Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Ноября 2012 в 12:23, курсовая работа
Цель курсовой работы – рассмотрение законодательства о налогах и сборах, экономической сущности налогов и их функций, основных элементов налогов и принципов налогообложения.
Главной задачей работы является выявление возможностей минимизации налоговых платежей и сборов, использования налоговых льгот.
Налоги — необходимое звено экономических отношений в обществе. Они являются основным источником доходной части бюджетов всех уровней и эффективным инструментом государственного регулирования социально-экономических отношений.
Введение…………………………………………………………………………...3
1 Теоретическая основа налоговой системы……..……………………………..5
1.1Эволюция налогообложения в России...……………………………...5
1.2Понятие, элементы и виды налогов...………………………………..13
1.3Принципы и функции налогообложения……...…………………….20
2 Система налогов Российской Федерации……..……………………………..24
2.1Законодательная база налогообложения...…………………………..24
2.2Возможности минимизации налоговых платежей...………………..37
Заключение……………………………………………………………………….41
Список использованной литературы…………………………………………...42
С 2005 г. снижена также ставка налога на добавленную стоимость (с 20 до 18%)[9,ст.164п.3], что позволило увеличить оборотные средства налогоплательщиков более чем на 100 млрд руб. в расчете на год.
Отмена неэффективных и оказывающих наиболее негативное влияние на хозяйственную деятельность налогов и сборов, исключение из самих механизмов применения налогов и сборов тех норм, которые искажают их экономическое содержание, также способствовали общему снижению налогового бремени.
В конце проведения налоговой реформы разгорелся острый спор относительно путей снижения налоговой нагрузки в 2005-2007 гг. Особо дискуссионным стал вопрос о целесообразности дальнейшего снижения ставки налога на добавленную стоимость.
В результате было принято решение в 2006 г. ставку данного налога не изменять. В этих условиях теряет смысл принятое в 2004 г. решение о снижении ставки налога с 20 до 18%. Нельзя забывать, что в ответ на критику о недостаточности 2-процентного снижения ставки НДС для стимулирования развития экономики исполнительные органы объявили это как первый шаг, за которым должен был последовать другой - снижение ставки налога еще на 2-3%. Устранение зависимости экономики от уровня мировых цен на энергоносители настоятельно требует снижения налоговой нагрузки в первую очередь в перерабатывающих отраслях промышленности. В этих условиях снижение ставки НДС до 15-16% создаст благоприятные условия для развития именно перерабатывающих отраслей экономики, в которых доля добавленной стоимости и соответственно доля НДС в общей налоговой нагрузке на порядок выше, чем в добывающих отраслях. Вместе с тем при снижении ставки НДС следует сохранить льготную ставку этого налога в размере 10%[9,ст.164п.2], действующую ныне для ряда продовольственных товаров и товаров детского ассортимента. В противном случае неизбежен рост цен на основные потребительские товары.
Принятые решения о снижении в 2006 г. налоговой нагрузки на экономику через другие механизмы создают благоприятные условия в первую очередь для добывающих нефть и газ отраслей. Кроме того, эти меры еще больше усложнят налоговое администрирование, с которым сегодня и так достаточно проблем.
В частности, принято решение уменьшить налоговую нагрузку на экономику путем вычета входного НДС по капитальному строительству, как это имеет место по основному производству (т. е. в режиме реального времени), а не после ввода оборудования в эксплуатацию. Решение в принципе верное, но оно не только усложнит администрирование данного налога, но и может создать еще один канал уменьшения налоговой базы и ухода от налогообложения. Кроме того, это решение в конечном итоге не снизит налоговую нагрузку на экономику, так как налогоплательщикам предлагается вернуть их же деньги, но только несколько раньше, чем это происходит сегодня.
В 2006г. были сделаны нововведения в части налога на прибыль - введением амортизационной премии, беспрепятственного переноса убытков на будущее, полного учета в издержках производства затрат на НИОКР. Проблема в том, что основная доля этого налога поступает в бюджеты субъектов РФ. Обеспечить более или менее равноценное возмещение каждому бюджету выпадающих в связи с этими новшествами доходов в нынешних условиях практически невозможно. Об этом говорит опыт возмещения бюджетам регионов выпадающих доходов в связи с отменой налогов, являвшихся источниками финансирования дорожных фондов. Эти налоги были отменены с 2003 г., и до настоящего проблема финансирования дорожного строительства в большинстве регионов не решена.
