Налоги,их сущность,виды и функции,налоговая система

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Ноября 2012 в 19:33, курсовая работа

Описание работы

В современных условиях одним из важнейших рычагов, регулирующих финансовые взаимоотношения предприятий с государством в условиях перехода к рыночному хозяйству, становится налоговая система. Она призвана обеспечить государство финансовыми ресурсами, необходимыми для решения важнейших экономических и социальных задач. Посредством налогов, льгот и финансовых санкций, являющихся неотъемлемой частью системы налогообложения, государство воздействует на экономическое поведение предприятий, стремясь создать при этом равные условия всем участникам общественного воспроизводства. Налоговые методы регулирования финансово-экономических отношений в сочетании с другими экономическими рычагами создают необходимые предпосылки для формирования и функционирования единого целостного рынка, способствующего созданию рыночных отношений.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1. Происхождение налогов……………………………………………...5
Глава 2. Сущность налогов
2.1. Сущность налогов и их роль в экономике государства…………...13
2.2. Виды налогов…………………………………………………..…….23
2.3. Функции налогов………………………………………………….....28
Глава 3. Сущность и виды налоговой системы
3.1. Сущность налоговой системы….……………………………………37
3.2. Виды налоговой системы……………………………………….…...38
3.3. Особенности налогообложения в России…………………………..39
3.4. Тенденции развития налоговой системы в мире и Российской
Федерации………….………………………………………………..…….63
Заключение……………………………………………………………………….65
Список использованных источников………

Работа содержит 1 файл

курсяк по эт.doc

— 306.50 Кб (Скачать)

Наряду с основными ставками по прямым налогам вводились надбавки целевого назначения. Таковы были надбавки на строительство государственных больших дорог, устройство водных сообщений, временные надбавки на ускорение выплаты государственных долгов (действовали с 1812 по 1820 года). С дворян, имевших доход выше установленного размера, взимался только последний из перечисленных налогов - на уплату долгов. Причем дворяне, которые жили за границей не по службе и проживали доходы вне отечества, должны были платить вдвое больше.

Кроме государственных  прямых налогов функционировали земские (местные) сборы. Земским учреждениям предоставлялось право определять сборы с земли, фабрик, заводов, торговых заведений.

Среди косвенных налогов  в прошлом веке крупные доходы Российскому государству давали акцизы на табак, сахар, керосин, соль, спички, прессованные дрожжи, осветительные и нефтяные масла и ряд других товаров. Значительными были  поступления от производства и торговли алкогольными напитками. Система акцизов, как и таможенные пошлины, имели отнюдь не только фискальный характер. Она обеспечивала государственную поддержку отечественным предпринимателям, защищала их в конкурентной борьбе с иностранцами.

В 70-80-е годы XX века в западных странах распространилась и получила признание бюджетная концепция, сходящая из того, что налоговые поступления являются продуктом двух основных факторов: налоговой ставки и налоговой базы. Рост налогового бремени может приводить к росту государственных доходов только до какого-то придела, пока не начнет сокращаться облагаемая налогом часть национального производства. Когда этот предел будет превышен, рост налоговой ставки приведет не к увеличению, а к сокращению доходов бюджета.

Во второй половине 80-х - начале 90-х годов XX века ведущие страны мира, такие, как США, Великобритания, Германия, Франция, Япония, Швеция и некоторые другие провели налоговые реформы, направленные на ускорение и накопление капитала и стимулирование деловой активности. В этих целях снижена ставка налога на прибыль корпораций. Например, в США ставка корпорационного налога уменьшена с 46 до 34%; в Великобритании - с 45 до 35%; во Франции - в 1986 году с 50 до 45% , а в 1991 году - до 42%; в Японии - в 1989 году с 42 до 40%, а в 1990 году - до 37,5%. В 1994 году началось поспешное проведение налоговой реформы в Дании.

Начало девяностых годов  явилось также периодом возрождения  и формирования налоговой системы  Российской Федерации.[14]

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2. Сущность налогов

 

2.1. Сущность налогов и их роль в экономике государства

 

Налог – это обязательный платеж, поступающий в бюджетный фонд в определенных законом размерах и в установленные сроки. Совокупность разных видов налогов, в построении и методах исчисления которых реализуются определенные принципы, образуют налоговую систему страны.

Все налоги являются основными источниками доходов государственного бюджета. Сложность понимания природы налога обусловлена тем, что налог - это одновременно экономическое, хозяйственное и правовое явление реальной жизни.

