Налоги в системе экономических отношений

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Ноября 2012 в 12:23, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы – рассмотрение законодательства о налогах и сборах, экономической сущности налогов и их функций, основных элементов налогов и принципов налогообложения.
Главной задачей работы является выявление возможностей минимизации налоговых платежей и сборов, использования налоговых льгот.
Налоги — необходимое звено экономических отношений в обществе. Они являются основным источником доходной части бюджетов всех уровней и эффективным инструментом государственного регулирования социально-экономических отношений.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3
1 Теоретическая основа налоговой системы……..……………………………..5
1.1Эволюция налогообложения в России...……………………………...5
1.2Понятие, элементы и виды налогов...………………………………..13
1.3Принципы и функции налогообложения……...…………………….20
2 Система налогов Российской Федерации……..……………………………..24
2.1Законодательная база налогообложения...…………………………..24
2.2Возможности минимизации налоговых платежей...………………..37
Заключение……………………………………………………………………….41
Список использованной литературы…………………………………………...42

Работа содержит 1 файл

Курсовая.doc

— 212.50 Кб (Скачать)

Основными этапами в  налоговой истории России послереволюционного периода можно считать следующие:

Первый  этап довольно короткого довоенного периода фактически охватывал всего несколько месяцев (с конца 1917 г. до осени 1918 г.) относительно мирного существования, прерванного Гражданской войной. Для этого периода было в целом характерно как использование действовавших в предшествующие годы налогов с некоторым пересмотром основных налогоплательщиков и размеров ставок (акцизы, госпошлина), так и введение новых налогов. В тот период основными налогами, действовавшими в стране, были следующие:

  • фактически введенный в действие подоходный налог, основные положения которого достаточно существенно отличались от его дореволюционного предшественника;
  • промысловый налог, взимание которого было переложено на мелкие, не национализированные предприятия;
  • акцизы;
  • государственная пошлина;
  • 5%-ный сбор с оборота торговых предприятий;
  • сбор с частных предприятий в фонд обеспечения семей красноармейцев;
  • сбор в фонд детского питания.

Второй  этап в развитии системы налогообложения в постреволюционный период был связан с Гражданской войной и мероприятиями военного коммунизма. Его основными характерными чертами были ориентация на использование натуральных форм обложения, так называемый классовый подход к определению круга налогоплательщиков, принудительные военизированные формы изъятия ресурсов, постепенный отказ от денежных налогов, введение так называемых чрезвычайных налогов (фактическая экспроприация имущества- и средств у городского населения) и натурального налога с сельских хозяев, на практике вылившегося в продразверстку.

Третий  этап охватывает годы новой экономической политики, когда начали активно использоваться налоговые инструменты, и постепенное затухание «налоговой активности» государства, закончившееся проведением налоговой реформы 1930 г., когда роль налоговых механизмов в стране была существенно ограничена. На протяжении этого периода налоговая система не оставалась неизменной, в нее постоянно вносились изменения и дополнения.

Начиная с  финансовой реформы 30-х годов, действие механизмов налогообложения фактически ограничивается негосударственным сектором экономики и населением. В отношении распределения доходов предприятий государственного сектора и формирования доходов бюджета за счет предприятий госсектора принято использовать иные термины: «распределение прибыли предприятий», «поступление в бюджет налога с оборота».

Наиболее  значительными событиями в данной области в период с конца 30-х годов и до начала активных рыночных преобразований в 1992 г. можно считать следующие:

1) Комплекс мер по увеличению объема доходов государственного бюджета в период Великой Отечественной войны. Хотя основная нагрузка по формированию доходов бюджетной системы в этот период приходилась на неналоговые поступления (займы, денежную эмиссию, изменение режима изъятия налога с оборота и др.), собственно налоговые меры также играли отнюдь не последнюю роль. Это — и новый порядок налогообложения доходов колхозов, и надбавки к сельскохозяйствен- ному и подоходному налогам (позднее в значительной мере переоформленные в военный налог с выраженными элемента- ми подушного обложения), и ряд других мер.

2) Экономическая реформа 1965 г. и отдельные мероприятия в 1979 г. и в 1987 г. были нацелены на сближение действовавших схем распределения прибыли государственных предприятий с моделями налогообложения прибыли. Существенными компонентами мероприятий в эти годы были попытки введения нормативов распределения прибыли предприятий.

3) Налогообложение доходов физических лиц и колхозов вплоть до конца 80-х годов также неоднократно пересматривалось, однако качественных изменений не претерпело.

