Налоги-понятие,функции,виды,формы.Кривая Лаффера

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Сентября 2012 в 11:35, курсовая работа

Описание работы

В обеспечении нормального функционирования любой современной экономической системы важная роль принадлежит государству. Государство на протяжении всей истории своего существования наряду с задачами поддержания порядка, законности, организации национальной обороны, выполняло определенные функции в сфере экономики. Государственное регулирование экономики имеет долгую историю - даже в период раннего капитализма в Европе существовал централизованный контроль над ценами, качеством товаров и услуг, процентными ставками и внешней торговлей. В современных условиях любое государство осуществляет регулирование национальной экономики, с различной степенью государственного вмешательства в экономику.

Содержание

Введение……………………………………………………………………...3
1. Сущность, функции и виды налогов…………………………………….5
1.1. Понятие и функции налогов……………………………………………5
1.2. Формы и виды налогов………………………………………………..13
1.3 Кривая Лаффера………………………………………………………..17
2. Налоговая система Республики Беларусь……………………………...21
2.1. Понятие налоговой системы………………………………………….21
2.2. Характеристика налоговой системы в Республики Беларусь………24
3. Основные недостатки и пути совершенствования налоговой системы Республики Беларусь……….………………………………………………………27
Заключение…………………………………………………………………30
Список использованных источников……………………………………..32

Работа содержит 1 файл

налоги-понятие,функции,виды,формы.Кривая Лаффера.docx

— 66.15 Кб (Скачать)

Необоснованное увеличение налогового бремени, согласно А. Лафферу, является первопричиной развития теневого сектора экономики. Именно А. Лаффер обосновал, что только снижение налоговой  нагрузки стимулирует предпринимательскую  деятельность, развивает инициативу и предприимчивость. Рост выгод в  бюджет в этом случае осуществляется не за счет нагнетания налогового бремени  на товаропроизводителей, а за счёт увеличения производства и расширения на этой основе налогооблагаемой базы. Вместе с тем, «кривая А. Лаффера» лишь показывает указанную зависимость, но не дает четкого представления  о предельно допустимой величине налоговых изъятий в бюджет страны. Эта величина не может быть постоянной и достаточно точной, в немаловажной степени её уровень зависит от финансового состояния налогоплательщиков в конкретной стране, от состояния  экономики этой страны в целом[11].

Многовековая практика построения налоговых систем в странах с  развитой рыночной экономикой выработала определенные показатели, за пределами  которых невозможна эффективная  предпринимательская деятельность. Мировой опыт налогообложения показывает, что изъятия у налогоплательщика  до 30 – 40 % выгоды – та черта, за пределами  которой начинается процесс сокращения сбережений и тем самым инвестиций в экономику. Если же ставки налогов  и их число достигают такого уровня, что у налогоплательщика изымается  более 40–50% его выгод, то это полностью  ликвидирует стимулы к предпринимательской  инициативе и расширению производства.

Иными словами, эффективная  налоговая система должна обеспечивать разумные потребности государства, изымая у налогоплательщика не более 30% его прибылей. Конечно, из этого  правила есть исключения, которые  только лишь подтверждают правильность установленного правила. Налоговая  система отдельных стран в  частности Швеции, построена таким  образом, что налогоплательщик отдает в государственную казну 50 % и  более своего прибыли, и это не подавляет его стимулы к развитию производства. Парадокса в этом нет, поскольку в этих странах государства  за счет налогов решает многие задачи экономического и социального характера, которые в большинстве других стран налогоплательщик вынужден решать за счет выгод, оставшихся у него после  уплаты всех причитающихся налогов. Так что баланс интересов в  данном случае все же сохраняется.

Таблица. Влияние налоговой нагрузки на эффективность развития экономики                                                      

Страна

Налоговая нагрузка, % ВВП

Уровень жизни, долл.

Швеция

51,0

25.710

Финляндия

47,3

23.240

Бельгия

46,6

26.440

Франция

44,1

26.270

Австрия

42,8

28.110

Германия

39,3

28.870

Мексика

39,3

3.600


Продолжение

Испания

35,8

14.350

США

31,8

28.020

Турция

22,2

2.830

Канада

16,0

19.020


 

Примечание. Источник: собственная  разработка.

Из таблицы также ясно, что нет явной связи между  уровнем жизни, развития экономики  и уровнем налогов. Это объясняется  наличием множества других факторов влияющих на уровень жизни, помимо налогов. Очевидно, что вне зависимости  от налоговой политики уровень жизни  населения сравнительно бедных стран  как Турция не сможет быстро достигнуть высоких стандартов США и Европы.

