Налоги-понятие,функции,виды,формы.Кривая Лаффера

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Сентября 2012 в 11:35, курсовая работа

Описание работы

В обеспечении нормального функционирования любой современной экономической системы важная роль принадлежит государству. Государство на протяжении всей истории своего существования наряду с задачами поддержания порядка, законности, организации национальной обороны, выполняло определенные функции в сфере экономики. Государственное регулирование экономики имеет долгую историю - даже в период раннего капитализма в Европе существовал централизованный контроль над ценами, качеством товаров и услуг, процентными ставками и внешней торговлей. В современных условиях любое государство осуществляет регулирование национальной экономики, с различной степенью государственного вмешательства в экономику.

Содержание

Введение……………………………………………………………………...3
1. Сущность, функции и виды налогов…………………………………….5
1.1. Понятие и функции налогов……………………………………………5
1.2. Формы и виды налогов………………………………………………..13
1.3 Кривая Лаффера………………………………………………………..17
2. Налоговая система Республики Беларусь……………………………...21
2.1. Понятие налоговой системы………………………………………….21
2.2. Характеристика налоговой системы в Республики Беларусь………24
3. Основные недостатки и пути совершенствования налоговой системы Республики Беларусь……….………………………………………………………27
Заключение…………………………………………………………………30
Список использованных источников……………………………………..32

Работа содержит 1 файл

налоги-понятие,функции,виды,формы.Кривая Лаффера.docx

— 66.15 Кб (Скачать)

Содержание

Введение……………………………………………………………………...3

1. Сущность, функции и  виды налогов…………………………………….5

1.1. Понятие и функции  налогов……………………………………………5

1.2. Формы и виды налогов………………………………………………..13

1.3 Кривая Лаффера………………………………………………………..17

2. Налоговая система Республики  Беларусь……………………………...21

2.1. Понятие налоговой  системы………………………………………….21

2.2. Характеристика налоговой  системы в Республики Беларусь………24

3. Основные недостатки  и пути совершенствования налоговой  системы  Республики Беларусь……….………………………………………………………27

Заключение…………………………………………………………………30

Список использованных источников……………………………………..32

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

В обеспечении нормального  функционирования любой современной  экономической системы важная роль принадлежит государству. Государство  на протяжении всей истории своего существования наряду с задачами поддержания порядка, законности, организации  национальной обороны, выполняло определенные функции в сфере экономики. Государственное  регулирование экономики имеет  долгую историю - даже в период раннего  капитализма в Европе существовал  централизованный контроль над ценами, качеством товаров и услуг, процентными  ставками и внешней торговлей. В  современных условиях любое государство  осуществляет регулирование национальной экономики, с различной степенью государственного вмешательства в  экономику.

Государственное регулирование  экономики и международных экономических  отношений имеет важное значение для экономического и социального  развития страны. При этом, осуществляя  данное регулирование, государство, использует широкий набор средств и методов  воздействия на экономику таких, как бюджет, кредитно-денежная политика, экономическое законодательство и, конечно же, налоги.

Налоги являются важной ''кровеносной  артерией'' финансово-бюджетной системы. Очевидно также то, что они имеют  огромное значение в развитии и регулировании  международных экономических отношений.

Вопросу о сущности налогов, построению системы налогообложения  и роли налогов и посвящена  данная работа.

Объект исследования: налог как экономическая категория, система налогообложения в Республике Беларусь.

Предмет исследования: функционирование системы налогообложения в Республике Беларусь.

Цель работы: определить механизм функционирования налоговой системы на современном этапе и определить направления её развития.

 

 

Первый раздел курсовой работы посвящен теоретическим аспектам налогообложения. Здесь рассматривается классификация  налогов, их функции, основные элементы налоговой системы.

Во втором разделе я остановился на системе налогообложения в Республике Беларусь, были также рассмотрены основные налоги, которые взимаются на территории Республики Беларусь.