Первый крупный  шаг к возврату налоговых инструментов в экономическую практику управления отечественной экономикой был связан с принятием в 1990 г. Закона СССР «О налогах с предприятий, объединений и организаций», который вступил в силу с 01.01.91. Центральное место в рамках предлагаемой данным Законом налоговой модели отводилось налогу на прибыль предприятий с его максимальной ставкой 45%. При этом жестко фиксировалась ставка отчислений в союзный бюджет (22%), а ставка отчислений в республиканские (в том числе и в бюджеты автономных республик) и местные бюджеты не должна была превышать 23%[7,С.57-58]. Данный подход к формированию ставок налога на прибыль в общих чертах сохранился до настоящего времени.

Вводимый  этим Законом налог на прибыль адресовался исключительно предприятиям союзного подчинения. Предприятия республиканского подчинения (союзных и автономных республик) должны были платить налог на прибыль в соответствии с аналогичным республиканским законодательством, исходя из соответствующих республиканских законов и установленных в них ставок. Так, для Российской Федерации базовым стал Закон РСФСР «О порядке применения на территории РСФСР в 1991 году Закона СССР "О налогах с предприятий, объединений и организаций"».

Система налогообложения  прибыли в тот период включала два специфических элемента, отмененных несколько позднее. Первым из них было установление дифференцированных ставок налога на прибыль в пределах установленного норматива рентабельности и при его превышении, вторым — налоговое регулирование темпов роста расходов на оплату труда в себестоимости (просуществовал в российской модели налогообложения до 1993 г.).

Одним из элементов налогообложения  прибыли предприятий этого периода стало использование специального механизма ограничения роста расходов на оплату труда. Суть его состояла в нормировании тех расходов на оплату труда, которые могли быть включены в себестоимость.

Система налогообложения  предприятий в 1991 г. не исчерпывалась налогом на прибыль и дополняющими его элементами: она включала налоги на экспорт, на импорт, с продаж, а также отчисления в стабилизационный фонд и др. Сохранялся и даже получил некоторое расширение сферы применения налог с оборота. Косвенные налоги в отечественной налоговой системе в этот период были представлены налогом с оборота и налогом с продаж.

Итак, налоги появились  не в одночасье, а постепенно и  формировались вместе с государством. Поскольку налоги взимаются деньгами, собственники должны производить излишки продукции, чтобы продавать их, и иметь живые деньги, что способствует расширению торгово-денежных отношений, увеличению процесса разделения труда. Следовательно, налоги можно назвать одним из рычагов регулирования национальной экономики государства и они играют очень важную роль в его экономике.

1.2 Понятие, элементы и виды налогов

     

        Под налогом, пошлиной, сбором  и другими аналогичными платежами  понимают обязательный взнос  в бюджет соответствующего уровня  или во внебюджетный фонд, осуществляемый  плательщиками в размерах, порядке и на условиях, соответствующих действующему законодательству.

       Как  следует из определения и многовекового налогового опыта, налог -это:

1.Изъятие части дохода или собственности субъекта, безэквивалентное

относительно налогоплательщика, т. е. уплата налога не сопровождается ответным индивидуальным обязательством со стороны налоговых инстанций.

      2.Определённые по размерам и срокам внесения платежи.

      3.Юридически обоснованные для каждого вида налога и сбора размеры и порядок внесения.

      4.Общественное принуждение, т. е. применение в случае неуплаты, неполной уплаты или нарушения сроков юридически обоснованных экономических и административных санкций. 

        Изъятие государством в пользу  общества определённой части  валового внутреннего продукта в виде обязательного взноса и составляет сущность налога.

Взносы осуществляют основные участники производства валового внутреннего продукта:

  • работники, своим трудом создающие материальные и нематериальные блага и получающие определённый доход;
  • хозяйствующие субъекты, владельцы капитала, действующие в сфере предпринимательства.

За счёт налоговых  взносов, сборов, пошлин и других платежей формируются финансовые ресурсы  государства. Экономическое содержание налогов выражается, таким образом, взаимоотношениями хозяйствующих субъектов и граждан, с одной стороны, и государства, с другой стороны, по поводу формирования государственных финансов. Таким образом, налоги выражают обязанность всех юридических и физических лиц, получающих доходы, участвовать в формировании государственных финансовых ресурсов. Поэтому налоги выступают важнейшим звеном финансовой политики государства в современных условиях.