Возможно также, что введение налога с продаж вместо НДС будет огромной экономической и политической ошибкой. Дело в том, что при установлении ставки этого налога в пределах до 5% (как это было до его отмены) бюджет страны потеряет огромные суммы. При условии же полной компенсации потерь бюджета в связи с отменой НДС предельная ставка налога с продаж должна составить не менее 15%. Результатом подобной "рокировки" может стать галопирующий рост розничных цен.
Печальный опыт по данному вопросу мы уже имеем. Как известно, в 2002 г. был введен 10%-й НДС на лекарства, которые ранее им не облагались. Вместо расчетного роста розничных цен на 3-4% они увеличились по многим позициям на 15-20%, а в некоторых случаях и до 30%[14].
Кроме того, администрирование налога с продаж отнюдь не проще, чем НДС. Собираемость по этому налогу в связи с проблемами учета розничной выручки примерно такая же, что и по НДС, т. е. на уровне 70-75%. Принятие Налогового кодекса призвано также обеспечить создание понятной и простой налоговой системы. Кодекс в значительной степени максимально унифицирует налоговые базы и правила исчисления и порядка уплаты отдельных налогов и, как следствие, упрощает налогообложение.
Одновременно Кодексом полностью отменено огромное количество подзаконных актов. Он не предусматривает издания ни инструкций, ни ведомственных писем, ни разъяснений и других толкований налоговых и финансовых органов. Кодекс, и только Кодекс юридически однозначно регулирует весь комплекс проблем, возникающих между налогоплательщиком и налоговыми органами. Это позволяет налогоплательщику четко знать "правила игры" и избежать, что невозможно было ранее, произвола со стороны фискальных служб. Тем самым полномочия исполнительных органов власти жестко ограничиваются исключительно теми вопросами, которые им установлены Кодексом.
Кроме того, Налоговым кодексом предусмотрено большое количество процессуальных положений, которые призваны вывести на качественно новый уровень весь процесс налогообложения, включая и взаимоотношения между налоговыми органами и налогоплательщиками.
Реально повышается защищенность прав налогоплательщиков. В Кодексе установлены формы и методы налоговых проверок, строго определен перечень государственных органов, уполномоченных их проводить, а также четко и недвусмысленно, в отличие от ранее действовавшего законодательства, регламентированы правила и процедуры налоговых проверок, определены сроки их осуществления, а также установлены жесткие ограничения на проведение повторных проверок.
Таким образом, принятие Налогового кодекса обеспечивает реальную гарантию того, что каждый из участников налоговых отношений совершенно четко знает, кто, когда и при каких обстоятельствах вправе или обязан предпринять те или иные действия и какова должна быть реакция на эти действия[10].
Указанные меры, конечно, должны способствовать существенному росту доходов как каждого бюджетного уровня, так и всей бюджетной системы в целом.
Кодекс является основой формирования рациональной налоговой системы. Это достигается, прежде всего, посредством соблюдения финансового равновесия между обеспечением фискальных потребностей государства и неснижением долгосрочных стимулов налогоплательщиков к предпринимательской деятельности при постоянном поиске ими путей повышения эффективности хозяйствования.
Одновременно Кодекс направлен на создание условий для нормальной работы каждого хозяйствующего субъекта на основе установления оптимальной величины налоговой нагрузки на него. Уровень налоговой нагрузки не должен оказывать негативного воздействия на производственную и инвестиционную активность налогоплательщика и допускать свертывания его экономической деятельности.
Кроме того, Налоговый кодекс предусматривает всесторонний учет неоднородности развития отдельных секторов экономики. С этой целью законодательно устанавливаются для отдельных категорий налогоплательщиков специальные налоговые режимы, предусматривающие их освобождение от уплаты большинства налогов. Несомненно, указанные режимы в большей степени способствуют созданию более рациональной системы налогообложения, приспосабливают ее к индивидуальным особенностям деятельности этой категории налогоплательщиков.
Специальным налоговым режимом является особый порядок исчисления и уплаты налогов и сборов в течение определенного периода времени, применяемый в особых, оговоренных Кодексом, случаях и в порядке, установленном Кодексом и применяемыми в соответствии с ним федеральными законами.
Налоговым кодексом сохранены в виде специального налогового режима введенные еще до принятия Кодекса единый налог на вмененный доход для отдельных видов деятельности и упрощенная система налогообложения субъектов малого предпринимательства.
