Налоги,их сущность,виды и функции,налоговая система

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Ноября 2012 в 19:33, курсовая работа

Описание работы

В современных условиях одним из важнейших рычагов, регулирующих финансовые взаимоотношения предприятий с государством в условиях перехода к рыночному хозяйству, становится налоговая система. Она призвана обеспечить государство финансовыми ресурсами, необходимыми для решения важнейших экономических и социальных задач. Посредством налогов, льгот и финансовых санкций, являющихся неотъемлемой частью системы налогообложения, государство воздействует на экономическое поведение предприятий, стремясь создать при этом равные условия всем участникам общественного воспроизводства. Налоговые методы регулирования финансово-экономических отношений в сочетании с другими экономическими рычагами создают необходимые предпосылки для формирования и функционирования единого целостного рынка, способствующего созданию рыночных отношений.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1. Происхождение налогов……………………………………………...5
Глава 2. Сущность налогов
2.1. Сущность налогов и их роль в экономике государства…………...13
2.2. Виды налогов…………………………………………………..…….23
2.3. Функции налогов………………………………………………….....28
Глава 3. Сущность и виды налоговой системы
3.1. Сущность налоговой системы….……………………………………37
3.2. Виды налоговой системы……………………………………….…...38
3.3. Особенности налогообложения в России…………………………..39
3.4. Тенденции развития налоговой системы в мире и Российской
Федерации………….………………………………………………..…….63
Заключение……………………………………………………………………….65
Список использованных источников………

Работа содержит 1 файл

курсяк по эт.doc

— 306.50 Кб (Скачать)
    1. Принцип справедливости налогообложения.

Суть принципа заключается  в обеспечении равномерного наложения  налогового бремени на всех плательщиков. Правда, история свидетельствует  об относи-тельности понятия «справедливость». Так, А.Смит застал феодальный подушный налог, согласно которому каждый человек должен был пла-тить подушный налог, который для всех был одинаков.

Таблица 1, показывает, что  для бедного человека такой налог может представлять тяжкое бремя, а для богатого - он совсем не ощутим.[6]

Таблица 1. Влияние различных  типов налогов на разные доходы

Тип налога

Ставка налога,%

Размер дохода (руб.) трех субъектов в год

   

10 000

40 000

900 000

   

Налог

Чистый доход

Налог

Чистый доход

Налог

Чистый доход

Подушный

 

1 000

9 000

1 000

39 000

1 000

899 000

Пропорциональный

10

1 000

9 000

4 000

36 000

90 000

810 000

Прогрессивный

10

1 000

9 000

       
 

20

   

8 000

32 000

   
 

30

       

210 000

690 000


 

Затем подушный налог  был заменен подоходным налогом по единой ставке, то есть в одной и той же пропорции к доходу. Та же таблица показывает, что такой налог, безусловно, более справедлив, так как абсолютная величина налога оказывается небольшой у бедняка и весьма значительной у богача. Но очевидно, что для бедняка изымаемая у него в виде налога сумма кажется совсем не маленькой. Вот почему более справедливым считается прогрессивный налог, предполагающий возрастающую в определенной прогрессии налоговую ставку на высокие и сверхвысокие доходы. Здесь возможно освобождение от налога небольших доходов и повышенное обложение больших доходов, как это показано в таблице. В современной России класс богатых людей прогрессивный налог счел несправедливым и добился установления единого подоходного налога в 13%.

2. Принцип постоянства налогов. Данный принцип требует того, чтобы число налогов, их ставки не менялись часто, чтобы плательщик задолго вперед знал, что и сколько ему придется платить государству. Тогда он может планировать свою деятельность и осуществлять ее более уверенно и успешно. Выдвижение этого принципа А.Смитом было реакцией на феодальное налогообложение, которое характеризовалось тем, что сбор налогов отдавался на откуп специальным сборщикам, которые передавали государю определенную сумму из собранных налогов. Для того чтобы у них самих оставалась сумма побольше, сборщики иногда совершенно неожиданно для плательщиков меняли размеры налогов, вводили какие-то новые налоги, что вызывало крайнее недовольство, особенно у нарождавшейся буржуазии.

3. Простота налоговой системы, ее удобство для плательщиков. Сложная система нередко создает у плательщиков впечатление, что их обманывают при изъятии налогов, берут лишнее. Поэтому они стремятся по возможности свои доходы утаивать. Вот почему необходимо, чтобы налоговая система была простой и понятной.

Кроме того, нужно, чтобы  плательщик не тратил время на уплату налогов (для этого, например, бухгалтерия предприятий при определении выдаваемой на руки заработной платы сразу же вычитает из нее подоходный налог). Для плательщика также удобно, когда налоги берут не раз в год, а ежемесячно - размер налога кажется не столь значительным.