При этом необходимо также  иметь в виду, что показатель налогового изъятия, определяемый в целом по налоговой системе, страдает весьма серьезным недостатком, заключающемся  в том, что он определяет уровень  налогового гнета среднего статистического  налогоплательщика, не учитывая индивидуальных особенностей конкретного налогоплательщика. Но вместе с тем, этот показатель необходим, так как налоги устанавливает  государство и оно должно учитывать этот средний показатель[7].

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. НАЛОГОВАЯ СИСТЕМА РЕСПУБЛКИ  БЕЛАРУСЬ

2.1. Понятие налоговой  системы

Налоговая система государства - это совокупность налогов, пошлин и сборов, установленных на его  территории и взимаемых с целью  создания централизованного общегосударственного фонда финансовых ресурсов, а также  совокупность принципов, способов, форм и методов их взимания[11].

В зависимости от уровня налоговой нагрузки на экономику  страны налоговые системы можно подразделить следующим образом:

- либерально-фискальные, обеспечивающие  налоговые изъятия с учетом  платежей социального характера  до 30% ВВП; к этой группе относятся  налоговые системы США, Австралии, Португалии, Японии и большинство стран Латинской Америки;

- умеренно фискальные, с  уровнем налогового бремени от 30 до 40% ВВП; данную группу составляют  налоговые системы большинства  стран, в частности Швейцарии, Германии, Испании, Греции, Великобритании, Канады и России;

- жестко-фискальные, позволяющие перераспределять посредством налогов более 40% ВВП; такой уровень изъятий обеспечивают налоговые системы Норвегии, Нидерландов, Франции, Бельгии, Финляндии, Дании, Швеции.

В зависимости от доли косвенного налогообложения налоговые системы  можно подразделить так:

- подоходные, делающие основной акцент на обложении доходов и имущества, в которых доля поступлений от косвенных налогов не превышает 35% совокупных налоговых доходов; это налоговые системы большинства англосаксонских стран - США, Канады, Великобритании, Австралии;

- умеренно косвенные,  равномерно распределяющие налоговую  нагрузку на обложение доходов и потребления, в которых доля косвенных налогов составляет от 35 до 50% совокупных налоговых доходов; данную группу составляют налоговые системы развитых стран Европы - Германии, Франции, Италии и др.;

- косвенные, делающие  основной акцент на обложении  потребления, в котором косвенные  налоги обеспечивают более 50% совокупных налоговых доходов;  такой уровень косвенного обложения  обеспечивают, как правило, налоговые системы развивающихся стран - Аргентины, Бразилии, Мексики, Индии, Пакистана.

В зависимости от уровня централизации налоговых полномочий налоговые системы классифицируются на:

- централизованные, наделяющие федеральный уровень управления подавляющим большинством налоговых полномочий и обеспечивающие долю налоговых доходов этого уровня более 65% консолидированных налоговых поступлений; такой уровень централизации обеспечивают налоговые системы Франции, Нидерландов, Австрии и России;

- умеренно централизованные, наделяющие все уровни управления значимыми налоговыми полномочиями и обеспечивающие долю налоговых доходов федерального уровня от 55 до 65% консолидированных налоговых поступлений; данную группу составляют налоговые системы Австралии, Германии, Индии;

- децентрализованные, наделяющие нижестоящие уровни правления более значимыми налоговыми полномочиями и обеспечивающие долю налоговых доходов федерального уровня до 55% консолидированных налоговых поступлений; к этой группе относятся налоговые системы США, Канады, Дании.

В зависимости от уровня экономического неравенства доходов  после их налогообложения налоговые  системы можно разделить так:

- прогрессивные, если  после уплаты налогов экономическое неравенство налогоплательщиков, оцениваемое по их доходам, сокращается; данную группу составляют налоговые системы практически всех развитых и развивающихся стран;

- регрессивные, если после  уплаты налогов экономическое  неравенство налогоплательщиков, оцениваемое  по их доходам, возрастает; примеры  построения таких налоговых систем  нам неизвестны.

- нейтральные, если после  уплаты налогов экономическое неравенство налогоплательщиков, оцениваемое по их доходам, остается неизменным; сюда можно отнести налоговую систему России[8].

