Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Января 2012 в 08:01, курсовая работа
Цель данной курсовой работы состоит в комплексном анализе сущности налога как правовой категории. Достижение указанной цели обусловило постановку и решение следующих задач:
- проследить историю формирования и развития налогов, раскрыть содержание основных налоговых теорий;
- исследовать понятие, сущность и признаки налога;
-определить роль налогов как признака государства, специфику налогов в современном государстве путем проведения сравнения юридических элементов налогов, сборов, пошлин, иных обязательных платежей, взимаемых в соответствии с законодательством;
- раскрыть основные функции налогов;
- выявить правовой механизм налога;
- исследовать существующие в юридической науке подходы к классификации налогов;
ВВЕДЕНИЕ
Любое
современное государство
Интенсивное
развитие российского законодательства
о налогах и сборах порождает
необходимость тщательного
Происходящие изменения, заключающиеся в изменении системы хозяйствования, в отказе от использования государственного механизма регулирования жизнедеятельности целых отраслей промышленности, изменили и саму сущность налогов, в том числе и выполняемые ими функции. В настоящее время статьей 8 Конституции Российской Федерации1 устанавливается, что в Российской Федерации признаются и защищаются равным образом частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности. В условиях произошедших и происходящих изменений в доктрине права, в перестройке государственного устройства и экономических основ и в связи с увеличением роли финансового права существует острая необходимость исследования правовых основ налогов, в особенности с той целью, чтобы на базе норм права обеспечить должное законное изъятие доли частной собственности в доход государства.
Является очевидным, что налоги, с одной стороны, отражают уровень политического и экономического развития государства, а с другой, непосредственно в ходе взимания оказывают воздействие на политическую и экономическую жизнь общества. Таким образом, налоги, являясь частью культурной жизни человека, могут быть предметом исследования и экономистов, и политологов, и социологов. Однако только в рамках права как такого возможно изучение определенного института, имеющего нормативное закрепление.
Понятие
«налог» в праве имеет
В создавшихся условиях несомненную научную и практическую ценность представляет изучение вопроса о месте налога в системе обязательных платежей, проведение различий между налогами, сборами, пошлинами и иными обязательными платежами, взимаемыми на территории Российской Федерации.
Многие из современных ученых отмечают отсутствие единых подходов к изучению налогов и недостаточное внимание со стороны доктрины права к изучению налога как правовой категории.
Очевидно, что существующие пробелы теоретической и практической разработки данного вопроса «ослабляют» правовые основы системы налогов и сборов Российской Федерации в целом и собираемость сборов в частности.
Вышеизложенным объясняется выбор темы курсовой работы, ее актуальность и значение.
Предметом исследования данной курсовой работы выступает налог как правовая категория.
Объектом исследования являются общественные отношения, складывающиеся в процессе формирования и установления элементов юридического состава налога.
Цель данной курсовой работы состоит в комплексном анализе сущности налога как правовой категории. Достижение указанной цели обусловило постановку и решение следующих задач:
- проследить историю формирования и развития налогов, раскрыть содержание основных налоговых теорий;
- исследовать понятие, сущность и признаки налога;
-определить роль налогов как признака государства, специфику налогов в современном государстве путем проведения сравнения юридических элементов налогов, сборов, пошлин, иных обязательных платежей, взимаемых в соответствии с законодательством;
- раскрыть основные функции налогов;
- выявить правовой механизм налога;
- исследовать существующие в юридической науке подходы к классификации налогов;
Положения и выводы курсовой работы основываются на изучении Конституции Российской Федерации (далее - Конституция РФ), федеральных законодательных и иных нормативных правовых актов.
Теоретическую основу курсовой работы составили труды отечественных и зарубежных ученых, а также публикации в периодической печати, затрагивающие различные аспекты исследуемой проблемы. Среди них: Брызгалин А.В., Глухов В.В., Горский И.В., Гуреев В.И., Дуканич Л., Дымченко В.И., Евстигнеев Е.Н., Козырин А.П., Кучеров И.И., Русакова И.Г., Перов А.В., Соколов А.А., Химичева Н.И., Юткина Т. И. др.
Методологическую основу исследования составляют следующие методы познания: общенаучный, диалектический, системного анализа, нормативно-логический, правового моделирования и прогнозирования.
Данная
курсовая работа состоит из введения,
трех глав, каждая из которых раскрывает
тот или иной аспект поставленной
темы, заключения и списка использованных
источников и литературы. В конце работы,
в заключении, подводятся итоги рассмотренной
темы, делаются основные выводы.
1. История возникновения и развития налогов и налогообложения
1.1. Этапы развития налогообложения в России
Финансовая система Древней Руси складывается с конца IX в. в период объединения древнерусских племен и земель. Основной формой налогообложения выступают поборы, именуемые «данью». Дань носила нерегулярный характер в виде контрибуций с побежденных народов. Со временем дань стала прямым налогом, который уплачивался деньгами, продуктами питания и изделиями ремесла. Единицей обложения данью служит «дым», определявшийся числом печей и труб в каждом хозяйстве2.
Косвенные налоги взимаются в форме торговых и судебных пошлин. Особое распространение получил так называемый «мыт» - пошлина, взимаемая при провозе товаров через заставы у городов и крупных селений.
XIII в. – 1476 г. В 13 веке после завоевания Руси Золотой Ордой иноземная дань выступила формой регулярной эксплуатации русских земель. Единицами налогообложения были: в городах – двор, в сельской местности хозяйство3.