Теоретически экономическая природа налога заключается в определении источника обложения и того влияния, которое оказывает налог в конечном итоге на частные хозяйства и хозяйство как единое целое. Следовательно, экономическую природу налога следует искать в сфере производства и распределения.

Как известно, реальный процесс налогообложения осуществляется государством и зависит от степени развития его демократических форм. П.Прудон верно подметил, что «в сущности вопрос о налоге есть вопрос о государстве».

История свидетельствует, что налоги - более поздняя форма  государственных доходов. Первоначально налоги назывались «auxilia» (помощь) и носили временный характер. Однако постоянные войны и создание огромных армий, не распускаемых и в мирное время, требовали больших средств, и налоги превратились из временного в постоянный источник государственных доходов. На исключительное значение налогов для государства, но уже с классовых позиций, обращал внимание К.Маркс: «Налог - это материнская грудь, кормящая правительство».

Когда же население примирилось с налогами, и они превратились в основной источник государственных доходов, стали создаваться теории, названные индивидуалистическими. Наиболее известными являются теория выгоды, обмена эквивалентов, услуги-возмездия.

Теория обмена услуг  соответствовала условиям средневекового строя. Государственное хозяйство питалось тогда доходами с доменов (государственное имущество: леса, земля), поступлениями налогов «покупалась» защита правительства.

Теория выгоды возникла в эпоху просвещения, когда налог  стал рассматриваться как плата, вносимая каждым гражданином за охрану его личной и имущественной безопасности.

В основе определений  налога лежит представление о  договорном происхождении государства. Особое место в индивидуалистических теориях занимает классическая школа  в лице А.Смита, Д.Рикардо и их последователей, заслуга которых состоит в разработке вопроса экономической природы налога. А.Смит первым исследовал экономическую природу налога. Он считал, что государственные расходы носят непроизводительный характер, но с другой стороны, можно заключить, что теория непроизводительности государственных услуг не мешает А.Смиту признавать налог справедливой ценой за оплату услуг государству.

Учение о правовом государстве приводит финансовую науку  к идее принудительного характера  налога и к появлению новых теорий: теории жертвы и теории общественных потребностей. Эти теории трактовали налог как необходимое участие в покрытии государственных расходов, как обязанность.

Теория жертвы - одна из первых теорий, которая содержит идею принудительного характера налога. С.Ю.Витте в лекциях, прочитанных Великому князю Михаилу Александровичу, определял налог как «принудительные сборы с дохода и имущества, взимаемые в силу верховных прав государства ради осуществления высших целей».

Теория общественных потребностей отразила реалии последней четверти XIX - начала XX века, обусловленные резким ростом государственных расходов и необходимостью обоснования увеличения налогового бремени. Так Ф.Нитти определяет налог как «часть богатства, которую граждане дают государству и местным органам ради удовлетворения коллективных потребностей». Теория коллективных потребностей и налога как источника их удовлетворения, разработанная и сформулированная неоклассиками, была полностью принята кейнсианцами с поправкой на «общественные потребности» вместо «коллективных».[9]

Для российской науки  актуальность и сложность проблем  налогов и налогообложения состояла в том, что советское «общество  законодательно провозгласило построение первого в мире государства без налогов». Это значит, что в советский период не было никаких научных разработок в области налогов. Осуществление экономической реформы в России означало необходимость проведения налоговой реформы, связанных с ней теоретических исследований и принятия налогового законодательства. Одной из первых проблем, которую надо было решить, это уточнить содержание категории «налог».

С правовых, юридических  позиций налоги это установленные  законодательными актами нормы, регулирующие размеры, формы, методы, сроки изъятия  государством части доходов предприятий, организаций, населения.

С экономических позиций  налоги представляют главный инструмент перераспределения доходов и  финансовых ресурсов, осуществляемого  финансовыми органами в целях  обеспечения средствами тех лиц, предприятий программ, секторов и сфер экономики, которые испытывают потребность в ресурсах, но не в состоянии обеспечить ее из собственных ресурсов.

Налоговое регулирование  доходов ставит своей основной задачей  сосредоточение в руках государства, местных бюджетов денежных средств, необходимых для решения проблем социального, экономического, научно-технического развития, стоящими перед народом, страной, отраслями в целом.

Таким образом, развитие рыночной экономики регулируется финансово-экономическими методами - путем применения отлаженной системы налогообложения, маневрирования ссудным капиталом и процентными ставками, выделения из бюджета капитальных вложений и дотаций, государственных закупок и осуществления хозяйственных программ и т.п. Центральное место в этом комплексе экономических методов занимают налоги.[17]

Маневрируя налоговыми ставками, льготами и штрафами, изменяя  условия налогообложения, вводя  одни и отменяя другие налоги, государство  создает условия для ускоренного  развития определенных отраслей и производств, способствует решению актуальных для общества проблем.

