Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Февраля 2012 в 13:43, курсовая работа
Целью моей работы является изучение налогообложения водных биологических ресурсов, его основ, находящихся в процессе обновления, изменения. Детализируя его в конкретных задачах, с иллюстрацией на конкретных примерах, которые являют собой прекрасный способ создания ясной картины.
Введение. 2
Налогообложение водных биологических ресурсов. 4
Сбор за пользование водными биологическими ресурсами. 4
Механизм платности за использование биоресурсов. 7
Опыт применения платности за водные биологические ресурсы в других странах 16
Практическая часть. 19
Сбор за пользование объектами водных биологических ресурсов. 19
Порядок распределения технических квот на вылов водных биологических ресурсов 21
Квота на вылов водных биоресурсов для организации любительского и спортивного рыболовства.
Список литературы.. 40
- медленное развитие
современной кредитно-
- недостаточный
уровень менеджмента,
- общий резкий
спад инвестиционной
Приведенный выше
перечень проблем показывает, что
их решение может быть осуществлено
путем осуществления комплекса
экономических и иных мер.
Так как водные
биоресурсы являются самовоспроизводящимися,
поэтому экономическая оценка ВБР
для определения уровня платежей
за их изъятие не может базироваться
на затратном методе по их воспроизводству.
Одной из основных
причин, повлиявших на применение в
рыбной отрасли совершенно разных экономических
инструментов (от бесплатного распределения
квот на вылов до введения аукционной
системы продажи этих квот, а затем
установление и налогового механизма
за вылов ВБР), явилось отсутствие
базового закона в области рыболовства
и охраны водных биоресурсов. Проект
этого закона дорабатывается в настоящее
время. Поэтому и после введения
налоговых платежей продолжают возникать
вопросы: что же будет дальше? Ведь
мало кто сомневается в том, что
действующие сборы за возможность
вылова являются далеко не лучшим и
единственно верным экономическим
инструментом, способным выправить
финансовое состояние отрасли. Это,
в свою очередь, не означает, что
установленные НК РФ сборы следует
отменить. Но, наверно, никто не будет
заявлять, что в налоговом механизме
сейчас все безупречно. В связи
с этим рассмотрим вопрос: предусматривает
ли действующая система платности
за добычу ВБР учет рентных факторов?
Некоторые положения
гл.25.1 НК РФ содержат определенную дифференциацию
условий исчисления и взимания сбора
по водным бассейнам (внутренним морским
водам, другим морям, исключительной экономической
зоне Российской Федерации, континентальному
шельфу), а также по целям использования
ВБР и категориям хозяйствующих
субъектов в рыбной отрасли.
Так, установлены
различные ставки сбора по одним
и тем же видам ВБР в зависимости
от рыбохозяйственного бассейна. За основу
расчета этих ставок, как отмечалось в
свое время Роскомрыболовством России,
принимались потребности государства
в средствах на финансирование выполнения
работ, имеющих народно-хозяйственную
значимость. Объемы этих потребностей
корректировались с учетом объема предельно
допустимого улова и сложившейся структуры
оптовых цен при реализации конкретного
вида ВБР, т.е. такая дифференциация ставок,
по сути, не определялась на основе рентных
отношений между государством и конкретным
пользователем.
Кроме того, установлено
всего лишь три укрупненных
- внутренние морские
воды;
- территориальное
море;
- исключительную
экономическую зону и
При определении
размера платы за одни и те же
виды ВБР во всех районах лова, относящихся
к этому бассейну, будет применяться
одинаковая ставка сбора. Например, за
вылов сельди - 500 руб. за тонну, а
за вылов трески - 3000 руб. за тонну
без учета каких-либо природных
и экономических факторов, характерных
для разных районов (водных объектов),
где осуществляется лов этих видов
рыб.
Аналогичная ситуация
по Северному и Азово-
Далее, гл.25.1 НК
РФ предусмотрено понижение ставок
сбора для отдельных градо- и поселкообразующих
организаций по сравнению с другими пользователями
ВБР. Но этот принцип установления льгот
по сбору нельзя увязать с особенностями
природных условий и экономической ценностью
ресурсов по месту нахождения данных организаций.
Значит, природная рента и здесь не учитывается.
Следует также
отметить, что утвержденные гл.25.1 НК
РФ ставки сбора применяются
Что же можно
предложить взамен применяемого порядка
дифференциации ставок в гл.25.1 НК РФ?
Видимо, такую систему платежей (ставок
платы), которая могла бы точнее учитывать
различные условия, в которых
ведут свою деятельность рыбопромысловые
хозяйства, а также экономическую
и природную ценность добываемых
ресурсов. Целесообразно размер рассчитываемой
платы увязать с факторами, влияющими
на возможность фактической
На первой стадии
введения рентных платежей может
быть осуществлено уточнение действующих
ставок сбора, что позволяет решить
этот вопрос в рамках налогового законодательства.
При определении
размеров ставок сбора необходимо учесть
следующие дополнительные факторы:
а) время вылова
(сезон);
б) место лова;
в) объемы вылова
(размеры квот);
г) виды судов, на
которых производится вылов, и используемых
орудий добычи ВБР (сети, тралы);
д) вид промысла
(самостоятельно или на иных условиях).
Учитывая дисбаланс
между производственными
В случае принятия
решения о введении нового механизма
платы за использование ВБР порядок
определения и введения соответствующих
ставок платы может коренным образом
измениться. И в этих условиях ставки
могут уже определяться с учетом
максимального учета всех рентных
факторов. Для этого ставки целесообразно
устанавливать не только на основании
норм указанного выше Федерального закона
"О рыболовстве и сохранении
водных биологических ресурсов",
но и иных актов, т.е. осуществлять более
гибкую корректировку ставок на уровне
Правительства РФ и региональных
органов государственной
Основной задачей
считается определение и
Следует отметить,
что совершенствование
- достаточно
высоким потенциальным спросом
населения страны на рыбные
товары и товары других
- близостью емких
зарубежных рынков, для которых
характерен устойчивый спрос
на рыбные товары;
- положительными
сдвигами в экономике страны
и соответствующим ростом
А экономические
предпосылки развития рыбного хозяйства
предполагают необходимость
Опыт применения
платности за водные биологические
ресурсы в других странах
Взимание платежей
за природные ресурсы в той
или иной форме применяется во
всех странах мира. Платежи, взимаемые
за эксплуатацию естественных ресурсов,
являются не только инструментом национальной
политики, но регламентируются и международным
торговым правом. Категория «платность
пользования водными
Проблема
изъятия природной ренты
Практически все прибрежные
Основные недостатки
правоприменительной практики, связанной
с уплатой сборов за пользование
объектами водных биоресурсов следующие:
1.
Механизм взимания платежей является
сложным и громоздким, а его администрирование
дорогим, в частности по причинам множественности
ставок, охватывающих около 90 видов биоресурсов,
и огромного диапазона интервалов ставок
от 2 копеек за 1 кг по основным видам (салака,
шпрот, килька) Балтийского и Каспийского
бассейнов, до 7 и 20 руб. за 1 кг на такие
виды рыб как нерка и палтус и 100 руб. за
1 кг на краба камчатского. При этом ставки
по большинству объектов промысла не оказывают
существенного влияния на общую сумму
платежей.
2.
Не прописан порядок зачета
или возврата сумм сбора по
нереализованным лицензиям (