Налоги-понятие,функции,виды,формы.Кривая Лаффера

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Сентября 2012 в 11:35, курсовая работа

Описание работы

В обеспечении нормального функционирования любой современной экономической системы важная роль принадлежит государству. Государство на протяжении всей истории своего существования наряду с задачами поддержания порядка, законности, организации национальной обороны, выполняло определенные функции в сфере экономики. Государственное регулирование экономики имеет долгую историю - даже в период раннего капитализма в Европе существовал централизованный контроль над ценами, качеством товаров и услуг, процентными ставками и внешней торговлей. В современных условиях любое государство осуществляет регулирование национальной экономики, с различной степенью государственного вмешательства в экономику.

Содержание

Введение……………………………………………………………………...3
1. Сущность, функции и виды налогов…………………………………….5
1.1. Понятие и функции налогов……………………………………………5
1.2. Формы и виды налогов………………………………………………..13
1.3 Кривая Лаффера………………………………………………………..17
2. Налоговая система Республики Беларусь……………………………...21
2.1. Понятие налоговой системы………………………………………….21
2.2. Характеристика налоговой системы в Республики Беларусь………24
3. Основные недостатки и пути совершенствования налоговой системы Республики Беларусь……….………………………………………………………27
Заключение…………………………………………………………………30
Список использованных источников……………………………………..32

Работа содержит 1 файл

налоги-понятие,функции,виды,формы.Кривая Лаффера.docx

— 66.15 Кб (Скачать)

Регулирующая функция  направлена на достижение посредством  налоговых механизмов тех или  иных задач налоговой политики государства. Эта функция имеет три подфункции: стимулирующую, дестимулирующую и воспроизводственную.

Стимулирующая подфункция направлена на поддержку развития тех или  иных экономических процессов. Они  реализуются через систему льгот  и освобождений от налогов. Нынешняя система налогообложения представляет широкий набор налоговых льгот  малым предприятиям, предприятиям инвалидов, сельскохозяйственным производителям, организациям, осуществляющим капитальные  вложения в производство и благотворительную  деятельность, и т.д.

Налоговые льготы используются и для смягчения социального  неравенства. Таким образом, через  регулирующую функцию проявляется  социальная функция налогов. Ее суть состоит в перераспределении  доходов и богатства в обществе. Социальная функция предназначена обеспечивать и защищать конституционные права граждан. К числу конкретных механизмов реализации этой функции относятся: единый социальный налог, стандартные налоговые вычеты, профессиональные налоговые вычеты и др. показатели.

Дестимулирующая подфункция, напротив, направлена на установление через налоговое бремя препятствий  для развития каких-либо экономических  процессов. Это осуществляется путем  введения повышенных ставок налогов, установления налога на вывоз капитала, повышенных таможенных пошлин, налога на имущество, акцизов и других.

Воспроизводственная подфункция предназначена для аккумуляции  средств на восстановление используемых ресурсов. Эту подфункцию выполняют  отчисления на воспроизводство минерально-сырьевой базы, плата за воду. Нужно отметить, что налоговое стимулирование инвестиций, сельского хозяйства и других отраслей народного хозяйства в  отрыве от прочих экономических факторов не приносит желаемого результата, поскольку инвестиционные процессы обусловлены не налоговыми льготами, а потребностями развития производства и расширения бизнеса[2].

Распределительная функция.

Распределительная (или как  её ещё называют - перераспределительная) (социальная) функция налогов состоит  в перераспределении общественных доходов между различными категориями  населения. Смысл функции в том, что происходит передача средств  в пользу более слабых и незащищенных категорий граждан за счет возложения налогового бремени на более сильные  категории населения. Результатом  этого является изъятие части  дохода у одних и передача ее другим. Примером реализации фискально-распределительной  функции могут служить акцизы, устанавливаемые, как правило, на отдельные  виды товаров, в первую очередь, на предметы роскоши, а также механизмы прогрессивного налогообложения.

Посредством налогов в  государственном бюджете концентрируются  средства, направляемые затем на решение  народнохозяйственных проблем, как  производственных, так и социальных, финансирование крупных межотраслевых, комплексных целевых программ - научно-технических, экономических и др.

Перераспределительная функция  налоговой системы носит ярко выраженный социальный характер. Соответствующим  образом построенная налоговая  система позволяет придать рыночной экономике социальную направленность, как это сделано в Германии, Швеции, многих других странах. Это  достигается путем установления прогрессивных ставок налогообложения, направления значительной части  бюджета средств на социальные нужды  населения, полного или частичного освобождения от налогов граждан, нуждающихся в социальной защите.

