Налоги в системе экономических отношений

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Ноября 2012 в 12:23, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы – рассмотрение законодательства о налогах и сборах, экономической сущности налогов и их функций, основных элементов налогов и принципов налогообложения.
Главной задачей работы является выявление возможностей минимизации налоговых платежей и сборов, использования налоговых льгот.
Налоги — необходимое звено экономических отношений в обществе. Они являются основным источником доходной части бюджетов всех уровней и эффективным инструментом государственного регулирования социально-экономических отношений.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3
1 Теоретическая основа налоговой системы……..……………………………..5
1.1Эволюция налогообложения в России...……………………………...5
1.2Понятие, элементы и виды налогов...………………………………..13
1.3Принципы и функции налогообложения……...…………………….20
2 Система налогов Российской Федерации……..……………………………..24
2.1Законодательная база налогообложения...…………………………..24
2.2Возможности минимизации налоговых платежей...………………..37
Заключение……………………………………………………………………….41
Список использованной литературы…………………………………………...42

Работа содержит 1 файл

Курсовая.doc

— 212.50 Кб (Скачать)

Налоговый оклад. Налоговый оклад представляет собой сумму налога, уплачиваемую налогоплательщиком с одного объекта обложения. Взимание налогового оклада может осуществляться тремя способами: у источника получения дохода, по декларации и по кадастру.

Взимание налога у источника осуществляется в основном при обложении налогом доходов лиц наемного труда, а также других в достаточной степени фиксированных доходов. В частности, подобный способ взимания налогов в России характерен для налога на доходы физических лиц, когда бухгалтерия предприятия исчисляет и удерживает данный налог с доходов как работающих на данном предприятии работников, так и лиц, получающих эти доходы по договорам и другим актам правового и гражданского законодательства. Взимание налога у источника является по своей сути изъятием налога до получения владельцем дохода.

Взимание налога по декларации представляет собой изъятие части дохода после его получения. Указанный порядок предусматривает подачу налогоплательщиком в налоговые органы декларации — официального заявления налогоплательщика о полученных доходах за определенный период времени. Применение этого способа взимания налогового оклада практикуется, как правило, при налогообложении нефиксированных доходов, а также в тех случаях, когда доходы налогоплательщика формируются из множества источников.

Российское налоговое  законодательство предусматривает  подачу деклараций, в частности, при уплате налогов физическими лицами, занимающимися предпринимательской деятельностью без образования юридического лица (нефиксированные доходы), при уплате акцизов.

Кадастровый способ взимания налогов предполагает использование кадастра. Кадастр представляет собой реестр, содержащий перечень типичных объектов (земля, имущество, доходы), классифицируемых по внешним признакам, к которым относятся, например, размер участка, объем двигателя и т.д. С помощью кадастра определяется средняя доходность объекта обложения. Указанный способ взимания налогового оклада применяется, как правило, при обложении земельным налогом, налогом с владельцев транспортных средств и некоторыми другими.

Налоги весьма разнообразны по видам и образуют довольно разветвленную совокупность. Попытки унифицировать налоги, уменьшить количество их видов пока не имели успеха. Возможно, это происходит потому, что правительствам удобнее вместо одного большого налога взимать множество не столь больших, в этом случае налоговые поборы станут менее заметными и чувствительными для населения.

Налоги делятся на разные группы по многим признакам. Прежде всего налоги делятся на прямые и косвенные в зависимости от источника их взимания.

Прямые налоги взимаются непосредственно с дохода налогоплательщика так, что он ощущает их в виде недополученного  дохода.

Косвенные налоги взимаются иным, менее заметным методом, посредством введения государственных надбавок к ценам на товары и услуги, уплачиваемых покупателем и поступающих в госбюджет. Это в основном акцизные налоги, фискальные монопольные налоги и таможенные пошлины (налог на экспорт и импорт). К косвенным могут быть отнесены также налог на добавленную стоимость и применявшиеся в советские времена налог с оборота и налог с продаж. Косвенные налоги именуют еще безусловными в связи с тем, что они взимаются вне зависимости от конечных результатов деятельности, получения прибыли.

Виды налогов различаются  также в зависимости от характера налоговых ставок. Так они делятся на пропорциональные, прогрессивные и регрессивные.