Третий раздел посвящен проблемам  налогообложения в Республике Беларусь. Здесь выявляются и анализируются  основные тенденции развития налоговой  системы нашей страны на современном  этапе. Также затронуты существующие проблемы и недостатки налогообложения. Отдельно рассмотрены основные направления  по совершенствованию налоговой  системы Беларуси.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. СУЩНОСТЬ, ФУНКЦИИ И  ВИДЫ НАЛОГОВ

1.1. Понятие и функции  налогов

Понятия «налог», «сбор», «пошлина»  являются одними из ключевых в системе  категорий налогового законодательства. Именно они характеризуют и классифицируют те платежи, которые обязаны вносить  в бюджет субъекты хозяйствования и  граждане. От степени правовой определенности этих понятий непосредственным образом  зависит и содержание конкретных норм налогового законодательства, и  эффективность построения всей системы  налогообложения в Республике Беларусь.

Ранее в налоговом законодательстве Республики Беларусь содержание данных понятий было дано (а учитывая его  общий характер и неопределенность, скорее, обозначено) в преамбуле  Закона Республики Беларусь «О налогах  и сборах, взимаемых в бюджет Республики Беларусь».

Согласно этой норме под  налогами и сборами, взимаемыми в  бюджет Республики Беларусь, надлежало  понимать обязательные отчисления денежных средств от плательщиков в определенных законами размерах. Как видим, такое  определение более похоже не на «портрет»  этого понятия, а на его беглый и нечеткий «набросок». Соответственно, практика применения указанной нормы порождала больше вопросов, чем ответов.

В процессе функционирования национальных бюджетной и налоговой  систем было установлено и действует  большое количество всевозможных платежей – отчислений, взносов, плат или  сборов. Обязательность их уплаты предусматривалась  различными по юридической силе документами  для самых разных категорий субъектов  хозяйствования при наличии совершенно различных обстоятельств, в разных размерах и в разном порядке.

Большинство из этих платежей не имеет отношения к налогам, сборам (пошлинам) и представляет собой  либо вознаграждение за товары, работы, услуги, в том числе оказываемое  республиканскими органами государственного управления, либо попытку, и далеко не всегда экономически обоснованную, формирования или централизации  финансовых ресурсов для решения  отдельных ведомственных либо региональных задач (например, отчисления в фонд развития строительной науки).

Из множества таких  платежей принципиально важно выделить те, которые действительно имеют  налоговый характер и, соответственно, будут регулироваться налоговым законодательством[11].

Правовое определение  налога дано пунктом 1 статьи 6 Налогового кодекса РБ. Как следует из его нормы, налогом признается обязательный индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в республиканский и (или) местные бюджеты[1].

Таким образом, к налогам  могут быть отнесены только платежи, отвечающие следующим признакам:

-обязательность для плательщиков;

-поступление в республиканский  и (или) местный бюджеты; 

-отчуждение принадлежащих  плательщикам денежных средств; 

-индивидуальная безвозмездность. 

Пунктом 5 статьи 6 Налогового кодекса РБ указываются неотъемлемые элементы налогообложения, которые  в акте налогового законодательства, устанавливающем каждый конкретный налог, должны быть непременно определены.

К таким обязательным элементам, составляющим содержание каждого налога, отнесены:

-плательщики- организации  и физические лица, на которых  в соответствии с общей частью  Налогового кодекса возложена  обязанность уплачивать налоги, сборы;

-объект налогообложения-  это предмет действий или явлений,  которые в соответствии с законодательством  облагаются налогом;

-налоговая база - стоимостная, физическая или иная характеристика налогового объекта;

-налоговый период- это  время, за которое производится  начисление налога или сбора,  и в течении которого плательщик  имеет обязанности по их уплате;

-налоговая ставка (ставки)- это величина налога в расчете  на единицу налогообложения. Она  устанавливается либо в % либо  в твёрдых суммах;

-порядок исчисления;

-порядок и сроки уплаты[10, с.77].

Принципиально важным условием, является требование безусловного определения  перечисленных элементов налогообложения  при установлении налогов. Нарушение  этого правила не позволит считать  налог законно установленным, а  значит, и обязательным к уплате юридическими лицами, индивидуальными  предпринимателями, физическими лицами со всеми вытекающими отсюда последствиями.

Функции налогов.