 

 

Контрольная функция.

Через налоги государство  осуществляет контроль над финансово-хозяйственной  деятельностью организаций и  граждан, а также за источниками  доходов и расходами. Путем денежной оценки сумм налогов возможно количественное сопоставление показателей доходов  с потребностями государства  в финансовых ресурсах. Благодаря  контрольной функции оценивается  эффективность налоговой системы, обеспечивается контроль за видами деятельности и финансовыми потоками.

Через контрольную функцию  налогообложения выявляется необходимость  внесения изменений в налоговую  систему и бюджетную политику государства[10].

Сегодня налоговая   система  призвана  реально  влиять  на  укрепление рыночных начал в хозяйстве, способствовать  развитию  предпринимательства  и одновременно   служить    барьером    на    пути    социального    обнищания низкооплачиваемых  слоев населения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.2. Формы и виды налогов

Многообразие налогов, различающихся  по условиям обложения, механизмам взимания и регулирования, обуславливает  необходимость их систематизации и  классификации.

Самым первым и наиболее употребительным до настоящего времени  является деление налогов по критерию отнесения налогообложения к  подоходно-поимущественному или к  обложению расходов на потребление, на два основных вида:

-прямые;

-косвенные.

В соответствии с этим критерием  прямые налоги - это налоги на доходы и имущество. Они взимаются с  конкретного физического или  юридического лица.

К прямому налогу относятся  подоходные налоги, налоги на прибыль, взносы в фонды социального страхования, налоги на имущество (земельный налог), на операции с ценными бумагами, на наследство и дарение[5, c 205].

Прямые налоги подразделяются на:

-реальные;

-личные.

Реальными налогами облагаются отдельные виды имущества налогоплательщика (земля, недвижимость и т. п.) на основе кадастра - перечня объектов обложения, составленного на основе их внешних  признаков и учитывающего среднюю, а не действительную доходность конкретного  объекта. Реальные налоги взимаются  в силу факта владения имуществом независимо от финансового положения  и доходов налогоплательщика. В  зависимости от объекта обложения  к прямым реальным доходам относятся: плата за землю, налог на недвижимость и др.

Личные налоги в отличие  от реальных учитывают платежеспособность налогоплательщика. При их взимании объекты налогообложения (доход, имущество) определяются индивидуально для каждого плательщика с учетом предоставляемых ему льгот. В зависимости от объекта обложения различают следующие виды прямых личных налогов: подоходный с физических лиц, налог на прибыль корпораций (фирм), налог с наследств и дарений и др.

Косвенными налогами облагаются расходы на потребление. Они представляют собой, по сути, надбавку к цене товара или услуги. К ним относятся: налог  на добавленную стоимость, акцизы, таможенные пошлины, налог на покупки и продажи. Косвенный налог, таким образом, предстает как ценообразующий фактор[6, с 179].

Каждый из этих видов налогов  имеет свои достоинства и недостатки с точки зрения как государства, заинтересованного в получении  налогов и поддержании экономической  и социальной стабильности в обществе, так и плательщиков, не испытывающих особого удовольствия от уплаты налогов.

Основным преимуществом  прямого налогообложения является то, что прямые налоги - это более  определенный, твердый и постоянный источник доходов бюджета, они в  большей степени соразмеряются  с платежеспособностью налогоплательщиков, расходы же на их взимание относительно невелики. К недостаткам можно отнести уклонение от уплаты налогов, уменьшение склонности к сбережениям и инвестициям при повышении налоговых ставок.

Достоинства косвенных налогов  связаны с их скрытым характером. Многие люди их платят, даже не подозревая об этом, так как обычно в цене не указано, что в нее включен  косвенный налог. С социально-политической точки зрения это очень важно.

Главный недостаток косвенных  налогов заключается в том, что  они усиливают неравномерность  распределения налогового бремени  среди населения. Очевидно, что для  богатой части населения повышение  цены из-за включения в нее косвенного налога не столь ощутимо, как для  бедной части. В этой связи нередко  товары для бедных освобождаются  от налогообложения, и наоборот, товары для богатых облагаются повышенными  налогами.

В зависимости от использования налоги делятся:

-общие;

-специальные.