В качестве нового элемента налоговой системы введен специальный режим налогообложения в виде единого налога для сельскохозяйственных товаропроизводителей, в котором учтены особенности аграрного комплекса как отрасли, привязанной к конкретным участкам земли. Этот режим является альтернативой действовавшему до принятия Налогового кодекса общему порядку налогообложения сельскохозяйственных товаропроизводителей, и переход на него носит для налогоплательщиков добровольный характер. В качестве налоговой базы этого режима налогообложения принята оценочная (кадастровая) или нормативная стоимость сельскохозяйственных угодий, признанных объектом обложения. Право по установлению ставок единого платежа, определяемых в процентах от оценочной (кадастровой) стоимости сельскохозяйственных угодий, отнесено к компетенции законодательных (представительных) органов субъектов Федерации[10].
Специальный налоговый режим установлен для выполнения соглашений о разделе продукции (СРП). Это вызвано необходимостью учета особых условий добычи полезных ископаемых, а также четкого определения особенностей налогообложения при выполнении СРП в целях создания стабильных условий работы для инвесторов на весь период пользования месторождениями полезных ископаемых.
Таким образом, создание рациональной налоговой системы призвано обеспечить общую сбалансированность общегосударственных и частных интересов, содействовать развитию предпринимательства, активизации инвестиционной деятельности и наращиванию национального богатства России и благосостояния ее граждан.
2.2 Возможности минимизации налоговых платежей
В наши дни существует много способов незаконного уклонения от налогов. Однако наряду с ними есть также легальные пути минимизации налогообложения. Вот лишь некоторые из них:
1.Снижение балансовой прибыли за счет внереализационных расходов
При налогообложении прибыли учитываются затраты на содержание законсервированных объектов, потери от уценки запасов и готовой продукции и др. Для договоров поставок введен особый режим списания дебиторской задолженности, согласно которому не истребованная предприятием задолженность по истечении четырех месяцев списывается на убытки и относится на финансовые результаты. При этом сумма списанной задолженности не уменьшает учитываемый при налогообложении прибыли результат. Следовательно, наряду с отслеживанием других видов внереали-зационных расходов еще один аспект налогового планирования — недопущение превышения срока давности дебиторской задолженности свыше четырех месяцев.
2.Использование налоговых льгот
В рамках текущего планирования из всего многообразия налоговых льгот целесообразно использовать следующие:
• льгота на финансирование капитальных вложений производственного на значения, жилищного строительства. При этом также дается льгота на погашение кредитов банков, использованных в этих целях, включая проценты по кредитам;
• дополнительная льгота товариществам собственников жилья, жилищно-строительным кооперативам в части прибыли, направленной ими на обслуживание и ремонт помещений или оборудования;
• льгота по затратам предприятия на содержание своих объектов здравоохранения, образования, культуры и т. п.;
• льгота по взносам на благотворительные цели;
• льгота образовательным учреждениям, имеющим соответствующие лицензии;
• снижение ставки налога на прибыль на 50 %, если от общего числа работников инвалиды составляют не менее половины;
• льготы, предоставляемые малым предприятиям.
Пути минимизации
• Уменьшение налоговых платежей — способ улучшения финансового состояния предприятия и повышения инвестиционной привлекательности. Снижать налоги целесообразно до тех пор, пока расчеты показывают, что это дает прирост свободной прибыли.
• Уменьшение налогов в ряде случаев достигается за счет ухудшения финансовых показателей. Поэтому, прежде чем применять любой способ минимизации, следует оценить его с точки зрения финансовых последствий для предприятия.
• Последствия применения одних и тех же способов минимизации неодинаковы для разных объектов и даже для условий работы предприятия в разные периоды. Применению конкретной рекомендации обязательно должны предшествовать расчеты остающейся в распоряжении предприятия и свободной прибыли.
• Уменьшение налога на прибыль путем использования чистой прибыли на льготируемые цели экономически обосновано лишь в случае роста балансовой прибыли в последующие периоды.
3.Доходы от отдельных видов деятельности
Ряд видов деятельности облагается налогом на прибыль по повышенной ставке. Это:
• доходы игорного бизнеса по ставке 90 %[9, ст.369];
• доходы от видеосалонов — 70 %;
Информация о работе Налоги в системе экономических отношений