Общие принципы построения налоговых  систем воплощаются при их формировании через элементы налогов, которые включают: субъект, объект, единицу обложения, налоговую базу, налоговый период, ставку, льготы и налоговый оклад[9,ст.17п.1]. Указанные элементы налогов являются объединяющим началом всех налогов и сборов. Собственно, через эти элементы в законах о налогах и устанавливается вся налоговая процедура, в том числе порядок и условия исчисления налогооблагаемой базы и самой налоговой суммы, ставки, сроки и другие условия налогообложения.

Субъект налога, или налогоплательщик — это то лицо (юридическое или физическое), которое на законных основаниях обязано платить налог.

Объект налогообложения. Объектом налогообложения может быть подлежащие налогообложению действие, состояние или предмет. В этом качестве выступают: имущество, операции по реализации товаров (работ, услуг), стоимость реализованных товаров (работ, услуг), прибыль, доход (в виде процентов и дивидендов), иные объекты, имеющие стоимостную, количественную или физическую характеристику. Нередко название налога вытекает из объекта налогообложения, например налог на прибыль, налог на имущество, земельный налог и т.д.

Единица налогообложения. Единица налогообложения – это  количественная мера, в которой измеряется объект налогообложения. Поэтому она зависит от объекта налогообложения и может выступать в денежной или натуральной форме. Например, единицей обложения по уплате акциза является объем добытого природного газа; по земельному налогу — сотая часть гектара, гектар.

Налоговые льготы. Это полное или частичное освобождение от налогов субъекта в соответствии с действующим законодательством. Налоговые льготы могут выступать в виде вычетов из облагаемого дохода, уменьшения ставки налога вплоть до установления нулевой ставки, скидки с исчисленной суммы налога. Наиболее распространенным примером налоговых льгот, служит необлагаемый минимум т.е. наименьшая часть объекта налогообложения, освобожденная от налога.

Налоговый период. Согласно Налоговому кодексу РФ налоговым периодом считается календарный срок уплаты налога (год и т.д.).

Налоговая база. Налоговая база — это объект налогообложения за минусом налоговых льгот и налоговых вычетов. Необходимо иметь в виду, что налоговую базу составляет выраженная в облагаемых единицах только та часть объекта налога, к которой по закону применяется налоговая ставка.  Налоговая база и порядок ее определения по федеральным, региональным и местным налогам устанавливаются налоговым законодательством Российской Федерации.

Налоговая ставка (норма налогового обложения). Налоговая ставка — это величина налога на единицу измерения налоговой базы. Налоговые ставки различаются в зависимости от их объектов. Итак, налоговые ставки могут быть специфическими (т.е. твердыми) и адвалорными (т.е. процентными). Последние в свою очередь делятся на пропорциональные, прогрессивные или регрессивные.

Твердые ставки устанавливаются в абсолютной сумме на единицу обложения независимо от размеров доходов или прибыли. В российском налоговом законодательстве такие ставки нашли широкое применение в обложении акцизным налогом.

Процентные  ставки устанавливаются к стоимости объекта обложения и могут быть прогрессивными, регрессивными и пропорциональными.

Прогрессивные ставки построены таким образом, что при увеличении стоимости объекта налогообложения увеличивается и их размер. Ярким примером прогрессивной процентной ставки в российской налоговой системе являлась действовавшая до 2001 г. шкала обложения физических лиц подоходным налогом. Вся сумма годового совокупного облагаемого налогом дохода граждан была разделена на три части: первая часть (до 50000 руб.) облагалась по ставке 12 %; вторая (от 50000 до 150000 руб.) — по ставке 20%; третья (более 150000 руб.) — по ставке 30%[8,ст.224].

Регрессивные  ставки налогов уменьшаются при увеличении дохода. В российском налоговом законодательстве указанные ставки установлены по единому социальному налогу.

Пропорциональные  ставки действуют в одинаковом проценте к объекту обложения. Например, ставки налога на прибыль и НДС.

Налоговые ставки в России по федеральным налогам установлены по отдельным налогам второй частью Налогового кодекса РФ, а по большинству налогов — соответствующими федеральными законами. Ставки региональных и местных налогов устанавливаются законами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами представительных органов местного самоуправления. При этом ставки региональных и местных налогов могут быть установлены этими органами лишь в пределах, зафиксированных в соответствующем федеральном законе по каждому виду налогов.

Информация о работе Налоги в системе экономических отношений