Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Сентября 2012 в 11:35, курсовая работа
В обеспечении нормального функционирования любой современной экономической системы важная роль принадлежит государству. Государство на протяжении всей истории своего существования наряду с задачами поддержания порядка, законности, организации национальной обороны, выполняло определенные функции в сфере экономики. Государственное регулирование экономики имеет долгую историю - даже в период раннего капитализма в Европе существовал централизованный контроль над ценами, качеством товаров и услуг, процентными ставками и внешней торговлей. В современных условиях любое государство осуществляет регулирование национальной экономики, с различной степенью государственного вмешательства в экономику.
Введение……………………………………………………………………...3
1. Сущность, функции и виды налогов…………………………………….5
1.1. Понятие и функции налогов……………………………………………5
1.2. Формы и виды налогов………………………………………………..13
1.3 Кривая Лаффера………………………………………………………..17
2. Налоговая система Республики Беларусь……………………………...21
2.1. Понятие налоговой системы………………………………………….21
2.2. Характеристика налоговой системы в Республики Беларусь………24
3. Основные недостатки и пути совершенствования налоговой системы Республики Беларусь……….………………………………………………………27
Заключение…………………………………………………………………30
Список использованных источников……………………………………..32
Регулирующая функция
направлена на достижение посредством
налоговых механизмов тех или
иных задач налоговой политики государства.
Эта функция имеет три
Стимулирующая подфункция направлена
на поддержку развития тех или
иных экономических процессов. Они
реализуются через систему
Налоговые льготы используются и для смягчения социального неравенства. Таким образом, через регулирующую функцию проявляется социальная функция налогов. Ее суть состоит в перераспределении доходов и богатства в обществе. Социальная функция предназначена обеспечивать и защищать конституционные права граждан. К числу конкретных механизмов реализации этой функции относятся: единый социальный налог, стандартные налоговые вычеты, профессиональные налоговые вычеты и др. показатели.
Дестимулирующая подфункция,
напротив, направлена на установление
через налоговое бремя
Воспроизводственная подфункция
предназначена для аккумуляции
средств на восстановление используемых
ресурсов. Эту подфункцию выполняют
отчисления на воспроизводство минерально-
Распределительная функция.
Распределительная (или как
её ещё называют - перераспределительная)
(социальная) функция налогов состоит
в перераспределении
Посредством налогов в
государственном бюджете
Перераспределительная функция
налоговой системы носит ярко
выраженный социальный характер. Соответствующим
образом построенная налоговая
система позволяет придать
Контрольная функция.
Через налоги государство
осуществляет контроль над финансово-хозяйственной
деятельностью организаций и
граждан, а также за источниками
доходов и расходами. Путем денежной
оценки сумм налогов возможно количественное
сопоставление показателей
Через контрольную функцию налогообложения выявляется необходимость внесения изменений в налоговую систему и бюджетную политику государства[10].
Сегодня налоговая система призвана реально влиять на укрепление рыночных начал в хозяйстве, способствовать развитию предпринимательства и одновременно служить барьером на пути социального обнищания низкооплачиваемых слоев населения.
1.2. Формы и виды налогов
Многообразие налогов, различающихся по условиям обложения, механизмам взимания и регулирования, обуславливает необходимость их систематизации и классификации.
Самым первым и наиболее употребительным до настоящего времени является деление налогов по критерию отнесения налогообложения к подоходно-поимущественному или к обложению расходов на потребление, на два основных вида:
-прямые;
-косвенные.
В соответствии с этим критерием прямые налоги - это налоги на доходы и имущество. Они взимаются с конкретного физического или юридического лица.
К прямому налогу относятся
подоходные налоги, налоги на прибыль,
взносы в фонды социального
Прямые налоги подразделяются на:
-реальные;
-личные.
