Налоги как правовая категория и их классификация

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Января 2012 в 08:01, курсовая работа

Описание работы

Цель данной курсовой работы состоит в комплексном анализе сущности налога как правовой категории. Достижение указанной цели обусловило постановку и решение следующих задач:

- проследить историю формирования и развития налогов, раскрыть содержание основных налоговых теорий;

- исследовать понятие, сущность и признаки налога;

-определить роль налогов как признака государства, специфику налогов в современном государстве путем проведения сравнения юридических элементов налогов, сборов, пошлин, иных обязательных платежей, взимаемых в соответствии с законодательством;

- раскрыть основные функции налогов;

- выявить правовой механизм налога;

- исследовать существующие в юридической науке подходы к классификации налогов;

Работа содержит 1 файл

итог курсовая.doc

— 242.50 Кб (Скачать)

     В этот же период налоги становятся инструментом политической борьбы. Августовские события 1991 года ускорили процесс распада СССР и становление России как политически самостоятельного государства. Молодому Российскому государству необходимо было срочно создать свою систему формирования доходной части бюджета. Именно в этот период была осуществлена широкомасштабная комплексная налоговая реформа12.

     Закон Российской Федерации от 27 декабря 1991 года «Об основах налоговой  системы в Российской Федерации»13, который, являясь основополагающим, впервые дал определение понятия «налог». Согласно Ст.2 Закона «…под налогом … понимается обязательный взнос в бюджет соответствующего уровня, осуществляемый плательщиками в порядке и на условиях, определяемых законодательными актами. Налоги устанавливаются и отменяются Верховным Советом Российской Федерации и другими органами государственной власти».

     Представление о сущности, природе налогов, их месте  и роли в экономической системе  раскрывается в налоговых теориях, которые стали формироваться  в качестве законченных научных  учений начиная с XVII в.

     Таким образом, становление и развитие системы налогообложения в России проходило несколько этапов: первый этап — конец IX — первая половина XV в. (податные отношения Древней Руси); второй этап — вторая половина XV — первая половина XVII в. (налоговая система периода формирования централизованного государства); третий этап — вторая половина XVII— XVIII в. (налоговая система периода абсолютной монархии); четвертый этап — XIX — начало XX в. (до 1917 г.) (налоговая система буржуазного строя); пятый этап — 1918—1990 гг. (налоговая система советского периода); шестой этап — начало 1990-х гг. — настоящее время (современная налоговая система). 

1.2. Формирование и  эволюция основных  налоговых теорий

      Формирование  основных налоговых теорий в качестве научных концепций происходит начиная с XVII в. Именно в этот период они стали именоваться как общая теория налогов, основные направления которой складывались под непосредственным воздействием экономического и политического развития общества.

      Налоговые теории подразумевают определенную систему научных знаний о сущности и значении налогов, т. е. различные варианты моделей налогообложения в государстве в зависимости от признания за налогами того или иного назначения. Существуют также частные налоговые теории, которые обосновывают установление и режим отдельных налогов либо отдельных аспектов налогообложения14.

      Потребность в установлении теоретических основ  налоговых отношений обусловлена  объективными причинами. Это связано с тем, что практика налогообложения опережала финансовую науку, которая не подготовила общественное мнение относительно справедливости взимания налогов, поэтому существовала необходимость теоретического обоснования налогов15.

      Первой  налоговой теорией является теория обмена, получившая распространение в Средние века. Она основывается на возмездном характере налога; смысл ее заключается в том, что через налог граждане покупают у государства различные услуги. Разновидностью теории обмена является атомистическая теория, возникшая в XVII— XVIII вв. во Франции. Ее представителями выступали французские просветители С. де Вобан и Ш. Л. Монтескье, рассматривавшие налог как плату, вносимую каждым гражданином за охрану его личной и имущественной безопасности, за защиту государства и др., т. е. как цену за услуги государства. Смысл атомистической теории заключается в обмене одних ценностей на другие, что производится на особых основаниях, поскольку граждане не могут отказаться ни от уплаты налогов, ни от пользования общей охраной16.

      В первой половине XIX в. щвейцарский экономист Ж. Си-монд де Сисмонди в своей работе «Новые начала политэкономии» (1819 г.) сформулировал теорию наслаждения, согласно которой налог рассматривался как оплата гражданином полученных им от общества наслаждений — наслаждения от общественного  порядка,  справедливого  правосудия,  обеспечения свободы личности и права собственности. При помощи налогов покрываются ежегодные расходы государства, и каждый плательщик налогов участвует таким образом в общих расходах, совершаемых ради него и его сограждан.