4. Принцип экономичности  налогообложения. Во времена А.Смита  объектами налогообложения были самые разнообразные вещи: окна в домах, стекла, уголь, свечи и т.д., учесть которые было весьма непросто. Это требовало соответствующих расходов, которые не всегда покрывались собранными налогами. Очевидно, что налоговая система должна требовать на свое содержание совсем незначительную часть того, что она дает государству в виде собранных налогов.

В современных условиях принцип экономичности рассматривается более широко. Он предполагает экономическую эффективность налогообложения.

Практика показала, что  объем налоговых поступлений  зависит и от ставки налогов. Чрезмерно высокая ставка может обернуться меньшим объемом поступлений, чем невысокая ставка. Зависимость объема налоговых поступлений от уровня налоговой ставки иллюстрируется с помощью кривой Лаффера.[12]

5. «Кривая Лаффера».

Американский профессор  А.Лаффер выявил зависимость собирания налогов от их размера. Она получила название «кривой Лаффера».


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

А. Лаффер считал, что по мере роста налога (t) от 0 до 100% сумма налоговых поступлений сначала возрастает и достигает максимума в точке А при t=a, а затем начинает снижаться, хотя налоговая ставка и продолжает расти. Налоговые поступления падают после некоторой точки потому, что более высокие налоговые ставки, по предположению Лаффера, сдерживают экономическую активность и, следовательно, налоговая база сокращается. Например, 100-процентная налоговая ставка имеет характер конфискации и останавливает производство; налоговая база становится равной 0 и приносит нулевой налоговый доход. «Если успешное функционирование рынка будет сталкиваться с усиливающейся дискриминацией в виде более высоких и прогрессивных налогов… то экономическая активность будет падать», - отмечал Лаффер.

По мнению А. Лаффер и его сторонников, снижение налоговых ставок может создать дополнительные стимулы к труду, инвестициям, сбережениям, экономическому росту и, как результат, росту налоговой базы. Такая расширенная налоговая база сможет поддерживать налоговые поступления на прежнем уровне даже при снижении налоговой ставки.

Во многих странах  в практике налогообложения используются два основных вида налогов: 1) подоходный налог, в основе которого лежит прогрессивное обложение граждан и юридических лиц, 2) налог на добавленную стоимость (НДС). Как показал А. Лаффер, при ставке подоходного налога более 50% облагаемого дохода резко снижается деловая активность фирм и предпринимателей. Американцы считают, что при такой ставке подоходного налога, как в Швеции (75%), в США никто не стал  бы работать в легальной экономике. Вообще же считается, что высшая ставка подоходного налога должна находиться в пределах 50-70%. Прогрессивный подоходный налог сглаживает неравенство в доходах различных групп населения. Ставки налога на добавленную стоимость в большинстве стран не превышают 20-30%.

Некоторые положения  и аргументы сторонников теории предложения были использованы при проведении налоговых реформ в США и в ряде других стран в 80-е гг. ХХ в.

Аргументы критиков Лаффера  сводятся к тем основным положениям. Во-первых, многие экономисты утверждают, что чувствительность экономических  стимулов к изменению  ставок налогов  может быть незначительной, неясной  по своей направленности или очень  замедленной. Изменение налоговых ставок действительно может вызывать увеличение накопления капитала, а следовательно, и темпов экономического роста, что, в конечном счете, обеспечит рост налоговых поступлений, однако подобные закономерности проявляются в долгосрочной перспективе и могут растянуться на годы и даже десятилетия. Во-вторых, понижение налоговых ставок может оказать намного более серьезное воздействие на спрос, вызвав значительный рост совокупного спроса, превосходящего любой прирост совокупного предложения, что может обострить проблемы бюджетного дефицита и  инфляции. В-третьих, представители всех экономических школ согласны с утверждением, что налоговые поступления будут максимизироваться при некоторых уровнях ставок налогов от 0 до 100%. Однако необходимо выяснить, в какой точке кривой Лаффера находится экономика той или иной страны в тот или иной период времени. Если эта точка расположена после максимальной точки, то снижение ставок налогов имеет надежную базу, если же до точки максимума, то снижение налоговых ставок будет означать и снижение налоговых поступлений.[18] 

 

2.2. Виды налогов

 

Многообразие налогов, различающихся по условиям обложения, механизмам взимания и регулирования, обуславливает необходимость их систематизации и классификации.

Самым первым и наиболее употребительным до настоящего времени является деление налогов по критерию отнесения налогообложения к подоходно-поимущественному или к обложению расходов на потребление, на два основных вида - прямые и косвенные.

В соответствии с этим критерием прямые налоги - это налоги на доходы и имущество. Они взимаются с конкретного физического или юридического лица.

К прямому налогу относятся  подоходные налоги, налоги на прибыль, взносы в фонды социального страхования, налоги на имущество (земельный налог, налог на дома, на прирост капитала), на операции с ценными бумагами, на наследство и дарение.