Налог называется пропорциональным, если налоговая ставка неизменна, не зависит от величины дохода, от масштаба объекта налогообложения. В этом случае говорят о твердых налоговых ставках на единицу объекта.

При прогрессивном налоге налоговая ставка повышается по мере возрастания величины объекта налогообложения.

Ставка регрессивного налога, наоборот, понижается по мере увеличения объекта налогообложения. Регрессивный налог вводится с целью стимулирования роста дохода, прибыли, имущества.

В зависимости  от того, кто взимает налог и  в какой бюджет он поступает, налоги делятся на государственные и местные. При федеративном устройстве государства государственные налоги разделяются на федеральные налоги, региональные налоги и сборы и местные налоги[9,ст.13,14,15].

Все вышесказанное дает нам понятие о сложности и  разнообразии налоговой системы, ее постоянной динамике.

1.3 Принципы и функции налогообложения

Современной системе налогообложения присущи различные принципы, среди которых можно выделить следующие:

Всеобщность - охват налогами всех субъектов хозяйствования.

Обязательность - субъекты хозяйствования обязаны уплачивать налоги в строго установленные сроки; неуплата карается законом.

Равно напряжённость - взимание налогов по единым ставкам независимо от субъекта хозяйствования.

Однократность - недопущение того, чтобы с объекта налог взимался более одного раза.

Стабильность - ставки налоговых платежей и порядок их отчисления должны оставаться длительное время неизменными.

Простота и доступность для  восприятия.

Гибкость - налоговая система должна стимулировать развитие приоритетных отраслей экономики.

Но главным принципом, на мой взгляд, является то, что как бы велики ни были потребности государства в финансовых средствах, налоги не должны подрывать заинтересованность налогоплательщиков в хозяйственной  деятельности[20].

В этих принципах представлены интересы как государства, так и  налогоплательщиков.

Социально-экономическая  сущность, внутреннее содержание налогов  проявляется через их функции.

       Функция налога - это проявление его сущности в действии, способ выражения его свойств. Функция показывает, каким образом реализуется общественное назначение данной экономической категории как инструмента стоимостного распределения и перераспределения доходов.

       Налоги  выполняют три важнейшие функции:  фискальную, социальную и регулирующую.

       1) Фискальная функция налогов.

       Посредством  фискальной функции реализуется  главное общественное назначение  налогов - формирование финансовых ресурсов государства, аккумулируемых в бюджетной системе и внебюджетных фондах и необходимых для осуществления собственных функций (оборонных, социальных, природоохранных).

       Во  всех государствах, при всех общественных  формациях налоги в первую очередь выполняли фискальную функцию, т. е. обеспечивали финансирование общественных расходов, в первую очередь расходов государства. Другие источники финансирования бюджетных доходов не идут ни в какое сравнение с налоговыми платежами. Первая в историческом плане и важнейшая на сегодняшний день фискальная функция налогов настолько очевидна, что о ней едва ли стоит писать подробнее. Следует лишь отметить, что фискальная функция налогов превалирует в ущерб двум другим функциям в развивающихся странах, а так же в развитых странах в период экономических и военно-политических потрясений.

2) Социальная  функция налогов. 

       Поддержание  социального равновесия путем  изменения соотношения между  доходами отдельных социальных  групп с целью сглаживания  неравенства между ними - социальная функция.

       Наряду  с распределением собственности,  доходами и ценами налоги являются  центральной линией социальной  борьбы в странах с рыночной  экономикой. По результатам социологических  опросов большинство граждан  считают, что они платят слишком высокие налоги, что другие социальные группы платят слишком низкие налоги и что государство расходует слишком мало средств на обеспечение их материального благосостояния и слишком много отдаёт другим.    

       По  мере усложнения социальных отношений, их обострения в периоды кризисов, революционных ситуаций, после Первой и Второй мировых войн, в конце 60-х гг. налоговые системы развитых стран  всё в большей степени ориентировались на выполнение социальных функций. Особенно сильное воздействие на социальную ориентацию налогов имела конфронтация капиталистической и социалистической систем и нахождение у власти во многих странах социал-демократических правительств. Однако на сегодняшний день давление профсоюзов, объединений крестьян, лиц свободных профессий, студентов, пенсионеров на государство в целях расширения социальных гарантий, снижения налогов с заработной платы значительно ослабло.