Реальными налогами облагаются отдельные виды имущества налогоплательщика (земля, недвижимость и т. п.) на основе кадастра - перечня объектов обложения, составленного на основе их внешних признаков и учитывающего среднюю, а не действительную доходность конкретного объекта. Реальные налоги взимаются в силу факта владения имуществом независимо от финансового положения и доходов налогоплательщика. В зависимости от объекта обложения к прямым реальным доходам относятся: плата за землю, налог на недвижимость и др.
Личные налоги в отличие от реальных учитывают платежеспособность налогоплательщика. При их взимании объекты налогообложения (доход, имущество) определяются индивидуально для каждого плательщика с учетом предоставляемых ему льгот. В зависимости от объекта обложения различают следующие виды прямых личных налогов: подоходный с физических лиц, налог на прибыль корпораций (фирм), налог с наследств и дарений и др.
Косвенными налогами облагаются расходы на потребление. Они представляют собой, по сути, надбавку к цене товара или услуги. К ним относятся: налог на добавленную стоимость, акцизы, таможенные пошлины, налог на покупки и продажи. Косвенный налог, таким образом, предстает как ценообразующий фактор[6, с 179].
Каждый из этих видов налогов
имеет свои достоинства и недостатки
с точки зрения как государства,
заинтересованного в получении
налогов и поддержании
Основным преимуществом
прямого налогообложения
Достоинства косвенных налогов связаны с их скрытым характером. Многие люди их платят, даже не подозревая об этом, так как обычно в цене не указано, что в нее включен косвенный налог. С социально-политической точки зрения это очень важно.
Главный недостаток косвенных
налогов заключается в том, что
они усиливают неравномерность
распределения налогового бремени
среди населения. Очевидно, что для
богатой части населения
В зависимости от использования налоги делятся:
-общие;
-специальные.
Общие налоги используются
на финансирование текущих и
капитальных расходов
По субъекту-налогоплательщику. В соответствии с данным основанием можно выделить следующие виды налогов:
-налоги с физических лиц (подоходный налог с физических лиц, налог на имущество физических лиц, и др.);
-налоги с предприятий и организаций (налог на прибыль, налог на добавленную стоимость, акцизы и др.);
-смешанные налоги, которые уплачивают как физические лица, так и предприятия и организации (госпошлина, некоторые таможенные пошлины, налог с владельцев транспортных средств и др.).
По органу, который
устанавливает и
-республиканские налоги;
-региональные налоги.
По порядку введения налога. По порядку введения можно выделить налоги:
-общеобязательные;
-факультативные.
Общеобязательные налоги
устанавливаются
По целевой направленности введения налога. В соответствии с этим основанием можно выделить налоги:
-абстрактные;
-целевые.
Кроме того, к категории
целевых налогов относятся
По срокам уплаты. Различают следующие виды налогов по срокам уплаты:
-срочные;
-периодично-календарные.
В свою очередь периодично-
-декадные;
-ежемесячные;
-ежеквартальные;
-полугодовые;
-ежегодные.
1.3. Кривая Лаффера
Оптимально построенная
налоговая система должна, с одной
стороны, обеспечивать финансовыми
ресурсами потребности
Научно доказано, что при
увеличении налоговой нагрузки на налогоплательщика
(рост количества налогов и увеличение
ставок налогов, отмена льгот) эффективность
налоговой системы сначала
В этой связи проблема оптимальной
налоговой нагрузки на налогоплательщика
играет важную роль в построении и
совершенствовании налоговой
Зависимость между усилением
налогового гнета и суммой поступающих
в государственную казну
Рисунок 1. Кривая Лаффера
На рисунке 1 отчётливо видно, что рост налоговых ставок только до определённого предела ведёт к соответствующему увеличению бюджетных прибылей. Превышая этот предел, налоговая ставка становится тормозом для предпринимательской деятельности, при этом ликвидируются стимулы развития экономики, а доходы бюджета начинают сокращаться, поскольку сужается налоговая база.
Информация о работе Налоги-понятие,функции,виды,формы.Кривая Лаффера