Функции налогообложения - это  проявление его сущности и свойств. В первую очередь, в налогах непосредственно  реализуется их социальное назначение как инструмента стоимостного распределения и перераспределения доходов государства.

На практическом уровне налогообложение  выполняет несколько функций, в  каждой из которых реализуется то или иное назначение налогов. Взаимодействуя между собой, эти функции образуют систему.

Рассматривая современную  систему налогообложения, разные авторы выделяют разные функции налогов. К  числу основных функций налогов  относятся:

а)фискальная;

б)регулирующая:

-стимулирующая;

-дестимулирующая;

-воспроизводственная;

в)распределительная;

г)контрольная.

Рассмотрим эти функции  более подробно, но будем иметь  ввиду, что указанное ниже разграничение  функций налоговой системы носит  условный характер, так как все  они переплетаются и осуществляются одновременно.

Фискальная функция.

Фиск (от латинского fiscus - корзина) в Древнем Риме, начиная с IV века н.э., - единый общегосударственный центр  Римской империи, куда стекались  все виды доходов, налогов и сборов, производились государственные расходы и т.д. (отсюда происходит обозначение термином "фиск" государственной казны).

Фискальная функция является основной функцией налогообложения. Посредством  данной функции реализуется главное  предназначение налогов: формирование и мобилизация финансовых ресурсов государства, а также аккумулирование  в бюджете средств  для выполнения общегосударственных или целевых  государственных программ. Все остальные  функции налогообложения можно  назвать производными от фискальной.

Регулирующая функция.

С развитием экономической  системы возникла необходимость  определённого корректирующего  воздействия государства на макроэкономические параметры, что породило регулирующую  функцию налогов. Налоговое регулирование  стало активно практиковаться, начиная  с 1930-х гг. XX в., в рамках кейнсианской  экономической политики.

Чтобы понять регулирующую функцию налогов, обратимся к  тому, как происходит государственное  регулирование экономики. Оно осуществляется в двух основных направлениях:

- регулирование рыночных, товарно-денежных отношений. Оно  состоит главным образом в  определении "правил игры", то есть разработка законов,  нормативных актов, определяющих  взаимоотношения действующих на  рынке лиц, прежде всего предпринимателей, работодателей и наемных рабочих.  К ним относятся законы, постановления,  инструкции государственных органов,  регулирующие взаимоотношение товаропроизводителей, продавцов и покупателей, деятельность  банков, товарных и фондовых бирж, а также бирж труда, торговых  домов, устанавливающие порядок  проведения аукционов, ярмарок,  правила обращения ценных бумаг  и т.п. Это направление государственного  регулирования рынка непосредственно  с налогами не связано;

- регулирование развития  народного хозяйства, общественного  производства в условиях, когда  основным объективным экономическим  законом, действующим в обществе, является закон стоимости. Здесь  речь идет главным образом  о финансово-экономических методах  воздействия государства на интересы  людей, предпринимателей с целью  направления их деятельности  в нужном, выгодном обществу направлении.

Таким образом, развитие рыночной экономики регулируется финансово-экономическими методами - путем применения отлаженной системы налогообложения, маневрирования ссудным капиталом и процентными  ставками, выделения из бюджета капитальных  вложений и дотаций, государственных закупок и осуществления народнохозяйственных программ и т.п. Центральное место в этом комплексе экономических методов занимают налоги.

Посредством регулирующей функции  обеспечивается перераспределение  через государственный бюджет части  доходов фирм, домохозяйств, отраслей, регионов.

Регулирующая функция  осуществляется через установление налогов и дифференциацию налоговых  ставок. Налоговое регулирование  оказывает стимулирующее или  сдерживающее влияние на производство, инвестиции и платежеспособный спрос  населения. Так, общее понижение  налогов ведет к увеличению чистых прибылей, стимулирует хозяйственную  деятельность, инвестиции и занятость. Повышение же налогов - обычный способ борьбы с «перегревом» рыночной конъюнктуры.

Налоговое регулирование  играет значительную роль и во внешнеэкономической  деятельности. Изменение таможенных пошлин существенно влияет на внешнеторговый оборот.

Информация о работе Налоги-понятие,функции,виды,формы.Кривая Лаффера