Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Ноября 2012 в 19:33, курсовая работа
В современных условиях одним из важнейших рычагов, регулирующих финансовые взаимоотношения предприятий с государством в условиях перехода к рыночному хозяйству, становится налоговая система. Она призвана обеспечить государство финансовыми ресурсами, необходимыми для решения важнейших экономических и социальных задач. Посредством налогов, льгот и финансовых санкций, являющихся неотъемлемой частью системы налогообложения, государство воздействует на экономическое поведение предприятий, стремясь создать при этом равные условия всем участникам общественного воспроизводства. Налоговые методы регулирования финансово-экономических отношений в сочетании с другими экономическими рычагами создают необходимые предпосылки для формирования и функционирования единого целостного рынка, способствующего созданию рыночных отношений.
Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1. Происхождение налогов……………………………………………...5
Глава 2. Сущность налогов
2.1. Сущность налогов и их роль в экономике государства…………...13
2.2. Виды налогов…………………………………………………..…….23
2.3. Функции налогов………………………………………………….....28
Глава 3. Сущность и виды налоговой системы
3.1. Сущность налоговой системы….……………………………………37
3.2. Виды налоговой системы……………………………………….…...38
3.3. Особенности налогообложения в России…………………………..39
3.4. Тенденции развития налоговой системы в мире и Российской
Федерации………….………………………………………………..…….63
Заключение……………………………………………………………………….65
Список использованных источников………
Содержание
Введение…………………………………………………………
Глава 1. Происхождение налогов……………………………………………...5
Глава 2. Сущность налогов
2.1. Сущность налогов и их роль в экономике государства…………...13
2.2. Виды налогов…………………………………………………..……
2.3. Функции налогов…………………………………………………....
Глава 3. Сущность и виды налоговой системы
3.1. Сущность налоговой системы….……………………………………37
3.2. Виды налоговой системы……………………………………….…...38
3.3. Особенности налогообложения в России…………………………..39
3.4. Тенденции развития налоговой системы в мире и Российской
Федерации………….…………………………………………
Заключение……………………………………………………
Список использованных источников………………………………………...…
Введение
В современных условиях одним из важнейших рычагов, регулирующих финансовые взаимоотношения предприятий с государством в условиях перехода к рыночному хозяйству, становится налоговая система. Она призвана обеспечить государство финансовыми ресурсами, необходимыми для решения важнейших экономических и социальных задач. Посредством налогов, льгот и финансовых санкций, являющихся неотъемлемой частью системы налогообложения, государство воздействует на экономическое поведение предприятий, стремясь создать при этом равные условия всем участникам общественного воспроизводства. Налоговые методы регулирования финансово-экономических отношений в сочетании с другими экономическими рычагами создают необходимые предпосылки для формирования и функционирования единого целостного рынка, способствующего созданию рыночных отношений.
Вводя налоги, государство изымает у предприятий часть их доходов в свою пользу. Реализация фискальной функции налогов, связанной с формированием доходной части всех звеньев бюджетной системы, обеспечивает перераспределение национального дохода и создает условия для эффективного государственного управления.
Актуальность выбранной темы характеризуется тем, что одним из важнейших условий стабилизации финансовой системы любого государства является обеспечение устойчивого сбора налогов, надлежащей дисциплины налогоплательщиков.
Целью работы является анализ и изучение налоговой системы. Для достижения этой цели нами поставлены следующие задачи:
- дать полные, раскрывающие все стороны определения понятиям налоги и налоговая система;
- определить роль и значение налоговой системы в системе государственного регулирования;
- рассмотреть особенности налоговой системы РФ;
- выявить тенденции развития налоговой системы в России и мире.
Глава 1. Происхождение и назначение налогов
Налог - это обязательный платеж, поступающий в бюджетный фонд в определенных законом размерах и установленные сроки. Совокупность разных видов налогов, в построении и методах исчисления которых реализуются определенные принципы, образуют налоговую систему страны.
Налоговая система возникла и развивалась вместе с государством. На самых ранних ступенях государственной организации начальной формой налогообложения можно считать жертвоприношение. Не следует думать, что оно было основано исключительно на добровольных началах. Жертвоприношение было неписанным законом и, таким образом, становилось принудительной выплатой или сбором.