1462 –1505 г. Московский князь Иван III Васильевич в 1476 году отказался от уплаты дани ханам. После свержения монголо-татарской зависимости налоговая система была реформирована. Иван III ввел подушный налог, взимаемый в основном с крестьян и посадских людей. Особое значение приобрели целевые налоговые сборы, которые финансировали становление молодого Московского государства.
1629 – 1676 г. В царствование царя Алексея Михайловича система налогообложения была упорядочена. В 1655 г. был создан специальный орган – Счетная палата, в компетенцию которой входил контроль за фискальной деятельностью приказов, а также исполнение доходной части российского бюджета4.
1672 – 1725 г. Эпоха реформ Петра I характеризовалась постоянной нехваткой финансовых ресурсов на ведение войн и строительство новых городов. В 1724 г. взамен подворного обложения Петр вводит подушный налог, которым облагалось все мужское население податных сословий5.
1729 – 1796 г. Основной чертой налоговой системы при правлении Екатерины II является большое количество косвенных налогов. Они приносили 42 % государственных налогов.
Первая половина XIX в. Характеризуется развитием российской финансовой науки. В 1810 г. Государственным Советом России была утверждена программа финансовых преобразований государства – знаменитый «План финансов», создателем которого выступает Сперанский.
Вторая половина XIX в. Большое значение приобретают прямые налоги. Основным налогом выступала подушная подать, которая с 1863 года стала заменяться налогом с городских строений. Вторым по значению выступал оброк – плата казенных крестьян за пользованием землей.
Конец XIX в. – начало XX в. Основными налогами являются: акцизы на соль, керосин, спички, табак, сахар, таможенные пошлины, алкогольные акцизы. В 1898 г. Николай II ввел промысловый налог, игравший большую роль в экономике государства.
Российская система налогообложения почти всегда складывалась, развивалась и претерпевала те или иные изменения вместе с изменениями ее политическом устройстве и с историческими вехами.
После революции 1917 года основным доходом молодого Советского государства выступили эмиссия денег, контрибуции и продразверстка, поэтому первые советские налоги не имели большого фискального значения и носили ярко выраженный характер классовой борьбы6.
Первые налоговые преобразования относятся к эпохе НЭПа. В этот же период были заложены основы налоговой системы Советского государства. На развитие советского налогообложения 20-х годов большое влияние оказало налоговое устройство дореволюционной России вплоть до воспроизводства ее ряда черт. Среди прямых налогов выделялись промысловый налог, которым облагались торговые и промышленные предприятия, а также подоходно-имущественный налог (по мере роста капитала и имущества ставка налога прогрессивно увеличивалась). Характерным для того периода были двойное налогообложение и дестимулирующие налоги7.
В связи с непоследовательностью и бессистемностью проведения экономической политики к концу 20-х годов в СССР сложилась сложная и громоздкая система бюджетных взаимоотношений – действовало 86 видов платежей в бюджет, что вызывало необходимость совершенствования финансовой системы страны.
С 30-х годов роль и значение налогов в СССР резко уменьшаются, и налоги начинают выполнять несвойственные им функции. Налоги используются как орудие политической борьбы с кулаками. Постепенно, в связи с изменением и ужесточением внутренней политики СССР, свертывания НЭПа, система налогообложения была заменена административными методами изъятия прибыли предприятий и перераспределением финансовых ресурсов через бюджет страны8.
В 1930-1932 гг. СССР была произведена кардинальная налоговая реформа, в результате которой была полностью упразднена система акцизов, а все налоговые платежи предприятий (около 60) были унифицированы в двух основных платежах – налоге с оборота и отчислениях от прибыли. Были объединены некоторые налоги с населения, а значительное их число отменено. Вся прибыль промышленных и торговых предприятий, за исключением нормативных отчислений на формирование фондов, изымалась в доход государства. Таким образом, доход государства формировался не за счет налогов, а за счет прямых изъятий валового национального продукта, производимого на основе государственной монополии.
Существование налогов с предприятий в этой ситуации теряло свой смысл. Налоги же с населения не имели большого значения в бюджете государства. Однако в связи с началом Великой Отечественной войны был введен военный налог (отменен в 1946 году). Кроме того, 21 ноября 1941 года с целью мобилизации дополнительных средств для оказания помощи многодетным матерям был введен налог на холостяков, одиноких и малосемейных граждан. Несмотря на его временный характер, вызванный сугубо демографическими проблемами СССР в послевоенный период, этот налог просуществовал вплоть до начала 90-х годов9.
К началу реформ середины 80-х годов более 90% государственного бюджета Советского Союза, как и его отдельных республик, формировалось за счет поступлений от народного хозяйства. Налоги с населения (прямые) имели незначительный удельный вес и составляли примерно 7-8% всех поступлений бюджета10.
Эпоха перестройки и постепенного перехода на новые условия хозяйствования середины 80-х годов объективно вызвало возрождения отечественного налогообложения. Уже в конце 80-х годов предпринимаются серьезная попытка повысить налоговые ставки на прибыль кооперативов. 14 июня 1990 года был принят Закон СССР «О налогах с предприятий, объединений и организаций»11 - первый унифицированный нормативный акт, регулирующий многие налоговые правоотношения в стране. В некоторой своей части этот закон действует до сих пор.
Информация о работе Налоги как правовая категория и их классификация