничтожными.

В ходе исполнения агентского договора агент обязан представлять принципалу отчеты в порядке и  в сроки, которые предусмотрены  договором. При отсутствии в договоре соответствующих условий отчеты представляются агентом по мере исполнения им договора либо по окончании действия договора.

Если агентским  договором не предусмотрено иное, к отчету агента должны быть приложены  необходимые доказательства расходов, произведенных агентом за счет принципала.

Принципал, имеющий  возражения по отчету агента, должен сообщить о них агенту в течение 30 дней со дня получения отчета, если соглашением  сторон не установлен иной срок. В противном  случае отчет считается принятым принципалом.

Если иное не предусмотрено агентским договором, агент вправе в целях исполнения договора заключить субагентский договор  с другим лицом, оставаясь ответственным  за действия субагента перед принципалом. В агентском договоре может быть предусмотрена обязанность агента заключить субагентский договор с указанием или без указания конкретных условий такого договора.

Субагент не вправе заключать с третьими лицами сделки от имени лица, являющегося  принципалом по агентскому договору, за исключением случаев, когда в соответствии с п.1 ст.187 Гражданского кодекса РФ субагент может действовать на основе передоверия. Порядок и последствия такого передоверия определяются по правилам, предусмотренным ст.976 Гражданского кодекса РФ.

Агентский договор  прекращается вследствие:

- отказа одной  из сторон от исполнения договора, заключенного без определения  срока окончания его действия;

- смерти агента, признания его недееспособным, ограниченно  дееспособным или безвестно отсутствующим;

- признания  индивидуального предпринимателя, являющегося агентом, несостоятельным (банкротом).

Рассмотрим  пример заполнения агентского договора, построенного по принципам комиссионного, с приложением.

Пример. Для  реализации путевок за границу туроператором  ООО "Перекресток" 1 июня 2004 г. был заключен агентский договор (см. Приложение) с ООО "Матрица". ООО "Перекресток" является туроператором, формирующим туры. ООО "Матрица" получает вознаграждение от продажи туров в размере 10 процентов.

 

 

 

 

 

 

 

 

2.Учет  и налогообложение хозяйственных операций

Отношения организаций  в рамках агентского договора регулируются нормами ГК РФ (гл.52). Агентский договор - это договор, по которому одна сторона (агент) обязуется за вознаграждение совершать по поручению другой стороны (принципала) юридические и иные действия от своего имени, но за счет принципала либо от имени и за счет принципала (п.1 ст.1005 ГК РФ). По сделке, совершенной агентом с третьим лицом от своего имени и за счет принципала, приобретает права и становится обязанным агент, хотя бы принципал и был назван в сделке или вступил с третьим лицом в непосредственные отношения по исполнению сделки. По сделке, совершенной агентом с третьим лицом от имени и за счет принципала, права и обязанности возникают непосредственно у принципала.

Агенту и  принципалу следует заключить между собой агентский договор, по которому агент обязуется приобрести для принципала определенное имущество (товар). В связи с этим возможна ситуация, когда агент своими силами будет осуществлять доставку имущества (товара) принципалу. В этом случае агенту следует оформить все необходимые при перевозке товара документы, в том числе путевой лист и товарно-транспортную накладную.

Статьей 1006 ГК РФ предусмотрено, что принципал обязан уплатить агенту вознаграждение в размере  и в порядке, установленных агентским договором. Если в нем размер агентского вознаграждения не предусмотрен и не может быть определен исходя из условий договора, то вознаграждение подлежит уплате в размере, определяемом в соответствии с п.3 ст.424 ГК РФ (ст.1006 ГК РФ). Статьей 1008 ГК РФ предусмотрено, что в ходе исполнения агентского договора агент обязан предоставлять принципалу отчеты в порядке и в сроки, которые предусмотрены договором. При отсутствии в договоре соответствующих условий отчеты предоставляются агентом по мере исполнения им договора либо по окончании его действия. Если агентским договором не предусмотрено иное, к отчету агента должны быть приложены необходимые доказательства расходов, произведенных агентом за счет принципала. Принципал, имеющий возражения по отчету агента, должен сообщить о них агенту в течение тридцати дней со дня получения отчета, если соглашением сторон не установлен иной срок (в противном случае отчет считается принятым принципалом).

Информация о работе Налогообложение хозяйственных операций