По мере развития государства возникла "светская" десятина, которая взималась в пользу влиятельных князей наряду с десятиной церковной. Данная практика существовала в различных странах на протяжении многих столетий: от Древнего Египта до средневековой Европы. Так, в Древней Греции в VII-VI веках до нашей эры представителями знати были введены налоги на доходы в размере одной десятой или одной двадцатой части доходов. Это позволяло концентрировать и расходовать средства на содержание наемных армий, возведение укреплений вокруг городов, государств, строительство храмов, водопроводов, дорог, устройство праздников, раздачу продуктов и денег беднякам и на другие общественные цели.
В то же время в древнем мире имелось и серьезное противодействие прямому налогообложению. В Афинах, например, считалось, что свободный гражданин не должен платить прямых налогов. Другое дело - добровольные пожертвования. Но когда предстояли крупные расходы, то совет или народное собрание города устанавливали процентные отчисления от доходов.
Проследим за развитием налоговой системы в Древнем Риме. В мирное время денежных податей граждане не платили. Расходы по управлению городом и государством были минимальными, поскольку избранные магистраты исполняли свои должности безвозмездно, порой вкладывая собственные средства. Это было почетно. Главную статью расходов составляло строительство общественных зданий. Эти расходы обычно покрывала сдача в аренду общественных земель. Но в военное время граждане Рима облагались налогами в соответствии со своими доходами.
Определение суммы налога проводилось каждые пять лет избранными чиновниками - цензорами. Граждане Рима делали цензорам заявление о своем имущественном состоянии и семейном положении. Таким образом, закладывались основы декларации о доходах.
В IV-III веке до нашей эры Римское государство разрасталось, происходили и изменения в налоговой системе. В колониях вводились коммунальные (местные) налоги и повинности. Как и в Риме, их величина зависела от размеров состояния граждан. Определение суммы налогов производилось каждые пять лет. Римские граждане, проживающие вне Рима, платили как государственные, так и местные налоги.
В случаях победоносных войн налоги уменьшались, а порой отменялись совсем. Необходимые средства обеспечивались контрибуцией завоеванных земель. Коммунальные же налоги с тех, кто проживал вне Рима, взимались регулярно.
Единой налоговой системы не существовало. Те города и земли, которые оказывали наиболее упорное сопротивление римским легионерам, после завоевания облагались более высокими налогами. Кроме того, римская администрация зачастую сохраняла систему налогов, сложившуюся в данной местности до завоевания римлянами. Изменялось лишь направление и использование поступающих средств.
Задачу реорганизации финансово
Налоговые документы хранились в финансовом органе и служили базой для последующих переписей имущественного состояния (цензов).
Уже в Римской империи налоги выполняли не только фискальную функцию, но и имели роль дополнительного стимулятора развития хозяйства. Поскольку налоги вносились деньгами, население было вынуждено производить излишки продукции, чтобы продавать их. Это способствовало расширению товарно-денежных отношений, углублению процесса разделения труда, урбанизации.[16]
Несколько позже стала складываться финансовая система Руси. Объединение Древнерусского государства началась с конца IX века. Основным источником доходов княжеской казны была дань. Это был по сути сначала нерегулярный, а затем все более систематический прямой налог. Князь Олег после своего утверждения в Киеве занялся установлением дани с подвластных племен.
Дань взималась двумя способами: "повозом", когда она привозилась в Киев, и "полюдьем", когда князья или княжеские дружины сами ездили за нею.
Косвенное налогообложение существовало в форме торговых и судебных пошлин. Пошлина "мыт" взималась за провоз товаров через горные заставы, пошлина "перевоз" - за перевоз через реку, "гостиная" пошлина - за право иметь склады, "торговая" пошлина - за право устраивать рынки. Пошлины "вес" и "мера" устанавливались соответственно за взвешивание и измерение товаров, что было в те годы довольно сложным делом. Судебная пошлина "вира" взималась за убийство, а "продажа" - за прочие преступления. Судебные пошлины составляли обычно от 5 до 80 гривен.
После нашествия татаро-монголов основным налогом стал "выход", взимавшийся сначала баскаками - уполномоченными хана, а затем самими русскими князьями. "Выход" взимался с каждой души мужского пола и со скота. Каждый удельный князь собирал дань в своем уделе сам и передавал её великому князю для отправления в Орду. Сумма "выхода" стала зависеть от соглашения великих князей с ханами.