      Теорию  налога как страховой премии разработал во второй половине XIX в., французский экономист А. Тьер. Последователями были Э. де Жирарден, английский экономист Дж. Р. Мак-Куллох и др. Согласно этой теории общество представлено как страховая компания, в которой каждый должен платить пропорционально своему доходу или имуществу, потому что издержки охраны и защиты должны распределяться в соответствии с суммой охраняемой собственности. Налог — это страховой платеж, уплачиваемый подданными государству на случай наступления какого-либо риска. Смысл такого налога — обеспечить финансирование затрат правительства по обеспечению обороны и правопорядка17.

      Классическая  теория налога (теория налогового нейтралитета) существовала во второй половине XVIII — первой половине XIX в. (А. Смит и Д. Рикардо). Сторонники этой теории рассматривали налоги как основной вид государственных доходов, которые должны покрывать затраты на содержание правительства.

      Данная  теория имеет более высокий научный  уровень и состоит в обосновании экономической природы налога, впервые изученной А. Смитом. Его основной труд — «Исследование о природе и причинах богатства народов». Смит не дает собственного определения налога, однако особое значение имеют разработанные им классические принципы построения налоговой политики:

      — принцип  справедливости,  означающий,  что подданные государства должны его поддерживать соответственно доходу, каким они пользуются под покровительством и заогитой государства;

      — принцип определенности, требующий, чтобы налог был не произвольным, а точно определенным по сроку, сумме и способу платежа;

      — принцип удобства уплаты, предполагающий, что каждый налог должен взиматься  в то время и таким способом, которые представляют наибольшие удобства для плательщика;

      — принцип экономии, заключающийся  в сокращении издержек взимания налога и в рационализации системы налогообложения18.

      Соблюдение  этих принципов делает налоги, по словам Смита, признаком не рабства, а свободы. По его мнению, наиболее подходящим объектом государственного налогообложения является земельная рента, поскольку ее нельзя переложить на кого-либо другого; неэффективными и нецелесообразными признаются налог с прибыли и налог на заработную плату19.

      Кейнсианская  теория возникла в первой половине XX в. (Дж. Кейнс). Суть ее в том, что налоги — главный рычаг регулирования экономики и одно из слагаемых ее успешного развития. В числе базовых положений кейнсианской школы — ориентация на спрос, который считается определяющим в регулировании рыночной экономики. Поэтому введение налогов должно вести к падению спроса, а сокращение — стимулировать спрос. Согласно данной теории, налоги — это встроенный механизм гибкости в экономической системе. Теория жертвы — одна из первых теорий, которая содержит идею принудительного характера налога и обусловливает его природу как жертвы (Н. Канар, Б. Г. Мильгаузен, Н. Тургенев, Д. С. Миль, К. Эеберг, И. И. Янжул, Я. Таргулов). Так, русский экономист Н. Тургенев, исследуя природу налогов, считал их пожертвованиями на общую пользу20.

      Примером  частной налоговой теории является научная теория о взаимосвязи ставок налога и общей суммы налоговых поступлений в бюджет, разработанная А. Леффером. Им построена теоретическая зависимость с точкой максимума при 50%. Основные положения теории Леффера заключаются в следующем: поступления в бюджет отсутствуют при ставке налога 0 и 100%; максимальные поступления в бюджет достигаются при ставке налога 50%. Таким образом, эффект Леффера состоит в росте поступлений в бюджет с повышением налогов, если ставка до 50%, и в падении поступлений — если ставка более 50%. При этом допускаются определенные отклонения в каждом конкретном случае21.

      Таким образом, процесс теоретического обоснования природы налога и оптимальных границ налогообложения прошел долгий путь и до сих пор не завершен. В настоящее время происходит формирование научно-теоретических воззрений на проблемы в области налоговых отношений. 
 
 
 
 
 
 
 
 

2. Понятие и роль  налогов

2.1. Налог как правовая  категория: понятие,  признаки, сущность

      Налог как правовая категория имеет свое определение, содержание и сущность, нормативное закрепление которых является необходимым условием для осуществления государством и муниципальными образованиями своей финансовой деятельности. Налог является основной, системообразующей категорией налогового права. Именно от сущности налога, от внутреннего его содержания зависят определение предмета налогового права, конструирование его Общей и Особенной части, деление на институты. Не менее важную роль выполняет категория «налог» и для уяснения места налогового права в системе финансового права Российской Федерации. Особую значимость юридическая характеристика налога имеет для урегулирования извечного конфликта между частной и публичной формами собственности. Точная формулировка дефиниции налога способствует определению круга прав и обязанностей субъектов налоговых правоотношений, правильному практическому применению всего налогового законодательства22.

