Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Сентября 2012 в 11:35, курсовая работа
В обеспечении нормального функционирования любой современной экономической системы важная роль принадлежит государству. Государство на протяжении всей истории своего существования наряду с задачами поддержания порядка, законности, организации национальной обороны, выполняло определенные функции в сфере экономики. Государственное регулирование экономики имеет долгую историю - даже в период раннего капитализма в Европе существовал централизованный контроль над ценами, качеством товаров и услуг, процентными ставками и внешней торговлей. В современных условиях любое государство осуществляет регулирование национальной экономики, с различной степенью государственного вмешательства в экономику.
Введение……………………………………………………………………...3
1. Сущность, функции и виды налогов…………………………………….5
1.1. Понятие и функции налогов……………………………………………5
1.2. Формы и виды налогов………………………………………………..13
1.3 Кривая Лаффера………………………………………………………..17
2. Налоговая система Республики Беларусь……………………………...21
2.1. Понятие налоговой системы………………………………………….21
2.2. Характеристика налоговой системы в Республики Беларусь………24
3. Основные недостатки и пути совершенствования налоговой системы Республики Беларусь……….………………………………………………………27
Заключение…………………………………………………………………30
Список использованных источников……………………………………..32
Содержание
Введение…………………………………………………………
1. Сущность, функции и виды налогов…………………………………….5
1.1. Понятие и функции налогов……………………………………………5
1.2. Формы и виды налогов…………………………
1.3 Кривая Лаффера…………………………………………
2. Налоговая система Республики Беларусь……………………………...21
2.1. Понятие налоговой системы………………………………………….21
2.2. Характеристика налоговой
системы в Республики Беларусь…
3. Основные недостатки
и пути совершенствования
Заключение……………………………………………………
Список использованных источников……………………………………..32
ВВЕДЕНИЕ
В обеспечении нормального функционирования любой современной экономической системы важная роль принадлежит государству. Государство на протяжении всей истории своего существования наряду с задачами поддержания порядка, законности, организации национальной обороны, выполняло определенные функции в сфере экономики. Государственное регулирование экономики имеет долгую историю - даже в период раннего капитализма в Европе существовал централизованный контроль над ценами, качеством товаров и услуг, процентными ставками и внешней торговлей. В современных условиях любое государство осуществляет регулирование национальной экономики, с различной степенью государственного вмешательства в экономику.
Государственное регулирование
экономики и международных
Налоги являются важной ''кровеносной
артерией'' финансово-бюджетной системы.
Очевидно также то, что они имеют
огромное значение в развитии и регулировании
международных экономических
Вопросу о сущности налогов, построению системы налогообложения и роли налогов и посвящена данная работа.
Объект исследования: налог как экономическая категория, система налогообложения в Республике Беларусь.
Предмет исследования: функционирование системы налогообложения в Республике Беларусь.
Цель работы: определить механизм функционирования налоговой системы на современном этапе и определить направления её развития.
Первый раздел курсовой работы
посвящен теоретическим аспектам налогообложения.
Здесь рассматривается
Во втором разделе я остановился на системе налогообложения в Республике Беларусь, были также рассмотрены основные налоги, которые взимаются на территории Республики Беларусь.
Третий раздел посвящен проблемам налогообложения в Республике Беларусь. Здесь выявляются и анализируются основные тенденции развития налоговой системы нашей страны на современном этапе. Также затронуты существующие проблемы и недостатки налогообложения. Отдельно рассмотрены основные направления по совершенствованию налоговой системы Беларуси.
1. СУЩНОСТЬ, ФУНКЦИИ И ВИДЫ НАЛОГОВ
1.1. Понятие и функции налогов
Понятия «налог», «сбор», «пошлина»
являются одними из ключевых в системе
категорий налогового законодательства.
Именно они характеризуют и
Ранее в налоговом законодательстве Республики Беларусь содержание данных понятий было дано (а учитывая его общий характер и неопределенность, скорее, обозначено) в преамбуле Закона Республики Беларусь «О налогах и сборах, взимаемых в бюджет Республики Беларусь».
Согласно этой норме под налогами и сборами, взимаемыми в бюджет Республики Беларусь, надлежало понимать обязательные отчисления денежных средств от плательщиков в определенных законами размерах. Как видим, такое определение более похоже не на «портрет» этого понятия, а на его беглый и нечеткий «набросок». Соответственно, практика применения указанной нормы порождала больше вопросов, чем ответов.
В процессе функционирования национальных бюджетной и налоговой систем было установлено и действует большое количество всевозможных платежей – отчислений, взносов, плат или сборов. Обязательность их уплаты предусматривалась различными по юридической силе документами для самых разных категорий субъектов хозяйствования при наличии совершенно различных обстоятельств, в разных размерах и в разном порядке.