Взимание прямых налогов в казну самого Русского государства было уже невозможно. Главным источником внутренних доходов стали пошлины.
Уплата "выхода" была прекращена Иваном III в 1480 году , после чего вновь началось создание финансовой системы Руси. В качестве главного прямого налога Иван III ввел "данные" деньги с черносошных крестьян и посадских людей. Затем последовали новые налоги: "ямские", "пищальные" - для производства пушек, сборы на городовое и засечное дело, т. е. на строительство засек - укреплений на южных границах Московского государства. Иван Грозный ввел стрелецкую подать для создания регулярной армии и "полоняночные" деньги для выкупа ратных людей, захваченных в плен, и русских, угнанных в полон.
Для определения размера прямых налогов служило "сошное письмо". "Сошное" письмо предусматривало измерение земельных площадей, в том числе застроенных дворами в городах, перевод полученных данных в условные подашные единицы "сохи" и определение на этой основе налогов. "Соха" измерялась в четвертях или четях (около 0,5 десятины), её размер в различных местах был неодинаков.
Косвенные налоги взимались через систему откупов, главными из которых были таможенные и винные. В середине ХVII века была установлена единая пошлина для торговых людей - пять копеек с рубля оборота.[15]
Политическое объединение русских земель относится к концу XV века. Однако стройной системы управления государственными финансами не существовало ещё долго. Большинство прямых налогов собирал Приказ большого прихода. Однако одновременно с ним обложением населения занимались и территориальные приказы. В силу этого финансовая система России в XV-ХVII веке была чрезвычайно сложна и запутана.
Несколько упорядочена она была в царствование Алексея Михайловича, создавшего в 1655 году Счетный приказ. Проверка финансовой деятельности приказов, анализ приходных и расходных книг позволили довольно точно определить бюджет государства.
Эпоха Петра I характеризуется постоянной нехваткой финансовых ресурсов из-за многочисленных войн, большого строительства, крупномасштабных государственных преобразований. Для пополнения казны изобретались все новые способы, вводились дополнительные налоги. Царь учредил особую должность - прибыльщики, обязанность которых изобретать новые источники доходов казны.
В то же время Петром I был принят ряд мер, чтобы обеспечить справедливость налогообложения, равномерную раскладку налоговых тягот. Тяжесть некоторых прежних налогов была ослаблена, причем в первую очередь для малоимущих людей. Для устранения злоупотреблений при переписи дворов введена была подушная подать.
При Петре I были образованы 12 коллегий, из которых четыре заведовали различными финансовыми вопросами: камер-коллегия, штатсконтор-коллегия, ревизион-коллегия и коммерц-коллегия. Екатерина II преобразовала систему управления финансами. В 1780 году была создана экспедиция о государственных доходах, в следующем году она разделилась на четыре самостоятельные экспедиции. Одна из них заведовала доходами государства, другая - расходами, третья - ревизией счетов, четвертая взыскиванием недоимок, недоборов и начетов. В 1802 году манифестом Александра I "Об учреждении министерств" было создано Министерство финансов и определена его роль. В манифесте говорилось: "Должность министра финансов имеет два главных предмета: управление казенными и Государственными частями, кои доставляют правительству нужные доходы и генеральное для всех доходов разсигнование по разным частям государственных расходов".
На протяжении XIX века главным источником доходов оставались государственные прямые и косвенные налоги. Основным прямым налогом была подушная подать. Количество плательщиков определялось по ревизским переписям.
Начиная с 1863 года с мещан вместо подушной подати стал взиматься налог с городских строений. Отмена подушной подати началась в 1882 году.
Второе место среди прямых налогов занимал оброк. Это была плата казенных крестьян за пользование землей. Ставка оброка дифференцировалась по классам губерний.
Купечество платило гильдейскую подать - процентный сбор с объявленного капитала. Данный сбор был введен еще Екатериной II в 1775 году для купцов I, II и III гильдии вместо подушной подати. Он составлял 1% от капитала, но за 50 лет вырос до 2,5% для купцов III гильдии и на 4% для купцов I и II гильдий. Размер капитала записывался "по совести каждого". Кроме того действовала патентная система обложения торговли и промышленности. Были введены билеты на лавки, т. е. плата за каждое торговое заведение.
Информация о работе Налоги,их сущность,виды и функции,налоговая система