      Согласно  ст. 8 Налогового кодекса Российской Федерации (далее НКРФ) под налогом понимается обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований23.

      Из  данного определения выводятся  следующие основные признаки налога.

      1. Обязательность. Бесспорным отличительным признаком налогов выступает их обязательный характер, означающий юридическую обязанность перед государством. Налог устанавливается государством в одностороннем порядке, без заключения договора с налогоплательщиком, и взыскивается в случае уклонения от его уплаты в принудительном порядке. Уплата налогов является важнейшей обязанностью каждого гражданина. Статья 57 Конституции РФ установила обязанность каждого платить законно установленные налоги и сборы. Следовательно, налогоплательщик не имеет права отказаться от выполнения налоговой обязанности. Обязательность уплаты служит одним из главных критериев, отличающих налоги от иных видов доходов бюджетов, установленных ст. 41 Бюджетного кодекса Российской Федерации24.

      Наиболее  сложным и противоречивым элементом  признака обязательности является форма  уплаты налога. Налоговый кодекс РФ не дает однозначного ответа на вопрос, в какой же форме выступает налог — добровольного платежа или принудительного взыскания. Критерий обязательности не означает государственного принуждения к уплате налога25.

      Согласно  ст. 8 НК РФ налог — это платеж, взимаемый с организаций и физических лиц. Однако этимология термина «платеж» подразумевает активные волевые действия частного субъекта — плательщика, а «взимание» означает активные сознательные действия публичного субъекта по отношению к частному. Следовательно, определять налог, используя одновременно термин «платеж» и критерий «взимаемый», не имеет смысла, поскольку нельзя осуществить платеж и взимание одних и тех же денежных средств. Если частный субъект — налогоплательщик произвел платеж, то публичный субъект — государство не имеет права взыскивать этот же налог, и, наоборот, принудительное взыскание недоимки освобождает налогоплательщика от исполнения налоговой обязанности26.

      Таким образом, характерным элементом  признака обязательности выступает  добровольная уплата налога. Дальнейший анализ норм НК РФ свидетельствует о подходе законодателя к пониманию налога в качестве добровольного активного действия налогоплательщика и, как следствие, к изначальной добросовестности и невиновности частного субъекта.

      2. Безвозвратность и индивидуальная безвозмездность. Законно уплаченные налоговые платежи не возвращаются обратно к налогоплательщику в виде тех же денежных сумм. Согласно действующему законодательству, налоги передаются государству в собственность и юридически государство ничем не обязано конкретному гражданину за уплату налогов и не предусматривает никаких личных компенсаций налогоплательщику за перечисленные обязательные платежи. Поэтому выполнение налогоплательщиком обязанности по уплате налогов не порождает у государства встречной обязанности по предоставлению конкретно-определенному лицу каких- либо материальных благ или к совершению в его пользу действий27. Налогоплательщик не имеет прямой личной заинтересованности в уплате налогов, поскольку, добросовестно уплатив налог, он не получает от государства дополнительных субъективных прав. Признак безвозвратности свидетельствует об отсутствии эквивалентного характера в имущественных отношениях, регулируемых налоговым правом. Вместе с тем налогоплательщик получает от государства публичную пользу, «общее благо», отвечающее его частным интересам. Любой налогоплательщик является частью социума, оформленного в государство28. Государство, действуя в интересах всего общества, реализует различные внутренние и внешние функции: социальную, экономическую, политическую, правоохранительную, военную и т. д. Конечный результат деятельности государства распространяется на всех членов общества, независимо от тех сумм налогов, которые каждый из них уплачивает. Следовательно, уплата налога дает налогоплательщику право на равный доступ к общественным благам, поскольку государство реализует публичные функции одинаково относительно всех граждан. Целостное представление о сущности налога возможно только при рассмотрении его в аспекте категории финансового права, что дает возможность проследить процесс распределения налоговых поступлений и тем самым наиболее полно и точно охарактеризовать признак безвозмездности. Познание налога не только на стадии образования государственных (муниципальных) денежных фондов, но и на стадии распределения позволяет сделать следующие выводы29.

Информация о работе Налоги как правовая категория и их классификация