 Общие налоги используются  на финансирование текущих и  капитальных расходов государственного  и местных бюджетов без закрепления,  за каким либо определенным  видом расходов. Специальные налоги  имеют целевое назначение (например, отчисления на социальное страхование  или отчисления на дорожные  фонды).

По субъекту-налогоплательщику. В соответствии с данным основанием можно выделить следующие виды налогов:

-налоги с физических лиц (подоходный налог с физических лиц, налог на имущество физических лиц, и др.);

-налоги с предприятий и организаций (налог на прибыль, налог на добавленную стоимость, акцизы и др.);

-смешанные налоги, которые уплачивают как физические лица, так и предприятия и организации (госпошлина, некоторые таможенные пошлины, налог с владельцев транспортных средств и др.).

 По органу, который  устанавливает и конкретизирует  налоги. Действующие в РБ налоги  можно разделить на группы  в зависимости от того, какой  орган их вводит и имеет  право изменять и конкретизировать:

-республиканские налоги;

-региональные налоги.

 По порядку введения  налога. По порядку введения можно  выделить налоги:

-общеобязательные;

-факультативные.

Общеобязательные налоги устанавливаются законодательными актами РБ и взимаются на всей ее территории независимо от бюджета, в  который они поступают. Факультативные налоги могут вводиться решениями  органов государственной власти областей, городов и иных административно-территориальных  образований.

По целевой направленности введения налога. В соответствии с  этим основанием можно выделить налоги:

-абстрактные;

-целевые.

Кроме того, к категории  целевых налогов относятся введенные  в Беларуси обязательные отчисления в республиканский фонд поддержки  производителей сельскохозяйственной продукции и продовольствия, отчисления в местный бюджетный целевой  фонд стабилизации экономики производителей сельскохозяйственной продукции и  продовольствия, целевые сборы на финансирование расходов по содержанию и ремонту жилищного фонда, отчисления в республиканский дорожный фонд, целевые сборы на содержание детских дошкольных учреждений и др. [9, с. 9].

По срокам уплаты. Различают  следующие виды налогов по срокам уплаты:

-срочные;

-периодично-календарные.

В свою очередь периодично-календарные  делятся на:

-декадные;

-ежемесячные;

-ежеквартальные;

-полугодовые;

-ежегодные.

 

 

 

 

 

 

 

1.3. Кривая Лаффера

Оптимально построенная  налоговая система должна, с одной  стороны, обеспечивать финансовыми  ресурсами потребности государства, а с другой стороны, не только не снижать стимулы налогоплательщика  к предпринимательской деятельности, но и обязывать его к постоянному  поиску путей повышения эффективности  хозяйствования. Поэтому показатель налоговой нагрузки, или налогового бремени, на налогоплательщика является достаточно серьёзным измерителем  качества налоговой системы страны.

Научно доказано, что при  увеличении налоговой нагрузки на налогоплательщика (рост количества налогов и увеличение ставок налогов, отмена льгот) эффективность  налоговой системы сначала повышается и достигает своего максимума, но за тем начинает резко снижаться. При этом потери бюджетной системы становятся невосполнимыми, так как определенная часть налогоплательщиков или разорятся, или сворачивает производство, другая часть находит как законные, так и незаконные пути минимизации установленных и подлежащих к уплате налогов. При снижении налогового бремени в дальнейшем для восстановления нарушенного производства потребуются годы. Кроме того, тот налогоплательщик, который нашёл реальные пути ухода от налогообложения, даже при возврате к «старому» уровню налогового изъятия, уже не будет платить налогов в полном объёме.

В этой связи проблема оптимальной  налоговой нагрузки на налогоплательщика  играет важную роль в построении и  совершенствовании налоговой системы  любого государства – как с  развитой экономикой, так и находящегося в переходном периоде.

Зависимость между усилением  налогового гнета и суммой поступающих  в государственную казну налогов  ещё в начале второй половины XX века вывел профессор А. Лаффер, построивший параболическую кривую, получившую в дальнейшем название «Кривая Лаффера».

 

 

Рисунок 1. Кривая Лаффера

На рисунке 1 отчётливо видно, что рост налоговых ставок только до определённого предела ведёт к соответствующему увеличению бюджетных прибылей. Превышая этот предел, налоговая ставка становится тормозом для предпринимательской деятельности, при этом ликвидируются стимулы развития экономики, а доходы бюджета начинают сокращаться, поскольку сужается налоговая база.

Информация о работе Налоги-понятие,функции,виды,формы.Кривая Лаффера