Данные классификации  представлены как основные, но они, безусловно, не исчерпывают всего многообразия классифицирующих показателей. В частности, нередко используется классификация по экономическому показателю соотношения налоговых доходов от внутренней и внешней торговли.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.2. Характеристика налоговой  системы Республики Беларусь

Налоговая система Республики Беларусь первоначально, в 1992 г. была сформирована на основе нескольких законов, установивших общий порядок исчисления и уплаты каждого конкретного налога. В  дополнение к законам утверждены Методические указания по исчислению каждого платежа. Министерством  финансов и Государственным налоговым  комитетом разработаны разъяснения, уточняющие отдельные положения. Налоговая система гарантировала формирование доходов бюджета и тем самым сыграла положительную роль в обеспечении перехода Беларуси как самостоятельной республики на путь рыночных реформ.

Сегодня в системе налогового контроля Республики Беларусь главным  контролирующим органом является Министерство по налогам и сборам (МНС), осуществляющее регулирование и управление в  сфере налогообложения; инспекции  Министерства по налогам и сборам (ИМНС) по областям и городу Минску, ИМНС по городам, ИМНС по районам и  ИМНС по районам в городах [9, с.80].

Основу налоговой системы  Республики Беларусь составляют Налоговый  кодекс Республики Беларусь (НК), Закон "О налогах и сборах, взимаемых в бюджет Республики Беларусь" (определяет общие принципы построения налоговой системы в РБ, налоги, сборы, пошлины и другие платежи, а также права, обязанности и ответственность налогоплательщиков и налоговых органов. В нем в частности говорится, что под налогами, сбором, пошлиной и другим платежом понимается обязательный взнос в бюджет соответствующего уровня или во внебюджетный фонд, осуществляемый плательщиками в порядке и на условиях, определяемыми законодательными актами) [3], а также специальные акты налогового законодательства, касающиеся взимания отдельных видов налогов.

Первый законодательный  уровень - это сам Налоговый кодекс и принятые в соответствии с ним  законы, регулирующие вопросы налогообложения, а также правовые акты Президента Республики Беларусь, содержащие вопросы  налогообложения, второй - все остальные  нормативные правовые акты, принимаемые  в соответствии с актами первого  уровня и обеспечивающие, как правило, их применение.

Налоговый кодекс упорядочивает  финансовые отношения налогоплательщика  и государства. Налогоплательщику  он указывает меры его обязанности, а государственному налоговому органу - меру дозволенного поведения. Кодекс играет роль важнейшего механизма непрямого государственного воздействия на товаропроизводителей в интересах всего общества. Он является выразителем налоговой политики, от обоснованности которой во многом зависит общественный прогресс и рост благосостояния населения [9, с. 52].

В основу налоговой системы  Республики Беларусь положены следующие  принципы:

- однократность обложения, то есть один и тот же объект одного вида налогов облагается только один раз за определенный законом период;

- оптимальное сочетание прямых и косвенных налогов;

- одинаковый подход ко всем хозяйствующим субъектам обложения;

- установленный порядок введения и отмены органами власти разного уровня налогов, их ставок, налоговых льгот;

- четкая классификация налогов, взимаемых на территории страны, в основу которой положена компетенция соответствующей власти;

- обоснование и точное распределение налоговых доходов между бюджетами разных уровней;

- стабильность ставок налога в течение довольно длительного периода и простота исчисления платежа[2].

В налоговой системе Беларуси преобладают подоходные налоги, за счет которых формируется около 1/4 доходов бюджета.

В свою очередь, подоходные налоги классифицируются на основе соотношения  между ставкой налога и величиной  дохода. В данном случае налоги делятся  на:

-прогрессивные (по мере роста дохода ставка налога увеличивается);

-регрессивные (по мере роста дохода ставка налога уменьшается);

-пропорциональные (ставка налога не зависит от величины дохода).

В Беларуси по прогрессивной  шкале взимается только подоходный налог, причем с 1998 г. наблюдается некоторое  снижение его роли в формировании доходов бюджета. Основная же масса  подоходных налогов являются пропорциональными, и их удельный вес, как в доходах бюджета, так и в ВВП остается достаточно стабильным [1].

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. ОСНОВНЫЕ НЕДОСТАТКИ И ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ НАЛОГОВОЙ СИСТЕМЫ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

 Основные недостатки налоговой системы  Республики Беларусь:

- количество применяемых в Беларуси налогов, сборов, различных отчислений и платежей, имеющих налоговый характер, более чем в 3 раза превышает стандартный минимум, который считается оптимальным. Это приводит к избыточному налоговому давлению на реальный сектор экономики, инвестиции и экспорт. Кроме того, сохраняются такие "вредные" налоги, которые взимаются непосредственно с выручки и оказывают наиболее сильное искажающее воздействие на экономику;

Информация о работе Налоги-понятие,функции,виды,формы.Кривая Лаффера