Прямые налоги подразделяются на реальные и личные.

Реальными налогами облагаются отдельные виды имущества налогоплательщика (земля, недвижимость и т.п.) на основе кадастра - перечня объектов обложения, составленного на основе их внешних признаков и учитывающего среднюю, а не действительную доходность конкретного объекта. Реальные налоги взимаются в силу факта владения имуществом независимо от финансового положения и доходов налогоплательщика. В зависимости от объекта обложения к прямым реальным доходам относятся: плата за землю, налог на недвижимость, подомовой, промысловый налог и др.

Личные налоги в отличие  от реальных учитывают платежеспособность налогоплательщика; при их взимании объекты налогообложения определяются индивидуально для каждого плательщика с учетом предоставляемых ему льгот. В зависимости от объекта обложения различают следующие виды прямых личных налогов: подоходный с физических лиц, налог на прибыль корпораций (фирм), налог на сверхприбыль, налог с наследств и дарений и др.

Косвенными налогами облагаются расходы на потребление. Они представляют собой, по сути, надбавку к цене товара или услуги. К ним  относятся: налог на добавленную  стоимость, акцизы, таможенные пошлины, налог на покупки и продажи. Косвенный налог, таким образом, предстает как ценообразующий фактор.

Прямые налоги трудно перенести на потребителя. Из них  легче всего дело обстоит с  налогами на землю и на другую недвижимость: они включаются в арендную и квартирную плату, цену сельскохозяйственной продукции. Косвенные налоги переносятся на конечного потребителя в зависимости от степени эластичности спроса на товары и услуги, облагаемые этими налогами. Чем менее эластичен спрос, тем большая часть налога перекладывается на потребителя. Чем менее эластично предложение, тем меньшая часть налога перекладывается на потребителя, а большая уплачивается за счет прибыли. В долгосрочном плане эластичность предложения растет, и на потребителя перекладывается все большая часть косвенных налогов. В случае высокой эластичности спроса увеличение косвенных налогов может привести к сокращению потребления, а при высокой эластичности предложения - к сокращению чистой прибыли, что вызовет сокращение капиталовложений или перелив капитала в другие сферы деятельности.[9]

Каждый из этих видов  налогов имеет свои достоинства и недостатки с точки зрения как государства, заинтересованного в получении налогов и поддержании экономической и социальной стабильности в обществе, так и плательщиков, не испытывающих особого удовольствия от уплаты налогов.

Основным преимуществом  прямого налогообложения является то, что прямые налоги - это более  определенный, твердый и постоянный источник доходов бюджета, они в  большей степени соразмеряются с платежеспособностью налогоплательщиков, расходы же на их взимание относительно невелики. К недостаткам можно отнести уклонение от уплаты налогов, уменьшение склонности к сбережениям и инвестициям при повышении налоговых ставок.

Достоинства косвенных налогов связаны с их скрытым характером. Многие люди их платят, даже не подозревая об этом, так как обычно в цене не указано, что в нее включен косвенный налог. С социально-политической точки зрения это очень важно.

Благодаря косвенным  налогам цены на товары с низкой себестоимостью можно поддерживать на экономически рациональном уровне, в том числе на уровне, позволяющем ограничивать потребление далеко не безвредных товаров.

Так происходит с ценами на спиртные напитки, табачные изделия.

Такие косвенные налоги, как таможенные пошлины, помогают государству влиять на национальных товаропроизводителей, защищая их от иностранных конкурентов и поощряя их выход на мировой рынок.

Главный недостаток косвенных  налогов заключается в том, что  они усиливают неравномерность распределения налогового бремени среди населения. Очевидно, что для богатой части населения повышение цены из-за включения в нее косвенного налога не столь ощутимо, как для бедной части. В этой связи нередко товары для бедных освобождаются от налогообложения, и наоборот, товары для богатых облагаются повышенными налогами.

Другой недостаток косвенных налогов заключается в их инфляционном характере.

Помимо деления налогов  на прямые и косвенные бывают другие классификации.

Так, например, различают твердые, пропорциональные, прогрессивные и регрессивные налоговые ставки. Твердые ставки устанавливаются в абсолютной сумме на единицу обложения, независимо от размеров дохода. Пропорциональные - действуют в одинаковом процентном отношении к объекту налога без учета дифференциации его величины. Прогрессивные ставки предполагают возрастание величины ставки по мере роста дохода. Прогрессивные налоги - это те налоги, бремя которых сильнее давит на лиц с большими доходами. Регрессивные ставки предполагают снижение величины ставки по мере роста дохода. Регрессивный налог может и не приводить к росту абсолютной суммы поступлений в бюджет при увеличении доходов налогоплательщиков.

Информация о работе Налоги,их сущность,виды и функции,налоговая система