       Социально ориентированные  налоги распространяются на многодетные  семьи, семьи, где есть инвалиды и ветераны, переселенцев из-за границы на свою историческую родину. Пониженные налоги платят крестьяне, ремесленники, мелкие и средние предприниматели, особенно впервые начинающие своё дело. Такие налоги носят не только социальный, но и регулирующий характер. Социальную и в то же время регулирующую направленность носит уменьшение налоговой базы для семей, в которых кто-нибудь учится в высшем учебном заведении или на курсах повышения квалификации, в которых часть доходов идёт на строительство, покупку, реконструкцию жилья или загородного дома. Социальная направленность разрешённого уменьшения налоговой базы и ставок очевидна, хотя воспользоваться этим могут только относительно обеспеченные слои населения. Но и регулирующая функция здесь налицо. Оживление жилищного строительства создаёт дополнительный спрос на строительные материалы, машины и услуги, санитарное и электрическое оборудование, способствует росту занятости, а позднее ведёт к увеличению спроса на мебель, технические товары длительного пользования, бытовую электронику, посуду, бельё.     

       Установление  социально ориентированных налогов  (уменьшение налоговой базы, ставок) ведёт к сокращению поступления  налогов в бюджет и, по сути, равнозначно социальным расходам  бюджета. С помощью социально  ориентированных налогов, как  и с помощью социальных выплат, государство осуществляет перераспределение чистого национального продукта в целях укрепления социальной стабильности общественного строя.

3) Регулирующая  функция налогов.     

       Основными  объектами государственного регулирования  экономики при помощи налоговой политики являются хозяйственный цикл, секторальная, отраслевая и региональная структура хозяйства, капиталовложения, цены, окружающая среда и внешнеэкономические связи.

       С  тех пор, как государство посчитало  необходимым активно участвовать в организации хозяйственной жизни в стране, у функции появилось регулирующее свойство, которое осуществляется через налоговый механизм. Регулирующая функция налогов заключается в установлении и изменении системы налогообложения, определении налоговых ставок, их дифференциации, предоставление налоговых льгот. Эта функция заключается в том, что через систему дифференцированных налоговых ставок и льгот можно влиять на процесс общественного воспроизводства: стимулировать развитие отдельных отраслей, расширять и сокращать платёжеспособный спрос населения и т.д.

Таким образом, исследовав природу, сущность, функции налогов, эволюцию налогообложения, можно прийти к выводу о сложности и противоречивости системы налогообложения. Данные исследования являются необходимым условием дальнейшего анализа налоговой системы РФ.    

               

 

 

                2 Система налогов Российской Федерации

2.1 Законодательная база налогообложения

Введенная в  действие с 1 января 1992 г. налоговая  система Российской Федерации была сформирована буквально в течение нескольких месяцев фактически путем копирования западных налоговых систем. Одновременно закладываемые при ее формировании принципы налогообложения приспосабливали к реалиям экономики переходного периода. В результате получился симбиоз западных образцов и российских особенностей.

Абсолютно неэффективной  проявила себя действовавшая в то время система налогового администрирования, которая была ориентирована прежде всего на краткосрочное обеспечение любой ценой требуемого объема налоговых поступлений с целью преодоления текущих проблем бюджетного балансирования.

Все это потребовало  кардинального изменения действовавшей налоговой системы России.

В 1998 г. была принята  и с 1 января 1999 г. вступила в действие первая, или так называемая общая, часть Налогового кодекса РФ.

Принятие  первой части Налогового кодекса  явилось поистине историческим моментом в развитии экономических реформ в России. С вступлением в действие этого законодательного документа начался этап реформирования всей системы налогообложения[10].

Однако принятие первой части Кодекса не обеспечило всестороннее решение принципиальных вопросов конкретного применения федеральных, региональных и местных налогов и сборов. Поэтому была продолжена работа над второй, специальной частью Налогового кодекса, которая была принята в августе 2000 г. и вступила в действие с 1 января 2001 г. Указанная часть включала четыре главы, посвященные налогу на добавленную стоимость (НДС), налогу на доходы физических лиц, акцизам и единому социальному налогу.

Информация о работе Налоги в системе экономических отношений