Большинство из этих платежей не имеет отношения к налогам, сборам (пошлинам) и представляет собой либо вознаграждение за товары, работы, услуги, в том числе оказываемое республиканскими органами государственного управления, либо попытку, и далеко не всегда экономически обоснованную, формирования или централизации финансовых ресурсов для решения отдельных ведомственных либо региональных задач (например, отчисления в фонд развития строительной науки).
Из множества таких платежей принципиально важно выделить те, которые действительно имеют налоговый характер и, соответственно, будут регулироваться налоговым законодательством[11].
Правовое определение налога дано пунктом 1 статьи 6 Налогового кодекса РБ. Как следует из его нормы, налогом признается обязательный индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в республиканский и (или) местные бюджеты[1].
Таким образом, к налогам могут быть отнесены только платежи, отвечающие следующим признакам:
-обязательность для
-поступление в
-отчуждение принадлежащих
плательщикам денежных средств;
-индивидуальная
Пунктом 5 статьи 6 Налогового кодекса РБ указываются неотъемлемые элементы налогообложения, которые в акте налогового законодательства, устанавливающем каждый конкретный налог, должны быть непременно определены.
К таким обязательным элементам, составляющим содержание каждого налога, отнесены:
-плательщики- организации и физические лица, на которых в соответствии с общей частью Налогового кодекса возложена обязанность уплачивать налоги, сборы;
-объект налогообложения-
это предмет действий или
-налоговая база - стоимостная, физическая или иная характеристика налогового объекта;
-налоговый период- это
время, за которое
-налоговая ставка (ставки)-
это величина налога в расчете
на единицу налогообложения.
-порядок исчисления;
-порядок и сроки уплаты[10, с.77].
Принципиально важным условием,
является требование безусловного определения
перечисленных элементов
Функции налогов.
Функции налогообложения - это проявление его сущности и свойств. В первую очередь, в налогах непосредственно реализуется их социальное назначение как инструмента стоимостного распределения и перераспределения доходов государства.
На практическом уровне налогообложение выполняет несколько функций, в каждой из которых реализуется то или иное назначение налогов. Взаимодействуя между собой, эти функции образуют систему.
Рассматривая современную систему налогообложения, разные авторы выделяют разные функции налогов. К числу основных функций налогов относятся:
а)фискальная;
б)регулирующая:
-стимулирующая;
-дестимулирующая;
-воспроизводственная;
в)распределительная;
г)контрольная.
Рассмотрим эти функции
более подробно, но будем иметь
ввиду, что указанное ниже разграничение
функций налоговой системы
Фискальная функция.
Фиск (от латинского fiscus - корзина) в Древнем Риме, начиная с IV века н.э., - единый общегосударственный центр Римской империи, куда стекались все виды доходов, налогов и сборов, производились государственные расходы и т.д. (отсюда происходит обозначение термином "фиск" государственной казны).
Фискальная функция является
основной функцией налогообложения. Посредством
данной функции реализуется главное
предназначение налогов: формирование
и мобилизация финансовых ресурсов
государства, а также аккумулирование
в бюджете средств для выполнения
общегосударственных или
Регулирующая функция.
С развитием экономической системы возникла необходимость определённого корректирующего воздействия государства на макроэкономические параметры, что породило регулирующую функцию налогов. Налоговое регулирование стало активно практиковаться, начиная с 1930-х гг. XX в., в рамках кейнсианской экономической политики.
Чтобы понять регулирующую функцию налогов, обратимся к тому, как происходит государственное регулирование экономики. Оно осуществляется в двух основных направлениях:
- регулирование рыночных,
товарно-денежных отношений.
- регулирование развития
народного хозяйства,
Таким образом, развитие рыночной
экономики регулируется финансово-экономическими
методами - путем применения отлаженной
системы налогообложения, маневрирования
ссудным капиталом и
Посредством регулирующей функции обеспечивается перераспределение через государственный бюджет части доходов фирм, домохозяйств, отраслей, регионов.
Регулирующая функция осуществляется через установление налогов и дифференциацию налоговых ставок. Налоговое регулирование оказывает стимулирующее или сдерживающее влияние на производство, инвестиции и платежеспособный спрос населения. Так, общее понижение налогов ведет к увеличению чистых прибылей, стимулирует хозяйственную деятельность, инвестиции и занятость. Повышение же налогов - обычный способ борьбы с «перегревом» рыночной конъюнктуры.
Налоговое регулирование играет значительную роль и во внешнеэкономической деятельности. Изменение таможенных пошлин существенно влияет на внешнеторговый оборот.
Информация о работе Налоги-понятие,функции,виды,формы.Кривая Лаффера