Указанное разграничение  функций налоговой системы носит  условный характер, так как все  они переплетаются и осуществляются одновременно.

Чтобы спрогнозировать  воздействие налога на доходы людей, необходимо вычислить так называемый «дискреционный доход» – часть чистого дохода потребителей, предназначенную для расходов по собственному усмотрению, которая остается после оплаты всех обязательных расходов на удовлетворение жизненных потребностей. Это значит, что для расчета из реально получаемых семьей доходов нужно вычесть обязательные затраты на питание, одежду, жилье, медицинское обслуживание, транспорт и т. д. То, что останется после вычетов (если останется), и составит дискреционный доход. Он может вырасти или уменьшиться после введения новых (или изменения ставок уже имевшихся) налогов. Это и будет показателем реального воздействия новшеств в налогообложении на население. При таком анализе пропорциональный налог может оказаться регрессивным. Чаще всего регрессивное налогообложение связано с косвенными налогами.

Какой бы совершенной  ни казалась введенная система налогообложения  ее авторам, налогоплательщики всегда стремятся переложить их на плечи  других сограждан, т. е. если удается, заставить  платить налоги других. В тех случаях, когда удается переложить уплату налогов на потребителей, говорят о «сдвиге вперед», если на производителей – о «смещении назад». Куда именно произойдет сдвиг налогов – «вперед» или «назад», – зависит от эластичности спроса и предложения на товар или услугу. Продавцам легче переложить уплату налогов на покупателей, когда спрос относительно неэластичен. Если же относительно неэластично предложение, налоги легче переложить на продавцов. Однако, когда размеры налогов разумны, известно их назначение, от их уплаты, как правило, не  уклоняются. Но государство, к сожалению, далеко не всегда заботится о популярности своих действий, особенно, если экономика неэффективна или преобладает захватническая политика. Тогда налоги могут стать непомерными, даже разрушительными, привести к социальному взрыву. Так, тяжесть налогового пресса стала одной из причин французской революции в ХУ111 веке, попытка ввести подушный налог ускорила падение правительства Маргарет Тэтчер в ХХ столетии.[2]

Известны три основных способа увеличения налоговых поступлений в бюджет:

 а) расширение круга налогоплательщиков;

 б) увеличение числа  тех объектов, с которых взимаются  косвенные налоги;

 в) повышение налоговых  ставок и при прямом, и при  косвенном налогообложении.

Стремление государства увеличить поступления в бюджет понять можно, однако уровень налоговых ставок не должен превышать размера, при превышении которого их дальнейший  рост не просто теряет смысл, но отрицательно сказывается на состоянии экономики.

В зарубежных странах используется такой показатель уровня  налогообложения, как «эластичность налоговой системы». Согласно ему ставки налогов должны быть столь высокими, чтобы предотвратить инфляцию, но в то же время столь низкими,  чтобы стимулировать вложения капитала, обеспечивать развитие производства. Математически точно определить величину  такой ставки сложно, но есть три признака, по которым можно судить, превышена ли критическая точка налогообложения:

 а) если при очередном  повышении налоговой ставки поступления в бюджет растут непропорционально медленно или, хуже того, сокращаются;

 б) если снижаются  темпы экономического роста, уменьшаются  долгосрочные вложения капитала, ухудшается материальное положение населения;

 в) если растет  «теневая» экономика – скрытое  и явное уклонение от уплаты налогов.

Все это свидетельствует  об отрицательном воздействии роста  налогов на экономику: ослабляются  финансовые и экономические стимулы  производственной деятельности, тормозится и деформируется производство в  целом. Если ставки налогов снижаются, действие экономических стимулов усиливается, растут подлежащие налогообложению доходы, поступающие в государственный бюджет.

Таким образом, существуют объективные границы отчислений налогов, которые позволяют, с одной  стороны, увеличить доходы государства, с другой – заинтересовать предпринимателей в развитии производства, оживлении экономики.[4]

Для того, чтобы достоинства  налогов усиливались, а их недостатки нейтрализовались или ослаблялись, очень важно соблюдение основных принципов налогообложения.

Определение и соблюдение этих принципов важно также и  для того, чтобы более глубоко  вникнуть в суть налоговых платежей.

Первые пять принципов (наиболее фундаментальных), ставших  классическими, с которыми, как правило, соглашались последующие авторы, в свое время выделил А. Смит. Они сводятся к следующему:

Информация о работе Налоги,их сущность,виды и функции,налоговая система